Нейропсихологическая коррекция нарушений высших психических функций и абилитация отклоняющегося поведения

Биндич Надежда Николаевна

Программа направлена на востановление ВПФ ребенка с учетом имеющейся патологии развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования

Программа профессиональной переподготовки

Нейропсихологические методы диагностики, коррекции высших психических функций и абилитации отклоняющегося поведения

Нейропсихологическая коррекция нарушений высших психических функций и абилитация отклоняющегося поведения

Выполнил:

слушатель Биндич Надежда Николаевна

Преподаватель:

Краснова Татьяна Александровна

2022 г.

Программа направлена на восстановление ВПФ ребёнка с учетом имеющейся патологии развития.

Ребенок – Федоров Василий.

Возраст – 7 лет.

Диагноз – ЗПР.

1. Описать цели и задачи программы.

● результаты, которых требуется достичь:

Повышение уровня формирования учебной деятельности у ребенка с ЗПР.

● на что направлена коррекция или восстановление:

- повысить уровень познавательной активности у ребенка;

- расширять и совершенствовать знания об окружающем мире;

- готовить к обучению грамоте;

- повышать уровень речевого развития ребенка (увеличение словарного запаса, формирование связной речи, грамматического строя речи, состояния звукопроизношения);

- повышать уровень учебной мотивации;

- повышать уровень развития высших психологических функций (мышления, внимания, памяти).

2. Организационные условия проведения занятий.

● количество и возраст участников:

Один ребенок в возрасте 7 лет с диагнозом ЗПР.

● форма проведения занятий:

Коррекционно-развивающие занятия проводятся на основе дифференцированного подхода.

● продолжительность всей программы (количество занятий):

по 4 занятия в неделю, всего 120 занятий (по 4 занятия в неделю * 30 недель) + коррекционная ритмика проводится на каждом занятии.

● регулярность и продолжительность занятий:

Раздел 1. Ознакомление с окружающим миром и развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 30 занятий) – 25 минут + коррекционная ритмика 5 минут = 30 минут.

Раздел 2. Формирование элементарных математических представлений и сенсорных эталонов (1 занятие в неделю, всего – 30 занятий) – 25 минут + коррекционная ритмика 5 минут = 30 минут.

Раздел 3. Формирование звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте (1 занятие в неделю, всего 30 занятий) – 25 минут + коррекционная ритмика 5 минут = 30 минут.

Раздел 4. Развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 30 занятий) – 25 минут + коррекционная ритмика 5 минут = 30 минут.

Раздел 5. Коррекционная ритмика (проводится на каждом занятии по 5 минут * 120 занятий).

Сроки проведения диагностических обследований ребенка: 3 раза в год (сентябрь, январь, май).

3. Критерии отбора в коррекционную группу.

Это признаки, наличие которых является показанием для посещения ребенком занятий по той или иной коррекционной (восстановительной) программе. Признаки должны быть выделены таким образом, чтобы после окончания занятий можно было провести повторную диагностику и оценить эффективность воздействия.

- низкий уровень познавательной активности ребенка;

- незначительный для возраста 7 лет объем знаний об окружающем мире;

- низкий уровень подготовки к обучению грамоте;

- незначительный уровень речевого развития ребенка (незначительный словарный запас, недостаточно связная речь, грамматический строй речи нарушен, состояние звукопроизношения неудовлетворительное),

- низкий уровень учебной мотивации;

- низкий уровень развития высших психических функций (мышления, внимания, памяти).

Для Василия Федорова характерна быстрая истощаемость, замедление темпа, неполноценность произвольной регуляции и системной организации всех психических функций, а также, недостаточная познавательная активность и работоспособность, ограниченность аналитико-синтетической деятельности мозга и трудности актуализации знаний. В соответствии с выделенными особенностями планируется замедление темпа коррекционной работы, увеличение количества часов на изучение трудных тем и введение подготовительных периодов работы.

Незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольной регуляции поведения, аффективная неустойчивость Василия Федорова предопределила важное условие коррекционно-развивающей работы – создание мотивационной базы познавательной деятельности. С этой целью вводится ситуация успеха, положительное эмоциональное подкрепление деятельности детей.

4. Направления, этапы реализации программы.

