Выступление на Муниципальном Фестивале педагогических идей "Формирование навыков бесконфликтного общения у подростков с особыми образовательными потребностями"
Выступление на Муниципальном Фестивале педагогических идей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на Муниципальном Фестивале педагогических идей | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков бесконфликтного общения
у подростков с особыми образовательными потребностями»
Социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными нарушениями в развитии, как отмечено во ФГОС ОО УО (ИН), является важнейшей задачей специального (коррекционного) образования и предполагает формирование у обучающихся с ООП поведения, адекватного принятым в обществе морально- этическим и правовым нормам. Одним из признаков успешной социализации является бесконфликтное общение.
Бесконфликтное общение способствует снижению напряжения в социальных контактах, опирается на такие личностные качества, как отзывчивость, деликатность, толерантность, вежливость, тактичность, учтивость, корректность, эмпатия, милосердие .
В подростковом возрасте немаловажной составляющей бесконфликтного общения является контроль негативных, протестных форм, развитие способности к переговорам, умение решать проблему в данный момент, без усложнения ситуации.
Поэтому необходимо формировать у подростков с ООП умение определять значение эмоций, способность понимать собственное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, голосовые интонации, перерабатывать и использовать эту информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Эмоции очень важны и представляют собой особый тип знания о себе и о мире, в котором живет человек. Именно на этой основе – понимании эмоций как особого типа знаний в современном мире появилось понятие "Эмоциональный Интеллект" - совокупность способностей к пониманию своих и чужих эмоций, и управлению ими. Эмоциональный интеллект называют и социальным, так как среди его составляющих есть не только эмоциональные способности, но и социальные навыки, волевые качества личности, а также характеристики самосознания.
Практическое формирование навыков бесконфликтного общения на основе развития эмоционального интеллекта предполагает следующее:
- Изучение эмоций и чувств.
На коррекционных занятиях подростки с ООП учатся различать эмоции и чувства, выражать и передавать их с помощью мимики, жестов, движений тела, игры голосом, используя различные интонации. Для тренировки я использую пиктограммы, обучающие карточки, психогимнастические этюды и упражнения, подвижные и релаксационные упражнения, режиссерские игры. На занятиях мы с ребятами организовываем инсценировки, где они учатся выражать свои и «читать» чужие эмоциональные состояния; обсуждаем сцены, которые будут разыгрываться (характеризуем жесты, мимику, движения, особенные черты героев), составляем письма, дарим импровизированные подарки сказочным героям, выражая свое эмоциональное отношение к ним.
Имитация различных эмоциональных состояний имеет еще и психопрофилактический характер. Так как активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию.
Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.
При произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.
- Работа в формате тренингов.
Психокоррекционная работа традиционно предполагает использование двух форм работы – групповой и индивидуальной. Группа выступает как модель реальной жизни, где подросток проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные поведенческие реакции, что и в повседневной жизни. Групповая психокоррекция акцентирует внимание на межличностных проблемах, индивидуальная способствует самопознанию, саморегуляции. Тренинги дают понимание и инструменты управления чувствами, эмоциями, состояниями. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
- Обучение технологиям эмоциональной самообороны
Также во время тренингов, выполняя специально подобранные упражнения, ребята получают реальный опыт принятия решения и определения способов поведения в различных жизненных ситуациях. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость и помогают легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия в будущем. В процессе таких занятий у некоторых обучающихся формируются навыки медиаторов.
- Тренировки технологий эмоциональной самопомощи.
Это практические приемы, которые помогут быстро и эффективно оказывать себе первую эмоциональную помощь в критических ситуациях, используя навыки саморегуляции и релаксации. Это и естественные способы, и техники самовнушения, и дыхательные практики, и релаксационные упражнения, и физминутки, особенно музыкальные игры, создающие условия для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием.
- Формирование позитивного мышления
Позитивное мышление - тип мышления, где при решении жизненных задач человек видит преимущественно достоинства, а не недостатки; удачи, успехи и жизненные уроки, а не ошибки и невезение; цели и задачи, а не проблемы; возможности, а не препятствия; свои желания и ресурсы, а не нужды и потребности. Позитивное мышление помогает спокойному, без обвинения, конструктивному реагированию на свои и чужие ошибки, строить грамотную критику, осуществлять мотивацию и поддержку. При этом, позитивное мышление должно быть реалистичным, конструктивным и ответственным. Тренируем позитивное мышление, используя приемы визуализации, дискуссии, обсуждения, аффирмации, прямые и косвенные упражнения. Обсуждаем различные жизненные ситуации. К примеру, вам нездоровится, у вас высокая температура и тяжелый кашель, вы можете свое состояние интерпретировать по-разному, от "Ужас, я умираю" до "Все в порядке, начинаю лечиться". Второе, позитивное отношение - полезнее и для здоровья, и для души. Однако рассказывать себе и другим, что это вообще все ерунда, отказываться полоскать горло и сидеть неодетым на сквозняке — это другое. Это не позитивное мышление, а глупость и безответственность.
Таким образом, считаю, что развитие компонентов эмоционального (социального) интеллекта способствует успешному формированию бесконфликтного общения как основы социализации обучающихся и описанные технологии могут быть использованы как в работе педагога-психолога при составлении профилактических, коррекционных, реабилитационных программ, так и в рамках педагогической деятельности любого учителя, воспитателя, классного руководителя.
Спасибо за внимание!