Выступление на итоговом пед.совете

Ямщикова Татьяна Александровна

Анализ работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_pedsovet_20-21.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВЫЙ ПЕДСОВЕТ

выступление педагога – психолога Ямщиковой Т.А.

Основной целью работы стало сохранение психического здоровья воспитанников, создание условий, способствующих психоэмоциональному благополучию, обеспечение эффективного развития воспитанников посредством использования перспективных коррекционно – развивающих средств.

В течение года решались следующие психолого-педагогические задачи:

  1. Содействовать устранению или ослаблению недостатков в познавательной, эмоционально – личностной, поведенческой сфере воспитанников коррекционными средствами воздействия.
  2. Формировать у педагогов КОУ позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия воспитанников; консультировать по вопросам развития и воспитания воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышение социально – психологической компетентности педагогов.
  3. Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого – педагогические знания и умения по оптимизации детско – родительских отношений.

 В данном отчёте картина моей деятельности представлена в виде разделов в соответствии с областями психологической работы.

За 2020-2021 учебный год мною были проведены мероприятия:

Психологическое  просвещение

Консультации для родителей: «О работе детского психолога», «Знать и понимать ребенка», «Компьютерная зависимость», «Мотивационная готовность к школе. Общие результаты диагностики к обучению в школе на начало учебного года», «Игровая деятельность детей. Игрушки: польза и вред», «Познавательное развитие. Что должен знать и уметь делать ребенок 5-6 лет», «Основы детской педагогики и психологии», «Модель воспитания и развития ребенка в семье». Были проведены родительские клубы: «Актуальные вопросы воспитания. Вредные привычки», Школа родителей: «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе».

Наряду с консультациями в работе с родителями применялось анкетирование: « Изучение уровня удовлетворенности населения качеством образования». Анкетирование оказалось полезным не только своей информативностью, но и рефлексией родителей в процессе заполнения анкет.

Консультации для педагогов: «Знать и понимать ребенка», « Адаптация детей в группе младшего возраста», «Психоэмоциональное состояние группы», «Адаптация дошкольника к школе», «Кто такие – тревожные дети?», «Познавательное развитие дошкольника». Практический семинар для педагогов: «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» с целью формирования и развития навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Консультационный центр для неорганизованных детей.

Организационно-методическая работа

С целью профессионального саморазвития  и предоставления  психолого-педагогической   информации  в доступной для педагогического коллектива и родителей форме, ежедневно знакомилась с научной литературой, научно-популярной литературой, прошла обучение на курсах повышения квалификации «Подготовка к школе. Начальная школа: от диагностики готовности к оптимизации обучения и развития» в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, Институте практической психологии «Иматон», г. Санкт – Петербург, 32 часа, «Инновационные методы коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста в рамках ДОУ» в БУ ВО «Сургутский государственный университет», г. Сургут, 72 часа.  Принимала участие во многих семинарах, всероссийских вебинарах: «Развитие высших психических функций у дошкольников с помощью интерактивных игр», «Игровые приемы в проведении промежуточного обследования дошкольников с ЗПР», «Активация внимания и памяти детей с ОВЗ как базовая предпосылка при формировании чтения и письма», «Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса как необходимое условие реализации ФГОС», «Методическое сопровождение образовательной деятельности в условиях ФГОС в образовательной организации», «Применение развивающих игр как мотивационной основы в работе с детьми с ОНР», «Самостоятельное создание базы настольных интерактивных пособий для работы детского специалиста с использованием Конструктора картинок», «Формирование навыков чтения с помощью интерактивных упражнений у детей с ОВЗ», «Развитие слухового внимания и речевой памяти у детей с ОВЗ с помощью интерактивной развивающей среды». Публиковала свои методические разработки на международных и всероссийских сайтах таких как «ПОРТАЛ ПЕДАГОГА»: «Способы выхода из конфликтных ситуаций с семьей», публикация во всероссийском образовательном издании «Альманах педагога»: «Актуальные вопросы воспитания. Вредные привычки»., была печать в СМИ (публикация в электронном журнале «Образование от «А» до «Я» https://учисьучись.рф/journals). Принимала участие во всероссийском творческом конкурсе для педагогов «Росконкурс.рф»: «Психолого-педагогические аспекты образовательной сферы». Принимала участие в городском методическом объединении педагогов – психологов, результатом которого стала авторская программа: «Программа психологического сопровождения готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в рамках современного образования».

Развивающая и коррекционная работа

Реализуя годовые задачи, с целью развития познавательной сферы с детьми старших групп проводились индивидуальные коррекционно - развивающие  занятия по программе В.Л. Шарохиной «Коррекционно – развивающие занятия в старшей группе». Цель: развивать психические процессы: восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь,; координацию движений, мелкую моторику, фантазию, терпение, трудолюбие; быстроту реакций, наблюдательность и саморегуляцию; способствовать развитию эмпатийных проявлений, раскованности, познавательного интереса. С детьми подготовительных групп проводились индивидуальные занятия по О.А. Холодовой «За три месяца до школы». Цель: развитие восприятия, внимания, памяти, логического , творческого, пространственного мышления, воображения, находчивости, сообразительности, мелкой моторики.  

С целью развития эмоционально - личностной, поведенческой сфер, с детьми старших и подготовительных  групп  проводились занятия (групповые) по программе «Развитие эмоциональной сферы». Цель: преодоление детьми состояния тревожности, страха, психического напряжения через управление отрицательными эмоциями.

Дети с удовольствием посещали занятия, слушали небольшие поучительные сказки, рассматривали  картины, играли в различные игры, разыгрывали этюды, рисовали эмоции, чувства, настроения, танцевали, выполняли релаксационные упражнения. Так как занятия проводились в непринуждённой атмосфере, дети наблюдали за поведением товарищей, и  с лёгкостью откликались на любые задания и предложения психолога.  На занятиях царил дух  лёгкости, непринуждённости, теплоты и понимания.

Диагностика

На основании годового плана педагога-психолога, мной было проведено обследование воспитанников старших и подготовительных групп на развитие познавательно-психических процессов и эмоциональной сферы с целью определения проблем и возможностей ребенка.В октябре и апреле – мае  проводилась диагностика психологической готовности к школьному обучению по Л.А. Ясюковой.  В исследовании  принимали участие 87  воспитанников групп подготовительного к школе возраста, 2 – старшего дошкольного возраста.

Целью диагностики стало выявление уровня развития психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия и речи), а также эмоциональное состояние детей, присутствие  волевых качеств (усидчивость, умение понимать и выполнять инструкцию, выполнять задание по образцу, терпение).

Общая картина  результатов диагностики  психологической готовности к школьному обучению представлена в таблице. 3детей дублируют подготовительную группу: Остальцов Миша, Вялина Ульяна, Акбарова Ралина.

У 93% воспитанников достаточно развит кругозор, речь содержательна, грамматически правильна. Все выпускники умеют общаться, адекватно себя вести, проявляют любознательность, положительно относятся к учебной деятельности, к школе. Все дети имеют организованное поведение. У всех детей достаточно развита рука, хорошо владеют карандашом.

Практически все дети удерживают цель деятельности, намечают ее план, выбирают адекватные средства, проверяют результат деятельности, преодолевают трудности в работе, доводят дело до конца.

При обследовании было выявлено, что у наших воспитанников хорошо сформировано логическое, образное, речевое и абстрактное мышление, зрительная память и внимательность.

К концу учебного года у воспитанников сформирована хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания). Дети настроены на обучение в школе.