Это общее направление работы, логика программы. Описываются сроки и содержание каждого этапа, критерии перехода с одного этапа на другой.

Содержание программы включает в себя следующие блоки:

  1. Диагностическо-консультативное направление;
  2. Коррекционно-развивающее направление;
  3. Воспитательно-образовательное направление;
  4. Социально-педагогическое направление;
  5. Профилактическое направление.

Данная программа представлена в виде последовательных этапов:

  1. Диагностическо-консультативное направление:

- сбор анамнестических данных (логопед, дефектолог);

- уровень сформированности познавательного развития (дефектолог);

- этап развития моторики (логопед, дефектолог);

- особенности речевого развития (логопед);

- анализ результатов диагностики (логопед, дефектолог);

- составление рабочих и индивидуальных коррекционно-развивающих программ (логопед, дефектолог).

  1. Коррекционно-развивающее направление:

- ознакомление с окружающим миром и развитие речи (дефектолог);

- формирование элементарных математических представлений (дефектолог);

- сенсорное развитие (дефектолог);

- подготовка к обучению грамоте (дефектолог);

- обучение игре (дефектолог);

- развитие звуковой культуры речи и воспитание правильного звукопроизношения (логопед);

- развитие фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматических категорий (логопед).

  1. Воспитательно-образовательное направление:

- социальная адаптация ребенка с нарушением развития в обществе.

  1. Социально-педагогическое направление:

- анкетирование родителей с цель выявления проблемных вопросов и трудностей, возникающих у них в процессе воспитания ребенка с нарушениями развития;

- консультирование родителей специалистами в соответствии с полученными результатами опроса;

- практическое знакомство родителей с конкретными приемами обучения ребенка различными умениями и навыкам;

- посещение родителями занятий.

  1. Профилактическое направление:

- образовательные мероприятия;

- ручной массаж (су-джок, сухой бассейн).

5. Описание методов и техник работы.

Описываются основные методы (техники, приемы), используемые в программе.

Ведущим методом является коррекция мнестических нарушений.

Коррекционный этап проводится в форме индивидуальных занятий с использованием техник оптимизации познавательной и речемыслительной деятельности (использование комплекса методов обучения с преобладанием игровых и практических методов).

В ходе занятий используются приемы по формированию навыка самоконтроля и развитию регуляции познавательной и речемыслительной деятельности ребенка с ЗПР.

6. Описание структуры занятия.

Выделяются и кратко описываются этапы, присутствующие на каждом занятии.

Примерная структура каждого занятия может быть представлена следующим образом:

Первый этап (организационный, разминка).

Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на общение, активизация интереса к предстоящей деятельности, коррекция особенностей психофизического развития ребенка.

Целесообразно использовать мимические и пантомимические упражнения, психогимнастику, игры «На что похоже?», «Чего не хватает?».

Второй этап.

Цель: сообщение темы через стихи, загадки. Введение игровых персонажей.

Третий этап (основной).

Цель:

Проведение коррекционной работы с учетом имеющихся у ребенка нарушений и содержания перспективного планирования работы на основе программного материала.

Четвертый этап (физкультминутка).

Цель: снятие напряжения, усталости у ребенка.

Пятый этап (индивидуальная работа с ребенком и самокоррекция, рефлексия).

Цель: восполнение у ребенка пробелов в усвоении программы и выполнение индивидуальных заданий. Перед проведением работы по самокоррекции ребенку дается установка на выполнение заданий и индивидуально выясняется степень понимания предлагаемых заданий.

Шестой этап (итоги).

Цель: подведение итогов занятия.

Каждое занятие из разделов программы состоит из трех частей: разминка, основная часть, подведение итогов.

7. Форма участия других лиц в коррекционно-восстановительной работе.

Описывается, кто и каким образом участвует в реализации программы.

Дефектолог, логопед, родители.

1.        Диагностическо-консультативное направление (дефектолог, логопед);

2.        Коррекционно-развивающее направление (дефектолог, логопед);

3.        Воспитательно-образовательное направление (дефектолог, логопед);

4.        Социально-педагогическое направление (родители);

5.        Профилактическое направление (дефектолог, логопед).

8. Написать структуру (план) одного занятия и привести примеры упражнений.

Название занятия: Осень. Овощи.

