Тренинг для педагогов "Путь к себе"
Профилактика эмоционального выгорания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_put_k_sebe.docx | 87.52 КБ |
stimulnyy_put_k_sebe.docx | 92.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов ДОУ «Путь к себе»
Психолог ДОУ: Добрый день! Я рада Вас видеть на нашем тренинговом занятии. Сегодня мы с вами узнаем о профессиональном выгорании, попробуем заглянуть в свой внутренний мир, попробуем быть мастером своей жизни — жить в гармонии с собой и миром.
Цель нашего занятия - тренинга - это профилактика эмоционального выгорания путем повышения знаний по вопросам сохранения и укрепления психического здоровья и личностного и духовного роста педагогов детского сада.
Оборудование: Мелодия шум моря, далекий крик чайки, мягкая игрушка, карандаши, листы бумаги.
- Релаксационное упражнение.
Звучит мелодия. Шум моря, далекий крик чайки
Психолог ДОУ: Закройте глаза. Удобно сядьте, положите руки на колени, ладонями вверх. Представьте себе берег моря. Сделайте глубокий выдох, медленный вдох.
Шумит морская волна, успокаивает и убаюкивает. Вы сидите на берегу моря, близко возле воды. Ноги касаются морской воды. Медленно делаете вдох, выдох. Ощущаете приятную прохладу воды. С каждым вдохом вода медленно входит в вас через ступни ног, поднимается вверх по телу до груди. Вашему телу приятно, спокойно. Вы чувствуете себя берегом моря. Вы растворились в песке и вас омывает вода. Вдох - прилив, выдох - отлив. Вам хорошо и приятно. Вы слились с природой.
- Правила для участников тренинга.
Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым будем работать в течение нашей встречи. Практика проведения тренинга показывает, что наиболее полезные в группе следующие правила:
- Конфиденциальность - не обсуждать то, о чем здесь идет речь. Каждый морально отвечает за информацию, которую участники сообщают о себе.
- Толерантность друг к другу - уважение, тактичность, терпение, сострадание, общительность, равенство, любезность, интеллигентность, доброжелательное отношение друг к другу.
- Искренность общения - нет желания высказаться откровенно, лучше промолчи.
- Активное участие в происходящем - активно слушаем, смотрим, говорим, НЕ замыкаемся, мы все время в группе, внимательны к окружающим).
- Безоценочность и не категоричность высказываний.
- Общение по принципу «здесь» и «сейчас» (говорить о том, что беспокоит именно сейчас) «Я» высказывания (я думаю, я считаю).
- Общение на основе доверия.
- Приветствие «Меня ценят за …» (10 мин.)
Участники по кругу, передавая игрушку, должны продолжить предложение «Меня ценят за …».
Методические рекомендации: обратить внимание участников, у которых возникают трудности при выполнении задания.
- Упражнение по арттерапии «Дерево» (10 мин.)
Цель: создать возможность для участников проанализировать свои переживания, увидеть образ своего «Я» на символическом уровне и условия для рефлексии своих чувств в отношении работы.
Психолог предлагает:
Нарисуйте три дерева, символизирующие вашу работу: 1 дерево — в начале дня; 2 дерево — в середине дня (конец дня); 3 дерево — конец недели.
Методические рекомендации: Тренер спрашивает участников: «Как вы считаете, почему ваши деревья именно такие?».
- Мини-лекция для педагогов «СЭВ и его профилактика»
Ежедневная работа педагога оказывает большую нагрузку на психику, потому что все время перед ним стоят новые и сложные задачи, без времени на обдумывание или расчета наиболее удачного решения.
Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, педагоги буквально «сгорают» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем превращаются в «пламя».
Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся под влиянием хронического стресса и постоянной нагрузки, что приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций без «разрядки» или «освобождения» от них.
Так же как огонь постепенно пожирает древесину, профессиональное выгорание происходит не сразу. Бывают ситуации, когда в течение длительного времени никак невозможно точно сказать, что является наиболее весомой причиной снижения качества жизнедеятельности педагога.
Причины СЭВ:
1) субъективные (индивидуальные) связаны с: особенностями личности в возрасте (молодые педагоги больше подвержены риску «выгорания»), системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, личным отношением к деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, членами своей семьи. Больше всего подвержены «выгоранию» и первыми «выходят из строя», как правило, лучшие работники - те, кто наиболее ответственно относятся к своей работе, переживают за свое дело, вкладывают в нее душу.
2) объективные (ситуационные) непосредственно связанные со служебными обязанностями, например, с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточной социальной и психологической поддержкой.
Длительная и возрастающая функциональная нагрузка является основной предпосылкой формирования синдрома выгорания.
Стадии синдрома эмоционального выгорания
1. Эмоциональное истощение. Оказывается в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и т. д. Как результат - пониженный эмоциональный фон. На этой стадии СЭВ можно рассматривать как защитный механизм.
