Приёмы и техники взаимодействия в процессе общения

презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема Приемы и техники взаимодействия с партнером в процессе общения

Слайд 2

Введение Актуальность : общение – неотъемлемая часть человеческой жизни. Оно имеет огромное значение в формировании и развитие психики, разума, становлении личности. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Цель : рассмотрение приемов и техник взаимодействия с партнером в процессе общения. Задачи : дать определение понятиям «общение», «приемы общения», «техники общения» используя различные литературные и интернет источники; выделить и охарактеризовать основные приемы и техники общения с партнером; выбрать наиболее эффективные из них.

Слайд 3

Основные понятия Общение Сложный , многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (2) От англ . communication , intercourse , interpersonal relationship - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера(4) Представляет собой способ существования и жизнедеятельности людей, порождаемый потребностями в деятельности и реализации социальных связей(1) Одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием , трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности .(3)

Слайд 4

Техника общения – это совокупность разнообразных способов преднастройки индивида на общение с другими индивидами, модель его поведения во время взаимодействия. Приемы общения – это наиболее предпочитаемые индивидом средства общения, которые могут быть двух видов: вербальные и невербальные .

Слайд 5

Техники взаимодействия с партнером в общении Неэффективные - диалог, при котором речь адресанта обращена к адресанту, а не реципиенту. В этом случае не происходит как такового слушания. Эффективные - процесс передачи информации конкретному адресату с получением желаемой обратной связи через воздействие и привлечение внимания. Приказы, команды Угрозы Нравоучения Выговоры, обвинения Высмеивание Догадки, интерпретации Выспрашивание Отшучивание Я – сообщение Техника трех «ДА» Перефразирование Активное и пассивное слушание

Слайд 6

Эффективное общение Считаю необходимым более подробно остановиться на техниках эффективного общения, поскольку, чаще всего, лица, вступающие в общение, стремятся достичь взаимного благоприятного результата. Я-сообщение – одна из техник эффективного общения, которая заключается в высказывании человеком своих чувств и пожеланий с опорой на собственные чувства и эмоции без обвинения окружающих («Я волнуюсь, когда ты задерживаешься!», «Мне неприятно, когда нужно повторять несколько раз» и тд ). Техника трех «ДА» - психологическая уловка, позволяющая добиться утвердительного ответа собеседника на требуемый вопрос (Первые два вопроса, требующие 100% ответа «ДА», третий – основной, на него собеседник по инерции ответит также согласием). Перефразирование (парафраза) – пересказ речи собеседника другими словами, фразами («Иными словами…», «Вы сказали…» и др.).

Слайд 7

Основные виды слушания Нерефлексивное слушание - это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Рефлексивное слушание – это процесс расшифровки смысла сообщений через рефлексивные ответы. Выяснение Отражение чувств Перефразирование Резюмирование

Слайд 8

. Активное (рефлексивное) слушание Пассивное (нерефлексивное) слушание процесс расшифровки и восприятия услышанной информации, позволяющий установить прочную обратную связь с собеседником подразумевает внимательное слушание без оценки, замечаний и комментирования речи собеседника активное осмысление полученной информации от собеседника восприятие речи без ее осмысления активное высказывание своего мнения и эмоций относительно услышанного отсутствие вербализации услышанного предусматривает побуждение собеседника к дальнейшей активной вербализации вербальная активность со временем угасает, поскольку необходимость в ней испытывает только говорящий активное направление тематики беседы Отсутствие влияния на тематику в виду отсутствия интереса к беседе

Слайд 9

Основы эффективного слушания Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов. I. Объективные факторы :: шумы и помехи помещения ; микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.). II. Субъективные факторы: пол слушателя ;тип нервной системы его темперамент; интеллектуальные способности, которые можно разделить на три группы: · основные; · дополнительные; · вспомогательные.

Слайд 10

Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей: слуховая способность внимательность способность к пониманию способность к запоминанию

Слайд 11

Приемы взаимодействия в процессе общения Для достижения межличностной аттракции (взаимной симпатии, уважения) в процессе общения используются такие приемы взаимодействия, как: Прием «имя собственное» - произношение вслух имени и отчества собеседника Прием «зеркало отношений» - улыбка, доброжелательное выражение лица Прием «терпеливый слушатель» - внимательное и терпеливое выслушивание собеседника Прием «золотые слова» - умение говорить комплименты, похвалу

Слайд 12

Нередко в процессе общения происходит ситуация, когда цели собеседников перестают совпадать, и они превращаются в оппонентов. В этом случае эффективным оказывается использование манипуляционных техник общения. Разделяя точку зрения М.Л. Кнаппа , основными приемами манипуляции считаю: « раздражение собеседника» - способность вывести его из состояния психологического равновесия путем насмешек, обвинений, упреков ; « ошарашивание темпом» - способность использовать быстрый темп речи, требование принять решение скоро- течно »; «недосказанность в связи с особыми мотивами» - осу- ществление намека на то, что информация не может быть озвучена по причине «особых мотивов», о которых запрещено говорить открыто ; « ложный стыд» - использование неверного довода, с которым оппонент не будет спорить после заявления, например, открытого наукой;

Слайд 13

« использование непонятных слов в общении» - нежелание оппонента признать, знание данного термина ; « демонстрация обиды» - уход от ответа на нежелательный аргумент или срыв, спор ; « многовопросье » - включение в один вопрос несколько мало совместимых вопросов для последующего обвинения или в уходе от ответа на какой-либо из поставленных вопросов ; « а что вы имеете против?» - требование о предоставлении критических доводов с последующим обсуждением его аргументов вместо предложенного;

Слайд 14

« принуждение к однозначному ответу» - давление на оппонента для получения мгновенного однозначного ответа «да» или «нет »; « рабулистика » - преднамеренное искажение смысла высказываний оппонента ; « сведение факта к личному мнению» - сведение основанного на фактах аргумента оппонента к его личной позиции; « видимая поддержка» - мнимая поддержка доводов оппонента, с целью его успокоения, отвлечения внимания, а затем приведения мощного контраргумента, позволив увидеть несостоятельность оппонента.

Слайд 15

Заключение Каждый человек, вступая в процесс общения, стремится достичь определенного результата: будь то обмен информацией, установление контакта для будущей совместной деятельности или разрешение спорной ситуации. Эффективное (оптимальное)общение – взаимодействие, позволяющее выработать наилучшие условия для реализации поставленной цели. Такое взаимодействие складывается из ряда факторов: внешний вид собеседников, позы, жесты, окружающая обстановка, эмоциональный настрой, имеющиеся коммуникативные умения, навыки ведения беседы и др. В ходе работы мной были выделены и рассмотрены наиболее эффективные техники и приемы общения, помогающие установить прочную обратную связь.

Слайд 16

Список используемых источников Заставенко В.А. Психология. Учебное пособие в схемах, таблицах, комментариях. СПб.: СПбГИКиТ , 2015, стр. 110 Карпенко Л.А. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского . 2-е изд., испр . и доп. М.: Политиздат, 1990, стр . 214 Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. М., 1992 / https://vocabulary.ru/slovari/prikladnye-aspekty-sovremennoi-psihologii-terminy-zakony-koncepcii-metody.html Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. 3-е изд., доп. и переработ . СПб.: Прайм – Еврознак , 2002, стр. 308 Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. М.: Наука, 1978 https ://spravochnick.ru/psihologiya/priemy_i_tehniki_vzaimodeystviya_s_partnerom_v_processe_obscheniya / https://bkimper.nubex.ru/education/5057/6254/6270 /