Цель занятия: Уточнить, систематизировать и расширить представления ребенка об овощах, сборе урожая, о заготовке овощей осенью.

Задачи занятия:

- Учить ребенка выделять и различать особенности внешнего вида овощей по следующим признакам: цвет, форма, величина, твердость-мягкость.

- Закрепить понятие «овощи»;

- Познакомить с вкусовыми особенностями овощей;

- Учить составлять рассказ-описание.

- Осуществлять коррекцию недостатков в развитии психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) и способствовать их дальнейшему формированию.

Структура занятия:

Организационный этап – 3 минуты;

Основная часть – 17 минут;

Коррекционная ритмика – 5 минут;

Рефлексия – 5 минут.

Итого = 30 минут.

Организационный момент:

Ввести активный словарь: существительные (овощи, огород, грядка, помидор, огурец, лук, картофель, морковь, капуста, свекла), прилагательные (красный, оранжевый, зеленый, спелый, сочный), глаголы (зреть, собирать, выдергивать, копать, срывать).

Основной момент:

- Учить употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

- Учить согласовывать числительное с существительным (одна морковка, две…).

- Учить употреблять существительное во множественном числе в Т.п. (грядки с огурцами,..)

- Учить составлять описательный рассказ по плану с опорой на наглядный материал.

- Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

Коррекционная ритмика:

- «Чудесный мешочек», «Большой – маленький», «Угадай на вкус».

- Речь с движениями «Капуста».

Рефлексия:

- Штриховка и обводка овощей в тетради «Сколько овощей».

- Пересказ рассказа «Сбор урожая».

Примеры упражнений по занятиям:

- поэлементная инструкция;

- повтор инструкции;

- планы-алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные);

- альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный);

- речевой образец;

- демонстрация действий;

- пора на рифму;

- вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные);

- подбор по аналогии;

- подбор по противопоставлению;

- чередование легких и трудных заданий (вопросов);

- совместные или имитационные действия;

- начало действия;

- сопряженная или отраженная речь;

- начало фразы;

- создание проблемных ситуаций;

- сравнение (чем похожи, и чем отличаются);

- наблюдение и анализ (что изменилось и почему?);

- найди ошибку;

- группировка по общности признаков;

- исключение лишнего;

- образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

9. Оценка эффективности (результативности) программы. Основные требования к результатам реализации программы.

Это набор количественных и качественных показателей, по которым можно определить эффективность программы.

Для обоснования этого параметра программы необходимо:

  • конкретно сформулировать результаты, которые можно ожидать после реализации программы:

- повышенный уровень познавательной активности у ребенка;

- расширенные и усовершенствованные знания об окружающем мире;

- готовность к обучению грамоте;

- повышенный уровень речевого развития ребенка (увеличение словарного запаса, формирование связной речи, грамматического строя речи, состояния звукопроизношения);

- повышенный уровень учебной мотивации;

- повышенный уровень развития высших психологических функций (мышления, внимания, памяти).

  • критерии оценки эффективности:

- выполнение диагностических заданий не ниже среднего уровня.

  • описать методы и процедуры отслеживания результатов:

- наблюдение за ребенком на занятиях;

- итоговое тестирование 3 раза в год (сентябрь, январь, май);

- отслеживание и анализ уровня усвоения знаний ребенком.

Критерием эффективности проведенной коррекционной работы является прогнозируемое отсутствие недостаточной познавательной активности и работоспособности в результате прохождения программы.

Эффект коррекционного воздействия проявляется в повышении системной организации высших психических функций, а также мобилизации аналитико-синтетической деятельности мозга и актуализации способности к знаниям.

По окончании программы коррекционных занятий проводится повторная диагностика для выявления эффективности восстановления ВПФ ребёнка с учетом имеющейся патологии развития.

Достигнутые результаты оцениваются методом сравнения начальных и итоговых результатов, выведения средней оценки на начале и итоге эксперимента.

На последнем занятии ребенку даются задания по всем основным блокам программы. Успешность выполнения этих заданий является критерием эффективности проведенной программы.


Литература

  1. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. / Н.Э. Теремкова. – М.: ГНОМ и Д, 2015. – 330 с.
  2. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. / Т.А. Ткаченко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014. – 450 с.
  3. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 360 с.