«Психологическая реабилитация граждан с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в контексте социальной адаптации и самореализации личности»
Аннотация в статье представлен опыт психологической помощи гражданину с ограниченными возможностями здоровья начиная с 16 лет и старше в условиях реабилитационного процесса на отделении психологической реабилитации Санкт-Петербургского бюджетного государственного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов».
Ключевые слова: инвалид, реабилитационный процесс, реабилитационный потенциал, психологическое обследование, психологическая реабилитация, технология психологической помощи, социальная адаптация, самореализация, групповые формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_reabilitatsiya_grazhdan_s_ovz.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 159.99 | Сапожкова Наталия Валерьевна, педагог-психолог, ГБОУ школа-интернат №8 Санкт-Петербург, Пушкин Sapozhkova Nataliia Valerjevna, educational psychologist, SBEI residential school №8, St. Petersburg, Pushkin |
«Психологическая реабилитация граждан
с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов)
в контексте социальной адаптации и самореализации личности»
Аннотация в статье представлен опыт психологической помощи гражданину с ограниченными возможностями здоровья начиная с 16 лет и старше в условиях реабилитационного процесса на отделении психологической реабилитации Санкт-Петербургского бюджетного государственного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов».
Ключевые слова: инвалид, реабилитационный процесс, реабилитационный потенциал, психологическое обследование, психологическая реабилитация, технология психологической помощи, социальная адаптация, самореализация, групповые формы работы.
Вопрос реабилитации инвалидов в Российской Федерации в последние годы постепенно из категории «социальной» перешел в категорию «национальной безопасности» в связи с устойчивой и долговременной убылью населения и быстро увеличивающейся численностью инвалидов в стране [1].
Возросла роль учреждений социальной реабилитации инвалидов. Актуальность темы обусловлена возникающей необходимостью единого подхода в понимании и реализации методов и технологий реабилитационной работы учреждениями социальной защиты.
По определению Всемирной организации здравоохранения социальная адаптация и социальная интеграция инвалидов является конечной целью в практике реабилитации.
Сущность проблемы социальной адаптации инвалидов определена экономическими, правовыми, производственными, психологическими и коммуникативными особенностями взаимодействия с окружающей средой. Наиболее серьезные аспекты проблемы связаны с появлением многочисленных барьеров, не позволяющих активно включиться в жизнь общества. Все потребности инвалидов можно условно обозначить как общие – характерные для всех граждан и особые, заключающиеся в восстановлении нарушенных способностей, общении, передвижении, в восстановлении доступа к культурным объектам, в возможности обучаться, трудоустроиться, получать социально-психологическую адаптацию и т.д. [4].
Можно сказать, что социально-психологическая адаптация достигается, в том числе, и с помощью психологической реабилитации, которая ориентирована на реорганизацию и оптимизацию социально-психологического бытия личности, приведение возможностей человека в соответствие с его потребностями и ценностями.
Основным субъектом осуществляющим реабилитацию и абилитацию инвалидов являются реабилитационные учреждения, они осуществляют процесс реабилитации инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации [3].
Реабилитационный процесс предусматривает решение задач восстановления индивида с учётом потенциальных, компенсаторных возможностей организма [6].
Реабилитационный потенциал рассматривается как динамическая система, изменяющаяся в силу законов жизнедеятельности организма и под воздействием среды. Своевременная и правильная оценка реабилитационного потенциала, его особенностей и компонентов – это необходимая предпосылка к определению цели и конкретных задач реабилитации, их иерархии и приоритетов, выбору реабилитационных мер применительно к каждому конкретному лицу и на каждом конкретном отрезке времени [6].
Поэтапное и неуклонное развитие реабилитационного потенциала, его положительная динамика представляют собой картину реабилитационного процесса.
Прежде всего, необходимо определить реабилитационный потенциал инвалида. С помощью проведения функциональной диагностики адаптационно-компенсаторных возможностей инвалида, определяющих его биологический, психологический и социальный уровни адаптации, а также тех факторов, которые способствуют или препятствуют процессу реабилитации [7].
Технология реабилитационной работы
При поступлении в Центр, на каждом отделении осуществляется первичная диагностика, в процессе которой определяется реабилитационный потенциал, уровень потребностей инвалида в реабилитационных мероприятиях. Важной составляющей реабилитационного потенциала является его психологическая часть, которая призвана определить возможности и ограничения, ресурсы личности для осуществления как психологической, так и комплексной реабилитации [2].
