Профилактика и преодоление кризисных ситуаций в замещающей семье
Практика показывает, что кризисные ситуации чаще всего возникают в семьях из-за незнания психологических особенностей возраста приемных детей и незнания или нежелания проявлять компетентный подход в родительско-детских отношениях, что может привести к повторным отказам от приемного ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика и преодоление кризисных ситуаций в замещающей семье | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Служба по устройству детей в семью Тема видео-семинара «Профилактика и преодоление кризисных ситуаций в замещающей семье» Служба по устройству детей в семью совместно с органами опеки организует кризисное сопровождение опекаемых детей, находящихся в кризисной ситуации. |
Основная часть
Приоритетной формой воспитания детей в нашей стране является семейное воспитание, поэтому в настоящий момент развиваются семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей как: усыновление, опека, приемная семья. Ведь только в семье ребенок может получить тот позитивный социальный опыт, который станет основой его успешной жизни в будущем. Однако, родители, принимающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в свою семью, не всегда имеют достаточные родительские навыки, в следствие чего возникают трудности на этапе адаптации ребенка, а так же при прохождении возрастных кризисов, поэтому очень важно правильно организовать сопровождение замещающей семьи. |
Будущее опекаемых и приемных детей, находящихся в семьях на воспитании, зависит от того, насколько успешно будут решены их проблемы. Для обеспечения условий эффективной, многосторонней и своевременной помощи приемным семьям Лискинского, Аннинского и Бобровского районов |
Службой по устройству детей в семью разработана программа психолого-педагогического сопровождения замещающих семей. |
Специалисты, осуществляющие сопровождение ЗС:
|
|
Профессиональная грамотность специалистов Служб позволяет находить индивидуальный подход к решению конкретных проблем, волнующих замещающие семьи, а также осуществлять работу по профилактике вторичного сиротства. |
Сопровождение – позволяет решать проблемы развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психологического развития ребенка, использование активных групповых методов и форм индивидуальной работы с ребенком, его замещающими родителями. |
ВИДЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ замещающих семей
На базовом и адаптационном уровнях происходит информирование, просвещение, общение и поддержка ЗС. Адаптационное – оказание помощи замещающей семье во время процесса адаптации принятого в семью ребенка и членов замещающей семьи, оказавшихся в новых изменившихся условиях в связи с приемом ребенка в семью. Базовое – удовлетворение потребностей замещающей семьи в информировании и просвещении, общей психолого-педагогической и социальной поддержке и общении. Экстренное – купирование острых кризисных (внутрисемейных) ситуаций, возникающих в рамках семейной системы и влекущих за собой отказ от ребенка. Кризисное – способствует предупреждению прекращения функционирования замещающей семьи, оказавшейся в критической ситуации, направленной на устранение противоречий между интересами ребенка, переданного на воспитание в семью, и интересами замещающих родителей. |
Работая с замещающей семьей, мы оцениваем уровень благополучия приемного ребенка в ЗС: как удовлетворены потребности развития ребенка, уровень родительской компетентности; факторы семьи и ее окружения. Если кризис в семье выявлен, то мы начинаем работу «со случаем». |
Кризисное сопровождение замещающей семьи методом «ведения случая» включает в себя:
– диагностика семейной системы; – диагностика взаимоотношений; – диагностика индивидуальных особенностей членов семьи; – мероприятия индивидуальной программы сопровождения, направленные на разрешение проблемной ситуации в семье.
