Тайм-менеджмент современного педагога в аттестационный период

Ольга Брониславовна Максимишина

Времени всегда не хватает. Современный мир предъявляет нам высокие требования: мы должны поддерживать себя здоровыми, быть хорошими родителями и супругами, плюс к этому строить карьеру или развивать бизнес, а также – учиться, повышая свою конкурентоспособность. Как распорядиться своим временем, чтобы успевать делать все, что нам действительно нужно? Когда уделять внимание своей семье? И где найти время на отдых? На помощь придет тайм-менеджмент! Это эффектное словосочетание родом из бизнеса и буквально означает - эффективное планирование рабочего времени для достижения целей, нахождение временных ресурсов, расстановку приоритетов и контроль выполнения запланированного. В первую очередь нам для этого понадобится несколько листов бумаги для предварительной работы, а также – ежедневник и ручка, которые помогут нам больше успевать и меньше тратить времени понапрасну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taym-menedzhment_sovremennogo_pedagoga.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тайм-менеджмент современного педагога в аттестационный период

«Нет ничего более легкого, чем быть занятым, нет ничего более трудного, чем быть результативным»

                                 

Ален Макензи

Цели : Повышение профессиональной компетентности начинающих педагогов, формирование отношения к людям по их личностным качествам, сплочение педагогического коллектива. возможности внедрения технологии тайм-менеджмента в систему управления дошкольным учреждением для повышения стрессоустойчивости и эффективности деятельности специалистов

Задачи:

повышение уверенности в себе;

развитие взаимопонимания;

тренировка навыков совместной деятельности;

формирование и развитие чувства коллективизма;

снятие эмоционального напряжения.

Времени всегда не хватает. Современный мир предъявляет нам высокие требования: мы должны поддерживать себя здоровыми, быть хорошими родителями и супругами, плюс к этому строить карьеру или развивать бизнес, а также – учиться, повышая свою конкурентоспособность. Как распорядиться своим временем, чтобы успевать делать все, что нам действительно нужно? Когда уделять внимание своей семье? И где найти время на отдых?

На помощь придет тайм-менеджмент! Это эффектное словосочетание родом из бизнеса и буквально означает - эффективное планирование рабочего времени для достижения целей, нахождение временных ресурсов, расстановку приоритетов и контроль выполнения запланированного. В первую очередь нам для этого понадобится несколько листов бумаги для предварительной работы, а также – ежедневник и ручка, которые помогут нам больше успевать и меньше тратить времени понапрасну.

  • Зная  азы  тайм-менеджмента,  можно  научиться эффективно распоряжаться временем, правильно  организовать  свою   деятельность,  избавиться  от  стресса  и    находить  время  на  отдых.
  • Отработка  навыков  управлением  временем должна  быть  произведена  на уровне тела, т.е. до автоматизма или хотя бы до понимания, когда дальше можно начинать использовать их в обычной жизни самостоятельно.

Педагогу необходимо: 

  • организация рабочего пространства;
  • расстановка приоритетов при скоплении документальной работы;
  • способность к анализу информации и определению проблемы;
  • умение находить возможности и ресурсы для решения проблем;
  • умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;
  • способность к дискуссии и переговорам, то есть умение выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальное решение;
  • установки на саморазвитие и самореализацию.

Первые шаги сегодня

1. Формируем список дел. Сначала нужно определиться с полным списком задач, которые нам нужно выполнять: в доме, в семье, на работе, сюда же входит забота о себе, любимом – то, что вам нужно для поддержания собственного здоровья и привлекательности. Постарайтесь припомнить все, что вы делаете: в течение суток, недели, месяца..., - включая регулярные отчеты на работе, уборку на рабочем столе, а также – поход с семьей в кино, посещение врача и разбор завалов в шкафу с одеждой.

2. Хронометраж. Теперь напротив каждой задачи нужно поставить число, которое обозначает примерное количество часов или минут, необходимых для выполнения этого дела. Зачем это нужно? Чтобы в будущем вам было легче правильно распланировать свой день или неделю, а не думать с тоской о том, что вас ждет какой-то непомерный груз нескончаемой работы.

3. Приоритеты. В жизни чаще всего самые важные дела – самые сложные или объемные по временным затратам, а самые неважные  - в то же время самые легкие и более-менее быстрые в выполнении. И наша ошибка часто заключается в том, что мы до конца откладываем выполнение какого-то необходимого дела, заменяя это менее важными, но более легкими действиями. Именно поэтому очень важно правильно расставить приоритетность задач и выполнять дела по уровню их необходимости. 
Расстановка приоритетов подразумевает, что в первую очередь вы выбираете из всех дел то, что вам просто жизненно необходимо выполнить сегодня или прямо сейчас. Например, отчет о работе, который нужно сдать завтра утром. Дела, которые нужно сделать сегодня, мы отнесем к приоритетам группы А. Далее по списку идут планы, которые выполнить желательно, но, если этого не произойдет, ничего страшного не случится, это список Б. Следующие по значению – те дела, которые запросто можно отложить на завтра или послезавтра, или на еще более дальний срок, - это приоритет С.

