Тайм-менеджмент современного педагога в аттестационный период
Времени всегда не хватает. Современный мир предъявляет нам высокие требования: мы должны поддерживать себя здоровыми, быть хорошими родителями и супругами, плюс к этому строить карьеру или развивать бизнес, а также – учиться, повышая свою конкурентоспособность. Как распорядиться своим временем, чтобы успевать делать все, что нам действительно нужно? Когда уделять внимание своей семье? И где найти время на отдых? На помощь придет тайм-менеджмент! Это эффектное словосочетание родом из бизнеса и буквально означает - эффективное планирование рабочего времени для достижения целей, нахождение временных ресурсов, расстановку приоритетов и контроль выполнения запланированного. В первую очередь нам для этого понадобится несколько листов бумаги для предварительной работы, а также – ежедневник и ручка, которые помогут нам больше успевать и меньше тратить времени понапрасну.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taym-menedzhment_sovremennogo_pedagoga.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тайм-менеджмент современного педагога в аттестационный период
«Нет ничего более легкого, чем быть занятым, нет ничего более трудного, чем быть результативным»
Ален Макензи
Цели : Повышение профессиональной компетентности начинающих педагогов, формирование отношения к людям по их личностным качествам, сплочение педагогического коллектива. возможности внедрения технологии тайм-менеджмента в систему управления дошкольным учреждением для повышения стрессоустойчивости и эффективности деятельности специалистов
Задачи:
повышение уверенности в себе;
развитие взаимопонимания;
тренировка навыков совместной деятельности;
формирование и развитие чувства коллективизма;
снятие эмоционального напряжения.
Времени всегда не хватает. Современный мир предъявляет нам высокие требования: мы должны поддерживать себя здоровыми, быть хорошими родителями и супругами, плюс к этому строить карьеру или развивать бизнес, а также – учиться, повышая свою конкурентоспособность. Как распорядиться своим временем, чтобы успевать делать все, что нам действительно нужно? Когда уделять внимание своей семье? И где найти время на отдых?
На помощь придет тайм-менеджмент! Это эффектное словосочетание родом из бизнеса и буквально означает - эффективное планирование рабочего времени для достижения целей, нахождение временных ресурсов, расстановку приоритетов и контроль выполнения запланированного. В первую очередь нам для этого понадобится несколько листов бумаги для предварительной работы, а также – ежедневник и ручка, которые помогут нам больше успевать и меньше тратить времени понапрасну.
- Зная азы тайм-менеджмента, можно научиться эффективно распоряжаться временем, правильно организовать свою деятельность, избавиться от стресса и находить время на отдых.
- Отработка навыков управлением временем должна быть произведена на уровне тела, т.е. до автоматизма или хотя бы до понимания, когда дальше можно начинать использовать их в обычной жизни самостоятельно.
Педагогу необходимо:
- организация рабочего пространства;
- расстановка приоритетов при скоплении документальной работы;
- способность к анализу информации и определению проблемы;
- умение находить возможности и ресурсы для решения проблем;
- умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;
- способность к дискуссии и переговорам, то есть умение выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальное решение;
- установки на саморазвитие и самореализацию.
Первые шаги сегодня
1. Формируем список дел. Сначала нужно определиться с полным списком задач, которые нам нужно выполнять: в доме, в семье, на работе, сюда же входит забота о себе, любимом – то, что вам нужно для поддержания собственного здоровья и привлекательности. Постарайтесь припомнить все, что вы делаете: в течение суток, недели, месяца..., - включая регулярные отчеты на работе, уборку на рабочем столе, а также – поход с семьей в кино, посещение врача и разбор завалов в шкафу с одеждой.
2. Хронометраж. Теперь напротив каждой задачи нужно поставить число, которое обозначает примерное количество часов или минут, необходимых для выполнения этого дела. Зачем это нужно? Чтобы в будущем вам было легче правильно распланировать свой день или неделю, а не думать с тоской о том, что вас ждет какой-то непомерный груз нескончаемой работы.
3. Приоритеты. В жизни чаще всего самые важные дела – самые сложные или объемные по временным затратам, а самые неважные - в то же время самые легкие и более-менее быстрые в выполнении. И наша ошибка часто заключается в том, что мы до конца откладываем выполнение какого-то необходимого дела, заменяя это менее важными, но более легкими действиями. Именно поэтому очень важно правильно расставить приоритетность задач и выполнять дела по уровню их необходимости.
Расстановка приоритетов подразумевает, что в первую очередь вы выбираете из всех дел то, что вам просто жизненно необходимо выполнить сегодня или прямо сейчас. Например, отчет о работе, который нужно сдать завтра утром. Дела, которые нужно сделать сегодня, мы отнесем к приоритетам группы А. Далее по списку идут планы, которые выполнить желательно, но, если этого не произойдет, ничего страшного не случится, это список Б. Следующие по значению – те дела, которые запросто можно отложить на завтра или послезавтра, или на еще более дальний срок, - это приоритет С.
