«Трудности адаптации пятиклассников в школе»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пятый класс переход не только на новую ступень, но и в новый период развития - отрочество.
Психологические особенности младшего подростка: 1.Проявление чувства взрослости. Стремление отмежеваться от всего «детского» 2.Рост самооценки, самосознания, саморегуляции. 3.Проявление самостоятельности в приобретении знаний. 4.Появление познавательной мотивации.
Психологические особенности младшего подростка: 5. Желание быть не хуже других. 6. Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; 7. Стремление обзавестись верным другом; 8. Стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; 9. Повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе 10. Установление доверительных отношений со сверстниками (ведущая деятельность – общение )
Психологические особенности младшего подростка: 11. Повышенное внимание к своей внешности. 12. Ярко выраженная эмоциональность, высокая тревожность, неустойчивая психика, 13. Отсутствие авторитета возраста; намеренная манипуляция взрослыми. 14. Повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым. 15.Отвращение к необоснованным запретам ;
16. Переоценка своих возможностей; 17.Отсутствие адаптации к неудачам; 18.Проявление эгоцентризма, 19. Внутренний конфликт с самим собой и окружающими. 20. Страх одиночества. Психологические особенности младшего подростка:
Трудности адаптации к среднему звену 1.Несколько учителей с разными требованиями 2.Нехватка внимания со стороны классного руководителя. 3. Возросший темп и объем работы
Трудности адаптации к среднему звену 4. Новые требования к оформлению работ 5. Большой поток новой информации, незнакомые слова и термины 6. Самостоятельный поиск информации. Использование словарей и справочников . .
Признаки успешной адаптации: 1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения; 2. Ребенок легко справляется с программой; 3. Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; 4.Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации 1. Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. 2. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. 3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 4. Нежелания выполнять домашние задания. 5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Признаки дезадаптации 5. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. 6. Беспокойный сон. Нарушение аппетита 7. Трудности утреннего пробуждения, вялость. 8. Постоянные жалобы на плохое самочувствие. 9. Снижение работоспособности 10. Забывчивость 11. Неорганизованность
Адаптация учеников 5-х и классов к условиям школьной жизни в МБОУ «Гимназия №10»
Экспресс-методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации» («Школьный психолог» окт. 2005 №20) Анкета незаконченных предложений
В тестировании приняли участие 5 «А» – 34 человека 5 «Б» - 26 человек 5 «В» - 30 человека
Результаты Среди учеников 5 «А» класса 22 человек имеют Высокий уровень адаптации к среднему звену. Средний уровень адаптации характерен для 12-х учеников . Уровни тревожности: - 14 учеников имеют низкий уровень тревожности - 10 учеников – средний уровень - у 5 человек повышенный уровень тревожности. - у 5 человек высокий уровень тревожности.
Среди учеников 5 «Б» класса 14 человек имеют высокий уровень адаптации, 12 человека – средний уровень адаптации . -низкий уровень тревожности имеют 7 человек, -средний уровень тревожности также имеют 7 человек, -6 человек имеют повышенный уровень тревожности -у 6 человек был выявлен высокий уровень тревожности.
Среди учеников 5 «В» класса 11 человек имеют высокий уровень адаптации, 1 4 человек – средний уровень адаптации . 5 человек – низкий уровень адаптации. низкий уровень тревожности имеют 12 человек, - средний уровень тревожности имеют 7 человек, - 8 человек имеют повышенный уровень тревожности и - у 3 человек был выявлен высокий уровень тревожности.
Общие данные Уровень адаптации/ Классы 5 «А» 5 «Б» 5 «В» Высокий уровень 22 14 11 Средний уровень 12 12 14 Низкий уровень - - 5
Общие данные по уровням тревожности Уровни тревожности/ Классы 5 «А» 5 «Б» 5 «В» Низкий уровень 14 7 12 Средний уровень 10 7 7 Повышенный уровень 5 6 8 Высокий уровень 5 6 3
Выводы Среди пятых классов нет учеников с низким уровнем адаптации (дезадаптацией). Во всех классах больше половины учеников имеют высокий уровень адаптации. С учениками, нуждающимися в дополнительной психологической помощи для адаптации в школе или среднем звене будет проводиться дополнительное психолого-педагогическое сопровождение.
Рекомендации родителям 1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах. 2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка 3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания 5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе 6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме Рекомендации родителям
Всё начинается с любви: И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребёнка – Всё начинается с любви… Р. Рождественский
Спасибо за внимание