МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ (ПППО)
Целью первичного психолого-педагогического обследования ребёнка является оценка общего развития ребёнка. Результаты оценки помогут специалистам получить первое представление об актуальном развитии ребенка, его индивидуальных особенностях, спланировать работу на начало учебного года (создать экспертные группы по разработке и реализации СИПР, составить расписание занятий, сформировать классы с учетом особенностей развития детей (степень выраженности их интеллектуальных, опорно-двигательных, сенсорных, поведенческих и иных нарушений). Первичное психолого-педагогическое обследование рекомендуется проводить с детьми, впервые поступающими в образовательную организацию (школу), после получения заключения ПМПК, до приёма ребёнка в образовательную организацию, в рамках консультативно-диагностической работы. С этой целью образовательным организациям рекомендуется планировать проведение первичного психолого-педагогического обследования детей, которые будут приняты и начнут обучаться в школе с 1 сентября, на конец предыдущего учебного года (например, апрель - май), либо в период летних каникул (например, начало июня, конец августа). Если ребенок переходит из другой школы, с ним также проводят первичное ППО. Первичное психолого-педагогическое обследование ребенка представляет собой экспресс-диагностику двигательного, сенсорного развития, речевого развития и коммуникации, особенностей взаимодействия с взрослыми и сверстниками, эмоционально-волевой сферы и поведения, предпосылок учебной деятельности, познавательного развития, сформированности навыков самообслуживания. Экспресс-диагностика проводится с использованием мето- |
5 |
да структурированного наблюдения, которое проводят по заранее подготовленному плану. Результаты наблюдения отражают в диагностической карте. Для этого в оцениваемом параметре выбирают соответствующий критерий и делают отметку в графе «Результат наблюдения». В графе «Комментарии», в случае необходимости, конкретизируют оценку и дополняют ее. Первичное психолого-педагогическое обследование проводят с использованием диагностического материала, подготовленного специалистами образовательной организации. Набор диагностического материала включает: предметы для захвата, машинку, книгу, бусы, юлу, предметы для фиксации взгляда, локализации звука, материалы для ощупывания, карточки со словами и соответствующие картинки, текст из 2-3 простых предложений, предмет и его изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма), картинки с изображением мальчика, девочки, фруктов, овощей, диких животных, домашних животных, предметов посуды, мебели, одежды; пиктограммы, соответствующие речевым инструкциям; геометрические тела, фигуры, однородные предметы, различные по величине, цвету; предметы для группировки по форме; цифры; матрешку, картинки, состоящие из 2-х и 4-х частей. Диагностика двигательного развития предполагает оценивание способов передвижения: ходит самостоятельно; ходит, но нуждается в физической поддержке; ходит с использованием технического средства (ходунки, трость, костыли) или не ходит. При оценке мелкой моторики смотрят, удерживает ли ребенок вложенные в руку предметы, как захватывает предметы: целой кистью, пальцами. Оценка двигательного развития происходит в ходе наблюдения за передвижениями ребенка в помещениях школы, на школьной территории, в естественной ситуации и специально организованной ситуации. Мелкую моторику оцени- 6 |
вают в процессе взаимодействия ребенка с предметами. Ребенку предлагают разные по форме и величине предметы. В диагностической карте отмечают способность ребенка удерживать предметы, захватывать предметы кистью, пальцами. Оценку использования предметов по назначению проводят в процессе наблюдения за действиями ребенка, выполняемыми в различных ситуациях, например, на занятии, в процессе обслуживания себя, в свободной деятельности. На специально организованном занятии ребенку, способному выполнять действия с предметами, предлагают выполнить задания с предметами: покатать машинку, посмотреть книгу, собрать бусы (нанизать крупные бусины на толстую нить с жестким наконечником), поиграть с юлой. Если ребенок не использует предметы в соответствии с их функциональным назначением, а демонстрирует определенный способ обращения с ними, например, использует предметы для оральной стимуляции, стучит предметами о разные поверхности, друг о друга, это расценивают как неспецифические предметные манипуляции. Если ребенок выполняет предметные манипуляции, частично соответствующие физическим свойствам предметов, например, перелистывает страницы книги, от- крывает-закрывает глазки куклы, крутит колеса машинки, это расценивают как специфические предметные манипуляции. Характер действий с предметами определяют во время приема пищи (пользование ложкой, кружкой), мытья рук (пользование мылом, полотенцем). Если у ребенка нарушена двигательная функция рук, но он может пользоваться специальной ложкой с насадкой, пить из кружки, имеющей «носик» и две ручки и т.п., это следует отразить в графе «Комментарии» (самообслуживание). Диагностика сенсорного развития предполагает выяв- |
