Четырех шаговый метод улучшения взаимоотношений Д.Дэна

Серенко Евгения Владимировна

Метод разрешения конфликтов, предложенный доктором психологии Даниэлем Дена.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Четырех шаговый метод улучшения взаимоотношений Д . Дэна

Слайд 2

Шаг 1 . НАЙДИТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ БЕСЕДЫ . Шаг 2. ПОДГОТОВЬТЕ УСЛОВИЯ. Шаг З . ОБСУДИТЕ ПРОБЛЕМУ. Шаг 4. ЗАКЛЮЧИТЕ ДОГОВОР (если это необходимо ) 4-х шаговый метод улучшения взаимоотношений Д. Дэна

Слайд 3

1. НЕ ПРЕРЫВАЙТЕ ОБЩЕНИЯ ни из-за фрустрации или чувства безнадежности, ни в качестве ответного тактического шага против Другого . ( Позаботьтесь , чтобы Другой дал Вам обещание НЕ УХОДИТЬ, пока не кончится условленное время, даже если продолжение беседы будет казаться ему бесполезным); 2. НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ СИЛОВЫХ ИГР, чтобы «выиграть» в борьбе за власть с помощью принуждения, угроз, запугиваний, давления, ультиматумов или физической силы . КАРДИНАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА

Слайд 4

Один мудрец как-то сказал : « Суть конфликта в отказе от общения». Б ез общения нельзя прийти ни к какому соглашению. Избегание контакта подтверждает, что конфликт остался неразрешенным. Поэтому первым и наиболее важным требованием является определение времени для разговора . Гораздо чаще Вам одному придется быть инициатором разговора и активно управлять его процессом. Поэтому мы предположим, что вся ответственность лежит только на Вас. Шаг 1 . НАЙДИТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ БЕСЕДЫ

Слайд 5

Как же Вам его уговорить? Вы можете задать следующие вопросы: « Задеты ли каким-то образом Ваши интересы из-за возникшего конфликта?» « Если наши разногласия будут как-то улажены (даже если Вы уверены в том, что это невозможно), как Вы к этому отнесетесь ?» «Изменится ли что-нибудь для Вас, если мы решим проблему ?» Эти вопросы помогут Другому осознать, что ему выгодно уладить конфликт. «Я хотел бы встретиться с Вами и подробно обсудить этот вопрос в любое удобное для Вас время и там, где Вы захотите. Согласны ли Вы ?» Вы поможете Другому осознать, какие из его интересов затронуты конфликтом, и подадите надежду на то, что они могут быть удовлетворены. Метод «исследование перспективы покупательского спроса »

Слайд 6

Место встречи (Лучше всего подходит такое место, где Вас никто не срывает, где можно избежать телефонных звонков и вмешательства посторонних. Не должно быть даже музыки. Передвижение людей и предметов также отвлекает внимание участников. Беседовать лучше в отдельной комнате, куда никто не войдет неожиданно. Это должна быть «ничейная» территория или место, которое предпочитает Другой); Удобства ( Неудобства отвлекают. Лучше выбрать мягкие стулья или кресла. Температура воздуха, освещение, жажда также могут мешать общению. Не советуем во время беседы готовить или принимать пищу, однако заранее приготовить прохладительные напитки было бы полезно); Продолжительность ( Длительность Диалога — это решающий фактор. Важно, чтобы было достаточно времени для достижения Прорыва. Если по истечении оговоренного срока этого не произошло, встреча может оказаться бесполезной. На всякий случай лучше предусмотреть избыток времени. Двух часов обычно более чем достаточно); Шаг 2. ПОДГОТОВЬТЕ УСЛОВИЯ

Слайд 7

Конфиденциальность (Содержание разговора должно сохраняться в тайне. Сплетни только усилят конфликт и отдалят успех. Д етали дискуссии, ведущей к заключению соглашения, не следует раскрывать. Как инициатор метода Вы непосредственно контролируете конфиденциальность только со своей стороны. Вы мало что можете сделать, чтобы повлиять на поведение Другого. Разве что предложите ему поддержать Вас в этом. Если Вы не уверены, насколько он может и хочет это сделать, Вам следует особенно обдуманно выбирать степень откровенности во время Диалога); Прерывания (Абсолютно никаких! Договоритесь, чтобы на звонки отвечал секретарь или подключите автоответчик. Позаботьтесь о том, чтобы предотвратить вмешательство коллег на работе или детей и друзей дома); Время (Время дня или день недели могут влиять на активность, внимательность и рассеянность во время беседы. Опыт показывает: найдите время, когда Вы оба не слишком устали и не заняты другими делами. Кто еще присутствует? - Никто . Шаг 2. ПОДГОТОВЬТЕ УСЛОВИЯ

