Особенности эмоционально-волевой сферы детей с тяжёлыми нарушениями речи

В работе описываются особенности эмоционально-волевой сферы детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал представлен в виде таблиц и схем в краткой , удобной для систематизации знаний форме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ логопсихология Работу выполнила : Старостина А.С.

Слайд 2

Психическая деятельность человека в норме представляет собой единство различных процессов: чувственного познания (восприятия), памяти, мышления, эмоций, воли, внимания. Этапы чувственного познания – ощущения, восприятия, представления. Ощущения - простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторы органов чувств Восприятие - психический процесс целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторы анализаторов

Слайд 3

Внимание – это направленность психической деятельности на явления окружающей действительности на процессы, происходящие в организме. Различают пассивное и активное внимание. В основе пассивного ( непроизвольного ) внимания лежит ориентировочная реакция организма на сигналы окружающей среды. Активное ( произвольное ) внимание сводится к сосредоточению психической деятельности человека на решении той или иной задачи, на достижении цели.

Слайд 4

Патология внимания проявляется рассеянностью, истощаемостью, отвлекаемостью и тугоподвижностью . Нарушения внимания особенно выражены при невротических расстройствах, слабоумии. Рассеянность внимания – нарушение способности произвольного сосредоточения на определенном виде деятельности. При этом внимание становится неустойчивым. Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление его интенсивности в процессе работы при изначально высокой способности к сосредоточению. В результате становится невозможной увлеченность, поглощенность работой, резко падает ее продуктивность. Отвлекаемость внимания – патологическая его подвижность. Проявляется быстрой не обоснованной сменой видов деятельности, продуктивность которой резко снижается. Тугоподвижность внимания – патологическая фиксация, затруднение переключения с одного объекта на другой.

Слайд 5

В Н И М А Н И Е у детей с Т Н Р характеризуется рядом особенностей: • неустойчивостью • трудностью переключения • низким уровнем произвольного внимания дизартрия • неспособность к длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности алалия • низкий уровень произвольного внимания • инструкция воспринимается неточно, фрагментарно; • задания выполняются с ошибками, которые не всегда самостоятель­но замечаются и устраняются детьми; • нарушаются все виды контроля за деятельностью (упреждающего, текущего, по­следующего); • наиболее страдают упреждающий (свя­занный с анализом условия задания) и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля; • трудным является распределение внимания между речью и практическим действием, что приводит к несформированости или значительному нарушению структуры деятельности.

Слайд 6

Воля – это психическая деятельность, направленная на достижение определенной цели, на преодоление возникающих при этом препятствий. ослаблением волевой активности ( гипобулией ) или полным ее отсутствием (абулией) патологическим усилением волевой активности ( гипербулией ) извращением волевых актов ( парабулией ) Волевые расстройства могут проявляться: Самостоятельность Настойчивость Дисциплинированность Организованность Выдержка Решительность Инициативность ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА

Слайд 7

Внешние проявления неустойчивости деятельности могут быть обусловлены различными моментами:  Это может быть импульсивность и слабая организованность работы вследствие неумения анализировать образец, инструкцию, предварительно обдумывать свою деятельность, планировать последовательное выполнение всех ее этапов;  Это может быть отвлекаемость и неумение проявить волевое усилие для преодоления встречающихся в процессе деятельности трудностей;  Может иметь место сбой деятельности вследствие низкой эмоциональной устойчивости и действия истощающих и побочных отвлекающих раздражителей, а также явление нерешительности, растерянности из-за неполного восприятия образца, инструкции Функции волевых действий: ВОЛЯ – это способность человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей и возникающих эмоций. • Побудительная - заставляющая бороться с препятствиями, преодолевать их. • Тормозящая - способная удерживать себя от нежелательных поступков

Слайд 8

Этапы волевого действия выбор цели (осознание ) выбор средств для достижения цели (планирование) достижение цели (исполнение) оценка результата (анализ) Осознанный выбор цели Осознанный выбор способов действия Осознанное действие , оценка запланированных результатов и дальнейшее планирование Нормальный волевой акт

Слайд 9

Выбор цели отсутствует проявления негативного поведения внушаемость негативизм Выбор цели отсутствует Выбор способов действия отсутствует Выбора способов действия нет Действие навязывается со стороны Действие, противоположное тому, что предлагается В младшем и старшем дошкольном возрасте возможны проявления капризов и упрямства. КАПРИЗ — быстротечные несправедливые желания, проявления неоправданного неудовлетворения.

Слайд 10

ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы, дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания ДИЗАРТРИЯ • повышенная эмоциональная возбудимость и истощаемость нервной системы; • одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание; • другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки; • Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции; • Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе. АЛАЛИЯ • - типичны повышенная заторможенность, снижение активности, неуверенность в себе, речевой негативизм; • - менее малочисленной является группа детей, которым свойственна повышенная возбудимость ,у них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности . : РИНОЛАЛИЯ

Слайд 11

Эмоции – это психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к действительности и к самому себе. Они в значительной мере определяют тонус нервно-психических процессов, что отражается на поведении человека, интеллектуальной деятельности, удовлетворении собственных потребностей. К основным качествам эмоциональных состояний относят: положительное отрицательное двойственное и неопределенное отношение к объекту или явлению. Эмоциональные проявления подразделяют на чувства настроение страсть аффект и эмоционально- стрессовые состояния.

Слайд 12

«Эмоции являются центральным «звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка». Лев Семёнович Выготский НАСТРОЕНИЕ – длительное, относительно устойчивое общее эмоциональное состояниё, окрашивающее отдельные психические процессы и поведение человека МНОГО ДОБРОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ТЕБЯ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ Юрий Владимирович Никулин УСПЕХ ПРИХОДИТ К ТЕМ, КТО ВСТАЁТ В ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ Марсель Ашар