7 |
ление особенностей зрительного, слухового и тактильного восприятия в специально организованных ситуациях. При выявлении особенностей зрительного восприятия оценивают способность фиксировать взгляд на статичном объекте и прослеживать взглядом за движущимся объектом. Фиксацию взгляда на статичном объекте выявляют путем предъявления предмета, расположенного напротив ребенка, на уровне его глаз, на расстоянии до 1 метра. Если ребенок удерживает взгляд на статичном объекте в течение 3 секунд и более, это расценивают, как фиксация взгляда. Если ребенок не обращает внимание на предъявляемый предмет, рекомендуют использовать звучащий предмет. Внимание ребенка может привлечь звук, исходящий от предмета. Прослеживание взглядом за движущимся объектом выявляют путем перемещения объекта, находящегося на уровне глаз ребенка, на расстоянии до 1 метра. Сначала объект предъявляют статично на уровне глаз ребенка, напротив него, затем перемещают по горизонтали вправо, влево. При выявлении особенностей слухового восприятия оценивают способность находить источник звука, не перемещающийся в пространстве. Первоначально источник звука находится напротив уха ребенка на расстоянии 25-30 см. Предъявляют короткий звук звучащим предметом (диапазон силы звука примерно 55-60 дБ) со стороны правого и левого уха ребенка, постепенно увеличивают расстояние от уха ребенка до источника звука до полуметра. Ребенок не должен видеть источник звука. У незрячих детей способность локализовать звук выявляют следующим образом. Предъявляют короткий звук звучащим предметом, находящимся рядом с рукой ребенка, и дают ребенку потрогать его. После того, как ребенок установит причинно-следственную связь (источник звука можно потрогать), звук предъявляют на небольшом рас- 8 |
стоянии от руки ребенка, чтобы ребенок попытался дотянуться до звучащего предмета. Особенности тактильного восприятия выявляют путем наблюдения за реакцией ребенка на прикосновения человека и соприкосновение с материалами. Реакцию на прикосновения человека выявляют, воздействуя на голову и конечности ребенка. Оказывают разные виды воздействия: касание, поглаживание, похлопывание, сжимание, растирание и др. При выявлении реакции на соприкосновение с материалами, руки ребенка погружают в материал, помогают ощупать его. Используют следующие материалы: вода (теплая, холодная), тесто, клейстер, пена для бритья, крупы, сенсорные дощечки, бумага, природные материалы. Если ребенок отдергивает руку, вздрагивает, хмурится, отодвигается, капризничает и т.п., это оценивается как негативная реакция. Если ребенок улыбается, смеется, вокализирует в случае прекращения тактильного воздействия и т.п., это оценивается как положительная реакция. Если ребенок не меняет свое поведение во время воздействия, это оценивается как нейтральная реакция. Диагностика речевого развития и коммуникации предполагает выявление сформированности компонентов речевой деятельности: импрессивной речи (понимания обращенной речи) и экспрессивной речи (собственной речи) / экспрессии (использования взгляда, жеста и т.п. при отсутствии собственной речи). В процессе общения и взаимодействия с ребенком выявляют понимание им обращенной речи: реагирование на свое имя, понимание и выполнение простых и сложных речевых инструкций. Эти параметры выявляют методом наблюдения на протяжении всего процесса психолого-педагогического обследования. Понимание слов, обозначающих предметы окружающего мира, связанных с математическими представлениями, выявляют в процессе диагностики познавательного развития. |
9 |
