П р о ф о р и е н т а ц и о н н а я и г р а «Калейдоскоп профессий»
Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик.
Задачи:
- ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме;
- создать информационное пространство о профессиях;
- развивать любознательность, умение работать в группах
- прививать интерес к различным видам деятельности;
- задуматься о своём профессиональном будущем
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
карточки с описанием профессий; два набора карточек с цифрами 1,2,3; бланк для ответов конкурса «Блицопрос»
Оформление:
- На доске написать тему часа общения
- Стих В.Маяковского
- Поместить таблички с названиями конкурсов.
- Табличка с определением слова «профессия»
- Высказавания о труде и профессиях
Подготовка:
Учащиеся делятся на две команды, каждой предлагается продумать название и эмблему в соответствии с темой игры, главного в команде.
План:
- Вступительное слово- 1 мин
- Конкурсы:
«Разминка ».-3 мин.
«Анаграммы»- 3 мин
«Отгадай профессию по описанию»- 5 мин.
«Взаимоотношение человека и объекта действия»- 7 мин
«Что это за профессия?»
«Профсловарь»
«Блицопрос»
- Рефлексия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaleydoskop_professiy.docx | 44.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Новая Балкария»
Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
П р о ф о р и е н т а ц и о н н а я и г р а
«Калейдоскоп профессий»
8-9 классы
(Материал для проведения Недели психологии)
Подготовила педагог-психолог
Жолаева М.С
2021-2022 уч.г.
Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик.
Задачи:
- ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме;
- создать информационное пространство о профессиях;
- развивать любознательность, умение работать в группах
- прививать интерес к различным видам деятельности;
- задуматься о своём профессиональном будущем
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
карточки с описанием профессий; два набора карточек с цифрами 1,2,3; бланк для ответов конкурса «Блицопрос»
Оформление:
- На доске написать тему часа общения
- Стих В.Маяковского
- Поместить таблички с названиями конкурсов.
- Табличка с определением слова «профессия»
- Высказавания о труде и профессиях
Подготовка:
Учащиеся делятся на две команды, каждой предлагается продумать название и эмблему в соответствии с темой игры, главного в команде.
План:
- Вступительное слово- 1 мин
- Конкурсы:
«Разминка ».-3 мин.
«Анаграммы»- 3 мин
«Отгадай профессию по описанию»- 5 мин.
«Взаимоотношение человека и объекта действия»- 7 мин
«Что это за профессия?»
«Профсловарь»
«Блицопрос»
- Рефлексия
Ход мероприятия
Ведущий: Нашу встречу мне хочется начать с известных строк детского стихотворения В. В. Маяковского, оно с очень взрослым смыслом:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься? (Слайд)
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. Каждый в своей жизни делает два самых важных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Сегодня, как вы догадались, мы поговорим…о выборе профессии. (Слайд)
Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. В мире насчитывается более 50 тысяч профессий. (Слайд)
Но эта огромная цифра далека от определенности. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор. (Слайд)
А знакомиться с профессиями мы будем играя. Давайте разделимся на 2 команды. И сегодняшнюю встречу проведём в форме соревнования между командами.
- Конкурс 1. «Разминка» или Разминка «Чайнворд»: называем слова, каждое новое слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего слова. (профессий) Например, Агроном, Менеджер, Радиомонтажник, Каскадер, Репортер, Разведчик, Кондитер, Ревизор, Радиотехник, Киберспортсмен, Нотариус, Следователь, Логопед, Дефектолог, Гастроэнтеролог, Гематолог, Грузчик, Контролер, Риэлтор...
Ведущий: Я предлагаю вам отгадать загадки о профессиях, которые вам сейчас буду зачитывать.
(Участникам по очереди задаются вопросы – шуточные загадки. За правильный ответ команда получает 0,5балла)
1.Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент!
(Дирижёр)
2.Если роль забыл актёр
И без слов руками машет,
Кто на выручку придёт
И слова ему подскажет?
(Суфлёр)
3.Самолёт он долго создавал,
Сколько раз менялись очертания!
Скоро сядет лётчик за штурвал,
Труд его закончит испытанием.
(Конструктор)
4.Был вначале он курсантом,
В полк приехал лейтенантом,
Он обучен воевать,
Как его, скажи, назвать.
(Офицер)
5.Назубок законы зная,
Все права нам разъясняя,
Споры наши разрешает,
А виновных осуждает.
(Судья)
6.Он ведёт соревнованье,
Судит честно состязанье.
(Рефери)
7.Он весь город нам покажет,
Всё о нём к тому ж расскажет.
И от нас вопросов ждёт,
И на все ответ найдёт.
(Гид, экскурсовод)
8.В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день.
(Бухгалтер)
9.Весёлая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши!
(Милиционер)
10.Мы от простуды вновь страдаем,
Врача мы на дом вызываем.
Он выдаст нам больничный лист.
А кто он как специалист?
(Терапевт)
11.Как называются пилоты
В одной команде самолёта?
(Экипаж)
12.Он – начальник факультета,
Знают все студенты это.
