Курсовая работа
В условиях современной системы образования все чаще встаёт вопрос об эффективных формах и методах формирования универсальных учебных действий (УУД) школьника. Необходимость их становления и развития прописана в основных законах, регламентирующих систему образования. Одним из таких универсальных действий и является логическое.
Актуальность исследования обусловлена важностью развития логических универсальных действий у современного школьника, поскольку способствует его гармоническому развитию.
Говоря о степени изученности проблемы важности и актуальности применяемых форм для развития логических универсальных действий, отметим, что:
- концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков;
- логические универсальные действия описывали в своих работах: Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и прочие.
Несмотря на достаточно большую теоретическую подоплеку открытым остается вопрос о формах и методах развития логических УД в конкретно взятом учреждении и у конкретно взятых детей.
Объект курсовой работы - логические УУД.
Предмет исследования – особенности процесса формирования логических УДД на уроках русского языка у младших школьников в конкретно выбранной школе.
Цель: выявить особенности формирования логических УДД на уроках русского языка у младших школьников в конкретно выбранной школе.
Объект, предмет и цель определяют ряд задач:
- раскрыть сущность понятий «универсальные учебные действия», «логические универсальные действия»;
- определить психолого-педагогические особенности формирования логических УД у младших школьников;
- раскрыть технологию формирования логических УДД на уроках русского языка у младших школьников;
- подобрать методику для определения особенностей формирования логических УД у младших школьников и провести ее;
- на основе полученных результатов предложить эффективные формы и методы работы по формированию логических УД на уроках русского языка у младших школьников.
Методы исследования: анализ, обобщение, диагностика.
Методики исследования:
- Методика «Выделение существенных признаков»;
- Тест «Найди несколько различий?».
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 382 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7061_yunusova_a.s.docx | 97.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕАВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГООБРАЗОВАНИЯЛЕНИНГРАДСКОЙОБЛАСТИ
«ЛЕНИНГРАДСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТИМЕНИА.С. ПУШКИНА»
Факультет психологии
Кафедра педагогики и педагогических технологий
Направление:44.03.01–Педагогическое образование
Направленность (профиль): Начальное образование
Курсовая работа
Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий в процессе изучения русского языка.
Выполнил:
Обучающийся 2 курса
кандидат пед. наук, доцент
Ничагина Анна Владимировна
Допущена к защите
« » 202 года
Зав. кафедрой /Л.В.Коновалова/
(подпись)
Санкт-Петербург
2022г
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение…………………………………………………………………………….....3
Глава 1.Теоретические основы проблемы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………………………...5
1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников……………………....5
1.2 Технологии формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка………………………………….9
Выводы по 1главе………………………………………………………………....12
Глава 2. Описание опыта работы над проблемой формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка на базе ГБОУ СОШ №382 …………………………..14
2.1 Изучение особенностей формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников при изучении русского языка на базе ГБОУ СОШ № 382………………………………………………………………………....14
2.2 Содержание, формы и методика работы по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка…………………...............................................................................................19
Выводы по 2главе………………………………………………………................21
Заключение…………………………………………………………………….......23
Список используемой литературы……………………………………………...25
Приложения………………………..........................................................................29
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной системы образования все чаще встаёт вопрос об эффективных формах и методах формирования универсальных учебных действий (УУД) школьника. Необходимость их становления и развития прописана в основных законах, регламентирующих систему образования. Одним из таких универсальных действий и является логическое.
Актуальность исследования обусловлена важностью развития логических универсальных действий у современного школьника, поскольку способствует его гармоническому развитию.
Говоря о степени изученности проблемы, важности и актуальности применяемых форм для развития логических универсальных действий, отметим, что:
- концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков;
- логические универсальные действия описывали в своих работах: Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и прочие.
Несмотря на достаточно большую теоретическую подоплеку открытым остается вопрос о формах и методах развития логических УД в конкретно взятом учреждении и у конкретно взятых детей.
Объект курсовой работы- логические УУД.
Предмет исследования – особенности процесса формирования логических УДД на уроках русского языка у младших школьников в конкретно выбранной школе.
