ТРЕНИНГ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ "КАК ТЯЖЕЛО РЕБЕНКОМ БЫТЬ"

Новикова Светлана Эдуардовна

Цель: Выработать новую модель собственного поведения в отношении воспитанника.

 

Задачи:

  1. Командообразование.
  2. Способствовать систематизации информации о воспитательных установках - запретах;
  3. Подвести к осознанию связи между запретами и поведением ребёнка;
  4. Стимулировать рефлексию воспитателей над собственными воспитательными установками;
  5. Построить новую модель собственного поведения в отношении воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 176

«Ребенок в мире взрослых»

Тренинг для воспитателей

Авторы: педагог-психолог

Новикова С.Э.  и Новикова Н.С.

«Сначала от детей ждут, чтобы они заговорили и начали ходить,

а потом, чтобы сели и замолчали»

Цель: Выработать новую модель собственного поведения в отношении воспитанника.

Задачи:

  1. Командообразование.
  2. Способствовать систематизации информации о воспитательных установках - запретах;
  3. Подвести к осознанию связи между запретами и поведением ребёнка;
  4. Стимулировать рефлексию воспитателей над собственными воспитательными установками;
  5. Построить новую модель собственного поведения в отношении воспитанников.

Вступление

     Сегодня мы поговорим о запретах. Эта тема достаточно хорошо изучена, но мы, педагоги, очень редко задумываемся о значении ограничений в жизни детей.

     Как Вы считаете, детей надо держать в ежовых рукавицах? Что делать воспитателям, чтобы одновременно поддерживать дисциплину и сохранить психическое здоровье ребенка?

Упражнение 1. «Команда»    

Цель: разделить на команды для распределения ролей.

Выполнение: у каждого из вас уже есть карточка определенного цвета. Предлагаем разбиться на команды. В каждой по три участника с карточками разного цвета. Пожалуйста найдите свое место в командах (1,2,3,4).

 

Упражнение 2. «Воспитательные установки»

Цель: систематизация информации о запретах.

Выполнение: Каждая команда, обсудите и запишите на листе как можно больше фраз с воспитательными установками, т.е.  с «запретами».

Упражнение 3. «Фразы ограничений» (на стенд)

Цель: осознать связи между запретами и поведением ребёнка.

Выполнение: Те, у кого синяя карточка - «Стенографисты». Каждый из вас, по очереди, называет варианты «запретов», а ведущий подбирает «фразы ограничение» и вывешивает на стенде.

Фразы ограничений:

  1. Молчать.
  2. Запрещено ходить.
  3. Сидеть не шевелясь.
  4. Голову не поворачивать.
  5. Не двигать руками.

Упражнение 4. «Ленточки» (воспитатели работают в тройках).

Цель: рефлексия воспитателей над собственными воспитательными установками.

Выполнение: «А сейчас те, у кого «Зеленые» карточки будут в роли детей (предлагаем сесть на стул).   Те, у кого «Красная» карточка, у вас ответственная роль. Вы будете выполнять то, что озвучивает ведущий.

   Все «Синие» карточки, посчитайте по порядку до 10, начиная с Вас (первая команда). Десятый становится ведущим.

  1. «Ребенок» (зеленая карточка) сидит на стуле.
  2. Ведущий руководит «Стенографистом» («Синяя» карточка) - «Назовите первую фразу, ограничивающую действие ребенка».  
  3. «Красная» карточка выполняет действие ограничивая движения ребенка из озвученного запрета.

     После, ведущий опрашивает «ребенка»:

• Что ты чувствуешь, находясь в таком положении?

• Какая ленточка вам больше всего мешает?

• Какую ленточку вам хотелось бы снять в первую очередь и почему?

(таким образом снимаются по очереди все ленточки).

Упражнение 5. «Правила альтернативы»

Цель: Построить новую модель собственного поведения в отношении воспитанников.

Выполнение. Для многих малышей запрет – прямое побуждение к действию. Не зря ведь говорят, что запретный плод сладок. Для того, чтобы ребёнок чего-то не делал, мы должны сразу предложить ему какое-либо другое действие, альтернативное запретному, и сформулировать запрет в утвердительной форме.

Составление памятки - «Правила альтернативы».

  1. Уши: «Я говорю, вы слушаете». «Когда я ем, я глух и нем».

 - Вы сможете поговорить поболтать после/позже».

  1. Ноги, руки: «Сейчас сделаем задание, а потом разомнемся».

  1. Взгляд: «На что ты смотришь? (если это стоящее). Да, это интересно. А теперь продолжим …».

Итог:

Если запреты помогают в воспитании детей, основаны на любви к малышу, сформулированы в дружеской форме, не противоречат потребностям малыша, то они укрепят отношения. Помимо запретов в нашей жизни должно быть много любви. Если есть любовь – любые границы и запреты воспринимаются легче.

Принципы запретов:

  •   Непротиворечащие здравому смыслу и потребностям ребёнка.

• Последовательны. Нельзя отменять принципиально важные запреты «в награду» за что-то или под хорошее настроение, нужно быть последовательным в решениях.

• Ясность. Запрет должен быть понятен ребёнку. При необходимости следует объяснить, чем вызвано подобное требование.

• Уважение мотива поступка ребёнка.

Притча о медведе в тесной клетке

«В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, где он мог сделать в одну сторону только 4 шага. Так медведь и ходил целыми днями по клетке туда и обратно. Время шло, зоопарк отремонтировали и запустили медведя в новый просторный вольер. Он огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвёртый. а потом повернулся и, как раньше, сделал 4 шага обратно. Он так и не смог понять, что теперь прутья клетки, ограничивающие его свободу, существуют только в его воображении. В памяти зверя они оказались крепче настоящих».

Прощание.

Спасибо вам большое за то, что нашли возможность прийти на эту встречу, пожелали получить новый опыт общения и познания. Ведь важно не то, какие знания предоставляет нам жизнь, а то, как мы их используем.