В вуз учиться, коль пойдёшь,
То его ты там найдёшь.
(Декан)
Профессия- это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития. (Слайд 4)
Слово профессия означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Кроме того профессия- это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.
А теперь будем отгадывать анаграммы, в которых зашифрованы названия профессий
Следующий конкурс
Конкурс 2. «Анаграммы» (Слайд 5)
Задание: Переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
Условия конкурса: каждой команде даётся одинаковое задание. Время выполнения -3 мин.(За каждый правильный ответ - 0,5б)
Рвач- медицинский работник (врач)
Сопло- дипломатический представитель (посол)
Терка- театральная и кинематографическая профессия (актер)
Марля- «разноцветный»рабочий (маляр)
Фиакр- волшебная цирковая профессия (факир)
Кредитор—руководитель предприятия (директор)
Старина- младший медицинский рабочий (санитар)
Водосток- животноводческая профессия (скотовод)
Авдотка- юридическая профессия (адвокат)
Травинка- продавец старины (антиквар)
Альков- мастер ручной ковки (коваль)
Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.
Поднимите руку, кто уже выбрал профессию?
Кто пока не определился?
Кого этот вопрос пока еще не интересует?
Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.
А сейчас попробуйте отгадать профессию по описанию.
(здесь можно обсудить профессии которые выбрали дети, какими качествами должен обладать ..., как вы считаете подходит ли вам эта профессия, что нужно для того чтобы достичь цели, почему вам она нравиться, вы ее сами выбирали?...)
Конкурс 3. «Отгадай профессию по описанию»
(Команды выбирают карточки и отгадывают название профессии по описанию. За правильный ответ- 1б.)
- К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.В.Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтёр).
- Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)
- Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка)
- В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных работ на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие этой профессии. (Электромонтажник)
- В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающие получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена являются психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственных способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)
- Это главное действующее лицо фондовой биржи, являющееся посредником в торговых сделках. Человек этой профессии обязан знать все о ценных бумагах. Принципиальное значение при определении профессиональной пригодности имеют такие качества личности, как эмоциональная уравновешенность, высокая степень адаптивности, так как это одна из самых стрессовых профессий. (Дилер)
Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек - природа», «человек – человек», «человек – техника», человек – художественный образ», «человек – знаковая система». (Слайд)
Конкурс 4. «Взаимоотношение человека и объекта действия».
Задание состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов.
( Ведущий называет профессию. Участники должны записать, к какому типу она относится). (Слайд )
- Портной (Человек – художественный образ)
- Зоотехник (Человек – природа)
- Столяр (Человек- техника)
- Слесарь – сантехник (Человек- техника)
- Фотограф (Человек – художественный образ)
- Композитор (Человек – художественный образ)
- Секретарь (Человек – человек)
- Парикмахер (Человек- человек)
- Садовод (Человек – природа)
- Программист (Человек – знаковая система)
- Животновод (Человек – природа)
- Водитель троллейбуса (Человек – техника)
- Адвокат (Человек – человек)
- Штурман (Человек – знаковая система)
- Портной (Человек – художественный образ)
А теперь проверим (Слайд )
- «Человек – художественный образ»: портной, фотограф, композитор.
2 «Человек – природа»: животновод, зоотехник, садовод
3. «Человек – техника»: столяр, водитель троллейбуса, слесарь -сантехник,
4. «Человек – человек»: секретарь, парикмахер, адвокат.
5. «Человек – знаковая система»: программист, астроном, штурман.
«Человек – художественный образ»: Позитивный, отзывчивый, человек, который умеет общаться с публикой и нравится ей.
Опытный профессионал в своей деятельности Новатор во всём Ответственный организатор. Способен, когда нужно мыслить креативно Терпеливый Обладающий пространственным мышлением Имеющий хорошую память Активист В стиле одежды избирателен, в зависимости от категории профессии, мероприятия, а также настроения.
Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь- референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, системный администратор, главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям. В последнее время в России появились новые профессии. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.
Конкурс 5. «Самые нужные профессии»
- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа - «Самые отважные профессии».
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, полицейский, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
- Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
Конкурс 6. «Что это за профессия?»
Каждая команда имеет карточки: 1, 2,3. По сигналу «Время» (10сек.)
поднимает соответствующую карточку-1,2, 3.
Помните: Только один ответ, из предложенных, является правильным
За правильно выполненное задание команда получает 1 балл. (Слайд 9)
1.Логист-…
1)занимается логикой
2)специалист по управлению транспортировкой продукции
3)организует конференции и научные саммиты(Ответ:2)
Логист, логистик- специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для её получения необходимы экономическое образование.
2.Веб – мастер-…
1)работает на компьютере
2)разрабатывает программы
3) разрабатвает проекты сайтов (Ответ:3)
Комментарий. Веб – мастер разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадёт, но веб –мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.
3.Маркетолог-…
1)работает на рынке ценных бумаг
2)тот, кто изучает рынок
3)тот, кто изучает товарные марки и бренды (Ответ:2)
Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно – техническое образование.