Цель: выявить особенности формирования логических УДД на уроках русского языка у младших школьников в конкретно выбранной школе.
Объект, предмет и цель определяют ряд задач:
- раскрыть сущность понятий «универсальные учебные действия», «логические универсальные действия»;
- определить психолого-педагогические особенности формирования логических УД у младших школьников;
- раскрыть технологию формирования логических УДД на уроках русского языка у младших школьников;
- подобрать методику для определения особенностей формирования логических УД у младших школьников и провести ее;
- на основе полученных результатов предложить эффективные формы и методы работы по формированию логических УД на уроках русского языка у младших школьников.
Методы исследования: анализ, обобщение, диагностика.
Методики исследования:
- Методика «Выделение существенных признаков»;
- Тест «Найди несколько различий?».
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 382 Красносельского района Санкт-Петербурга.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1.Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников
В рамках нового ФГОС важное значение придается универсальным учебным действиям. В науке принято несколько определений данного термина. Так, в широком смысле «универсальные учебные действия» (УДД) понимаются как умение учиться, что подразумевает под собой саморазвитие личности под воздействием осознанного понимания необходимости получения и освоения социального опыта [19]. В более узком понимании данного термина речь идет об усвоении обучающимися предметных и метапредметных результатов.
В науке существует классификация УДД (А.Г. Асмолова, А. Д. Детмановой и других.) так, А.Г. Асмолова выделяет следующие виды универсальных учебных действий (рис.1) [1,с. 12].
Рис.1. Классификация УДД по А.Г. Асмоловой
Стоит отметить, что исследователь в каждом виде выделяет ещеподвиды. К примеру, познавательные УД состоят из таких подвидов:общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем [15].
Другие исследователи считают, что классификация, предложенная А. Г. Асмоловой не совсем верная, поскольку автор не прописывает функции подвидов универсальных действий, что приводит к их смешению.
Доработанной можно считать классификацию, предложенную С.Г. Воровщиковым, который предпринял удачную, на наш взгляд, попытку выделить в группе общенаучных УД подвиды: учебно-управленческие, учебно- информационные, учебно-логические умения, что существенно облегчило процесс выделения и использования различных форм и приемов работы по их формированию [7,с.42].
М. С. Мартынец считает, что данные классификации заслуживают внимания, но деление на 4 вида не оправданно, поскольку нет четких критериев разграничения одного вида от другого [15]. Автор выделяет свой критерий: проверка результатов и на его основе выделяет 2 вида УДД:
- личностные, подлежащие субъективной оценке. И для их достижения педагог совместно с узким специалистом должен сначала провести диагностику на их наличие и сформированности (тесты, методики и прочее);
- универсальные. Для их проверки педагогу необходимо использовать контрольно-измерительные материалы (изложение, тесты, контрольные и срезовые работы).
Как следует из вышесказанного, М. С. Мартынец выделяет классификацию, основанную на деление УДД на 2 вида: подлежащие субъективной (личностные) и объективной (познавательные, регулятивные и коммуникативные) оценке.
Рассматривая конкретнее виды УДД. Обратимся к познавательным УД, поскольку многие исследователи относят к данному виду подвид логических УУД.
З. А. Дулатова говорит о том, что логические УД вытекают из познавательных УУД и представляют собой набор следующих навыков и умений: анализ и синтез, сравнение, деление на серии, классификацию, подведение под понятие, вывод следствий, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование [10].
Успешность формирования логических УДД зависит от многих факторов:
- уровня психо-физического развития ребенка;
- профессионализма педагога;
- возрастных особенностей обучающихся.
В рамках работы нам, в большей степени, интересен младший школьный возраст. Дадим краткую психолого-педагогическую характеристику данному возрасту.
Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное. В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.
Раковчена С.С. описывая логическое мышление детей младшего школьного возраста, указывает на то, что в современной психолого-педагогической науке возрастные особенности младших школьников изучены довольно полно (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.В Давыдова, А.А Люблинской, Р.С. Немов, Г.А. Цукермана, Д.Б. Эльконина и другими). К младшим школьника относятся дети от 6-7 до 11-12 лет.
