Открытое занятие
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «МАЯК»
ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
(ГКУ ЦССВ «Маяк»)
Открытое психологическое занятие для детей с ТМНР
на тему «В стране веселых гномов»
Разработчик: педагог-психолог Зиборева Е.А.
г. Москва, 2019
Цель – создание условий для естественного психологического развития ребенка с ТМНР.
Задачи:
- развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развитие умения концентрировать внимание на своих тактильных ощущениях;
- развитие сенсорных способностей, крупной и мелкой моторики;
- развитие навыков связной речи, расширение активного и пассивного словаря, работа над грамматическим строем речи;
- воспитание эмоционально-адекватного поведения во время выполнения практических заданий.
Материал: сенсорный сундучок, мешочки с разными видами круп, сенсорный слоник, тактильная дорожка, набор игрушек, набор геометрических фигур, сосуд с водой.
Количество детей: 1-2.
Продолжительность: 20-25 минут.
Ход занятия
I этап. Организационный
Приветствие, организационный момент
Педагог-психолог:
- Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас! У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем гостей.
- А чтобы настроиться на занятие, я предлагаю немного размяться.
Танец-игра с ускорением https://www.youtube.com/watch?v=UHVvKbVKXVU
II этап. Мотивационный
Педагог-психолог:
- В одной волшебной стране жили-были маленькие человечки – гномики. Вы хотели бы познакомиться с гномиками?
Дети: Да.
Педагог-психолог:
- Но гномики живут в сказке, поэтому нам нужно отправиться в сказку. А хотели бы вы оказаться в сказке?
Дети: Да.
Педагог-психолог:
- Сейчас мы оденем волшебные колпачки, и произойдет «чудо».
Музыкальный фон. Слайд – Домик гномов.
Педагог-психолог:
- И вот мы оказались в волшебной стране гномов.
Сюрпризный момент. Стук в дверь (приход гнома)
Педагог-психолог:
- Ой, кто там?
Выходит гном под музыкальное сопровождение
Гном:
- Здравствуйте, ребята! Я гномик.
Педагог-психолог:
- Почему ты такой грустный?
Гном:
- Мы были добрые и трудолюбивые. Однажды к нам на ночлег попросилась старушка, это была злая волшебница (показ куклы волшебницы), но гномики этого не знали. Впустили мы старушку на ночь. А она вместо добра заколдовала всю нашу еду. Ее теперь не видно, и найти можно только на ощупь. Кашу же сварить можно, только если найти два одинаковых мешочка. Это было условие злой волшебницы. Так теперь и мучаются гномики, каждый раз, как собираются приготовить себе обед или ужин, ищут они одинаковые мешочки с крупами, макаронами.
Педагог-психолог:
- Бедные гномики! Ребята, давай им поможем.
III этап. Практический
На столе стоят три мешочка (с крупой, макаронами, солью и два сосуда – с водой и с молоком).
Педагог-психолог:
- Дети, покажите, а из чего варят кашу (дети выбирают мешочек)?
- Правильно, из крупы.
- А что нам понадобиться еще (молоко или вода)?
- Правильно, молоко.
- Но, волшебница была так коварна, что спрятала сосуд с водой в камушках, а сосуд с молоком в травке, где пасутся коровки.
- Ребята, вначале давайте найдем коровок среди картинок.
Дети ищут картинки с коровами и крепят на доску под музыку «На лугу. На лугу, на лугу пасутся «КО».
Педагог-психолог:
- Молодцы, коровок нашли. Но чтобы найти сосуды с молоком и водой нам нужно отправиться в далекий путь. Злая волшебница будет посылать нам разные испытания, но мы постараемся их осилить.
- Давайте снимем обувь и пойдем вот по этой дорожке (дети снимают обувь, готовятся пройти дорожку).
Педагог-психолог:
- Дорога очень сложная, потому что сосуд надо найти с закрытыми глазами.
Гном помогает завязать глаза детям.
Игра «Сенсорная тропа»
Педагог-психолог:
- Чтобы туда добраться, надо сначала пройти полем (это может быть коврик), потом болотом, потом лесом (музыкальный фон).
«По тропинке в лес пойдем.
Лужу мимо обойдем,
Перепрыгнем ручеек.
Шагают наши ножки
по ровненькой дорожке,
побежали наши ножки
по ровненькой дорожке.
Убегают, убегают только пяточки сверкают».
Педагог-психолог:
- Запоминают ли наши ступни? Давайте проверим.
(Сосуд с водой стоит на одном из отрезков тропы). Для этого пусть ребенок постоит на каком-либо материале, но пусть он не подсматривает, затем надо найти из пяти-шести материалов тот, на котором стоит сосуд.
Педагог-психолог:
- Молодцы, ребята! Сосуды с молоком и с водой мы нашли.
- Теперь ребята нам предстоит решить вторую задачу. Какую кашу будем варить? Давайте спросим гномика какую кашу любят гномы?
Гном:
- НУУУУУ, мы разные каши любим. Так, например, наш старший гном любит кашу из фасоли, гречки, манки, риса и гороха.
Игра «Тактильные мешочки» (10 мешочков)
Ребенку предлагается мешочек. «Посмотри на мешочек. Еще раз внимательно пощупай его. А теперь найди из остальных мешочков мешочек с таким же содержимым». После того, как выбор сделан, воспитанник сравнивает мешочки на ощупь и делает вывод о том, правильно ли была выбрана пара.
Педагог-психолог:
- Ребята, какие вы молодцы! Славно справились с такими сложными заданиями, помогли гномикам. Гномики теперь веселые и могут варить себе кашу.
Гномик:
- Ребята, большое вам спасибо! Все гномики очень рады. Давайте танцевать.
Танец гномиков
Гном:
- Вы нам так понравились, что мы не хотим они вас отпускать из своего царства. А давайте еще поиграем. Согласны?
Дети: Да!
Гном:
- Слоник, слоник появись!
Игра «Сенсорный слоник»
Педагог устанавливает слоника на стол. Насыпает в слоника предметы парами (геометрические объемные). Игрок вытаскивает один предмет, затем на ощупь находит такой же второй.
«Найди второй» (фон)
Насыпает в слоника игрушки. Игрок вытаскивает на ощупь тот предмет, который просит гномик.
«Узнай фигуру» (фон)
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в слонике (прямоугольники с вырезанными фигурами). Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же. Потом делит пополам прямоугольные карточки и кто из детей быстрее соберет комплект.
Педагог-психолог:
- Ребята, у нас кроме слоника есть необычный сундучок. Надо достать из мешочка на ощупь такой же, как на сундучке.
«Сенсорный сундучок» (музыкальный фон)
По окончании игры звучит «Победный марш»
Педагог-психолог:
- Ух, устали.
Дети смахивают пот со лба «Фух…..»
IV этап. Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
Педагог-психолог (говорит на фоне музыки, звук постепенно нарастает):
- Итак, ребята, где мы сегодня с вами были? (В волшебной стране).
- С кем мы познакомились? (С гномиком).
- Как мы помогли мы помогли гномикам? (Нашли продукты для варки каши)
- Что мы еще делали? (Танцевали, играли)
- Молодцы! Вам понравилось? (Да)
- А теперь пришла пора прощаться.
«Дружно топнули ногой, помахали всем рукой,
До свидания сказали. В группу дружно побежали».
Звучит музыка. Спасибо всем гостям за внимание. Жестом показывают, как дети всех любят и жестом прощаются.