Тренинг педагогического общения
Тренинг педагогического общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_pedagogicheskogo_obshcheniya.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг педагогического общения
Подготовила:
педагог-психолог
МБОУ «Гимназия №10
Л.Ю. Попова
Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развитие коммуникативной компетентности педагогов.
Условия проведения: занятия проводятся с группой педагогов, продолжительность — 1 часа.
Задачи дня: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении; способствовать формированию умения работать в группе, развивать коммуникативные умения; формировать навыки эффективной невербальной коммуникации и эмпатии, навыки совместной деятельности.
Для начала внимательно выслушайте предлагаемые правила.
1. Доверительный стиль общения. Для того, чтобы группа работала с наибольшей отдачей, чтобы участники максимально доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на «ты». Это психологически уравнивает участников, в том числе и тренера, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.
2. Общение по принципу «Здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, которые уже произошли или случились с другими людьми. Так срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят о том, что волнуем каждого именно сейчас, и обсуждается то, что происходит с нами в группе.
3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывания типа: «большинство людей считает…» на: «Я думаю…» Отказываемся мы и от безадресных суждений типа «Многие меня не поняли…». Их заменяем на конкретную реплику типа: «Таня и Галя меня не поняли».
4. Искренность в общении. Во время работы в группе мы говорим только то, что чувствуем по поводу происходящего, то есть только правду, если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.
5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился во время занятия. Это помогает быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы доверяем группе в целом и друг другу.
6. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения».
7. Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нравится нам меньше, кто-то больше. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.
8. Активное участие в происходящем. Эта норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу группы. Мы активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом, мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что- то не очень приятное, мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны другие люди.
9. Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит свой монолог.
1. Знакомство участников, введение в тренинг и принятие правил группы
Упражнение «Тренинговое имя»
Цель: знакомство участников друг с другом.
Время:5–7 минут.
Ведущий. Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. На тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает, что кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, — скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка», или «Ленуля», или как-то необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют по отчеству, без имени — Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так.
У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя и написать его на бэйдже. Все остальные члены группы (и ведущие тоже) в течение всего тренинга будут обращаться к вам только так.
2. Введение в игру
Подготовка к началу игры
Ведущий. Небо над нашим городом сегодня серое-серое. Посмотрите вокруг — далеко на севере завывает ветер, и высокая трава у самого горизонта колышется волнами. Такое же завывание раздается и с южной стороны. Надвигается ураган, очень свирепый, ему ничего не стоит смести на своем пути абсолютно все (звучит музыка). Ветер воет все сильнее, все дрожит, кружится, мы теряем равновесие и превращаемся в маленькие невесомые существа. Медленно, как воздушные шары, мы поднимаемся в воздух. Лететь нам даже приятно, хотя мы оказались в самом центре урагана.
Через какое-то мгновенье ураган опустил нас в очаровательной стране. Вокруг раскинулась зеленая лужайка с фруктовыми деревьями, усыпанными спелыми фруктами. Повсюду растут удивительные цветы. На деревьях и кустах сидят птицы и поют на все голоса. Невдалеке бежит ручей, нашептывая что-то очень приятное.
На вашем пути волшебный лес. Лес необычный, через него должен пройти каждый. Войдя в лес, вам необходимо прочитать волшебную книгу.
Упражнение «Смотрим в книгу, видим…»
Цель: продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации.
Необходимый материал: лист бумаги, содержащий словесную информацию и картинку.
Время: 15 минут.
Из группы вызываются 5–6 добровольцев, которые уходят за дверь. Остальным вкратце объясняется, что сейчас будет происходить. Вводится запрет на подсказки, смех и пр.
Затем приглашается первый испытуемый, которому дается следующая инструкция:
«Сейчас вам будет предъявлен лист бумаги, содержащий некую информацию. Это текст и картинка. В течение одной минуты вы рассматриваете листок, стараясь запомнить все, что там написано и изображено. После этого вы должны как можно подробнее донести всю запомнившуюся информацию до следующего испытуемого».
