ЧТО ТАКОЕ ЗПР?
Предварительный просмотр:
Консультация педагога-психолога для родителей.
«Задержка психического развития - что это такое?»
Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития ЗПР является одной из наиболее распространённой формой психической патологии детского возраста.
Термин «задержка» подчёркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребёнка. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Перечислим наиболее характерные особенности детей с ЗПР: − снижение работоспособности; − повышенная истощаемость; − неустойчивость внимания; − более низкий уровень развития восприятия; − недостаточная продуктивность произвольной памяти; − отставание в развитии всех форм мышления; − дефекты звукопроизношения; − своеобразное поведение; − бедный словарный запас; − низкий навык самоконтроля; − незрелость эмоционально-волевой сферы; − ограниченный запас общих сведений и представлений.
Среди причин ЗПР выделяются следующие:
− Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периодах жизни ребёнка.
− Генетическая обусловленная недостаточность ЦНС.
− Интоксикация, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.
− Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания и др.) Эффективная динамика развития детей намечается тогда, когда своевременно осуществляется клиническая, педагогическая, психологическая диагностика и реализуется необходимая психологическая коррекция, психотерапия, биологическая терапия, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учётом всей сложности, неравномерности и дисгармоничного развития интеллекта и личности детей. В семье, уделяющей ребёнку должное внимание, задержка психического развития может быть полностью или в значительной степени компенсирована путём целенаправленной активизации различных сторон интеллектуальной и эмоциональной сферы. В неблагоприятных же семьях, при отсутствии не только стимуляции психического развития такого ребёнка, но невнимание к его физическому состоянию, своевременному лечению, его психическое развитие ещё более замедляется.