4. План. Теперь, собственно, можно составить план на день. В работе рекомендуется выполнять в первую очередь самые важные дела – из списка А. И только после приступать к выполнению дел из списка В, а потом уж, если время осталось, – из списка С. Используя хронометраж, вы сможете составить реальный план дел на день, неделю или месяц, и лучше определиться с тем, что вам действительно необходимо выполнить. Теперь, вместо того, чтобы переживать по поводу: «опять не успел сделать всю ту кучу дел», - вы понимаете, что вы выполнили все, что могли реально успеть, с учетом существующего в вашей жизни времени.

Отдых – в план!

С одной стороны, жизнь по плану кажется скучной. Но с другой, именно планирование помогает нам осуществить больше дел, а также жить более осознанно и спокойно: ведь жизнь упорядочена! И именно план помогает находить время на отдых, ведь для любого человека важно регулярно восстанавливать свои силы – психологические и физические! 

Вообще, отдыхать в процессе рабочего дня желательно регулярно: мозг человека устроен так, что примерно через 1-1,5 часа непрерывного труда вы начинаете уставать, медленнее соображать и нуждаетесь в кратковременном, 10-15-минутном отвлечении. Важно провести эти минуты, максимально сменив деятельность. Например, если у вас сидячая работа, вы отдохнете намного эффективнее, если прогуляетесь - по офису, по лестнице. Если ваша работа связана с активным общением и говорением, например, вы – преподаватель, то важно найти место, где бы вы могли побыть несколько минут в тишине и спокойствии. Такое переключение позволит вам лучше отдохнуть и более качественно и быстро выполнять свою работу.

Обязательно планируйте свои выходные: иногда полезно даже позволить себе рассчитать время на достаточно продолжительный сон, чтобы не просыпаться от мысли о том, что вам нужно сделать кучу дел. Вставьте в план отдых с семьей: интересные мероприятия редко случаются сами собой, чаще всего их нужно запланировать заранее, чтобы бесцельно не тратить выходные.

Планированием желательно заниматься ежедневно – это займет не больше 10-15 минут, но поможет вам настроиться на реальное выполнение важного, ограниченного списка задач. Ежедневник поможет вам не забыть и о тех новых делах, которые могут появляться в течение дня – их желательно сразу записывать и, соответственно, вносить коррективы в свои планы. Четкое осознание того, что вам нужно делать, в какие более-менее ощутимые сроки, и понимание способов реализации поможет вам более твердо стоять на ногах в трудные жизненные моменты. И, как вы сами вскоре убедитесь, с большей легкостью успевать делать больше задуманного и в личной, и в профессиональной жизни.

Лестница тайм-менеджмента

Современный тайм-менеджмент – это не просто набор приемов из области «как успевать укладываться в сроки». Это – комплексная система управления собой и своей деятельностью. Ее можно представить в виде лестницы:

Основные элементы этой системы:

 Эффективность (сюда же можно добавить тему успеха). Например, как хорошо подготовиться к контрольной работе в минимальное время.

·Технологии, позволяющие принимать более сильные решения. Технологии повышения личной эффективности.

·Стратегия - ответ на вопрос «Куда ехать?». Определение направления развития.

 Философия. В контексте тайм-менеджмента – это ответ на вопрос: «Зачем?». Зачем ставить именно такие цели, а не другие? Как осознать свои жизненные ценности?

Практическое задание: Расписать свою деятельность по лестнице тайм-менеджмента.

Картинки по запросу Лестница тайм-менеджмента

Вопросы

Да

Нет

1. Проводите ли вы свое время так, как хотите?

2. Вы регулярно остаетесь работать во внеурочное время?

3. Берете ли вы работу на дом?

4. Составляете ли вы краткосрочные и долгосрочные планы?

5. Часто ли вас отвлекают в процессе важной работы?

6. Часто ли вы отказываетесь от обеденного перерыва из-за того, что не успеваете выполнить ту или иную задачу?

7. Часто ли вы откладываете важные дела до самой последней минуты, а потом работаете в ускоренном ритме, чтобы успеть их сделать?

8. Есть ли у вас время, чтобы обдумать свои методы работы и улучшить их?

Одной из важных составляющих при подготовке к аттестации является создание имиджа педагога
        Это обобщенное представление педагога о себе, способ поведения, умение формировать оценку собственной личности в соответствии с ситуацией.  Зная собственные индивидуальные и профессиональные особенности, можно вполне успешно справиться с задачей формирования и преобразования своего имиджа. На этапе подготовки к аттестации можно поставить для себя
такие вопросы: 
- Какое впечатление вы бы хотели произвести на открытом занятии / конкурсе? 
- Подберите три–пять прилагательных, которые бы наиболее точно охарактеризовали ваше желательное поведение на открытом занятии(организованная, спокойная, уверенная). 
- Что поможет вам создать такое впечатление? (Можно рассмотреть отдельные составляющие: внешний вид, манера поведения, речь и т.д.) 

