Круглый стол "Профилактика жестокого обращения с детьми"
Семья является социальным институтом, в котором происходит формирование человека.
Защита детей — одна из важнейших функций всех взрослых. В том числе — важнейшая задача педагогов дошкольного учреждения. Ведь жестокое обращение, это основные причины формирования невротических личностей с проблемами, которые уже во взрослом состоянии человек не всегда может решить. А это влияет на социум в целом нам стареть с теми детьми которых мы воспитываем сегодня и очень важно сохранить их психологическое здоровье сегодня.
В учреждении создана система ранней профилактики, которая направлена на снижение риска попадания детей и их семей в социально опасное положение.
В первую очередь, такие семьи нуждаются в психолого-педагогической, социально-образовательной помощи, которая может быть оказана силами педагогического коллектива
Одна из причин актуальности данного вопроса в том, что родители не имеют знаний о том, как правильно воспитывать детей, какие методы применять, как правильно разговаривать и вести себя с ребёнком, какие формы обращения с ребёнком подпадают под формулировку «Жестокое обращение с детьми», какова ответственность родителей за допущение насильственных методов воспитания, какие последствия для психического состояния ребёнка влечёт за собой жестокое обращение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 22.88 КБ |
Презентация | 825.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья является социальным институтом, в котором происходит формирование человека.
Защита детей — одна из важнейших функций всех взрослых. В том числе — важнейшая задача педагогов дошкольного учреждения. Ведь жестокое обращение, это основные причины формирования невротических личностей с проблемами, которые уже во взрослом состоянии человек не всегда может решить. А это влияет на социум в целом нам стареть с теми детьми которых мы воспитываем сегодня и очень важно сохранить их психологическое здоровье сегодня.
В учреждении создана система ранней профилактики, которая направлена на снижение риска попадания детей и их семей в социально опасное положение.
В первую очередь, такие семьи нуждаются в психолого-педагогической, социально-образовательной помощи, которая может быть оказана силами педагогического коллектива
Актуальность проблемы жестокого обращения с детьми в том, что в настоящий момент родители имеют низкий уровень грамотности в вопросах воспитания детей. Детей оскорбляют, лишают необходимого, пренебрегают их нуждами. Повсеместно в семьях используются насильственные методы воспитания. Одна из причин этого в том, что родители не имеют знаний о том, как правильно воспитывать детей, какие методы применять, как правильно разговаривать и вести себя с ребёнком, какие формы обращения с ребёнком подпадают под формулировку «Жестокое обращение с детьми», какова ответственность родителей за допущение насильственных методов воспитания, какие последствия для психического состояния ребёнка влечёт за собой жестокое обращение.
Жестокое обращение с детьми – это умышленные или неосторожные действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:
- пренебрежение нуждами;
- эмоциональное
- физическое;
- сексуальное.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.
Выделяют 6 форм поведения родителей,приводящих к эмоциональному насилию:
1. Отказ родителей от детей.
2.Изоляция детей:
а) эмоциональная,
б) физическая.
3. Запугивание.
4. Постоянные оскорбления.
5. Игнорирование.
6. Развращение детей.
Признаки жестокого обращения с детьми
Поведение, эмоции, которые испытывает ребёнок, являются отражением того, что с ним происходит.
Следовательно обратив особе внимание на то, как ребёнок себя ведет, на то, как он реагирует в ситуациях общения с сверстниками и взрослыми, мы можем увидеть ряд особенностей или признаков, которые могут косвенно указывать но факты жестокого обращения.Давайте познакомимся с этими признаками:
Возраст 1,5-3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности.
Возраст 3-6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста), болезненное отношение критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т. п.
Для всех возрастов: задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, нарушения сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии, длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушения аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т. п.
Возможный алгоритм действий педагога:
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.
Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений.
Во-вторых, Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления.
Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием.
Советы для ведения разговоров с детьми:
1. Подтверждайте невиновность ребенка
Ребенок никогда не является ответственным за то, что стал жертвой жестокого обращения.Это могут быть слова:
Ты ни в чем не виноват.