С. С. Раковчена указывает на то, что в младшем школьном возрасте логическое мышление проходит 2 этапа становления[18].:
- (1-2 классы) мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольника. Анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их прямые заместители, изображения. Такой анализ называют практически действенным, или чувственным[18].;
- (3-4 классы). K 3 классу изменяется характер мышления младших школьников. С этими изменениями связана вторая стадия в его развитии. С каждым годом увеличивается объем заданий, требующих указания связей между понятиями. К 3 классу учащиеся овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией (например, «стол – имя существительное») [18]. Дети постоянно отчитываются перед учителем в форме развернутых суждений о том, как они усвоили ту или иную классификацию. Формирование классификации определенных предметов и явлений развивает у младших школьников новые сложные формы собственно умственной деятельности. В основе суждений школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Но, вместе с тем, эти суждения являются результатом анализа текста, мысленного сопоставления его отдельных частей, выделения в этих частях главных моментов, их объединения в целостную картину, наконец, обобщения частностей в некотором новом суждении, теперь уже в отделенном от прямых его источников и ставшем абстрактным знанием [18].
Виды мышления младших школьников изучали разные педагоги и психологи: Ж. Пиаже, Р. Гайсон, Б. Инельдер, П.П. Блонский, Ф. Тайсон, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и другие.
Ахметова под логическим мышлением в педагогике понимает способность и умение ребенка младшего школьного возраста самостоятельно производить:
1) простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
2) составные логические операции: построение отрицания, доказывание как построение рассуждения, опровержение как построение рассуждения;
3) использование для выполнения этих операций индуктивных и дедуктивных логических операций [2,с.32].
Таким образом, универсальные учебные действия – набор действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в процессе становления и развития в социуме. В науке нет единой классификации универсальных учебных действий. Нами выбрана классификация, в которой в познавательных УУД выделяется подтип: логические УУД.
Формирование любых УУДЖ зависит от многих факторов. В том числе и от возраста учащихся. Работа по формированию логических УУД в младшем школьном возрасте необходима в силу психолого-педагогических особенностей данного возрастного периода.
1.2.Технологии формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
В науке существует ряд универсальных технологий формирования логических УУД на занятиях по любому предмету. Так, в ряде работ (Колычева Г.Ю., Шейнова Т. Г.) предлагается проводить развитие логических УУД обучающихся посредством расширения и углубления содержания дисциплины или изменения формата учебных занятий [13].
М.Р. Битянова в своих работах пишет о том, что формирование логических УУД должно происходить поэтапно.
1 этап: деление на отдельные признаки предмета или явления: вопросы к частям речи;
2 этап: сравнение одинаковых и разных предметов и явлений: сравнение существительных по вопросам и значению;
3 этап – обобщение полученных знаний и навыков, признаков: отбор признаков, характерных для определённой части речи;
4 этап-синтез. Синтез способствует созданию новых понятий или же внесению в уже имеющиеся понятия каких-либо изменений [3,с.17].
Отдельным приемом можно считать классификацию, которая помогает распределить предметы или явления по группам в соответствии с 1 критерием: выбрать из ряда слов глаголы.
Исследователи выделяют еще такие приемы формирования:
- применение индукции и дедукции при работе над формированием логических УУД: от частного к общему и наоборот;
- упражнения на развитие причинно-следственных связей;
- использование приема доказательств существующих теорий или умозаключений.
Несмотря на то, что каждый предмет в начальном звене важен и призван формировать и развеивать все универсальные учебные действия обучающегося, русский язык имеет наиважнейшее значение. Он важен не только тем, что помогает учащемуся осознать свою национальную принадлежность и идентичность. Но и призван расширить его словарный запас, что будет способствовать социализации; развитию интеллектуальных навыков и прочее. В связи с этим обозначим ряд особенностей применения технологии в процессе формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка:
- формирование логических УДД в процессе разных видов разборов: фонетического (умение различать звуки; морфемного – умение различать части слова; морфологического – выделение частных и общих признаков и так далее);
- практически все программы и комплексы по обучению русскому языку в начальной школе призваны понимать язык как знаковую системы, посколькупроцесс изучения позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой(содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняетсистему изучения языка;
- формирование логических УУД практически на всех этапах урока: целеполагание, основной части и рефлексии;
- важной особенностью преподавания русского языка является работа с текстом. Она помогает развитию познавательных логических действий, поскольку требует анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
- значительное место принадлежит устным и письменным ответам с поиском правильного ответа, вычленения частных признаков из общих и прочее.