При поступлении на отделение психологической реабилитации всем реабилитируемым проводится психологическое обследование, включающее в себя 4 основных блока:
1. Определение психологического статуса:
- социально-психологическая реактивность;
- направления социальной деятельности;
- семейно-бытовые взаимоотношения;
- уровень и структура кругозора;
- структура потребностей, круг интересов;
- уровень притязаний.
2. Оценка состояния интеллектуально-мнестической сферы
3. Оценка состояния эмоционально-волевой сферы
4. Оценка особенностей личности.
Диагностическая информация необходима для: организации мероприятий социально - психологической реабилитации, разработки индивидуальной программы реабилитации на отделении, составления прогноза и рекомендаций. Набор необходимых диагностических методик определяется в каждом конкретном случае характером задачи (запросом), но обязательно должен позволить системно оценить психическую деятельность.
Основные психологические проблемы инвалидов:
- ослабление контроля над эмоциями и, как следствие, над собственным поведением;
- возникновение чувства собственной «ненужности»;
- снижение удовлетворенности жизнью в различных сферах: общение с друзьями и близкими, снижение удовлетворенности личными достижениями, пессимизм;
- потеря прежних планов на будущее;
- неопределенная жизненная перспектива;
- проблемы с памятью, рассеянность внимания.
Как правило, выявляется не одна, а несколько проблем. Таким образом мероприятия по психологической реабилитации осуществляются по нескольким направлениям.
По данным психодиагностического обследования, на основании выявленных проблем, составляется заключение, в котором описывается характер нарушений, степень
их курабельности, мотивация на реабилитацию, а также формулируются конкретные задачи психологической помощи.
Для проведения диагностического обследования на отделении разработана программа: «Социально-психологическая диагностика и обследование личности», собран пакет диагностических методик.
Психологическая реабилитация рассматривается как система мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных психических функций
и состояний. Основной задачей отделения психологической реабилитации является оказание помощи инвалидам и членам их семей в создании психологических условий для успешной социальной адаптации и самореализации личности инвалида, а также преодоление негативных психологических последствий инвалидности.
К реабилитационной работе относятся следующие мероприятия: психологическая диагностика, консультирование, психологическая коррекция, тренинги, психологический патронаж, психопрофилактика.
«Мишени» психологического воздействия:
- познавательные процессы (память, внимание, мышление и др.);
- эмоциональная сфера;
- коммуникативные качества;
- дисгармоничные семейные отношения;
- уровень притязаний;
- ценностные ориентации;
- поведенческая сфера;
- адаптационные способности личности.
Технология помощи на отделении сформирована с учетом основных рекомендаций
к использованию методов и методик, а также с учетом наработанного за годы работы опыта. На отделении разработаны и применяются собственные программы реабилитации инвалидов, такие как:
- «Социально-психологический тренинг». Программа нацеленна на решение задач: обретение навыков конструктивного общения, выработка успешного поведения, развитие потенциала личности и достижение намеченных целей;
- «Психологическая коррекция когнитивных функций» (индивидуальная форма). В программе реализован весьма органичный подход, учитывающий объем поражения центральной нервной системы и реабилитационный потенциал инвалида. Программа содержит набор дидактических игр и заданий; вспомогательный материал к различным тестам и бланки для ответов; тематические таблицы и рисунки;
- «Тренинг познавательной деятельности» (групповая форма). Представляет собой набор игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические процессы: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление;
- «Кинотренинг – как метод групповой работы с реабилитируемыми гражданами». Программа предназначена для: развития эмпатии и положительных чувств; изменения стереотипов поведения; разрешения семейных проблем; снятия избыточного психологического напряжения. Содержит список фильмов с их кратким описанием по темам, набор упражнений;
- «Арт-терапевтический процесс как метод снижения эмоционального напряжения». Программа нацелена на: обучение новому поведению; способствование развитию личности; развитие креативности; обнаружение личностных смыслов через творчество; ускорение и облегчение проговаривания переживаний;
- «Тренинг психообразования». Тренинг направлен на обеспечение инвалидов знаниями и навыками, необходимыми для успешной интеграции в общество: адаптацию к социальному окружению, повышению самосознания путем адекватного отношения к своему заболеванию, повышению способности к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими и в семьях;
- «Методические рекомендации по социально-психологическому консультированию людей с алкогольной зависимостью». Методические рекомендации содержат развернутый план проведения консультативных сессий людей с алкогольной зависимостью с подробным описанием техник и методик, используемых в рамках когнитивно-поведенческой терапии;
- «Тренинг сохранения когнитивных и социальных навыков для лиц молодого возраста с нарушением интеллекта». Программа нацеленна на решение задач: помощь в росте социальной значимости; формирование позитивного отношения к себе и окружающим; создание благоприятного климата в группе; расширение круга общения.
