Коррекционно-развивающая программа "Песочная страна"
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.
Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность.
В играх с песком у детей лучше развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, мышление, память), речь, моторика, коммуникативные навыки. Усиливается желание ребенка экспериментировать или работать самостоятельно. В игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером своей сказки. То, что таилось в глубине детской души, выходит на свет и персонажи игры приходят в движение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-pesochnaya_strana._cheremshinskaya_a.a.-aginskoe_2022_g.docx | 86.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение
Агинский детский сад № 3 «Родничок»
РАССМОТРЕНО На педагогическом Совете МКДОУ Агинский детский сад № 3 «Родничок» Протокол № ______ от «___» ___________20__г | У Т В Е Р Ж Д А Ю _____________ Заведующий МКДОУ Агинский детский сад № 3 «Родничок» Бехлер Мария Николаевна |
Коррекционно – развивающая программа «Песочная страна»
Автор-составитель:
педагог-психолог
Анна Александровна Черемшинская
с. Агинское
2021г.
Пояснительная записка
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.
Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность.
В играх с песком у детей лучше развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, мышление, память), речь, моторика, коммуникативные навыки. Усиливается желание ребенка экспериментировать или работать самостоятельно. В игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером своей сказки. То, что таилось в глубине детской души, выходит на свет и персонажи игры приходят в движение.
Актуальность
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. С каждым годом детей в «группе риска» становится все больше, а также увеличивается количество воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка.
Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.
Итак, центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций - нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.
Цель программы: развитие познавательных способностей дошкольников, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка средствами песочной терапии.
Задачи программы:
- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, речь);
- развитие процессов саморегуляции;
- развитие сенсорно-перцептивной сферы;
- формирование творческого потенциала ребенка;
- тренировка мелкой моторики рук;
- формирование установки на положительное отношение к себе;
- снижение тревожности и психофизического напряжения.
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Методы проведения занятий: игры, упражнения, арт-терапия, сказкотерапия.
Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы:
- состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их);
- уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках);
- уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
- сформированность понятий и умение обобщать;
- личные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
Ожидаемые результаты:
- дети легче адаптируются в коллективе;
- чувствуют себя более успешными;
- развита более позитивная я-концепция;
- выработана способность к самопринятию;
- развита правильная самооценка и вера в самого себя.
Режим занятий: индивидуальные занятия – 15-25 минут, групповые занятия – 15-30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа составлена на основе следующих источников:
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. – 2015. – 64 с.
- Федосеева М.А., Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель. – 2016.
- Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы/ авт.-сост. М.В. Янчук. – Волгоград: Учитель. – 2014.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ПЕСКОМ
3-4 года | |
Тема занятий | Цель |
«Сказочные герои» | познакомить детей с коллекцией игрушек для игр и занятий в песочнице. |
«Знакомство с правилами игры с песком» | познакомить детей с правилами поведения во время игр: стараться не высыпать песок из песочницы, воду стараться не выливать. |
«Веселые вагончики» | развивать умение различать предметы по цветам; память, мышление, восприятие цвета; умение снижать мышечное напряжение. |
«Чудесная песочница» | снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы. |
«Осенняя прогулка» | знакомство детей со способами рисования на песке, развитие тактильной чувствительности, воображения. |
«Сказочная страна» | развитие мелкой моторики и воображения. |
«Колобок» | формировать дружеские отношения друг к другу |
«Город игрушек» | развитие мелкой моторики и воображения. |
«Ковер-самолет» | формировать представление о понятии «квадрат», «круг»; развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру. |
«Волшебные грибочки» | формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»; развивать умение регулировать мышечное напряжение. |
«Клад» | развитие памяти, внимания, мелкой моторики. |
«Строители» | уточнить представление о понятии «круг»; развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха. |
«Путешествие золотой рыбки» | Способствовать возникновению чувства сопереживания |
«Цветочная полянка» | Формировать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета, умение снимать мышечное напряжение. |
5-6 лет | |
Тема занятий | Цель |
«Путешествие в песочную страну» | создавать у детей положительный эмоциональный настрой с помощью применения методов светопесочной терапии, учить их передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх. |
«Знакомство с правилами игры с песком» | установка положительного эмоционального отклика детей на занятие. |
«Живые картинки на песке» | развитие тактильной чувствительности, воображения |
«Найди песочный листочек» | снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения. |
«Лабиринты» | знакомство детей с темой занятия. Развитие пространственного восприятия и мышления. |
«Мир наоборот» | развитие мелкой моторики и воображения. |
«Добрые волшебники» | снятие психоэмоционального напряжения. |
«Солнечная сказка на песке» | расширение кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; развитие мышления, речи, мелкой моторики |
«Заколдованный город» | создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. |
«В гостях у песочной Феи» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость на проблемные ситуации игровых персонажей, желание прийти на помощь. |
«Каменная страна» | Закрепить понятия «тяжело-легко», «тепло-горячо», умение сравнивать и анализировать, а также прислушиваться к своим ощущениям. |
«Волшебный цветок» | развитие мелкой моторики, сообразительности, воображения. |
«Учимся хорошим поступкам» | воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим, формирование адекватной самооценки, развитие воображения. |
«Солнечный мальчик» | снятие психологического напряжение, создание благоприятной дружеской атмосферы. |
6-7 лет | |
Тема занятий | Цель |
«Путешествие в песочную страну» | создавать у детей положительный эмоциональный настрой с помощью применения методов светопесочной терапии, учить их передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх. |
«Ознакомление с физическими свойствами песка | установка положительного эмоционального отклика детей на занятие. |
«Волшебный песок» | гармонизация эмоционального состояния детей. |
«Знакомство с песочным человечком» | Формировать представление о способах передачи разных эмоциональных состояний в имитационно-образных играх |
«Осень в песочной стране» | создание благоприятной обстановки для занятия, расслабление мышц, снятие усталости. |
«Рисуем геометрические фигуры» | развитие воображения, мелкой моторики; развитие логического мышления. |
«Найди и сравни» | закрепление значения слов: слева, справа, вверху, внизу, снаружи, внутри; формирование пространственных представлений. |
«Пишем буквы на песке» | развитие познавательных процессов, совершенствование мелко моторики рук. |
«Песочный Новый год!» | использования: развитие мелкой моторики; формирование коммуникативных навыков. |
«Страна Фантазия» | развитие сенсомоторной и познавательной сферы, формирование устойчивого внимания. |
«Литературная викторина» | снятие психомышечного напряжения, отработка навыков саморегуляции; закрепить знания о прочитанных ранее произведениях. |
«Путешествие на Необитаемый остров» | умение передавать свои ощущения в связной речи, формирование навыков саморегуляции. |
«Цветик-семицветик» | развитие мелкой моторики; формирование коммуникативных навыков; создание дружеской атмосферы на занятии. |
«Наш любимый детский сад» | снятие психоэмоционального напряжение. Развитие мелкой моторики рук. |