Я очень рад (а, что ты рассказал мне об этом, никто и никогда не заслуживает того, чтобы с ним жестоко обращались.
Ты не виноват (а) в том, что произошло. Я хочу, чтобы ты помнил (а) об этом.
2. Верьте ребенку.
Наша задача выступать в роли защитников, поэтому мы всегда должны верить ребенку. Наша задача – разговаривать с ребенком. Мы те взрослые, кто представляет интересы ребенка. Оказываем поддержку для обсуждения их проблем.
3. Оценивайте безопасность.
Определение потребности ребенка в безопасности на данный момент.
4. Оставайтесь спокойными.
Эмоциональный взрыв с вашей стороны может отбить желание у ребенка рассказывать свою историю. Дети не любят огорчать взрослых.
5. Будьте честными.
Очень важно не давать обещаний, которых вы не можете выполнить. Необходимо рассказать ребенку о действиях, к которым следует прибегнуть.
6. Проявляйте терпимость к языку ребенка.
Дети рассказывают о жестоком обращении теми словами, которые они знают.
7. Не подвергайте допросу.
Не обязательно иметь все факты. Это касается вопросов – кто, что, когда, сколько раз…
Формы работы могут быть разными в зависимости от темы мероприятия, состава участников и задач:
Работа по профилактике в ДОУ ведется по трем основным направлениям: работа с родителями, работа с педагогами и работа с детьми.
Работа с родителями детей, посещающих детский сад (организуется педагогом-психологом и воспитателями).
Формы работы с родителями:
- круглый стол;
- тренинг;
- семинар – практикум;
- решение педагогических ситуаций;
- обмен опытом семейного воспитания;
- видео просмотры по организации жизни детей в учреждении;
- исследовательско – проектные, ролевые, и деловые игры;
- мастер – класс;
- родительский клуб;
- квест – игра.
Чтобы наладить отношения с родителями (законными представителями), сделать их открытыми, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка необходимо пересмотреть основы своих взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Готовность принять от родителей сведения о ребенке, поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. Чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание широко использую нетрадиционные формы работы.
Анкетирование родителей (диагностика детско-родительских отношений в семье, диагностика стилей воспитания и др.)
Консультации на родительских собраниях и в родительских уголках (печатный вариант) на темы: «Жестокое обращение с детьми. Что это такое?», «Как уберечь ребенка от опасности», «Конфликты семейного воспитания», «Как защитить права ребенка» (консультация с элементами дискуссии, «Насилие в семье и его последствия», «Заповеди мудрого родителя» и др.
Проведение досуговых мероприятий с участием родителей, направленных на создание эмоционального комфорта и сплочение семьи.
Фотовыставки различной тематики («Город! Мы растем вместе с тобой», «Счастливая семья», «Наш выходной день» и др.) и выставки прикладного творчества (совместные поделки детей и родителей)
Заполнение социальных паспортов группы (ежегодный мониторинг).
Наблюдение воспитателями за общением родителей с детьми (как они приводят детей утром, как встречаются с ними вечером, какие вопросы задают дети, какова реакция родителей на шалости и капризы ребенка).
Индивидуальные беседы с родителями (проводятся воспитателями или педагогом-психологом по мере необходимости).
2. Работа с педагогами (организуется старшим воспитателем, педагогом-психологом и другими специалистами).
Формы работы с педагогами:
Консультации на собраниях на темы: «Профилактика жестокого обращения с детьми», «Первые дни ребенка в детском саду», «Межличностное взаимодействие, «Воспитатель-друг ребенка. Скажем крику НЕТ», сегодня мы говорили о том «Как вести себя в случае раскрытия насилия в семье».
Анкетирование педагогов и родителей.
Необходимо разработать рекомендации для педагогов по ненасильственному взаимодействию с детьми в ДОУ.
Осуществлять подбор литературы для самообразования педагогов по теме жестокого обращения с детьми, детско-родительским отношениям и др.
