Новое в педагогике. Методы тьюторского сопровождения.

Мартынова Елена Владимировна

Работа тьютора в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoe_v_pedagogike._metody_tyutorskogo_soprovozhdeniya.docx91.33 КБ

Предварительный просмотр:

Новое в педагогике. Методы  тьюторского сопровождения.

Согласно историческим данным тьюторская деятельность в России ведется сравнительно недавно и является перспективным направлением в современном образовании. Тьютор новая и редкая профессия, которая обеспечивает эффективное взаимодействие ребенка и педагога, и обучение детей индивидуальное перспективное развитие учащихся с ОВЗ в школе. Особенности тьюторства в России обусловлены социально-экономическим развитием РФ: большим количеством населения, (большие школы – более 900 человек, много обучающихся в классе, достаточно учащихся с ОВЗ). Социальные условия проживания сложнее, чем в Англии, где тьюторство появилось впервые. Это конкурентные профессии, более низкий уровень зарплаты и меньше возможностей получить работу у людей с ОВЗ. Групповые занятия с учащимися в школе, общая школьная программа массовой школы оставляла мало возможностей разработки для индивидуальных маршрутов. С приходом тьюторов произошел новый виток индивидуализации и применения индивидуально-личностного подхода,  повысилась эффективность совершенствования УУД учащихся, стала лучше пониматься и применяться Зона Ближайшего развития; в то же время прогнозируемая планируемая социальная деятельность учащихся с ОВЗ стала видна более отчетливо благодаря сопровождению тьютеров и улучшению включенности их подопечных в образовательный процесс.

В теории образования многие специалисты говорят о неповторимости, индивидуальной ценности каждого ребенка, тьютор - специалист, который работает прежде всего на уровне индивидуальность - индивидуальность, где личности помощника и подопечного  играют одну из главных ролей: помощник-тьютор должен обладать богатой, разносторонне развитой личностью, задача подопечного раскрыть свою личность, узнать свои качества, способности и начать их применять максимально эффективно.

         Создать индивидуальный образовательный маршрут ИОМ для ребенка чрезвычайно сложно, так как каждый человек особенный, индивидуальность. Шаблонный вариант не подходит, так как невозможно заранее знать все особенности мышления, реагирования ребенка, невозможно просчитать скачки учебной мотивации, индивидуальный Наставник может только предполагать, как это будет выглядеть в реальности. В этом случае тьютор должен быть опытным в нескольких социальных ролях: учитель, психолог, гувернер-няня, а также, в начальной школе, любой эмоционально близкий взрослый  выполняет  роль воспитателя жизни, как мать или отец ребенка. Большой плюс в этой ситуации заключается в необходимости творческого, гибкого, нестандартного подхода к тьюторанту со стороны тьютора. А также, индивидуальная образовательная программа заставляет взглянуть по- новому на каждого ребенка (тьюторанта) завуча начальной школы, классного руководителя ребенка, учителей предметников, обучающих особого ребенка. Родители также. Более осмысленно и объективно они начинают воспринимать своего особого ребенка, с удивлением находя его новые способности и применение уже известных способностей. Перспективность и долгосрочность применения тьюторства, (что на уровне законность и необходимость тьюторской деятельности) закреплена в Конституции РФ, в Федеральном Законе РФ «Об образовании», в Федеральном Законе  РФ «О персональных данных», в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» - обобщенной трудовой квалификации «Тьюторское сопровождение обучающихся», что говорит о применении в настоящем и будущем технологий тьюторства и востребованности профессионального тьютора в современном мире, в России. Новое – в соответствии с ФГОС востребована инициативность и самостоятельность – тьюторанту не предлагают готовые подходы, идеи и решения, не советуют поступить так или иначе, а обучают искать выходы из учебных, личностных, далее из жизненных  и профессионально ориентированных ситуаций. При этом развивается гибкость мышления и вариативность.  

                               Методы  тьюторского сопровождения.

- Психодиагностика: анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное консультирование, групповое консультирование, профориентация (подбор методик, соответствующих возрасту, особенностям и конкретным задачам, решаемым с тьюторантом, при этом, возможно консультирование  тьютора у школьного психолога);

- Проблемное обучение: метод обучающего кейса, разрешение проблемных ситуаций (используется тьютором, например, в построении Проекта (социальные проблемные ситуации) и представленной выше викторине – личные проблемные ситуации, значимые для всех детей с ОВЗ);

- Метод (методы) активного обучения (например, тьютору можно использовать те виды восприятия, которые слабо развиты у конкретного ребенка, для визуала использовать рациональный тип восприятия и подобрать соответствующий новый способ обучения);

-Метод практикоориентированной деятельности (все правильно задуманные дела должны быть реализованы, часто ребенок не знает, как воплотить свои мечты, за что взяться сначала, какие материалы, способы использовать, - тьютор поможет;

- Проектный метод: разработка и защита Проекта, Индивидуальной Образовательной Программы, Портфолио- будет представлено в другой главе (найти актуальную, социально важную задачу, также поможет тьютор, он может найти те социальные проблемы, которые беспокоят тьюторанта, например, - грязь в парадной или не нравится вход в школу (можно эко-посадки сделать);

- Метод (индивидуальный и групповой вариант) самостоятельной работы ученика для этого пункта актуально обучение дистанционным видам деятельности);

-Метод самоанализа (рефлексивный отчет образовательных целей, анализ и самоанализ склонностей, способностей, собственно рефлексия) Метод актуален для младших школьников, им очень сложно ответить себе на вопросы - зачем, для чего я делаю что-то, например, учусь, что получится в результате, какая цель у моей деятельности дети, что я чувствовал, хотел ранее, что - теперь. После самоанализа меняется восприятие, поведение.