"Тактильные аромаквадраты" дидактическое пособие для сенсорного развития детей дошкольного возраста.
"Тактильные аромаквадраты" дидактическое пособие для сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками, которые использую на коррекционно-развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста. "Тактильные аромаквадраты" очень хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми, у которых есть нарушения сенсорной интеграции, а СИ является главной составляющей полноценного развития.
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Например, сенсорная интеграция наблюдается, когда мы ощущаем прикосновения ползающей по нам букашки, осознаем происходящее и знаем, где ее можно прихлопнуть. Иными словами всё то, что мы получаем от органов чувств (а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система), чувство положения тела в пространстве (проприоцепция), поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предметов, с которыми ребёнок непосредственно соприкасается, действует. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. С помощью данного пособия ребенок может реально ощутить такие абстрактные понятия как размер, цвет, форма, величина, запах и даже вес, проанализировать и сравнить их.
Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием. Аромаквадраты я применяю на занятиях с детьми от трех лет. Начинаю с трех квадратов, постепенно увеличивая количество, по мере усвоения ребенком данного материала. Дошкольников необходимо знакомить с цветами спектра и их оттенками по светлоте, формировать умение использовать полученные знания при определении цвета предмета. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью. Необходимо учить детей анализировать сложные формы, раскладывать их на элементы. В средней группе, знакомя дошкольников с величиной, необходимо предлагать задания на выделение высоты, ширины, длинны предметов и других параметров величины. В детских садах все игрушки сделаны из пластика или дерева, и дети не могут насытиться сенсорными эталонами. Для решения этой проблемы я сделала такие аромаквадраты своими руками. И с такой игрушкой дети играют с ещё большим удовольствием. Такое развивающее пособие сделать очень легко, больших трат на это не надо. Необходимо взять картон, клеевой пистолет и разнообразную крупу, семена, орехи, сутаж, перья, листья и т.д. необходимо сделать по два квадрата каждого материала. У меня 40 штук разных квадратов и 20 парных. Предлагаю несколько развивающих игр по сенсорному развитию дошкольников 3 - 7 лет.
1. "Знакомство с тактильными аромаквадратами".
Я предлагаю ребенку рассмотреть коробку, в которой лежат тактильные квадраты. Ребенок может брать столько квадратов, сколько ему захочется, пока не иссякнут квадраты и интерес ребенка. Каждый квадрат заполнен материалом, который сам по себе имеет свой запах, цвет, форму. Дайте ребенку потрогать и понюхать, смотреть надо пальчиками и ладошками, проводить по поверхности квадрата ручкой. Назовите материал на квадрате, цвет и форму. Если это ракушки, то они твердые, серые, белые, закрученные. Постучите по ним палочкой и ребенок услышит характерный звук. После рассмотрения положите квадрат на стол, чтобы в дальнейшем образовался ряд. Возьмите другой квадрат, с мягким материалом, напимер мех или пух, чтобы показать контраст, мягкий-твердый. Когда у вас будет два или три ряда квадратов, и у ребенка будет еще интерес к занятию, переходите на второе задание.
2. "Найди такой же квадрат".
Перед вами поле из 6,9 или 12 квадратов. Теперь, подавая ребенку квадрат скажите, чтобы он нашел такой же по цвету или по фактуре. Теперь, когда вы будете выполнять это задание, смотрите, соотносит ли ребенок цвета, фактуру с теми, что уже лежат на столе. Если ребенок путается, не может найти и кладет на разные квадраты, то возьмите это на заметку, значит в этой области у ребенка есть проблема.
3. "Что пропало?"
Попросите ребенка отернуться и уберите любой квадрат. Дети хорошо запоминают яркие и необычные фактуры квадрата и с удовольствием играют в эту игру. Потом уберите еще один квадрат, но ребенка попросите называть пропавшие предметы по очереди. Например, ракушки, перья. Далее ракушки, перья, кофе, и т.д.
Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличивают словарный запас. Игры с прятанием, поиском и нахождением, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов способствуют тренировке зрительного восприятия. Детям интересно вспоминать, какой квадрат пропал. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы.
4. "Разложи по схеме" или "Найди по описанию"
Фотографии, которые находятся ниже описания игр, можно распечатать или разложить свои квадраты так, чтобы ребенок смог повторить ваш рисунок. Начните с трех квадратов, увеличивайте количество квадратов, по мере выполнения задания. Другой вариант этой игры, "Найди по описанию". Вы называете квадрат с цветом, фактурой, весом, запахом. Например: возьми квадрат серого цвета, тяжелый, если ребенок не догадался сам, то подскажите более точное определение. Возьми белый квадрат с мягкой поверхностью похожей на снег и т.д.