Важным является и критерий эффективности изучения курса русского языка, который выделяет уровень развития логических УУД: высокий уровень развития логического мышления при сравнении различных языковых единиц и при классификации языковых единиц по различным критериям.
Таким образом, технологий формирования логических УУД строго не классифицированы. Технологии представляют собой, в большей мере, различные приемы и этапы работы над развитием логических универсальных действий. Работа по развитию логических универсальных действий способствует формированию активного субъекта познавательного процесса, стремящегося к самосовершенствованию и саморазвитию. Формирование логических УУД на уроках русского языка - необходимое условие гармоничного развития ребёнка, поскольку процесс обучения всестороннее развивает ребенка и является средством обучения другим предметам.
ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ
В современном федеральном стандарте прописаны непременные условия формирования универсальных учебных действий. В науке нет единой классификации данных УДД. Тем не менее, четко определены, какие именно УУД стоит развивать и формировать с темами и мыслительными операциями.
Логические универсальные учебные действия относятся к типу:познавательные.
Логические УУД представляют собой следующие навыки и умения: анализ, синтез, сравнение и классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей, установление аналогий.
Именно в младшем школьном возрасте формирование логических УУД является необходимым условием полноценного развития личности. Это связано с теми психо-физическими новообразованиями в младшем школьном возрасте и определены сменой ведущего типа деятельности: от игровой к учебной.
Многие исследователи (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.) отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер. При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития логического мышления младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы.
В науке есть несколько технологий развития логических УУД на различных занятиях. В том числе и на уроках русского языка. Некоторые ученые выдвигали мысль о том, что важно развивать логические умения от простых к ложным: выделение особенностей- причинно-следственные связи.
Особенностью формирования логических УУД на уроках русского языка являются не только специфика предмета: он учит осознавать язык и является предметом изучения остальных предметов, но и специфических методов и форм работы.
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НАД ПРОБЛЕМОЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА БАЗЕ ГБОУ СОШ № 382
2.1.Изучение особенностей формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников при изучении русского языка на базе ГБОУ СОШ № 382
Прежде чем обратимся к описанию результатов диагностики. Дадим краткую характеристику учебной организации и опишем этапы работы в рамках курсовой работы.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 382 Красносельского района Санкт-Петербурга расположено по адресу: 198320, Санкт-Петербург, город Красное Cело, Кингисеппское шоссе, д. 10, корп. 4, литера А. учебное учреждение существует с 1 сентября 1979 года.
Режим работы учреждения: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница – 7.50-19.00
Суббота – 8.30-17.00.
ГПД – 13.00-19.00.
Кружки, секции, факультативы, спецкурсы – 15.00-19.00.
Продолжительность уроков: 1-х и коррекционных классов – 40 мин., 2-11 классы – 45.
Управление ГБОУ СОШ № 382 Санкт-Петербурга строится на принципах единоначалия и коллегиальности в соответствии с Уставом. Единоличным исполнительным органом ГБОУ СОШ № 382 Санкт-Петербурга является директор, осуществляющий текущее руководство деятельностью ГБОУ СОШ № 382 Санкт-Петербурга.
Структурных подразделений нет, только инфраструктурные.
На 2021-22 учебный год в учреждении насчитывается в начальном звене 19 классов (533 учащихся).
Если сравнить показатели количества учащихся начального звена за 3 года (рис.3) можно увидеть, что число детей в учреждении растёт, что косвенно свидетельствует об авторитете учебного заведения и профессионализме педагогов.
Рис.2Процентное соотношение количества детей за последние 3 года
В рамках исследования нами выбран 1 «А» класс. Дадим краткую психолого-педагогическую характеристику классу.