4. План. Теперь, собственно, можно составить план на день. В работе рекомендуется выполнять в первую очередь самые важные дела – из списка А. И только после приступать к выполнению дел из списка В, а потом уж, если время осталось, – из списка С. Используя хронометраж, вы сможете составить реальный план дел на день, неделю или месяц, и лучше определиться с тем, что вам действительно необходимо выполнить. Теперь, вместо того, чтобы переживать по поводу: «опять не успел сделать всю ту кучу дел», - вы понимаете, что вы выполнили все, что могли реально успеть, с учетом существующего в вашей жизни времени.
Отдых – в план!
С одной стороны, жизнь по плану кажется скучной. Но с другой, именно планирование помогает нам осуществить больше дел, а также жить более осознанно и спокойно: ведь жизнь упорядочена! И именно план помогает находить время на отдых, ведь для любого человека важно регулярно восстанавливать свои силы – психологические и физические!
Вообще, отдыхать в процессе рабочего дня желательно регулярно: мозг человека устроен так, что примерно через 1-1,5 часа непрерывного труда вы начинаете уставать, медленнее соображать и нуждаетесь в кратковременном, 10-15-минутном отвлечении. Важно провести эти минуты, максимально сменив деятельность. Например, если у вас сидячая работа, вы отдохнете намного эффективнее, если прогуляетесь - по офису, по лестнице. Если ваша работа связана с активным общением и говорением, например, вы – преподаватель, то важно найти место, где бы вы могли побыть несколько минут в тишине и спокойствии. Такое переключение позволит вам лучше отдохнуть и более качественно и быстро выполнять свою работу.
Обязательно планируйте свои выходные: иногда полезно даже позволить себе рассчитать время на достаточно продолжительный сон, чтобы не просыпаться от мысли о том, что вам нужно сделать кучу дел. Вставьте в план отдых с семьей: интересные мероприятия редко случаются сами собой, чаще всего их нужно запланировать заранее, чтобы бесцельно не тратить выходные.
Планированием желательно заниматься ежедневно – это займет не больше 10-15 минут, но поможет вам настроиться на реальное выполнение важного, ограниченного списка задач. Ежедневник поможет вам не забыть и о тех новых делах, которые могут появляться в течение дня – их желательно сразу записывать и, соответственно, вносить коррективы в свои планы. Четкое осознание того, что вам нужно делать, в какие более-менее ощутимые сроки, и понимание способов реализации поможет вам более твердо стоять на ногах в трудные жизненные моменты. И, как вы сами вскоре убедитесь, с большей легкостью успевать делать больше задуманного и в личной, и в профессиональной жизни.
Лестница тайм-менеджмента
Современный тайм-менеджмент – это не просто набор приемов из области «как успевать укладываться в сроки». Это – комплексная система управления собой и своей деятельностью. Ее можно представить в виде лестницы:
Основные элементы этой системы:
Эффективность (сюда же можно добавить тему успеха). Например, как хорошо подготовиться к контрольной работе в минимальное время.
·Технологии, позволяющие принимать более сильные решения. Технологии повышения личной эффективности.
·Стратегия - ответ на вопрос «Куда ехать?». Определение направления развития.
Философия. В контексте тайм-менеджмента – это ответ на вопрос: «Зачем?». Зачем ставить именно такие цели, а не другие? Как осознать свои жизненные ценности?
Практическое задание: Расписать свою деятельность по лестнице тайм-менеджмента.
Вопросы | Да | Нет |
1. Проводите ли вы свое время так, как хотите? | ||
2. Вы регулярно остаетесь работать во внеурочное время? | ||
3. Берете ли вы работу на дом? | ||
4. Составляете ли вы краткосрочные и долгосрочные планы? | ||
5. Часто ли вас отвлекают в процессе важной работы? | ||
6. Часто ли вы отказываетесь от обеденного перерыва из-за того, что не успеваете выполнить ту или иную задачу? | ||
7. Часто ли вы откладываете важные дела до самой последней минуты, а потом работаете в ускоренном ритме, чтобы успеть их сделать? | ||
8. Есть ли у вас время, чтобы обдумать свои методы работы и улучшить их? |
Одной из важных составляющих при подготовке к аттестации является создание имиджа педагога.
Это обобщенное представление педагога о себе, способ поведения, умение формировать оценку собственной личности в соответствии с ситуацией. Зная собственные индивидуальные и профессиональные особенности, можно вполне успешно справиться с задачей формирования и преобразования своего имиджа. На этапе подготовки к аттестации можно поставить для себя такие вопросы:
- Какое впечатление вы бы хотели произвести на открытом занятии / конкурсе?