Далее приглашается второй испытуемый, которому дается следующая инструкция:
«Вам будет устно передана некая информация, которую вы должны запомнить, для того чтобы передать ее следующему участнику эксперимента. Задавать уточняющие вопросы вы не имеете права».
Эксперимент продолжается, пока, наконец, последний участник не расскажет то, что он запомнил, всей группе.
Упражнение «Волшебная пещера»
Цель: групповое сплочение.
Необходимый материал: ручки, бумага.
Время: 15 минут.
Ведущий зачитывает описание ситуации.
Ведущий. Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала неизвестно куда. Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.
На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть условия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.
Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы.
Каждый из вас может взять по 10 предметов. Советоваться с другими нельзя. Поделиться, обменяться предметами с другими участниками, потом тоже будет нельзя. Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка — 7–8 минут.
После выполнения этой части задания группа получает следующую инструкцию.
Ведущий. У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация такова, что вся группа может унести из пещеры всего 10 предметов. В течение 20 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый общегрупповой список.
Обсуждение
• Удалось ли участникам группы договориться? Если нет, то почему?
• Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие — препятствовали?
• Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?
Техника «Розовый куст»
(Виолетта Оклендер)
Цель: помочь выразить подавленные чувства, потребности, устремления и мысли, лучше понять себя.
Необходимый материал:листы бумаги, краски, кисти.
Время: 10 минут.
Ведущий. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и представьте, будто вы превращаетесь в розовый куст.
Этот куст маленький или большой? Сильный или слабый? Есть ли на этом кусте цветы? Если есть, то, какие? Какого они цвета? Их много или мало? Они полностью распустились или имеются лишь бутоны? Есть ли листья? Как они выглядят? Как выглядят побеги и ветви? Какие корни у этого куста или у него, может быть, вовсе нет корней? Если все же есть, то они длинные и прямые или изогнутые?
Как глубоко они проникают в землю? Есть ли на кусте шипы? Где растет этот куст: во дворе, в парке, в пустыне, в поле, под луной или где-нибудь еще? Он стоит в горшке или растет прямо из земли, а может быть, пробивается сквозь бетон или асфальт? Что находится вокруг куста? Есть ли рядом другие розовые кусты или он стоит один?
Есть ли вокруг деревья, животные, птицы или люди? За счет чего живет этот куст? Кто за ним ухаживает? Хорошая ли стоит погода?
Есть ли вокруг куста ограда, а может быть, камни или скалы?
Затем участники открывают глаза и рисуют розовый куст на фоне окружающего пейзажа.
Рефлексия. рисунки раскладываются в круг, и группа дает описание каждому кусту.
Упражнение «Ассоциации»
Цель: через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, эмоциональных функций всех участников группы; способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.
Ведущий. Для этой игры нам потребуется доброволец, готовый на несколько минут оставить нас, выйдя из комнаты. За время его отсутствия игроки выберут среди участников одного человека. Вернувшись, водящий игрок должен будет задать группе самые разные вопросы с тем, чтобы с трех попыток определить выбранного группой участника. Но вопросы будут необычные. Они не будут касаться возраста, цвета глаз и пр. Все вопросы будут ассоциативно связывать загаданного игрока с самыми различными понятиями.
К примеру, вопросы могут быть такими:
— На какой цветок похож загаданный человек?
— С каким временем года он ассоциируется?
— На какое животное он похож?
— С каким стилем одежды его можно сравнить?
На каждый вопрос могут отвечать все члены группы. В результате ведущий получает целый набор разнообразных ответов-ассоциаций, проанализировав которые он сможет назвать имя участника.
Рефлексия
Кого из игроков было сложнее всего вычислить и почему? Какие ассоциации, названные товарищами в ходе игры, показались наиболее точными? Наименее точными? Что чувствовали «загаданные» игроки, слыша комментарии группы в свой адрес?
Игра в цвета
Цель: тренировать подвижность мышления как фактор креативного поведения; создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе; побудить участников к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.