В классе обучается 31 ребенок: 17 мальчиков и 14 девочек. 23 учащегося проживают в полных семьях, 1 опекаемый ребенок.15родителей имеют высшее образование. Достаток в семье в большинстве случаев средний.
В классе 2 лидера. Классный руководитель отмечает, что уровень дисциплины в классе средний. Практически все дети посещают дополнительные секции и кружки. В классе ест ребенок с ОВЗ.
В анкетировании приняли участие 30 учащихся (1 на момент тестирования не посещал школу).
Обратимся к этапам исследования. Исследование проходило в 3 этапа:
Подготовительный: осуществлялся анализ теоретической литературы по теме исследования; проводилось наблюдение за классом и процессом обучения; подбирались методики.
Основной этап: диагностика учащихся 1 «А» класса.
А. Тест «Найди несколько различий?». Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение. Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Б. Методика «Выделение существенных признаков». Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков. Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Заключительный этап: обобщение полученных результатов и анализ эффективных форм и методов формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий в процессе изучения русского языка.
Обратимся к диагностике.
Результаты теста показали, что (таблица 1, рис.4):
- 26 % детей имеют высокие показатели развития восприятия. Эти дети справились с заданиями быстро и эффективно;
- 50 % детей имеют средний уровень развития восприятия. Он понимают задания, но им требуется больше времени на осознание задания и иногда помощь в запирании ответа;
- 23 % детей имеют низкий уровень, что свидетельствует о том, что у них не до конца сформировались логические навыки и им необходима помощь педагога и одноклассников. Возможно такой большой процесс связан с адаптацией детей.
Таблица 1. - Результаты тестирования в 1 «А» классе. Выводы об уровне развития восприятия
Уровень | Кол-во учащихся |
10 баллов - очень высокий. | 0 |
8-9 баллов - высокий | 8 |
4-7 баллов - средний | 15 |
2-3 балла - низкий | 7 |
| 0 |
Рис.3.Процентное соотношение результатов детей по тестированию
Анализ результатов методики «Выделение существенных признаков» показал, что (рис.4,):
- 30 % учащихся имеют высокие показатели по критерию выделение существенных признаков: они могут отличить одно слово от другого; у них сформировано практически полностью предметно-абстрактное мышление;
- все остальные учащиеся – 11 человек показали средний уровень сформированности данного логического УУД.
Рис.4. Процентное соотношение результатов методики
Таким образом, логические УУД у большинства учащихся 1 класса сформированы на среднем уровне. Есть учащиеся с низкими показателями. Это может быть вязано с тем, что дети с ОВЗ медленнее осваивают учебную программу и имеют замедленный темп развития. Для оценки профессионализма педагога и причин средних показателей сформированности обратимся к анализу форм и методов формирования логических УУД на уроках русского языка в выбранном классе.
2.2. Содержание, формы и методика работы по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
Поскольку познавательный интерес у младших школьников происходит в несколько стадий:
- интерес-переживание, который определяется в мотиве деятельности;
- интерес - направленность, который способствует тому, чтобы ученик осмыслил, оценил объект своего интереса;
- интерес - потребность, указывающий на изменение интереса в устойчивую личностную характеристику, то следует учитывать все эти стадии при организации работы на уроках русского языка. Для реализации всех стадий можно использовать следующие методы и приемы.
Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков. Здесь важное место занимают разнообразные виды разборов: фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указания способа проверки. Эти же УУД формируется через задания на выделение так называемого «лишнего слова».
Эффективными считаются схемы-угадайки, которые представляют собой набор букв с заданием: по аналогии составить слова:
Пример:
________оло_______(болото, молоко,соловей, солома).
Данное упражнение помогает учащемуся увидеть, что слова могут состоять из одинаковых наборов звуков, но иметь кардинально разные значения.
Важной формой работы, помогающей развитию и формированию логических УУД является работа с текстом. Она требует анализа содержания текста; развитию творческих и аналитических способностей: придумать заголовок. Озаглавить части текста; развивает причинно-следственные связи – объяснить мотивы поступка героя и прочее.
Пример:
На куст сел воробей. Кот Мурзик уже тут. Прыг! Улетела птичка. (12 слов)
Задания: озаглавь текст.
Кто охотился за воробьем ___________?
