«Психологическая реабилитация граждан с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в контексте социальной адаптации и самореализации личности»

Сапожкова Наталия Валерьевна

Аннотация в статье представлен опыт психологической помощи гражданину с ограниченными возможностями здоровья начиная с 16 лет и старше в условиях реабилитационного процесса на отделении психологической реабилитации Санкт-Петербургского бюджетного государственного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов».

Ключевые слова: инвалид, реабилитационный процесс, реабилитационный потенциал, психологическое обследование, психологическая реабилитация, технология психологической помощи, социальная адаптация, самореализация, групповые формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_reabilitatsiya_grazhdan_s_ovz.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 159.99

     Сапожкова Наталия Валерьевна,  

                 педагог-психолог,

ГБОУ школа-интернат №8 Санкт-Петербург, Пушкин

Sapozhkova Nataliia Valerjevna,

educational psychologist,

SBEI residential school №8, St. Petersburg, Pushkin

«Психологическая реабилитация граждан

с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов)

в контексте социальной адаптации и самореализации личности»

Аннотация в статье представлен опыт психологической помощи гражданину с ограниченными возможностями здоровья начиная с 16 лет и старше в условиях реабилитационного процесса на отделении психологической реабилитации Санкт-Петербургского бюджетного государственного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов».

Ключевые слова: инвалид, реабилитационный процесс, реабилитационный потенциал, психологическое обследование, психологическая реабилитация, технология психологической помощи, социальная адаптация, самореализация, групповые формы работы. 

Вопрос реабилитации инвалидов в Российской Федерации в последние годы постепенно из категории «социальной» перешел в категорию «национальной безопасности» в связи с устойчивой и долговременной убылью населения и быстро увеличивающейся численностью инвалидов в стране [1].

Возросла роль учреждений социальной реабилитации инвалидов. Актуальность темы обусловлена возникающей необходимостью единого подхода в понимании и реализации методов и технологий реабилитационной работы учреждениями социальной защиты.

По определению Всемирной организации здравоохранения социальная адаптация и социальная интеграция инвалидов является конечной целью в практике реабилитации.

Сущность проблемы социальной адаптации инвалидов определена экономическими, правовыми, производственными, психологическими и коммуникативными особенностями взаимодействия с окружающей средой. Наиболее серьезные аспекты проблемы связаны с появлением многочисленных барьеров, не позволяющих активно включиться в жизнь общества. Все потребности инвалидов можно условно обозначить как общие – характерные для всех граждан и особые, заключающиеся в восстановлении нарушенных способностей, общении, передвижении, в восстановлении доступа к культурным объектам, в возможности обучаться, трудоустроиться, получать социально-психологическую адаптацию и т.д. [4]. 

Можно сказать, что социально-психологическая адаптация достигается, в том числе, и с помощью психологической реабилитации, которая ориентирована на реорганизацию и оптимизацию социально-психологического бытия личности, приведение возможностей человека в соответствие с его потребностями и ценностями.

Основным субъектом осуществляющим реабилитацию и абилитацию инвалидов являются реабилитационные учреждения, они осуществляют процесс реабилитации инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации [3].

Реабилитационный процесс предусматривает решение задач восстановления индивида с учётом потенциальных, компенсаторных возможностей организма [6].

Реабилитационный потенциал рассматривается как динамическая система, изменяющаяся в силу законов жизнедеятельности организма и под воздействием среды. Своевременная и правильная оценка реабилитационного потенциала, его особенностей и компонентов – это необходимая предпосылка к определению цели и конкретных задач реабилитации, их иерархии и приоритетов, выбору реабилитационных мер применительно к каждому конкретному лицу и на каждом конкретном отрезке времени [6].

Поэтапное и неуклонное развитие реабилитационного потенциала, его положительная динамика представляют собой картину реабилитационного процесса.

Прежде всего, необходимо определить реабилитационный потенциал инвалида. С помощью проведения функциональной диагностики адаптационно-компенсаторных возможностей инвалида, определяющих его биологический, психологический и социальный уровни адаптации, а также тех факторов, которые способствуют или препятствуют процессу реабилитации [7].

Технология реабилитационной работы

При поступлении в Центр, на каждом отделении осуществляется первичная диагностика, в процессе которой определяется реабилитационный потенциал, уровень потребностей инвалида в реабилитационных мероприятиях. Важной составляющей реабилитационного потенциала является его психологическая часть, которая призвана определить возможности и ограничения, ресурсы личности для осуществления как психологической, так и комплексной реабилитации [2].