Оценивая собственную речь ребенка, обращают внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, ее коммуникативную направленность, умение употреблять в процессе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Оценку собственной речи ребенка рекомендуют проводить в свободной деятельности, которая не предусматривает специальной мотивации к речевым высказываниям. Если ребенок не владеет вербальной речью, необходимо выяснить, какое средство альтернативной коммуникации использует ребенок в процессе общения. Ребенка просят отвечать на вопросы и фиксируют используемое средство альтернативной коммуникации: взгляд, жест, др. Оценивают умение узнавать напечатанные слова (глобальное чтение) и чтение (аналитико-синтетический способ чтения), где внимание обращают на понимание прочитанного. Если ребенок прочитал предложение, но не ответил на вопросы по содержанию, он не понял смысла прочитанного. В процессе диагностики особенностей контакта со взрослыми оценивают: способность ребенка устанавливать, поддерживать, инициировать контакт, оценивают его избирательность. При оценке установления контакта обращают внимание на способность ребенка устанавливать зрительный контакт в ответ на обращенную речь взрослого. Ребенок устанавливает зрительный контакт, если в ответ на обращение взрослого человека он смотрит на лицо и глаза говорящего. В случае отсутствия зрительного контакта, оценивают возможность ребенка устанавливать контакт в ответ на действия взрослого. Педагог должен любым невербальным способом проинициировать контакт с ребенком, например, коснуться руки, погладить, похлопать по плечу и др. Контакт считается установленным, если поведение ребенка изменилось в ответ на действия взрослого, например, он ответил взглядом, поворотом головы, голосом (последовала голосовая реакция) и т.д. |
10 |
При оценке параметра «поддержание контакта» обращают внимание на особенности удержания контакта ребенком в процессе взаимодействия со взрослым. В том случае, если ребенок взаимодействует со взрослым, реагирует на обращенную речь, просьбы и инструкции, считают, что он поддерживает контакт. Если ребенок прерывает контакт, следует отметить, возобновляет он вновь контакт через какое-то время или нет. При установлении контакта, но отсутствии процесса взаимодействия, отмечают, что ребенок не поддерживает контакт со взрослым. Оценивая поддержание контакта, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. В ситуации, когда ребенок не реагирует на обращенную речь и не отвечает на инициацию контакта взрослым, оценка поддержания контакта затрудняется. В данном случае оценивается возможность установления контакта невербальным способом. Продолжительность контакта может зависеть от того, насколько ребенку интересна та или иная совместная деятельность. В диагностической карте следует отметить, какая деятельность вызвала у ребенка наибольший интерес. В ходе наблюдения за ребенком на протяжении всего психолого-педагогического обследования оценивают инициацию контакта, его избирательность. При оценке инициации контакта со взрослым, обращают внимание на способность ребенка проинициировать контакт любым возможным для него способом: обращение по имени, использование звукоподражания, крик, прикосновения, похлопывание по плечу, использование жестов и др. Ребенок чаще инициирует контакт в ситуации, когда ему необходима помощь в процессе самообслуживания, удовлетворения естественных потребностей (пищевых, потребности в туалете), в ситуации проявления интереса к взрослому в свободной деятельности и др. Оценивая избирательность контакта ребенка, необходимо указать, вступает ребенок в контакт с любым взрослым |
11 |
либо предпочитает контактировать с людьми избирательно. Если первичное психолого-педагогическое обследование проводит один специалист, то избирательность контакта будет оцениваться во время проведения углубленного психолого-педагогического обследования. Наблюдая за ребенком в свободной и игровой деятельности, оценивают его умение инициировать, устанавливать и поддерживать контакт со сверстниками. Необходимо отметить, устанавливает ли ребенок контакт в ответ на действия сверстников, находясь в условиях свободной деятельности, например, на перерыве между занятиями. В условиях игровой ситуации со сверстниками, обращают внимание, присоединяется ребенок к игре или предпочитает играть один. В случае, когда ребенок периодически прерывает контакт со сверстниками, обращают внимание, возобновляет ли он его. При оценке инициации контакта со сверстниками отмечают способность ребенка проинициировать контакт любым возможным для него способом. Диагностика эмоциональной сферы предполагает оценку эмоциональных проявлений, преобладающего эмоционального фона и эмоционального контроля. При оценке эмоциональных проявлений необходимо отметить, реагирует ли ребенок на проявления эмоций другого человека. В ситуации реагирования на проявления эмоций другого человека важно определить, соответствуют ли ответные эмоции ребенка ситуации. Преобладающий эмоциональный фон оценивают по результатам наблюдения, в ходе всего обследования ребенка, в следующем диапазоне: позитивный (в том случае, если у ребенка преобладает положительный эмоциональный настрой), негативный (отмечаются частые негативные эмоциональные проявления, снижение эмоционального фона), неустойчивый (отмечаются частые колебания эмоционального фона). |