Слайд 8

Встреча (шаг 3) состоит из четырех частей: 3.1 . Вступительная часть; 3.2 . Приглашение к разговору; 3.3. Диалог; 3.4 . Прорыв. Шаг З. ОБСУДИТЕ ПРОБЛЕМУ

Слайд 9

3.1. Вступительная часть: выразите признательность : «Я ценю Вашу готовность встретиться со мной и подробно обсудить этот вопрос »; выразите оптимизм : «Я надеюсь, что мы найдем решение, которое будет выгодно для нас обоих »; напомните (кардинальные правила ): «Очень важно не прерывать обсуждение, а также не сдаваться и не уходить, даже если нам будет трудно. Вы уверены, что можете остаться здесь до 16:00 , если будет нужно ?», « Давайте также договоримся во время этой встречи воздерживаться от различных силовых игр, чтобы подавить другого. Вместо этого давайте искать взаимоприемлемые решения. Вы согласны ?»; сформулируйте проблему: «Насколько я понимаю, проблема возникла из-за того, что у нас разные точки зрения по поводу моего участия в Атлантическом проекте». Шаг З. ОБСУДИТЕ ПРОБЛЕМУ

Слайд 10

3.2. Приглашение к разговору: « Пожалуйста, расскажите мне, как Вы видите ситуацию». 3.3. Диалог . Задача № 1. Придерживайтесь Основного процесса (и Вы, и Другой должны быть постоянно вовлечены в активную беседу друг с другом). Задача № 2. Поддерживайте Жесты примирения (поддерживайте жесты примирения, которые делает Другой, и предлагайте их сами, когда Вы можете сделать это искренне). Шаг З. ОБСУДИТЕ ПРОБЛЕМУ

Слайд 11

Задача № 1. Придерживайтесь Основного процесса. И менно от инициатора использования 4-шагового метода зависит поддержание процесса. Типичные ошибки в Основном процессе: — Вы говорите о предметах, которые не относятся к Вашим взаимоотношениям (погода, события дня, техническая информация, другие безопасные темы); — Вы говорите о других людях (сослуживцах, членах семьи), как-будто у них находятся ключи к решению Вашей проблемы; — рассказываете анекдоты; — сдаетесь, выражая безысходность; — погружаетесь в молчание . Шаг З. ОБСУДИТЕ ПРОБЛЕМУ

Слайд 12

Когда Другой отклоняется таким образом, восстановите Основной процесс следующим замечанием: - «Давайте вернемся к нашей проблеме. Что Вы думаете о...». - «Я знаю, это кажется безнадежным, но давайте посмотрим, может быть, мы можем найти выход». - «Вы молчали некоторое время, я бы хотел знать, о чем Вы думаете». Шаг З. ОБСУДИТЕ ПРОБЛЕМУ

Слайд 13

Задача № 2. Со временем (хотя и не так быстро, как Вам хотелось бы) Вы можете ожидать дружеских замечаний или «жестов примирения». Высказывания Другого начнут обнаруживать, что позиция «я-против-тебя», которая заставляет его бороться, ослабевает. Это сигнал для Вас, что он становится более восприимчив к ориентации « мы-против-проблемы ». Подлинные , искренние жесты примирения не появляются до тех пор, пока агрессия не нашла выход через разрядку и «выпускание пара». Так как Вы управляете Диалогом, то это именно Ваша задача — быть наготове и заметить дружеские замечания Другого. Когда он делает жест примирения, постарайтесь оценить его, даже если Вы все еще сердиты. Шаг З. ОБСУДИТЕ ПРОБЛЕМУ

Слайд 14

Например : « Я очень ценю то, что Вы сожалеете о сказанном Вами на собрании на прошлой неделе. Я до сих пор расстроен тем….». То, что Вы поддержите дружеские замечания Другого, поощрит его делать аналогичные замечания в дальнейшем. Эти жесты примирения помогут Вашему движению в направлении Прорыва. Не подсчитывайте очки Жесты примирения всегда ставят человека, который их делает, в уязвимое положение. Другой получает возможность воспользоваться этим, чтобы «выиграть очко». Шаг З. ОБСУДИТЕ ПРОБЛЕМУ