Время:15 минут.
Потребуется доброволец, готовый на несколько минут расстаться с группой. За время отсутствия ведущего-добровольца команда выбирает один из множества существующих цветов.
Вернувшись к команде, ведущий обращается к кому-нибудь из игроков с вопросом, какой цвет загадан. В ответ участник, к которому обратился ведущий, должен изобразить цвет мимически, любым способом, но без слов (и, естественно, не указывая на этот цвет, если он присутствует в том или ином виде в том месте, где проходит игра). Если информация недостаточна или ведущий сомневается в правильности своей гипотезы, он обращается к другим игрокам.
Нужно добиться от команды понимания того, что все ответы — это субъективные актерские ассоциации с тем или иным зрительным или эмоциональным восприятием цвета, выражать которые можно лишь через мимику и движение.
Рефлексия
Понравилась ли вам игра и почему? Кто из товарищей, на ваш взгляд, был наиболее успешным? Что помогло ему справиться с заданием? Какой цвет показался вам наиболее сложным для показа?
Ведущий. Цветовые ассоциации и предпочтения могут рассказать нам немало о характере человека.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ
Человек, отдающий ему предпочтение, прирожденный лидер. Ему присущи энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Решая свои проблемы «ударом рога», можно стать заложником собственных желаний, перестать верно «читать карту местности», воспринимать окружение адекватно.
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ
Те, кто любит этот цвет, — люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к окружающим, хороши в общении, творчески подходят к решению большинства проблем, любят поговорить. Вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты.
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ
Считается, что выбирающие зеленый цвет, скорее всего, люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ
Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.
ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ
Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства — следствие большой внутренней работы над собой.
Игра «Подарок лешему»
Цель: способствовать мобилизации внимания и творческой фантазии членов команды в ходе решения групповой задачи, актуализировать внутренний коммуникативный потенциал; интегрировать группу за счет чувства общей ответственности и включенности в совместную деятельность.
Необходимый материал: доска или флип-чарт и маркеры; одинаковый набор для каждой группы: клей, картон и цветная бумага, проволока, 2–3 куска пластилина разных цветов, ножницы, 2 воздушных шарика, коробка спичек, 5 трубочек для коктейля.
Время: 20 минут.
Каждая команда усаживается за стол, на котором разложены необходимые материалы. Тренер объявляет задачу: через 15 минут команда должна представить товарищам из других групп плод своего коллективного творчества. Что за произведение будет выставлено на вернисаже — решать самой команде. Важно лишь, чтобы в этом творческом акте участвовал каждый, решение принималось коллегиально и в работе были использованы все выложенные на стол материалы. Дать название полученному произведению — дополнительная задача, стоящая перед коллективом творцов.
Через 15 минут все группы выносят работы на установленные в центре комнаты столы, и участники команд могут посмотреть и оценить творчество товарищей.
3. Завершение
Релаксация «Заброшенный сад»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Время: 10 минут.
Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряженной работы.
Ведущий. Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь...
Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.
Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада.
Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте все, что, как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок...
А когда вы устанете и вам понадобится источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок, и сравните ее с той, которой ваша рука еще не касалась. (3 минуты.)
Теперь скажите саду «до свидания» и со свежими силами возвращайтесь сюда.
Рефлексия
Что я сейчас чувствую? Какой опыт я приобрел после этого занятия?
На доске будет висеть плакат со сказочным лесом. Каждый участник после обсуждения данного занятия повесит на плакат цветок определенного цвета.
ЛИТЕРАТУРА
Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. — М.: Генезис, 2004.
Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой работы. — М.: Эксмо, 2007.
Кипнис М. Тренинг креативности. — М.: Ось-89, 2004.
Кипнис М. Тренинг коммуникации. — М.: Ось-89, 2004.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб: Речь, 2005.
Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: учебное пособие /Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. — СПб.: Питер, 2007.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2002.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003.
Электронная ссылка на статью http://psy.1sep.ru/article.php?ID=200800709