12 |
В процессе оценки эмоционального контроля отмечают, может ли ребенок контролировать свои эмоциональные проявления (в данном случае к эмоциональным проявлениям относят изменения поведения, проявляющиеся в виде ярких эмоциональных реакций). В этом разделе диагностической карты необходимо указать, как успокаивается ребенок: самостоятельно, с помощью взрослого, например, при переключении на другую деятельность и др. В том случае, если не удалось оценить эмоциональный контроль в ситуации экспресс-диагностики, рекомендуется провести оценку данного параметра в процессе углубленного психолого-педагогического обследования. Диагностика поведения ребенка в разных ситуациях предполагает выявление проблемного поведения, оценивание умения менять свое поведение в соответствии с требованиями и замечаниями. Если в ходе обследования наблюдают проблемное поведение (под проблемным поведением понимаются такие виды поведения, проявления которых препятствуют общению с ребенком и способствуют его социальной дезадаптации), необходимо выявить вид проблемного поведения (стереотипии, агрессия, самоагрессия, неадекватный крик, неадекватный смех, неадекватный плач, физическое сопротивление, невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения) и сделать отметку в диагностической карте. Рекомендуется проанализировать ситуации, в которых наблюдалось проблемное поведение, определить его причину, продумать возможные способы коррекции, мотивационные стимулы. Это важно при подготовке к проведению углубленного психолого-педагогического обследования. Умение менять свое поведение в соответствии с требованиями и замечаниями рекомендуют оценивать в свободной деятельности и в режимные моменты. Особое внима- |
13 |
ние следует обратить на реакцию ребенка на запрет. Диагностика предпосылок учебной деятельности предполагает оценивание восприятия ребенком изображений, мотивации к деятельности, включаемости в предлагаемую деятельность, проявления интереса к ней, отношения к помощи, оказываемой педагогом. В ходе экспресс-диагностики важно определить уровень восприятия изображений. Ребенку предлагают узнать знакомый предмет на фотографии, цветной картинке, черно-белой картинке, пиктограмме. Сначала ребенку предъявляют знакомый предмет и его фотографию. Затем предлагают найти знакомый предмет на одной из трех фотографий. После этого ребенок узнает предмет на одной из трех цветных картинок, черно-белых картинок, пиктограмм. Для оценивания мотивации (трудно или легко увлечь чем-либо) ребенку предлагают выполнить задание либо другой вид деятельности. Если ребенок сразу приступает к выполнению задания или включается в предлагаемую деятельность, значит его легко увлечь чем-либо. Если ребенок не сразу включается в предлагаемую деятельность, педагог старается заинтересовать его, используя разные мотивационные стимулы. Для этой работы должен быть подготовлен набор мотивационных стимулов, которые помогут педагогу вовлечь ребенка в предлагаемую деятельность. В набор могут входить мыльные пузыри, светящиеся предметы, музыкальная игрушка, пластичная масса и т.д. В разных ситуациях наблюдают интерес ребенка к деятельности, в которую он включен. Это может быть процесс мытья рук, игровая деятельность, выполнение заданий. Оценивая предпосылки учебной деятельности, выявляют отношение ребенка к помощи. При оценке обращения за помощью, следует обратить внимание на следующий момент. Если ребенок устанавливает контакт со взрослым, например, берет взрослого за руку, но не выражает потребность, для чего он обра- 14 |
тился к нему, это нельзя однозначно расценивать как обращение за помощью. Ребенок принимает помощь взрослого, если спокойно реагирует на прикосновение к своим рукам. Если в процессе взаимодействия ребенок не позволяет дотрагиваться до своих рук, отталкивает руки взрослого, помогающего ему выполнить действие, убегает из-за стола и т.