Методическая разработка: Урок психологии для учеников 6-9 классов «Человек среди людей» из цикла "В мире психологии"
Урок психологии для учеников 6-9 классов
«Человек среди людей» из цикла "В мире психологии"
Цели:
- познакомить с понятием «человеческое общение»
- научить «языку невербального общения»
- проанализировать свой тип взаимодействия с окружающими
- изучить список прав человека
- оказать психологическую поддержку одноклассникам
План урока:
- Мини-лекция «Что такое число Данбара»
- Определите понятие… (определяем тему занятия)
- Притча «Желание общения»
- Викторина «Знатоки невербального общения»
- Вербальное общение. Высказывание Сократа.
- Информация «Модели общения и стили поведения»
- Дискуссия «Права человека»
- Упражнение «Подарок»
- Резюме
Используемые средства:
- Презентация (проектор)
- Викторина (проектор)
- Бланки для ответов, шариковые ручки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Человек среди людей" | 1.29 МБ |
Пояснения к слайдам | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определите понятие … Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знаний. Где собеседник умен, там и надобны долгие речи. Разговор — это здание, которое строят совместными усилиями. То, каким человеком ты станешь через пять лет, определят два основных фактора: люди, с которыми ты общаешься, и книги, которые ты читаешь.
ОБЩЕНИЕ — это взаимодействие 2-х или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и оценочного характера. Различают общение вербальное (с помощью речи — письменной и устной) и невербальное (с помощью жестов и мимики).
Викторина «Знатоки невербального общения»
Чтобы беседа была эффективной, необходимо смотреть собеседнику в глаза: А) все время разговора Б) 2/3 времени разговора В) половину времени разговора Г) иногда
Правильный ответ Б) 2/3 времени разговора
Если во время разговора Ваш собеседник, сидящий напротив, откинулся на спинку стула и скрестил руки на груди, значит: А) он готов внимательно Вас слушать Б) ему приятно с Вами общаться, он заинтересован В) ему не интересна тема беседы, он не согласен с Вами Г) ему просто некуда девать руки
Правильный ответ В) ему не интересна тема беседы, он не согласен с Вами
Известно, что эмоциональное состояние влияет на походку человека. Самый широкий шаг человек делает, когда испытывает: А) скуку Б) гордость В) печаль Г) досаду
Правильный ответ Б) гордость
Какой из жестов говорит о превосходстве партнера, его доминировании? А) постукивание по столу пальцами Б) потирание ладоней В) руки в боки на пояснице Г) почесывание шеи
Правильный ответ В) руки в боки на пояснице
Если человек во время разговора касается Вас рукой, он показывает Вам: А) свою неприязнь Б) свое желание Вас ударить В) свою неуверенность Г) свое расположение к Вам
Правильный ответ Г) свое расположение к Вам
Если человек непроизвольно в разговоре с Вами повторяет Вашу позу, жесты, слова, мимику, то он, очевидно: А) неуверенный в себе человек, все копирует Б) нервничает, взволнован В) хочет поскорее расстаться с Вами Г) расположен к Вам, согласен с Вами
Правильный ответ Г) расположен к Вам, согласен с Вами
Если Ваш собеседник откинулся на стуле, закинул ногу за ногу и руки за голову: А ) он устал, хочет расслабиться Б) он демонстрирует свое превосходство, всезнайство В) он открыт для равноправного диалога Г) он сосредоточен, всецело поглощен темой разговора
Правильный ответ Б) он демонстрирует свое превосходство, всезнайство
Если во время разговора собеседник начинает собирать с одежды несуществующие ворсинки, значит: А) он хочет произвести впечатление человека аккуратного, щепетильного Б) он выигрывает время для раздумий В) он сдерживает свою реакцию неодобрения Г) он неуверен в себе, замкнут
Правильный ответ В) он сдерживает свою реакцию неодобрения
Верхом на стуле обычно сидит человек: А) замкнутый, необщительный Б) показывающий свое превосходство В) с низким уровнем культуры Г) испытывающий нехватку времени
Правильный ответ Б) показывающий свое превосходство
Если человек свел руки за спиной и одна сжимает другую, это означает , что: А) он пытается себя сдерживать, контролировать Б) он чувствует свое превосходство В) он доволен ситуацией, расслаблен, искренен Г) он оценивает Ваши слова
Правильный ответ А) он пытается себя сдерживать, контролировать
Опущенный взгляд означает, что… А) у человека болят глаза Б) что человек просто устал В) человек испытывает чувство стыда
Правильный ответ В) человек испытывает чувство стыда
Когда ваш собеседник скрещивает ноги, это значит, что... А) он готов к общению Б) он очень уверен в себе В) он старается отгородиться от вас
Правильный ответ В) он старается отгородиться от вас
Модели общения 1. ПОЗИТИВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ 2. ПОЗИТИВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И НЕГАТИВНОЕ – О ДРУГИХ 3. НЕГАТИВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ, ПОЗИТИВНОЕ О ДРУГИХ 4. НЕГАТИВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ, И НЕГАТИВНОЕ - О ДРУГИХ
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ – ВЛИЯЕТ НА ОБЩЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМИ
Личные права с точки зрения американского психолога Кэти Ди Заслофф Чувствовать уважение к себе Просить о том, в чем есть необходимость Выражать свои чувства Менять свое мнение Совершать ошибки, пока не найдете правильный путь Побыть одному (ой), даже если другим хочется вашего общества Меняться/развиваться Быть прощенным Планировать своё будущее
Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Упражнение «ПОДАРОК» Мне нравится в тебе такие качества как…. Я уважаю тебя за…. Мне кажется, что у тебя обязательно получиться…
Предварительный просмотр:
Пояснения к слайдам
Слайд 1. Английский ученый Робин Данбар, проведя ряд экспериментов, выяснил, что у человека максимальное количество активных социальных связей (=знакомств) колеблется от 130 до 200. Количество максимально возможных знакомств назвали числом Данбара и в среднем считают равным 150.
