Преемственность как основа реализации современных подходов к организации образовательного процесса СОШ и детского сада

Полина Викторовна Хлебникова

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должны пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремиться к организации единой развивающей среды – дошкольного и начального образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность как основа реализации современных подходов к организации образовательного процесса СОШ и детского сада

В настоящее время, с введением ФГОС, произошли серьезные изменения в понятии готовности ребенка к обучению в школе. На первый план  выступает личностная готовность, которая определяется сформированностью «внутренней позиции школьника», что способствует безбарьерному принятию новой социальной роли – роли ученика. Важно сформировать познавательные мотивы обучения, это выражается в сознательном желании ребенка учиться, познавать новое, опираясь на уже полученные знания. Для первоклассника, становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им сознательно пользоваться.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должны пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремиться к организации единой развивающей среды – дошкольного и начального образования.

В условиях современного образования вопрос о преемственности между дошкольным и начальным образованием рассматривается как одно из обязательных условий непрерывного образования ребенка.  

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов и технологий обучения и воспитания.

Сущность состоит в обеспечении постепенного развития и углубления знаний в усложнении требований к умственной деятельности детей, в формировании личного и общественного поведения будущего школьника.

Для успешного управления процессом преемственности важно понимать основы, проблемы и противоречия, знать основания преемственности и уметь реализовывать их на практике.

В настоящее время в обучении выделяют два блока преемственных связей: содержательный и процессуальный.

К характерным признакам содержательной преемственности относятся:

 - единообразие в трактовке понятий, в терминологии, в используемом языке;

 - постепенное повышение уровня абстракции при развитии понятий;

- системность в изучении понятий;

- использование на каждом последующем этапе математических знаний, умений и навыков, полученных детьми на предыдущем этапе, то есть актуализация опорных результатов обучения;

 - перспективный характер обучения, то есть возможность на каждом предыдущем этапе закладывать основы для последующего развития детей.

К процессуальной преемственности относятся:

 - учет ведущего типа деятельности в каждый период детства;

 - взаимосвязь в методах, формах и средствах обучения, то есть применение в ДОУ форм, методов и средств, используемых при обучении в начальной школе;

 - учет в начальной школе тех форм, методов и средств, которые использовались в процессе обучения дошкольников.

Следует подчеркнуть, что наименьшее взаимодействие между дошкольными работниками и учителями младшей школы наблюдается в целях и содержании обучения. Сегодня технология обучения дошла до такого уровня, что любое знание может быть адаптировано к любому возрасту ребенка. Поэтому сейчас практических работников дошкольных учреждений и начальной школы волнует не столько проблема «чему учить и зачем учить» (то есть целей и содержания обучения), сколько «как учить» (то есть методов и средств). Это породило противоречие между ведущими линиями воспитания и обучения, определяющими успешность всего дальнейшего гармонического развития ребенка, и фактической ориентацией на искусственную акселерацию, форсированное обучение, торопливое «проскакивание» отдельных стадий детского развития. 

Следствием этого противоречия стало весьма распространившееся сейчас явление – пути решения проблемы преемственности не всегда соответствуют научным представлениям о самоценности каждого периода развития ребенка, а процесс воспитания и обучения не ориентируется на возрастные особенности и возможности детей. Более того, понимание возрастного периода развития ставится в зависимость от организационных сторон системы обучения. 

Очень часто подготовка к школе связывается, прежде всего, со стремлением необоснованно, формально расширить знания ребенка, наполнить его голову представлениями из разных областей знаний без учета, во-первых, возможностей сознательно усвоить данные знания, а, во-вторых, их актуальности для детей данного возраста. 

Исходя из сказанного, реализация преемственных связей требует решения следующих задач:

1.Обеспечение «охранительной функции» процесса обучения – недопустимость умственных перегрузок; использование здоровьесберегающих технологий; поддержание эмоционально-положительного отношения ребенка к познавательной деятельности.

2.Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного  образования с учетом его самоценности: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребенка.

3.Приоритетное развитие личности будущего первоклассника, формирование тех интеллектуальных и социальных качеств, без которых его обучение в школе не будет успешным.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном  взаимодействии детского сада и школы по трем направлениям: работа с детьми, сотрудничество с родителями, взаимодействие педагогов.

Установление преемственных связей и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач эффективной подготовки детей и их успешного обучения в школе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Белошистая А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования/ А.В.Белошистая// Начальная школа: Плюс-минус. – 2012. - №2. – С.39-42.

2. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация премственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – Школьная пресса, 2008г.