3. Работа с детьми, посещающими детский сад (организуется воспитателями групп, педагогом-психологом и др. специалистами).
Результаты работы:
- открытость семей для диалога, родители делятся своими переживаниями, понимают важность решения проблем и влияния их на детей;
- родители знают и уверенно называют формы обращения с ребенком, которые подпадают под формулировку «Жестокое обращение с детьми»;
- 100% семей посещают общесадовские мероприятия, не только как пассивные зрители, но и принимают активное участие;
- 100% воспитанников охвачены дополнительным образованием.
Для профилактики личной безопасности с детьми можно поиграть в игру «Что если…» (развитие критического мышления)
Упражнение «Что если….».
Игра проводится с помощью вопроса "А что, если?. ", который вы задаете ребёнку, а потом даете ему ответить. Ключ в том, чтобы дать самому ребёнку высказать идею, а потом похвалить и одобрить ее.Можно задать примерно такие вопросы:
Что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой?
Что, если нас нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон?
Что, если приходящая няня делает с тобой какие-то вещи и просит тебя никому об этом не говорить?
Что, если кто-нибудь трогает тебя так, как тебе это не нравится или смущает?
Отчет о проделанной работе:
Беседа с детьми « 7 правил уважительного общения», игра «Говорит тот, у кого мяч» (развитие критического мышления. Что чем станет: жолудь, яйцо, цыпленок, мука, икринка).
Игра «Подари подарок другу» (старшие и подготовительные группы).
Беседа «Чувства и эмоции», игры.
Эмоциональный интеллект Гиппенрейтер (карточки по развитию эмоционального интеллекта.
Раннее:
Тимбилдинг с родителями в день защиты детей.
Видео и фото утренников
Составление рассказа «Каким сказочным героем я хочу стать и чем помогу миру».
Индивидуальные беседы с детьми (если ссорятся, дерутся, нарушают личное пространство, говори обидчику «Со мной так нельзя. Мне больно!»). Выстраивание личных границ.
Работа с родителями видеоклипы «Я и моя счастливая семья»
Постоянно проводятся выставки поделок. Очень хочу предложить Вам фотовыставку!
Анализируя факты жестокого обращения можно сделать вывод, что чаще всего встречается жестокое обращение между сверстниками. Часто дети не умеют или не могут справиться с эмоциями. Не умеют дружить. Встречаются дети с повышенной агрессией. На поведение детей оказывают влияния различные жизненные ситуации. Например: взаимоотношения в семье, взаимоотношения между сверстниками, увлеченность компьютерными играми.
Также ежегодно встречаются случаи жестокого обращения в семье. Причинами жесткого обращения родителей с детьми, чаще всего является непослушание детей, проблемы межличностных отношений родителей и проблемы на работе. И чаще всего родители, не справившись со своими эмоциями, применяют жестокость к своим детям. В каждом случае необходимо проводить профилактическую работу с семьей.
Работа по профилактике жестокого обращения в ДОУ будет продолжена.
Формы работы с детьми:
Проведение занятий, бесед, игр, рисования на темы : «Мой дом, моя семья», «Во что я люблю играть дома», «Портрет моего папы (мамы)», «Выходной день в моей семье», «В гостях у бабушки», «Семейные традиции» и д.
Циклы занятий «Я – гражданин», «Изучаем свои права» (проводятся воспитателями).
Занятия с педагогом-психологом по социально-психологической адаптации с целью формирования норм нравственного поведения.
Помощь детям, пережившим жестокое обращение в семье и детям, имеющим нарушения в поведении (беседы, индивидуальные занятия, направленные на коррекцию агрессивного поведения, замкнутости, застенчивости, гиперактивности, преодолению страхов и др.).
Таким образом, чтобы работа по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми в детском саду была эффективной, необходимо взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в ДОУ, а также своевременное реагирование на проблемы, возникающие в детско-родительских отношениях и отношениях педагогов с детьми.