- Подберите три–пять прилагательных, которые бы наиболее точно охарактеризовали ваше желательное поведение на открытом занятии(организованная, спокойная, уверенная).
- Что поможет вам создать такое впечатление? (Можно рассмотреть отдельные составляющие: внешний вид, манера поведения, речь и т.д.)
Открытое мероприятие — это ответственное и волнующее событие для педагога.
В современных условиях модернизации образования все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его саморазвития, умению управлять своим психологическим состоянием.
Основные причины страха публичного выступления:
— неизвестная и многочисленная публика;
— малознакомое или вовсе незнакомое место выступления;
— сомнения по поводу своего внешнего вида, тембра голоса, манеры общения и пр.
ЗАДАНИЯ:
- Напишите список из 10 своих сильных качеств и разместите его таким образом, чтобы он как можно чаще попадался вам на глаза. - Подумайте, в чем ваша уникальность как учителя, как педагога? Сформулируйте свою уникальную профессиональную позицию. - Подумайте о своем характере, об особенностях его проявления в различных сферах деятельности и ситуациях (работа, семья, досуг).
«Заговори, чтобы я тебя увидел»
Открытое занятие требует от педагога помимо знаний и методической грамотности построения урока еще актерских способностей, а именно умения перевоплощаться, сохраняя при этом свою индивидуальность. Педагогический артистизм учителя предполагает не только и не столько игру, сколько состояние души, позволяющее ему перевоплощаться на глубинном, органичном и естественном уровне. Артистизм педагога непосредственно связан с овладением искусством самовыражения, умением самостоятельно регулировать свое психическое состояние, способностью ставить и решать определенные задачи.
На втором месте по значимости восприятия стоят речь и голос человека, являющиеся важной частью его внешнего облика. Речь играет едва ли не решающую роль в общении, в том, какое впечатление складывается у нас о человеке. Многие педагоги, профессионалы своего дела, своими успехами обязаны голосу.
Для успешного выступления необходимо:
- соблюдать необходимый темп речи, грамотно пользуясь паузами; - использовать возможности речевой техники; - применять логические и эмоционально-экспрессивные интонации; - иметь хорошую дикцию, обеспечивающую четкое и ясное произношение слов и фраз.
Рекомендации:
- Язык жестов, так же как и система телодвижений, используется в качестве средства общения наряду с вербальной речью. Проследите свою манеру перемещаться по помещению, излюбленные позы, избираемые точки-позиции, длительность пребывания в них, жестикуляцию рук. Жестикуляция во время речевой паузы или заминки, решительность жестов, их размашистость говорят о волевых качествах педагога, а нервические подергивания тела свидетельствуют о неуверенности, психологическом дискомфорте. Жестов не должно быть много.
- Избегайте защитных поз: не скрещивайте руки на груди, не закладывайте руки за спину, не обнимайте себя. Все это оборонительные действия, которые выражают вашу неуверенность в том, что вы говорите. Жесты, поведение и голос должны быть столь же убедительны, как и слова.
- Мимика — отражение нашего внутреннего состояния. Часто мимические реакции опережают речевые. Попробуйте перед зеркалом порепетировать текст выступления и понаблюдайте за своей мимикой.
- После того как текст выступления составлен, прочитайте его кому-нибудь. Пусть слушатель определит его достоинства и недостатки. Затем подкорректируйте выступление в зависимости от отзыва. (В качестве такого слушателя может выступить психолог).
Непосредственно во время открытого урока или конкурса учителю помогут такие рекомендации психолога:
- Если вы чувствуете, что страх начинает сковывать, произносите свою речь утрированно громко и четко, концентрируйтесь на четкости и отточенности звуков. Четкость и громкость свидетельствуют о вашей уверенности в себе. Соответственно, работает и обратная связь: громкость и четкость вашей речи вызывают у вас уверенность в себе.
- На самом выступлении смотрите, прежде всего, в зал, на зрителей, на жюри. Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией
- Помните, что жюри для вас только один из зрителей. Постарайтесь наладить психологический контакт с залом (классом). Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с этим и всех присутствующих.
- Улыбка поможет не только расположить к вам зрителей, но и снять напряжение. Попробуйте бояться — улыбаясь. Если чувствуете наплыв страха — улыбайтесь, в первую очередь себе. И помните: люди улыбаются на одном языке.
Как бы вы ни выступили, обязательно похвалите себя после выступления. Купите себе подарок или сделайте себе что-то очень приятное. Не критикуйте себя! Не ошибается только тот, кто ничего ни делает! Потом можно будет проанализировать все положительные и отрицательные моменты выступления. Но после выступления себя надо хвалить! Закрепите момент успеха вашего выступления.
Спасибо за внимание!