4.Фандрайзер-…
1)ищет деньги и возможности для организации
2) фанат, которого занимает звезда
3)изучает пути развития предприятий
Фандрайзер- ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.
5)PR- агент-…
1) связан с политикой
2)специалист по связям с общественностью
3)выполняет посреднические услуги между организациями и людьми(Ответ:
6.Имиджмейкер-…
1)филосов
2)парикмахер
3)имидж – консультант
Конкурс 6. «Профсловарь»
Ведущий: Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать. Защитывается тому, кто первый поднимет руку и даст правильный ответ(0,5 б)
- Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
- Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
- Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
- Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)
- Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой), стена, кладка. (Строитель)
- Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник)
Было бы всё так просто, но теперь задания усложняются, если вы угадаете с одного слова профессию, то вам даётся сразу 5 баллов, и так по мере уменьшения – за 2 слова-4Бала, за 3-3 бала, за 4-2 бала, за 5-1 балл.
- Пюпитр, партитура, смокинг, консонанс, оркестр – МУЗЫКАНТ
- Акупунктура, глюкометр, инъекция, фонендоскоп, рецепт – ВРАЧ
- Шлёвка, печворк, оверлок, шлица,ателье – ПОРТНИХА
- Софит, амплуа, премьера, антракт, аплодисменты – АКТЁР
Конкурс 7. «Блицопрос»
(0, 5 б. За каждый правильный ответ. ) (Можно на быстроту)
1.Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремёсла?
а) Агния Барто; б) Сергей Михалков; в) Джанни Родари.
2.Где работает брокер?
а) в банке; б)на бирже; в)на ипподроме.
З.Зачем мужчина обращается к флористу?
а) за табаком; б)за цветами; в)за морепродуктами.
4.Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?
а) кузнецы; б)цирюльники; в)алхимки.
5.Где работает крупье?
а) в казино; б)на конюшне; в)на мельнице.
6.Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?
а) культиватор; б)культуролог; в)культурист.
7.С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?
а) трубочист; б)шахтёр; в)нефтяник.
8.Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?
а) физиотерапевт; б)гипнотизёр; в)анестезиолог.
9.Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался Шкрабом?
а) посудомойка; б)сторож; в)учитель (шкраб- школьный работник)
10.Как называется специалист по монтажу в кинематографии?
а)монтажёр; б)монтёр; в)монтажист.
11.Что делает визажист?
а) визы; б)пластические операции; в)макияж.
12.Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
а)спикер; б)конферансье; в)диктор.
13.Ктодолжен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?
а)прокурор; б)адвокат; в)нотариус.
14.Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?
а)прокурор; б)адвокат; в)следователь. 15.Кто из перечисленных лиц работает в аптеке? а)провизор; б)прозектор; в)проректор.
Сверим ответы.
Ведущий: Молодцы! Все конкурсы прошли, все задания выполнили.
Жюри подсчитывает заработанные командами баллы и награждает грамотами
«Формула профессии»
- Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину [пишет на доске: а х Ь-S)? (Площадь классной комнаты.) ????? ------
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(Учитель перечеркивает тире между словами, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Учитель дописывает на слайде после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
могу - это все, что мне по силам, по способностям;
надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Минутка для шутки (могут читать дети)
Ведущий 1. Последняя страничка журнала - «Минутка для шутки». Здесь вы услышите шутки о разных профессиях. Их собрали .
Ведущий 2. Дети и профессии. Сын метеоролога:
Малыш, сколько тебе лет?
Плюс пять.
Ведущий 3.
Дочь военного:
Скажите, тяжело быть дочерью военного?
Так точно!
Ведущий 4. Дочь проводника:
Здравствуй, девочка! Я - Дед Мороз, тебе подарки принес!
Ваш билет! А девушка в синем кафтане тоже едет или провожающая?
Ведущий 1. Сын стоматолога:
Мальчик, какая у тебя любимая игрушка?
БОРмашинка!
Ведущий 2. Кто такой профессор?
Ведущий 3. Профессор - человек, умеющий разговаривать с другими людьми, когда они спят.
Ведущий 4. А что делает консультант?
Ведущий 1 . Ну, консультант - это человек, который снимает часы с вашей руки и говорит вам, который час.
Ведущий 2. А кто такая учительница?
Ведущий 3. Это такая женщина, которая когда-то любила детей.
Ведущий 4. Закрыта последняя страничка нашего журнала. Спасибо всем за внимание.
ВЕДУЩИЙ: -Вот и подошла к концу наша встреча.
Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного о мире профессий. А что думаете вы о выборе профессии? Что запомнилось о встрече? Что понравилась, а что не понравилось?
(Впечатлениями делятся дети).
- Закончить нашу встречу мне хочется словами, которыми я начинала:
(Слайд ) У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
- И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам.
Желаю вам такой профессии,
Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
Чтоб быстро по служебной лестнице
Могли вы смело подниматься,
Желаю вам коллег порядочных,
Начальства умного и справедливого,
Чтоб на работу вы бежали с радостью,
А своим творчеством делились искренне.
Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!