Слайд 15

3.4 Прорыв Прорыв происходит, когда Вы и Другой изменили свои позиции от противостояния «я-против-тебя» на поиск решения «мы-против-проблемы ». О н не является результатом ни логических построений, ни рационального мышления, ни обоснованного решения проблем. Напротив , он возникает автоматически в результате действия различных психологических сил, которые объединяются для осуществления этого важного, хотя и незаметного события. Шаг З. ОБСУДИТЕ ПРОБЛЕМУ

Слайд 16

Договор — это не просто добрая воля, он описывает Ваши отношения друг с другом в будущем. Наиболее успешные Договоры: сбалансированны ; поведенчески -специфичны; о формлены в письменной форме. Шаг 4. ЗАКЛЮЧИТЕ ДОГОВОР (если это необходимо):

Слайд 17

Сбалансированность Договор должен быть сбалансирован в любом случае, нашли ли партнеры сходство интересов или пошли на честный компромисс, предполагающий уступки. Это значит, что для каждого участника Договор должен быть лично выгоден. Выгода не обязательно будет одинаковой, но Договор должен стимулировать каждого выполнять в будущем свою часть соглашения. Несбалансированное соглашение недолговечно. Шаг 4. ЗАКЛЮЧИТЕ ДОГОВОР (если это необходимо):

Слайд 18

Поведенческая специфичность Договор закрепляет в специфических формах дух доброй воли, который свойственен Прорыву. Слишком общие соглашения или соглашения, в которых описываются наши мысли, отношения или ценности, не будут работать, так как мы не можем увидеть или услышать мысли, отношения и ценности. Проверке поддаются соглашения об определенном поведении, которое можно увидеть или услышать. К примеру, соглашение «уважать мои желания» или «быть открытым и искренним» неудачно, так как мы не можем проверить, действительно ли Вы «уважаете мои желания» или «открыты и искренни». При этом Вы можете уверять, что это так, а я буду чувствовать, что нет. Намерения не так легко проверить, как поведение . Шаг 4. ЗАКЛЮЧИТЕ ДОГОВОР (если это необходимо):

Слайд 19

Таким образом, мы должны четко отразить в соглашении, кто, что именно, когда, как долго и при каких условиях делает. Если в Договоре описано поведение, легко будет определить, как оно выполняется каждой из сторон. Во время составления Договора полезно проверить его части на «поведенческую специфичность». Хорошо задать следующие вопросы: — «Как я пойму, что Вы (уважаете мои интересы)?» — «Что Вы будете делать, чтобы показать, что Вы открыты и искренни?» — «Что я увижу и услышу?» В результате возникает взаимное понимание того, как будет выполняться Договор. Шаг 4. ЗАКЛЮЧИТЕ ДОГОВОР (если это необходимо):

Слайд 20

Письменная форма Если вдвоем записать условия Договора, то в будущем ничто не будет забыто вследствие избирательности нашей памяти. Каждый должен иметь копию документа. Иногда позже возникают вопросы о том, что же мы решили. Письменный документ — это объективное свидетельство, которое поможет ответить на такие вопросы. Личная ответственность Никакой Договор не будет действенным, если каждый участник не возьмет на себя свою часть ответственности. Обычно людям, преодолевающим разногласия, бывает трудно отделить свои обязанности по решению проблемы от обязанностей Другого. Если соглашение подробно описывает поведение, каждый участник должен выполнять свои четко определенные обязанности — а это гораздо проще. Если Договор удовлетворяет интересы каждого партнера, оба участника получают стимул к ответственному выполнению своих функций . Шаг 4. ЗАКЛЮЧИТЕ ДОГОВОР (если это необходимо):

Слайд 21

Ограничение срока действия Договора Полезно заранее договориться о сроках действия соглашения. Вы можете пожелать выполнять его только в течение одной недели или одного месяца. По истечении этого срока Вы можете пересмотреть некоторые детали. До этого момента Вы должны заставить себя выполнять условия Договора, даже если через некоторое время они покажутся Вам несправедливыми или трудными. Шаг 4. ЗАКЛЮЧИТЕ ДОГОВОР (если это необходимо):