Опыт использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с дошкольниками.
Технология моей работы строится по нескольким направлениям:
- психологической диагностики детей, родителей и педагогов;
- развивающей и коррекционной работе с детьми;
- консультативной работе;
- просветительской работе;
- организационно-методической работе;
- экспертной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://disk.yandex.ru/i/zIwI3UuCN9pzMA | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с дошкольниками.
Здравствуйте, уважаемые коллеги ! Я работаю педагогом-психологом в детском саду №3 «Родничок». Свой профессиональный путь психолога начала четыре года назад. Для меня это не только помощь окружающим, но и собственный путь к саморазвитию. За эти годы у меня есть немало положительных результатов, с которыми хочу с вами поделиться. Итак, я представляю тему: «Опыт использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с дошкольниками».
Технология моей работы строится по нескольким направлениям:
- психологической диагностики детей, родителей и педагогов;
- развивающей и коррекционной работе с детьми;
- консультативной работе;
- просветительской работе;
- организационно-методической работе;
- экспертной работе.
В каждом из направлений стараюсь использовать разные психолого-педагогические технологии, однако, предпочтительными является инновационная технология АРТ-терапия, направлений здесь много, но я использую театральную, музыкальную, песочную терапии, сказкотерапию; педагогическая технология Натальи Гришаевой «Волшебный телефон» и ТРИЗ-педагогика.
Сейчас я расскажу коротко о каждой технологии применяемой мною в работе.
АРТ-терапия, это всевозможные занятия искусством не только раскрывают творческий потенциал ребенка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия в ДОУ направлена на развитие логики, мышления, памяти, воображения, речи и внимания.
Кроме того, регулярные занятия творчеством формируют навыки успешного взаимодействия детей между собой и с взрослыми людьми. В процессе занятий ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.
Из Арт-терапии чаще всего использую в работе с детьми Театральную терапию, так же как и другие виды терапевтического воздействия может помочь ребенку скорректировать его психоэмоциональное состояние и решить как социальные, так и внутренние проблемы.Именно театральные арт-терапевтические формы позволяет ребенку проиграть те проблемные ситуации, с которыми он сталкивается в жизни, и попытаться их разрешить.
Если театр может дать ребенку «роль», то арт-терапия предлагает ребенку «выход».Например, я часто использую театр на фланелеграфе, я сделала дидактическое пособие: «Театр Кошки-Воспитошки». Цель данного пособия направлено на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств. Например, с детьми 5-7 лет мы проигрываем игровые и проблемные ситуации.
Я так же в последнее время использую технологию макетирования в игровой деятельности дошкольников. Цель: развитие игровой и познавательной активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
Для этого я сделала макет «Школа», Задачи игры: расширять представления детей о профессии учителя; формировать умение действовать в соответствии с воображаемой ситуацией; расширять сферу социальной активности детей и их представление о жизни школы; воспитывать желание учиться, культуру поведения в школе.
Макетирование способствует развитию речи: во время игры дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас такими словами, как ученик, учитель, класс, урок, перемена, униформа, парты, звонок, доска, тетради, глобус, ручки, портфели и т.д. Воспитанники любят играть с маленькими куклами, передвигать их, чтобы они стояли у доски, сидеть за партой, у детей возникает желание скорей пойти в школу, стимулирует обучению в ДОУ.
Здесь так же хочу отметить, что современным детям интересен не только мир игрушек, дошкольники активно используют средства цифровых технологий (телевидение, компьютер, телефон), что дает возможность для их интеллектуального развития, стимулирует познавательную активность, готовность к самообразованию. И моим дополнительным образованием в течение года служила детская телестудия «Капельки событий». Ведь нам необходимо начать работу с дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию, потому что именно в этот период ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает острое желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, стремиться проявлять самостоятельность.
Цель: Создание условий для эффективного развития социально – коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста через организацию общения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности.
По результату мониторинга в конце года выпускники показали положительные динамики поведения. Мои воспитанники легко стали вступать в контакт и со взрослыми и с детьми. Проявлять отзывчивость, оказывать действенную взаимопомощь, умеют брать на себя роль организаторов взаимодействия, предлагать темы, распределять работу, роли, проявлять умение выслушать собеседника, согласовывать с ними свои предложения, уступать, убеждать, стремиться к получению информации в процессе взаимодействия;
- воспитанники реализуют свои скрытые возможности, у них повысился уровень самооценки, самостоятельности, самоконтроля и т.д.
Песочная терапия- ее многие используют, и мне она очень помогает, особенно в период адаптации. Я иногда песочную терапию использую в комплексе с музыкальной терапией. Песочница - прекрасный посредник для, установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится, возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и я получаю возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.
Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей).
Использование арт-терапевтических технологий позволяет мне помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.
Я бесконечно долго могу говорить про Педагогическую технологию «Волшебный телефон»- это телефон доверия для детей, который даёт им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых.
Технология «Волшебный телефон» позволяет решать следующие задачи:
- Развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли;
- Понять, мне как психологу, что волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается,
- От имени персонажа дать ребёнку позитивную инструкцию поведения.
«Волшебный телефон» вызывает огромный интерес у детей. Особым достоинством данной технологии является то, что ребенок после завершения диалога со сказочным героем испытывать чувство восторга, эмоциональный приподнятости. При общении в группе, на «Круге рефлексии», ребенок выражает желание стать лучше, работать над собой, чтобы сообщить о достигнутых результатах любимому герою во время следующего сеанса.
С данной технологией я стала победителем в номинации «Эффективная социализация» в рамках партнерства с Всероссийским конкурсом им. Л.С. Выготского.
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Многие использую данную технологию, я познакомилась с ней недавно и она стала моим помощником в работе. Приёмы технологии ТРИЗ я использую во всех разделах моей работы (на коррекционных занятиях, как на индивидуальных, так и на групповых; в работе с родителями, педагогами, в кружковой работе и т.д.).
- Это Ира «Сходства и различия» Цель: учить детей сравнивать различные объекты;
- «Придумай свой конец рассказа» Цель: формировать у детей навыки речевого обучения;
- «Ты мой кусочек» Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части;
- Загадалки-узнавалки” Такие загадки очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность;
- Игра «Хорошо-плохо»; «Да-Нетка» и многие другие.
Все технологи которые я использую одинаково эффективны, безопасны как в работе со взрослыми так и с детьми.
Данные технологии я использовала в комплексе на Недели Психологии, это открытое занятие в старшей группе, тренинги с младшим персоналом и педагогами, с воспитанниками брали интервью и знакомили родителей и сотрудников ДОУ с различными акциями и т.д.
Я являюсь преподавателем на Родительском университете, факультет «Дошкольная педагогика и психология», работаю в Консультационном пункте по оказанию психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста. С сентября Консультационный пункт возобновит свою работу, ждем от вас заявок.