Приемом развития логических УУД на уроке русского языка можно считать прием взаимопроверки или самопроверки. В рамках данного приема школьники не только берут на себя роль педагога. Но и пытаются анализировать, сопоставляет свои ответы с ответами сверстников, правильно ответы с данными и прочее.
Таким образом, содержание, формы и методы зависят от возраста учащихся, уровне развития умственных способностей; содержание работы должно отражать реализацию целей от простого к сложному и проходить несколько этапов; деятельность должна быть разнообразной с использованием различных форм: коллективной, групповой, индивидуальной. Использовать формы и методы развития логических универсальных действий можно на любом этапе работе.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
В рамках экспериментального исследования нами была охарактеризована общеобразовательная школа. Рост числа учащихся косвенно свидетельствует о профессионализме педагогов и повышению авторитета самого учреждения.
Психолого-педагогический анализ класса показал, что дети достаточно дисциплинированы; имеют доставочный уровень развития и социализации. В классе ест дети с ОВЗ и процесс обучения отвечает всем целям и задачам инклюзивного образования.
Исследование было построено в несколько этапов, в рамках которых были осуществлены ряд важных задач: подбор методик, организация тестирования и прочее.
Проведенные методики соответствуют возрастному критерию участников диагностики и отвечают целям и задачам самого исследования.
Проведённые методики показали, что у большинства учащихся класса (Более 50 %) уровень развития логических УУД находится на среднем уровне. Учащимся требуется помощь в развитии логических УУД по всем направлениям, особенно в рамках установления причинно-следственных связей и синтеза полученных знаний.
Анализ содержания, форм и методов использования средств для формирования логических УУД на уроках русского языка показал, что педагог достаточно часто и уместно использует приемы и методы формирования. Чаще всего педагог использует:
- виды разборов;
- частичный анализ текстов;
- задания на логику: найди 3 лишний, составь слово по образцу и прочее.
Стоит отметить, что педагог продолжает работу и на уроках литературного чтения и зачастую объединяет эти два урока.
Педагог формирует логические УУД на всех этапах урока: чаще всего в основной части урока.
Как показал анализ, работа по формированию логических УУД идет достаточно профессиональная и систематическая. Дети в силу адаптации не всегда могут освоить все необходимые навыки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важность развития логических универсальных действий у современного школьника способствует его гармоническому развитию. Под универсальной учебной деятельностью мы будем понимать наличие у обучающихся универсальных и метапредмтеных навыков и умений. Несмотря на то, что в науке нет единой классификации УУД, нами за основу взята классификация, которая предлагает деление всех УУД на 4 группы с подгруппами. Нам интересны логические УУД, которые входят в состав познавательных УУД.
З. А. Дулатова говорит о том, что логические УД вытекают из познавательных УУД и представляют собой набор следующих навыков и умений: анализ и синтез, сравнение, деление на серии, классификацию, подведение под понятие, вывод следствий, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Поскольку особенности формирования логических УУД зависят в том числе и от возраста учащихся, особый интерес представляет младший школьный возраст.
К младшим школьника относятся дети от 6-7 до 11-12 лет. В современной психолого-педагогической науке возрастные особенности младших школьников изучены довольно полно (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.В Давыдова, А.А Люблинской, Р.С. Немов, Г.А. Цукермана, Д.Б. Эльконина и другими).
Виды мышления младших школьников изучали разные педагоги и психологи: Ж. Пиаже, Р. Гайсон, Б. Инельдер, П.П. Блонский, Ф. Тайсон, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и другие.
В науке существует ряд универсальных технологий формирования логических УУД на занятиях по любому предмету. Так, в ряде работ (Колычева Г.Ю., Шейнова Т. Г.) предлагается проводить развитие логических УУД обучающихся посредством расширения и углубления содержания дисциплины или изменения формата учебных занятий [колычева].
М.Р. Битянова в своих работах пишет о том, что формирование логических УУД должно происходить поэтапно.
Анализ форм и приемов формирования логических УУД на уроках русского языка показал, что логические УУД представляет собой анализ, синтез, сравнение и классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей, установление аналогий. Развитие данных навыков возможно на любом этапе урока.