2. Деперсонализация. Оказывается в деформации (обезличивании) межличностных взаимоотношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются циничные чувства. В других - повышается зависимость от других. Причем «тот, кто выгорает» - сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать ее вокруг себя, как правило, в работе.
3. Редукция личных достижений. На этой стадии для человека характерно резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов. Общение с людьми вызывает дискомфорт. Возможны психосоматические реакции и злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками).
Метафорическая история «Четвертый тоннель»
Человек конструирует свою реальность через собственные убеждения и выводы, часто десятилетней давности.
Есть очень показательный пример с крысой и тоннелями.
Если мы посадим крысу в лабиринт с четырьмя тоннелями и всегда будем класть сыр в четвертый тоннель, животное скоро научится искать сыр в четвертом тоннеле. Хочешь сыр? Бегом в четвертый тоннель – вот и сыр! Снова хочешь сыра? В четвертый тоннель – получаешь сыр. Через некоторое время великий Бог в белом халате кладет сыр в другой тоннель. Крыса захотела сыр, побежала в четвертый тоннель, а сыра нет. Крыса выбегает. Опять в четвертый тоннель - сыра нет. Выбегает. Через некоторое время крыса перестает бегать в четвертый тоннель и поищет в другом тоннеле.
Разница между крысой и человеком проста – человек будет бегать в четвертый тоннель вечно! Человек поверил в четвертый тоннель. Крысы ни во что не верят, им нужен сыр. А человек, поверив в четвертый тоннель считает правильно бегать туда, есть там сыр или нет. Человеку важнее чувствовать себя правым, чем иметь сыр. И мы будем продолжать ходить по одному и тому же пути, даже если давно не получали сыра и наша жизнь плохо работает. Человек склонен верить в свои «четвертые туннели».
Человек предпочитает быть правым и придерживаться своих убеждений, чем быть счастливым. Мы можем всю жизнь бегать по четвертым тоннелям» чтобы не изменять своим убеждениям и доказывать свою правоту. И это для нас важнее, чем быть счастливым. А великий Бог жизни не забывает переложить сыр.
И вы никогда не будете счастливы, пытаясь получить счастье, если руководствуетесь верой в то, что вы знаете, где находится сыр.
- Упражнение «Автомобили» (10 мин.)
Цель: подвести участников к пониманию того, что для достижения цели надо самому управлять своей жизнью.
Психолог. Сейчас мы объединимся в пары, станем друг за другом, положив руки на талию участника, который стоит впереди. Первый из пары — автомобиль, второй — водитель. Дорогу видит только водитель. «Автомобиль» движется с закрытыми глазами, держа руки перед собой. По моему сигналу вы начинаете двигаться. Водитель должен так вести машину, чтобы не попасть в аварию, причем он не объясняет словам, куда и как двигаться, только руководит невербально, то есть без слов. (Все участники побывать в роли автомобиля и в роли водителя.)
Методические рекомендации: О чем эта игра, как вы думаете? Как вы чувствовали себя в роли водителя? Как чувствовали себя в роли автомобиля?
- Упражнение «Нарисуй свой характер».
Нарисуем свой характер.
Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению.
1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.
2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.
3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.
4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.
5. Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.
6. Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.
7. Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.
8. Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.
- Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Инструкция: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.
Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
- Упражнение «Австралийский дождь» (5 мин)
Задача: снятие эмоционального напряжения, повышение групповой динамики
Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие.
В Австралии поднялся ветер. (Потирание ладоней).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Хлопки по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).
- Упражнение «Фантом»
Эмоции, их изобилие или их дефицит, занимают видное место в развитии «синдрома эмоционального выгорания» педагога, что в свою очередь влечет за собой множество соматических заболеваний. (Раздать всем участникам листки с нарисованным телом человека)
Инструкция: «Представьте, что вы сейчас очень сильно раздражены на кого-то или что-то. Попробуйте почувствовать эту злость всем телом. Возможно, вам будет легче представить тогда, когда вы вспомните определенный случай, когда вы разозлились на кого-то. Почувствуйте, где в вашем теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Возможно, она похожа на огонь где-то в вашем организме? Возможно это зуд в кулаках? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы неожиданно испугались чего-то. Что вас может напугать? Где находится ваш страх? На что он похож? Закрасьте черным карандашом это место на своем рисунке». Аналогично предложить участникам обозначить синим карандашом обиду.
Обсуждение. Обратите внимание, какие участки тела заштрихованы. Уже доказано, что сильные и постоянные негативные эмоции вызывают те или иные заболевания. В частности гнев, страх, печаль... И посмотрев на ваш фантом, вы можете понять, какие болезни могут грозить вам при частом переживании данных эмоций.
11. Способы борьбы со стрессом
I. Способы, связанные с управлением дыханием .
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.
Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;
– дышите глубоко и медленно;
– пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
– прочувствуйте это напряжение;
– резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
– сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
III. Способы, связанные с воздействием слова
Известно, что «слово может убить, слово может спасти».
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее
3–5 раз.
- Заключительный этап
Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой. Всем спасибо за участие!