Эти 150 знакомых-это люди, у которых мы сходу можем назвать имя, описать внешность и характер. Но так же можно вычислить и более близкие круги знакомств. Что интересно, каждый следующий по узости круг примерно в три раза меньше предыдущего. Разумеется, у каждого человека эти цифры слегка различаются, но примерное количество определить можно. Итак:
150 человек - люди, про которых ты с легкостью можешь назвать имя, внешность и характер, описать чем человек увлекается и какие идеи разделяет (не обязательно знать это глубоко)
50 человек - "люди, которых ты позовешь на свадьбу" - круг лиц, с которыми ты на данном этапе жизни часто контактируешь и видишь их регулярно
15-20 человек - друзья, с которыми ты можешь сходить в кино, поговорить о чем-то и просто провести время с удовольствием
5 человек - "лучшие друзья". Люди, о которых ты думаешь почти постоянно, даже когда их нет рядом.
Но ведь человек постоянно встречает новых людей, как количество его знакомых может быть постоянным? Просто новые люди, приходя в нашу жизнь, вытесняют старых знакомых. Вряд ли кто нибудь во взрослой жизни помнит своих друзей из детского сада. И эта замена касается не только общего числа 150. Когда кто-то новый входит в узкую группу близких знакомых, он вытесняет из нее того, кто был там раньше. По этому, выбирайте новых друзей тщательно.
Поэтому основная тема нашего занятия выбрана не случайно, сегодня мы постараемся разобраться в вопросе, который предлагает нам Аьберт Камю (известным французкий писатель, философ, журналист) «Как жить среди людей?» (Чума, Первый человек, Падение, Посторонний)
Слай 2. А конкретно мы с вами поговорим о…. . Перед вами цитаты великих мыслителей, говорят они об одном и том-же. О чем? Подсказка: это то, что нас с вами связывает, без чего невозможно обойтись, используем его каждый раз, если находимся среди знакомых людей, а иногда используем и с незнакомыми. Ну конечно, это ОБЩЕНИЕ.
Слайд 3. Определение понятия «Общение»
Слайд 4. Притча «Желание Общения». Специалисты считают, что более 50% информации несут жесты и мимика, они всегда особенны и определенны, отражают состояние и отношения людей, «выдают» истинное о человеке, поскольку имеют рефлекторную природу. Поза, жест, мимика в известной мере есть наглядное выявление мысли, язык чувств.
Слайды 5-29. Викторина «Знатоки невербального общения»
Слайд 30. А теперь мы с вами поговорим о вербальном общении (с помощью речи). По мнению древнегреческого философа Сократа, чтобы узнать человека, нужно с ним пообщаться.
Слайд 31. Информация «Модели общения и стили поведения»
На общение, на взаимоотношения влияет и то, как человек относится к себе, а также к окружающим. Это отношение может быть позитивным, а может быть негативным.
Рассмотрим модели общения и стили поведения.
1. Человек ведет себя уверенно, доброжелательно, общается на равных.
2. Человек себя высокомерно, критикует окружающих, иногда избегает других.
3. Человек неуверен в себе, с тревогой вступает в контакты.
4. Человек избегает других людей, испытывает страх при общении, живет в мире фантазий, уходит в свой внутренний мир.
Слайд 32. Как вы думаете, о человеке с какой моделью поведения говориться на сладе?
Вывод – нужно учиться общению. Для этого необходимо повышать самооценку и учиться видеть в людях больше хорошего.
Слайд 33. Личное право
И еще один аспект я хочу с вами рассмотреть, а касается он личных прав человека. Давайте познакомимся со список личных прав. Проанализируйте, какие права с которыми вы согласны и которые для вас важны.
А теперь представьте, что кто-то их нарушает. За это никто никого к правовой ответственности не привлекает, но по меньшей мере – это неприятно. А может привести и к конфликту.
Слайд 34. Помните, что другие люди обладают точно такими же правами!!!
Слайд 35. Упражнение «Подарок»
Для того чтобы повысить самооценку и научиться видеть в людях хорошее предлагаю сделать следующееупражнение. Вы получите листочки с именем одноклассника/одноклассницы, в котором нужно заполнить три строки:
Мне нравится в тебе такие качества как….
Я уважаю тебя за….
Мне кажется, что у тебя обязательно получиться…
Резюме:
1. Это будет вашим подарком для человека которому вы написали, и подарком для вас (Почему, как выдумаете???)
2. Тема нашего урока звучит так: «Человек среди людей», так почему же сегодня на уроке мы говорили об общении?