Как избежать возникновение невроза у детей
Предварительный просмотр:
Как избежать возникновение невроза у детей
Если причина невроза лежит в микросоциальных условиях, то следует изменить характер общения с ребёнком и отношение к нему в семье.
Рекомендации родителям
- Постарайтесь быть более внимательными к своему ребёнку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.
- Помните о том, что у вашего ребёнка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребёнком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином случае, помогите понять причины поступков других людей. Главное при этом – с пониманием и уважением относиться к проблемам ребёнка, не считать их чем-то несерьёзным, вести разговор спокойно и доверительно, а не на повышенных тонах в форме назиданий.
- Заведите традицию беседовать с ребёнком перед сном. Когда малыш уже в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чём-то приятном. Избегайте при этом бурных эмоций, не нужно, чтобы ребёнок перевозбуждался перед сном. Пусть ваш ребёнок засыпает с приятными мыслями и переживаниями. Если ему трудно заснуть, помогает тёплая грелка, положенная к ногам, можно разрешить взять в постель любимого мишку или зайчика. Если на ребёнка успокаивающе действует вода, то полезны перед сном душ или ванна.
- Никогда не высказывайте в присутствии ребёнка-дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой.
- Не срывайтесь и не кричите на ребёнка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один разгрузочный день в неделю. В этот день дайте себе слово, что не будете кричать на ребёнка и ругать его, даже если он перевернёт всё вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержанны в этот день. Вы заметите, что он начинает вас слышать, легче понимает и выполняет ваши требования.
- Пересмотрите свои требования к ребёнку, всегда ли они обоснованны, не слишком ли многого вы хотите от него? Полезно вспомнить себя этом возрасте и пропустить требования к ребёнку через собственные детские переживания.
- Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребёнка. Здесь необходимо запомнить и выполнять три важных правила.
- У ребёнка должен быть полноценный сон. В 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой психикой полезен дневной сон в течение 1-1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.
- Ребёнку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения.
- Не позволяйте ребёнку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видеоигры. Если вы купили кассету с новым фильмом, сначала просмотрите её сами и решите, стоит ли показывать это ребёнку.
- Для профилактики и лечения детских неврозов, снятия нервного напряжения используются специальные релаксационные приёмы и упражнения.
Литература: Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Детский невроз
Памятка педагогам ДОУ
Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.
В образовательном учреждении в стрессовой ситуации адаптационный процесс чаще протекает как реакция приспособления. И у детей, как способ защитного поведения, очень часто появляется социальная маска. Они могут стать лживыми, неуверенными, склонными к бесплотным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными, фанатично упрямыми, часто беспомощными в жизни.
К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребёнком что-то неладно, когда разворачиваются множественные реакции.
Стрессорное воздействие на детей в образовательном учреждении могут оказывать:
- Нерациональный режим жизнедеятельности
- Дефицит свободы движений
- Недостаточность пребывания на свежем воздухе
- Нерациональное питание и плохая его организация
- Неправильная организация сна и отдыха детей
- Авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы
- Необоснованное ограничение свободы детей
- Интеллектуальные и физические перегрузки
- Неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками
Литература: Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2000», 2002.
Детский невроз
Рекомендации педагогам ДОУ