При поступлении на отделение психологической реабилитации всем реабилитируемым проводится психологическое обследование, включающее в себя 4 основных блока:

1. Определение психологического статуса:

- социально-психологическая реактивность;

- направления социальной деятельности;

- семейно-бытовые взаимоотношения;

- уровень и структура кругозора;

- структура потребностей, круг интересов;

- уровень притязаний.

2. Оценка состояния интеллектуально-мнестической сферы

3. Оценка состояния эмоционально-волевой сферы

4. Оценка особенностей личности.

                Диагностическая информация необходима для: организации мероприятий социально - психологической реабилитации, разработки индивидуальной программы реабилитации на отделении, составления прогноза и рекомендаций. Набор необходимых диагностических методик определяется в каждом конкретном случае характером задачи (запросом), но обязательно должен позволить системно оценить психическую деятельность.

Основные психологические проблемы инвалидов:

  • ослабление контроля над эмоциями и, как следствие, над собственным поведением;
  • возникновение чувства собственной «ненужности»;
  • снижение удовлетворенности жизнью в различных сферах: общение с друзьями и близкими, снижение удовлетворенности личными достижениями, пессимизм;
  • потеря прежних планов на будущее;
  • неопределенная жизненная перспектива;
  • проблемы с памятью, рассеянность внимания.

 Как правило, выявляется не одна, а несколько проблем. Таким образом мероприятия по психологической реабилитации осуществляются по нескольким направлениям.

По данным психодиагностического обследования, на основании выявленных проблем, составляется заключение, в котором описывается характер нарушений, степень
их курабельности, мотивация на реабилитацию, а также формулируются конкретные задачи психологической помощи.

Для проведения диагностического обследования на отделении разработана программа: «Социально-психологическая диагностика и обследование личности», собран пакет диагностических методик.

Психологическая реабилитация рассматривается как система мероприятий,  направленных на восстановление или компенсацию нарушенных психических функций
и состояний. Основной задачей отделения психологической реабилитации является оказание помощи инвалидам и членам их семей в создании психологических условий для успешной социальной адаптации и самореализации личности инвалида, а также преодоление негативных психологических последствий инвалидности.

К реабилитационной работе относятся следующие мероприятия: психологическая диагностика, консультирование, психологическая коррекция, тренинги, психологический патронаж, психопрофилактика.

«Мишени» психологического воздействия:

- познавательные процессы (память, внимание, мышление и др.);

- эмоциональная сфера; 

- коммуникативные качества;

- дисгармоничные семейные отношения;

- уровень притязаний;

- ценностные ориентации;

- поведенческая сфера;

- адаптационные способности личности.

Технология помощи на отделении сформирована с учетом основных рекомендаций
к использованию методов и методик, а также с учетом наработанного за годы работы опыта. На отделении разработаны и применяются
собственные программы реабилитации инвалидов, такие как:

  1. «Социально-психологический тренинг». Программа нацеленна на решение задач: обретение навыков конструктивного общения, выработка успешного поведения, развитие потенциала личности и достижение намеченных целей;
  2.  «Психологическая коррекция когнитивных функций» (индивидуальная форма).  В программе реализован весьма органичный подход, учитывающий объем поражения центральной нервной системы и реабилитационный потенциал инвалида. Программа содержит набор дидактических игр и заданий; вспомогательный материал к различным тестам и бланки для ответов; тематические таблицы и рисунки;
  3. «Тренинг познавательной деятельности» (групповая форма). Представляет собой набор игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические процессы: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление;
  4. «Кинотренинг – как метод групповой работы с реабилитируемыми гражданами». Программа предназначена для: развития эмпатии и положительных чувств; изменения стереотипов поведения; разрешения семейных проблем;  снятия избыточного психологического напряжения. Содержит список фильмов с их кратким описанием по темам, набор упражнений;
  5.  «Арт-терапевтический процесс как метод снижения эмоционального напряжения». Программа нацелена на: обучение новому поведению; способствование развитию личности; развитие креативности; обнаружение личностных смыслов через творчество;  ускорение и облегчение проговаривания переживаний;
  6. «Тренинг психообразования». Тренинг направлен  на обеспечение инвалидов знаниями и навыками, необходимыми для успешной интеграции в общество: адаптацию к социальному окружению, повышению самосознания путем адекватного отношения к своему заболеванию, повышению способности к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими и в семьях;
  7. «Методические рекомендации  по социально-психологическому консультированию людей с алкогольной зависимостью». Методические рекомендации содержат развернутый план проведения консультативных сессий людей с алкогольной зависимостью  с подробным описанием техник и методик, используемых в рамках когнитивно-поведенческой терапии;
  8. «Тренинг сохранения когнитивных и социальных навыков для лиц молодого возраста с нарушением интеллекта».  Программа нацеленна на решение задач: помощь в росте социальной значимости; формирование позитивного отношения к себе и окружающим; создание благоприятного климата в группе; расширение круга общения.

