Программа тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Публикуется программа тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.
Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
- Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками, также факторами, способствующими формированию синдрома.
- Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
- Обучение навыкам саморегуляции, релаксации, выход на ресурсные состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_emotsionalnogo_vygoraniya.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
- Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками, также факторами, способствующими формированию синдрома.
- Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
- Обучение навыкам саморегуляции, релаксации, выход на ресурсные состояния.
Тренинг состоит из двух частей.
Первая часть направлена на определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.
Вторая (практическая) направлена на снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций; получение психологической поддержки поиск возможностей и мероприятий в работе педколлектива для снижения эмоционального напряжения; на знакомство с методами быстрого снятия эмоционального и физического напряжения, а также гармонизацию эмоционального состояния участников тренинга.
Содержание тренинга:
1. Приветствие. Звучит музыка. Участники тренинга заходят в зал, садятся в круг.
2. Психогимнастическое упражнение «Приветствие» (5-10 минут).
Цель: Включение в работу, снятие накопившегося напряжения, сплочение, создание группового доверия и принятия, интенсификация межличностного общения занимающихся. Задание: И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи. Сейчас мы все встанем и поздороваемся. Здороваться будем по‑разному, кто как хочет. Придумайте свое приветствие, покажите его, а мы все потом его повторим. Анализ: какое приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?
3. Мозговой штурм «Определение проблемы» (20 минут).
Цель упражнения: Повысить мотивацию и степень эмоциональной включенности в тренинг. Сформулировать перечень мероприятий, снижающий эмоциональную напряженность. Результаты «мозгового штурма» запланировать в работу по профилактике эмоционального выгорания.
- Этап генерации идей. «Эмоциональное выгорание педагогов. Что делать?»
- Этап анализа идей. Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.
- Этап поиска возможностей реализации. Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению.
- Завершающий этап. Подведение итогов. Целесообразно результаты «мозгового штурма» оформить как самые лучшие идеи для профилактики эмоционального выгорания и представить их в виде рекомендаций для педагогов.
4. Мини-лекция «Эмоциональное выгорание - саморегуляция» (25 минут).
5. Упражнение «Батон» (15 минут).
На листах, которые вы получили у вас изображен хлеб. Хлеб – это основной продукт, который необходим для жизни. Там изображено два батона, вам пока необходим один, выберите, тот который нравится, любой.
Отрежьте тот кусочек от этого батона, который вы отдаете Работе.
Ровно столько занимает ваша работа.
Следующее – сколько занимает ваша Семья. Отметьте сколько, вы отдаете своей семье, помните: у каждого свой рисунок и своя жизнь.
Здоровье. Если вы уделяете время своему здоровью, может вы вообще не уделяете. Может и нет такого куска.
Самообразование. В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары, конференции, вебинары, научная профессиональная литература, общение с коллегами, профессиональное сообщество и т.д. Т.Е. как вы повышаете свое профессиональные знания, как их расширяете, как вы это понимаете.
Увлечения. Это и Ваше хобби, есть ли в вашей жизни место, для ваших дел, для любых занятий, увлечений. У кого осталось место для увлечений, вот у кого они есть, это просто замечательно!
Поднимите руки, пожалуйста, у кого осталось время на увлечения, хобби, ваше личное время? (Посчитать сколько таких педагогов в аудитории). Возможно похлопать им.
Помните, чем меньше удовольствий в жизни, тем труднее переносить трудности и стрессы.
Исправлять можно. Проверять никто не будет.
Переходим ко второму батону. А теперь распределите все эти критерии идеально, как бы вы хотели. Независимо от обстоятельств сегодня, посмотрите на ваш второй батон и распределите коротенько обозначьте, где какие теперь позиции займут места.
Теперь снова вопрос: Что вы можете сделать для того чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы оно осуществилось? (у кого реальное и идеальное не совпало для того этот вопрос актуален).
В этом упражнении спрятался баланс реальный и желательный.
Главное, коллеги, помните, что любой тестовый материал, является коррекционным. Вы отмечаете, сами оцениваете и диагностируете себя, у вас есть возможность подвинуть эти границы.
6. Упражнение «Стиральная машина» (10 мин).
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: участники занятия выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу – это барабан стиральной машины.
Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть при чем вещь обращаясь к остальным участникам заказывает необходимый для себя режим стирки: “деликатная стирка”, “интенсивная стирка”, “сильное загрязнение”, “полоскание” и др., а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «стиральную машину» не пройдет каждый участник игры.
Обсуждение: Что вы чувствовали в процессе стирки?
7. Мини-лекция «Приемы саморегуляции» (5 минут).
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
• Эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
• Эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
• Эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов. Я думаю, вы сможете их назвать сейчас (сон, вкусная еда, общение с природой, смех, юмор, наблюдение за пейзажем за окном, вдыхание чистого воздуха, прогулка и пр.)
Кроме естественных способов саморегуляции существуют и другие приемы самовоздействия. Сегодня мы рассмотрим способы, связанные с управлением дыханием и способы, связанные с управлением тонусом мышц.
8. «Методы снятия сильного эмоционального и физического напряжения» (10 минут).
Я предлагаю вам сейчас выполнить серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления. С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Сосулька».
А) Упражнение «Муха» (5 минут).
Цель упражнения: снятие напряжения с лицевой мускулатуры. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Б) Упражнение «Сосулька» («Мороженое») (5 минут).
Цель упражнения: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.
В) Обучение технологии диафрагмального дыхания (5-10 минут).
Инструкция: сядьте удобно, слегка откинувшись на спинку стула. Мышцы спины, рук и ноги должны быть расслаблены. Вдох делается через нос, без напряжения, комфортно.
На вдохе живот надувается. Одну руку можно положить на грудь, вторую на живот. При вдохе необходимо контролировать, чтобы рука, лежащая на животе, двигалась, а та, которая расположена на груди, оставалась в покое.
Выдох производится через рот, медленно, плавно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, с полным мышечным расслаблением. Брюшная стенка на выдохе медленно втягивается. На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение. С каждым вдохом необходимо расслабляться все больше и больше. Расслабление не только мышечное, но и эмоциональное.
Соотношение вдоха и выдоха должно быть 1:2 (то есть выдох в два раза дольше чем вдох). Постепенно попытайтесь делать выдох еще дольше, добиваясь соотношения 1:3 (выдох в три раза дольше вдоха). Такое дыхание называется диафрагмально-релаксационным, способствует не только успокоению и нормализации работы сердца, но и более глубокому расслаблению.
9. Упражнение «Место силы» с применением метафорических ассоциативных карт. Используется колода «Вид из твоего окна». (15 минут).
Цель: способствовать пониманию необходимости восполнения жизненной энергии, гармонизации эмоционального состояния.
Инструкция: выберите одну или несколько карт, где изображены места, дающие Вам жизненную энергию. Это может быть карта, напоминающая реальное место, связанное с вашей личной историей, или воображаемое место, где Вы могли бы восстановить силы, почувствовать себя в безопасности, скрыться от существующих в Вашей жизни проблем. Посмотрите на карту внимательно, какие мысли появляются у вас?
Дополнительные вопросы:
- Напоминает ли Вам это место о чем-либо?
- Что на этой карте является наиболее привлекательным для Вас?
- Что дает силу, успокаивает, может помогать?
10. Рефлексия (15 минут).
Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе. Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня…» Подведение итогов занятия. Хорошего всем дня!