На отделении осуществляются:
Индивидуальные занятия: консультирование, психологическая коррекция, занятия по методу БОС, арт-терапевтический метод, релаксационные занятия.
Индивидуальная форма работы дает возможность уделить внимание исследованию внутренней картины болезни инвалида, его отношению к реабилиации, определить зоны конфликтных переживаний, способы разрешения конфликтов, механизмы психологической компенсации. Абсолютным показанием к предпочтению индивидуальной формы работы можно назвать: выраженную тревожность, эмоциональную неуравновешенность, «трудный характер», необоснованные страхи, проблемы индивидуального характера.
Групповые занятия: тренинги, мини-лекции, психопрофилакцические беседы.
Преимущества групповой формы работы:
- получение инвалидом опыта осознания «естественности» и «обычности» своих личных проблем, наступивших вследствие получения инвалидности, удовлетворение потребности быть «как все»;
- это идеальная обстановка для людей, нуждающихся в психологической поддержке, в поддержании старых и в формировании новых форм социальных контактов, социальных связей;
- благодаря вкладу каждого участника в достижение положительных результатов группой, формируется установка на значимость личных усилий каждого участника группы, тем самым повышается его самооценка.
Результатах групповых занятий:
- улучшение показателей памяти, внимания; повышение уровня работоспособности; освоение навыков самостоятельного использования основных техник по развитию когнитивных функций, увеличение активного словаря; развитие логического мышления и развитие креативных способностей; расширение кругозора; стимуляция и/или удовлетворение потребности в познавательной активности;
- повышение самооценки личности, расширение представления о собственных возможностях и способностях; повышение уровня принятия других, расширение круга интересов, круга общения, принятие нового социального статуса, формирование планов на будущее, приобретение навыков коммуникативной культуры и умение ими оперировать в реальном общении; формирование представлений об основных психологических процессах и возможность через практический опыт соединить теорию с практикой;
- развитие эмпатии и положительных чувств; развитие и усиление внимания к чувствам; повышение способности к рефлексии; изменение стереотипов поведения; решение личностных и семейных проблем; снижение избыточного психологического напряжения.
Заключение
За время многолетней работы нами выработан органичный подход, положительно зарекомендовавший себя в работе инвалидами трудоспособного возраста, включающий индивидуальную и групповую работу, составленный на основе Индивидуальной программы реабилитации.
Достижение положительных результатов заключается в ускорении процесса психологической адаптации, снижении риска возникновения негативных психологических последствий инвалидности, что в свою очередь способствует формированию мотивации инвалида к преодолению трудностей.
Список литературы:
- Воловец С.А., Сергеенко Е.Ю. Современные подходы к медико-социальной реабилитации молодых инвалидов. – ДВГМУ, электронная библиотека eport.fesmu.ru: Вестник восстановительной медицины, 2014. – 5 с.;
- Гусак Ю.Л., Байбародина И.Б., Барышникова Н.А., Корзунина Т.В., Олым А.П., Лошак С.И., Андрюнина И.Л., Лаптева И.А., Лямин В.И., Ганьшин А.Н. Опыт работы по организации деятельности Центра социальной реабилитации инвалидов. СПб.: Нестор, 2009. – 202 с.;
- Жигарева Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты: учебно-практическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 208 с.;
- Матвеев Л.А. Социальная реабилитация – М.: ВОС - 1999. - 67 с.;
- Старобина Е.М., Стеценко С.А., Свистунова Е.Г. и др. Психологические аспекты реабилитационного потенциала инвалида: Методические рекомендации. – М., 2002.;
- Старовойтова И.М., Саркисов К.А., Потехин Н.П. Медицинская экспертиза: экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная. 2-е изд., 2010 – 688 с.
- Социально-бытовая адаптация инвалидов с двигательными нарушениями в комплексе реабилитационных мероприятий в Санкт-Петербурге: методическое пособие для специалистов системы реабилитации инвалидов/О.Н. Владимирова; Ю.Л. Гусак, Л.А. Карасаева, Н.В. Макарова, Е.М. Старобина, Т.Н. Шеломанова. СПб, 2009. – 187 с.
- Мне нравится (1)