"Служба медиации в школе"

Людмила Юрьевна Попова

"Служба медиации в школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluzhba_mediatsii_v_shkole.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ЗАСЕДАНИИ РМО

ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

НА ТЕМУ:

«СЛУЖБА МЕДИАЦИИ В ШКОЛЕ»

        ПОДГОТОВИЛА:

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБОУ «ГИМНАЗИЯ №10»

ПОПОВА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБОУ «ДЕДИНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МАЛОВА ГАЛИНА ПЕТРОВНА

2018г.

Школа — учебное заведение для получения общего образования, и как бы прискорбно это не звучало, для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями.

Напомним, медиация — это метод разрешения споров, причисляемый к группе альтернативных методов разрешения споров ( ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»). При этом медиация в корне отличается ото всех остальных методов разрешения споров — как традиционных, так и альтернативных. В медиации третья сторона — медиатор — не уполномочена и не имеет права выносить решения по спору и, более того, должна воздерживаться от предложения вариантов разрешения конфликта.

Медиация — это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора.

Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным.

Первые попытки применения медиации в школе были предприняты еще в конце 1970-х, начале 1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира.

Перед российским медиативным сообществом встала задача разработать специально для нашей страны оригинальный метод с использованием понимающего подхода для образовательно-воспитательной сферы — школьную медиацию. Специалистами Центра медиации и права был проанализирован и обобщен тот опыт, который накоплен в США, Великобритании, Австрии, Германии и других странах, и разработан метод, учитывающий особенности российского образования, семейных отношений и социокультурных условий. При этом метод «Школьной медиации» ориентирован на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.

Таким образом, «школьная медиация» — это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка — от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.

Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и отрицательный потенциалы развития. Потому задача взрослых — дать ему возможность реализовать все лучшее, что ему дано. Впервые годы жизни эта задача лежит на семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и, конечно, особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка занимает общение со сверстниками. Ни в коем случае нельзя недооценивать значимость какого-либо из этих аспектов, хотя в разные периоды жизни влияние и значимость их варьируются.

Цели метода «Школьной медиации» можно сформулировать следующим образом:

-создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

-воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие*, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

-улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

С помощью Метода Школьная медиация и медиативного подхода, и использование восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушении.

Кто такой медиатор?

Медиатор – это независимый человек, нейтральное лицо, помогающий разрешить конфликт, спор и примирить его участников. Другими словами, Медиатор это специалист призванный разрешать конфликты.

Как это работает?

Для того, чтобы служба школьной медиации помогла разрешить конфликт, либо спор, стороны должны обратиться в службу и заявить о своем желании. По окончании восстановительных мероприятий (консультаций со сторонами, переговоров, выработка взаимоприемлемого варианта разрешения конфликта) стороны заключают письменный или устный договор.

Программы по медиации, могут проводиться только при ДОБРОВОЛЬНОМ участии всех сторон конфликта.

По нашему мнению, если подходить с формальной точки зрения, школьным медиатором может стать каждый человек, достигший зрелого возраста, имеющий высшее образование, опыт общения с детьми и являющийся дееспособным. Но, конечно, в первую очередь, школьными медиаторами должны становиться те люди, которые работают в системе образования.

Воспитатели, педагоги, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники, сотрудники органов опеки и попечительства, работники правоохранительных органов, работающие с трудными подростками, несовершеннолетними правонарушителями и другие, кто работает в воспитательно-образовательной системе в силу своей профессиональной деятельности, стоят на «передовой», и именно им приходится искать пути разрешения этих непростых конфликтных ситуаций, стрессогенных не только для самих участников, но и для тех, кто пытается их разрешить.

Однако медиативному подходу и основам медиации важно обучать и детей.

Одной из форм обучения детей медиации для снижения конфликтности на территории воспитательно-образовательных учреждений является создание взрослыми так называемых «групп равных» среди младших и старших подростков. Те взрослые, которые обучены «Школьной медиации», работают с детьми в группах-равных. Это позволяет активно вовлекать в работу самих детей. Обучая ровесников («группы равных»), мы создаем условия для разрешения ими межличностных конфликтов, а с другой стороны — даем им возможность самореализации. Дети сами становятся распространителями идей медиации.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что процедура школьной медиации используется во многих странах мира, и Российская Федерация от них не отстает. В Российской Федерации существуют школьные службы примирения, которые проводят педагогические курсы для работников системы образования, а также сами могут выступить школьными медиаторами в случае возникновения споров и конфликтов в школе.