п., это определяют как проблемное поведение (физическое сопротивление) и отражают в соответствующем разделе диагностической карты. Диагностика самообслуживания предполагает наблюдение за действиями ребенка в процессе раздевания, одевания, приема пищи (еды ложкой, питья из кружки), мытья рук, обслуживания себя в туалете и определение необходимости и объема физической помощи. Самостоятельно ребенок одевается, раздевается тогда, когда взрослый не принимает участие в процессе одевания и раздевания. Если взрослый помогает ребенку выполнять отдельные действия одевания, раздевания, это оценивается как помощь со стороны взрослого. Если ребенок не принимает активного участия в процессе одевания, раздевания, это оценивается как необходимость в полном уходе. Аналогично оценивают другие позиции раздела «Самообслуживание». Диагностика познавательного развития включает выявление представлений о себе, окружающем мире, математических представлений. Оценивая наличие представлений о себе, ребенку предлагают идентифицировать себя (мальчик/девочка). Если ребенок владеет вербальной речью, задают вопрос: «Ты мальчик (девочка)?». Если ребенок не владеет вербальной речью, ему предъявляют картинки с изображением мальчика и девочки и спрашивают: «Покажи, кто ты?». Кроме этого, ребенка просят показать на себе части тела (голова, руки, ноги, спина, живот). |
15 |
Диагностика познавательного развития предполагает оценку сформированности представлений о цвете, форме, величине, о целом и части, предметном множестве, порядковом счете, числе, количестве, цифрах. Ребенку предлагают выполнить группировку предметов по цвету с опорой на образец. Ребенку предлагают разложить однородные предметы четырех цветов по принципу «такой-не такой». Для работы рекомендуют использовать предметный материал, удобный ребенку для захвата кистью: по 3 одинаковых по величине кубика четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Если ребенок не выполняет задание, ему предлагают выполнить группировку предметов двух цветов, указав цвет раскладываемых предметов. Ребенку предлагают узнать цвет предметов. Если ребенок владеет вербальной речью, его просят назвать цвет предъявляемого предмета (инструкция «Это какой?»). Если ребенок не владеет вербальной речью, его просят показать предмет называемого цвета. Группировка предметов по величине включает раскладывание по корзинкам больших и маленьких однородных предметов с опорой на образец. Для работы рекомендуют использовать предметный материал, удобный ребенку для захвата кистью, например, 3 больших кубика и 3 маленьких кубика, одинаковые по цвету. Ребенку предлагают узнать величину предметов. Если ребенок владеет вербальной речью, его просят назвать величину одного из двух предъявляемых предметов (инструкция «Это какой?»). Если ребенок не владеет вербальной речью, ему предъявляют большой и маленький кубики и просят показать кубик называемой величины. Ребенку предлагают выполнить группировку предметов по форме по принципу «такой-не такой» с опорой на образец. Для работы рекомендуют использовать предметный материал, удобный ребенку для захвата кистью: 3 шарика, 3 кубика, 3 треугольные призмы, одинаковые по величине и цвету. Ребенку предлагают узнать форму предметов. Если он вла- 16 |
деет вербальной речью, его просят назвать предъявляемый предмет (инструкция «Что это?»). Если ребенок не владеет вербальной речью, ему предъявляют геометрические тела и просят показать называемое геометрическое тело. Ребенку предлагают узнать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Для работы рекомендуют использовать одноцветные плоскостные фигуры. Если он владеет вербальной речью, его просят назвать предъявляемую фигуру (инструкция «Что это?»). Если ребенок не владеет вербальной речью, ему предъявляют геометрические фигуры и просят показать называемую геометрическую фигуру. Наличие представлений о целом и части определяют, предлагая ребенку собрать матрешку, соединив две части, и собрать картинку из 2-х, 4-х частей. Если у ребенка моторные нарушения и затруднено выполнение действий с предметами, ему предъявляют 2 (4) части картинки и просят назвать, кто (что) получится, если соединить части картинки. Если ребенок не владеет вербальной речью, ему предъявляют несколько картинок и просят показать объект, который получится, если соединить части картинки. Оценка количественных представлений включает различение множеств (один-много), пересчет предметов (прямой счет), ответ на вопрос «Сколько?» при соотнесении числа с количеством предметов (в пределах 5-ти), показ цифр (от 1 до 5). Оценку количественных представлений проводят на однородных предметах. При оценке представлений об окружающем природном и социальном мире ребенку предъявляют по 3 реальных предмета (изображения): фрукты (яблоко, апельсин, банан), овощи (огурец, морковь, помидор), диких животных (медведь, заяц, лиса), домашних животных (корова, лошадь, свинья), предметы посуды (тарелка, кружка, ложка), одежды (шапка, куртка, брюки), мебели (стол, кровать, стул) и просят найти называемый объект. |