Открытое мероприятие — это ответственное и волнующее событие для педагога. 
В современных условиях модернизации образования все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его саморазвития, умению управлять своим психологическим состоянием. 
Основные причины страха публичного выступления: 
— неизвестная и многочисленная публика; 
— малознакомое или вовсе незнакомое место выступления;
— сомнения по поводу своего внешнего вида, тембра голоса, манеры общения и пр. 
ЗАДАНИЯ: 
- Напишите список из 10 своих сильных качеств и разместите его таким образом, чтобы он как можно чаще попадался вам на глаза. - Подумайте, в чем ваша уникальность как учителя, как педагога? Сформулируйте свою уникальную профессиональную позицию. - Подумайте о своем характере, об особенностях его проявления в различных сферах деятельности и ситуациях (работа, семья, досуг).
«Заговори, чтобы я тебя увидел» 
Открытое занятие требует от педагога помимо знаний и  методической грамотности построения урока еще актерских способностей, а именно умения перевоплощаться, сохраняя при этом свою индивидуальность. Педагогический артистизм учителя предполагает не только и не столько игру, сколько состояние души, позволяющее ему перевоплощаться на глубинном, органичном и естественном уровне. Артистизм педагога непосредственно связан с овладением искусством самовыражения, умением самостоятельно регулировать свое психическое состояние, способностью ставить и решать определенные задачи. 
На втором месте по значимости восприятия стоят речь и голос человека, являющиеся важной частью его внешнего облика. Речь играет едва ли не решающую роль в общении, в том, какое впечатление складывается у нас о человеке. Многие педагоги, профессионалы своего дела, своими успехами обязаны голосу. 
Для успешного выступления необходимо: 
- соблюдать необходимый темп речи, грамотно пользуясь паузами; - использовать возможности речевой техники; - применять логические и эмоционально-экспрессивные интонации; - иметь хорошую дикцию, обеспечивающую четкое и ясное произношение слов и фраз. 
Рекомендации: 
- Язык жестов, так же как и система телодвижений, используется в качестве средства общения наряду с вербальной речью. Проследите свою манеру перемещаться по помещению, излюбленные позы, избираемые точки-позиции, длительность пребывания в них, жестикуляцию рук. Жестикуляция во время речевой паузы или заминки, решительность жестов, их размашистость говорят о волевых качествах педагога, а нервические подергивания тела свидетельствуют о неуверенности, психологическом дискомфорте. Жестов не должно быть много. 
- Избегайте защитных поз: не скрещивайте руки на груди, не закладывайте руки за спину, не обнимайте себя. Все это оборонительные действия, которые выражают вашу неуверенность в том, что вы говорите. Жесты, поведение и голос должны быть столь же убедительны, как и слова. 
- Мимика — отражение нашего внутреннего состояния. Часто мимические реакции опережают речевые. Попробуйте перед зеркалом порепетировать текст выступления и понаблюдайте за своей мимикой. 
- После того как текст выступления составлен, прочитайте его кому-нибудь. Пусть слушатель определит его достоинства и недостатки. Затем подкорректируйте выступление в зависимости от отзыва. (В качестве такого слушателя может выступить психолог). 
Непосредственно во время открытого урока или конкурса учителю помогут такие рекомендации психолога: 
- Если вы чувствуете, что страх начинает сковывать, произносите свою речь утрированно громко и четко, концентрируйтесь на четкости и отточенности звуков. Четкость и громкость свидетельствуют о вашей уверенности в себе. Соответственно, работает и обратная связь: громкость и четкость вашей речи вызывают у вас уверенность в себе. 
- На самом выступлении смотрите, прежде всего, в зал, на зрителей, на жюри. Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией 
- Помните, что жюри для вас только один из зрителей. Постарайтесь наладить психологический контакт с залом (классом). Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с этим и всех присутствующих. 
- Улыбка поможет не только расположить к вам зрителей, но и снять напряжение. Попробуйте бояться — улыбаясь. Если чувствуете наплыв страха — улыбайтесь, в первую очередь себе. И помните: люди улыбаются на одном языке. 
Как бы вы ни выступили, обязательно похвалите себя после выступления. Купите себе подарок или сделайте себе что-то очень приятное. Не критикуйте себя! Не ошибается только тот, кто ничего ни делает! Потом можно будет проанализировать все положительные и отрицательные моменты выступления. Но после выступления себя надо хвалить! Закрепите момент успеха вашего выступления. 

Спасибо за внимание!