На отделении осуществляются:

Индивидуальные занятия: консультирование, психологическая коррекция, занятия по методу БОС, арт-терапевтический метод, релаксационные занятия.

 Индивидуальная форма работы дает возможность уделить внимание исследованию внутренней картины болезни инвалида, его отношению к реабилиации, определить зоны конфликтных переживаний, способы разрешения конфликтов, механизмы психологической компенсации. Абсолютным показанием к предпочтению индивидуальной формы работы можно назвать: выраженную тревожность, эмоциональную неуравновешенность, «трудный характер», необоснованные страхи, проблемы индивидуального характера.

                Групповые занятия: тренинги, мини-лекции, психопрофилакцические беседы.

                Преимущества групповой формы работы:

- получение инвалидом опыта осознания «естественности» и «обычности» своих личных проблем, наступивших вследствие получения инвалидности, удовлетворение потребности быть «как все»;

- это идеальная обстановка для людей, нуждающихся в психологической поддержке, в поддержании старых и в формировании новых форм социальных контактов, социальных связей;

- благодаря вкладу каждого участника в достижение положительных результатов группой, формируется установка на значимость личных усилий каждого участника группы, тем самым повышается его самооценка.

Результатах групповых занятий:

- улучшение показателей памяти, внимания; повышение уровня работоспособности; освоение навыков самостоятельного использования основных техник по развитию когнитивных функций, увеличение активного словаря; развитие логического мышления и развитие креативных способностей; расширение кругозора; стимуляция и/или удовлетворение потребности в познавательной активности;

- повышение самооценки личности, расширение представления о собственных возможностях и способностях; повышение уровня принятия других, расширение круга интересов, круга общения, принятие нового социального статуса, формирование планов на будущее, приобретение навыков коммуникативной культуры и умение ими оперировать в реальном общении; формирование представлений об основных психологических процессах и возможность через практический опыт соединить теорию с практикой;

- развитие эмпатии и положительных чувств; развитие и усиление внимания к чувствам; повышение способности к рефлексии; изменение стереотипов поведения; решение личностных и семейных проблем; снижение избыточного психологического напряжения.

Заключение

За время многолетней работы нами выработан органичный подход, положительно зарекомендовавший себя в работе инвалидами трудоспособного возраста, включающий индивидуальную и групповую работу, составленный на основе Индивидуальной программы реабилитации.

Достижение положительных результатов заключается в ускорении процесса психологической адаптации, снижении риска возникновения негативных психологических последствий инвалидности, что в свою очередь способствует формированию мотивации инвалида к преодолению трудностей.

                

Список литературы:

  1. Воловец С.А., Сергеенко Е.Ю. Современные подходы к медико-социальной реабилитации молодых инвалидов. – ДВГМУ, электронная библиотека eport.fesmu.ru: Вестник восстановительной медицины, 2014. – 5 с.;
  2. Гусак Ю.Л., Байбародина И.Б., Барышникова Н.А., Корзунина Т.В., Олым А.П., Лошак С.И., Андрюнина И.Л., Лаптева И.А., Лямин В.И., Ганьшин А.Н. Опыт работы по организации деятельности Центра социальной реабилитации инвалидов. СПб.: Нестор, 2009. – 202 с.;
  3. Жигарева Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты: учебно-практическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 208 с.;
  4. Матвеев Л.А. Социальная реабилитация – М.: ВОС - 1999. - 67 с.;
  5. Старобина Е.М., Стеценко С.А., Свистунова Е.Г. и др. Психологические аспекты реабилитационного потенциала инвалида: Методические рекомендации. – М., 2002.;
  6. Старовойтова И.М., Саркисов К.А., Потехин Н.П. Медицинская экспертиза: экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная. 2-е изд., 2010 – 688 с.
  7. Социально-бытовая адаптация инвалидов с двигательными нарушениями в комплексе реабилитационных мероприятий в Санкт-Петербурге: методическое пособие для специалистов системы реабилитации инвалидов/О.Н. Владимирова; Ю.Л. Гусак, Л.А. Карасаева, Н.В. Макарова, Е.М. Старобина, Т.Н. Шеломанова. СПб, 2009. – 187 с.