Наиболее полно формирование логических УУД возможно осуществить в разного вида разборах.
Важной формой работы, помогающей развитию и формированию логических УУД является работа с текстом. Она требует анализа содержания текста; развитию творческих и аналитических способностей: придумать заголовок. Озаглавить части текста; развивает причинно-следственные связи– объяснить мотивы поступка героя и прочее.
Формирование логический УУД сложный и многоуровневый процесс, требующий как хорошей теоретической базы от педагога. Так и наличия сформированных умений и навыков учащихся для освоения и развития новых умений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Книги
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. – с.212.
- Битянова М.Р. Методические рекомендации к рабочей тетради Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 2 класс [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова. – Самара : Учебная литература, ИД Федоров, 2013. – 96 с.
- Буданова О.В. Путеводитель в области начальной школы к новому стандарту [Текст] / О.В. Буданова // Завуч начальной школы. - 2013. - №4. - С.3-24.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
- Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]: учебник для вузов/ под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 127с.
- Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. О.В. Кузьменковой. – Оренбург: ОГПУ, 2005. – 240 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 32 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Модэк, 2006. – 416 с.
Журналы
- Воровщиков С.Г. "Логические пятиминутки" как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов [Текст] / С.Г. Воровщиков // Эксперимент и инновации в школе. - 2013-№6. - С.41-48.
- Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников / Н.М. Мякишева // Начальная школа. – 2014. – №2. – С. 18-21.
Пособия
- Дубровина И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
Статьи в сборниках конференций
- Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия //Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. — 2014. — с. 170-175.
- Подходова Н.С. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (на примере сравнения) / Н.С. Подходова, Е.Ф. Фефилова // Педагогика. Психология. – 2013. – №1. – С. 139-146.
Электронные ресурсы
- Ахметова Г., Бекболганова М. Е., Мухаева А. Понятие и сущность логического мышления в психологии и педагогике // Евразийский Союз Ученых. 2016. №1-3 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-logicheskogo-myshleniya-v-psihologii-i-pedagogike (дата обращения: 02.12.2021).
- Воровщиков С. Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Интернетжурнал «Эйдос». 2012. № 5. URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0829-05.htm (дата обращения 03.12.2021).
- Дулатова З.А., Ковыршина А.И., Лапшина Е.С., Штыков Н.Н. Формирование, развитие и оценка логических универсальных учебных действий // Сибирский педагогический журнал. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-razvitie-i-otsenka-logicheskih-universalnyh-uchebnyh-deystviy (дата обращения: 03.12.2021).
- Колычева Г.Ю., Шейнова Т. Г. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 03.12.2021).
- Мартынец М. С. О классификации универсальных учебных действий // Народное образование. 2015. №8 (1451). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-klassifikatsii-universalnyh-uchebnyh-deystviy (дата обращения: 03.12.2021).
- Раковчена С.С.Возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов младших школьников // Акмеология. 2013. №2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-i-individualnye-osobennosti-razvitiya-poznavatelnyh-protsessov-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 01.12.2021).
- Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnye-uchebnye-deystviya-ot-termina-k-suschnosti (дата обращения: 03.12.2021).
- Шигапова Н. В. Некоторые особенности проектирования универсальных учебных действий школьников в начальном образовании // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. №6 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-proektirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-shkolniko nachalnom-obrazovanii (дата обращения: 03.12.2021).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест «Найди несколько различий?»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия
Форма проведения: письменный опрос
Возраст: 6-7 лет.
Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V).
Оценка результатов теста
10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек
8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития восприятия
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
- балла - низкий
1 балл - очень низкий.
Методика «Выделение существенных признаков»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия
Форма проведения: письменный опрос
Возраст: младшие школьники.
Критерии оценивания: высокий уровень – 6-7. (правильных ответов)
Средний уровень- 3-5.
Низкий уровень 1-2.
Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.
Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются инструкции.
Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
Стимульный материал:
1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Ключ
1. Растение, земля.
2. Берег, вода.
3. Здание, улица.
4. Крыша, стены.
5. Глаза, печать.
6. Бумага, редактор.
7. Игроки, правила.
Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.