– стимулировать у семьи мотивацию самопознания и самосовершенствования через беседы; – предупредить отказ от ребенка, переданного на воспитание в семью; – первичная диагностика кризисной ситуации; – первичная диагностика проблемного поля и ресурсов семьи; – оказание кризисной психологической помощи; – мероприятия индивидуальной программы сопровождения, направленные на разрешение проблемной ситуации в семье, которые проводятся отдельно с ребенком, с замещающим родителем, а затем совместно с замещающей семьей. |
ПРАКТИКА. Ведение документации Информацию о наличии кризисной ситуации в семье специалисты Службы получают либо непосредственно от самих замещающих родителей, либо от органов опеки и попечительства. |
Получив информацию о кризисе в ЗС начинается оформление заявки на оказание комплексной социально-психологической помощи, в которой указывается - от кого получена информация - дата поступления заявки - ФИО ребенка и замещающего родителя - Учебное заведение где учится приемный ребенок - Адрес проживания - Краткая информация о ситуации в семье Порядок оказания комплексной социально-психологической помощи
- сбор сведений о семье из органов опеки и попечительства и учебного заведения где учится ребенок) - далее устанавливается контакт с семьей и мотивирование ее на сотрудничество
- совместное обсуждение специалистами Службы поступившей информации - формирование выездного состава (по необходимости) - подготовка диагностического материала 3. Выезд специалистов Службы - встреча с детьми и приемными родителями по месту пребывания детей (дом, приют) - выявление существующих проблем - проведение психолого-педагогического обследования (наблюдения, психологического тестирования, анкетирования, беседы) с приемным родителем и детьми 4. Непосредственное оказание социально-психологической помощи - обработка и анализ результатов психолого-диагностического обследования - консультации специалистов, по заявленной проблеме - составление плана кризисной помощи приемной семье - предоставление информационно-просветительского материала - информирование об учреждениях и организациях, оказывающих помощь семье и детям - подписание акта выполненных работ 5. Составление отчета по данному случаю 6. Заключение специалистов Службы 7. Риски 8. Рекомендации 9. Вывод 10. Заключение договора об оказании услуг по сопровождению ЗС (при необходимости) |
Диагностика, которая используется нами на этапе выявления семейного кризиса - «Технологическая карта» (см. Приложение 1. Программы, с.22) Технологическая карта оценки функционального состояния семьи. Мать. Отец. Параметры: Привязанность ребенка к замещающим родителям, сколько времени опекуны проводят с ребенком, пользуются ли расположением у него, что влияет на ребенка, способна ли замещающая семья обеспечить основные потребности приемного ребенка, социальная адаптация опекаемого, особенности общения с детьми, наличие значимого окружения, эмоциональное состояние ребенка в семье, особенности поведения, особенности контакта со специалистами.
|
Ответы со знаком + и -, складываем все единицы, выводим общий балл. -1 говорят о зоне риска. Определяется общий балл по таблице результатов. |
По результатам процедуры обследования личностных особенностей, психологической безопасности и комфортности среды проживания ребенка/детей в замещающей семье, определяется уровень базовый, кризисный или экстренный. |
Индивидуальный план кризисного сопровождения замещающей семьи (составляется после коллегиальной консультации специалистов) В который входит: - ФИО Заказчика - ФИ детей - категория семьи (приемная мать одиночка, семья пенсионеров и т.д.) - цель сопровождения - задачи Наименование мероприятия/с кем проводится мероприятие Сроки проведения (3 месяца, т.к. работа с кризисом) Ответственный специалист Результат
- тренингах; - досуговых мероприятиях; - конкурсах Расписывается зам. родитель и все специалисты, работающие с ЗС |
На каждую замещающую семью, находящуюся в кризисной ситуации, составляется ИПС ЗС (индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи), в которую входят мероприятия социально-педагогической, психолого-педагогической и логопедической помощи ЗС. (мероприятия, сроки, ответственный, результаты проводимых мероприятий, отметка об исполнении) 1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - Прием первичной информации о семье. Согласование даты первичного собеседования с семьей - Первичное собеседование с семьей и заключение договора о сопровождении. Запись информации в алфавитную книгу; журнал регистрации заявлений лиц, обратившихся для сопровождения замещающих семей; журнал учета договоров по сопровождению замещающих семей 2 этап ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ - визит в семью: - установление контакта со всеми членами семьи; - заполнение акта посещения замещающей семьи; - заполнение «Карты семьи» 3 этап СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ - Обсуждение и составление с семьей плана сопровождения замещающей семьи - Согласование плана сопровождения на коллегиальной консультации (КК) - Оказание поддержки семье по запросам и актуальным потребностям в соответствии с планом сопровождения - Проведение online - встреч группы поддержки замещающих семей в социальной сети «Одноклассники» и мессенджерах WhatsApp и VK - Консультирование семьи по организации досуга и расширению позитивных социальных связей, вовлечение семьи в досуговые мероприятия - Консультирование по вопросам социальной защиты, здоровья детей и юридическим вопросам 4 этап МОНИТОРИНГ - Мониторинг состояния приемного ребенка в семье и динамика адаптации семьи - Проведение коллегиальной консультации специалистов службы по устройству детей в семью по итогам мониторинга |
Способы отслеживания эффективности оказанной помощи ∙ Диагностика и мониторинг детско-родительских отношений, эмоциональной и личностной сферы ребенка и приемных родителей. ∙ Диагностика готовности к самостоятельной жизни. ∙ Изучение и оценка условий воспитания, обучения и развития приемных детей в замещающей семье. ∙ Беседы, анкетирование, наблюдение. |
Если замещающей семье необходима помощь учителя-логопеда, то в условиях пандемии особенно актуально оказывать ее дистанционно. Как часто родители встречаются с нежеланием ребёнка не просто узнавать что-то новое, развиваться, повышать свою грамотность, конфликты вызывают обычные школьные требования, вплоть до очередной просьбы почитать. Интерактивные методы работы всегда привлекали детей, поэтому используем в своей работе платформу Яндекс.Учебник. Это отечественная бесплатная платформа для работы с детьми старшего дошкольного и школьного возраста. В период пандемии этот сервис был включен в список рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации. Так с детьми дошкольниками и учениками младшего школьного возраста я использую курс «Витамины для чтения». Курс состоит из 12 основных и 12 дополнительных занятий для профилактики у детей проблем с чтением. Это не значит, что я использую все занятия, моя работа строится в зависимости от индивидуальных способностей ребёнка. Курс направлен не только на отработку навыка чтения, но и на развитие психических функций, представлены задания на развитие внимания, слухового, зрительного восприятия. Для детей старше 9 лет используются задания из тем по морфологии, синтаксису, орфографии, развитию речи. Сервис представляет ещё одну интересную возможности – это онлайн-диктанты в Яндекс.Учебнике. Ребёнок заходит на сайт Яндекс.Учебника и видит диктант, который назначен учителем-логопедом, включает диктовку и набирает текст в специальном поле. При диктанте сохраняются две важные составляющие «традиционного» диктанта: написание цельного текста под диктовку и восприятие на слух. Информация по количеству и типу ошибок и опечаток видит, как учитель-логопед, так и ребёнок. Система даёт краткие комментарии к каждой ошибке. Курс «Работа с информацией» - прекрасная возможность для всестороннего развития детей. На платформе сделан акцент на чтение с целью получения и использования информации. Для этого используются художественные и информационные тексты, формат текстов довольно разнообразен, используются сплошные тексты и тексты, содержащие карты, схемы, и т.д. Особый интерес вызывают игры-квесты. Программа позволяет адресно работать с проблемами ребёнка в режиме онлайн, отследить
Чаще всего в работе с детьми из замещающих семей используем курс «Витамины для чтения». Не со всеми заданиями ребята справляются сразу. Но постепенно занятия способствуют формированию у детей учебной мотивации, а также развивают навык обучения в цифровой среде. |
Профилактическая работа специалистов по предупреждению возникновения трудностей в замещающих семьях ведется в нескольких направлениях: |
- Почему дети уходят из дома? - Подростковый суицид - Подростковая наркомания - Хулиганство как особый вид правонарушений - Мстительность - Воровство - Взросление, подготовка ребенка к самостоятельной жизни и т.д. |
|
Все это способствует улучшению ДРО (детско-родительских взаимоотношений). |
|
Упражнение для родителей «Мама-камыш и дети - камышата» Практические упражнения на осознание родителем (опекуном) важности своего личного примера для ребёнка: (фото упр. «Мама – камыш и дети – камышата». Вывод: не важно, что вы не кровный родитель, не надо пенять на генетику, вы так же являетесь примером подражания для приемного ребенка. |
В коррекционной работе используем сборник программ «Технологии психологического сопровождения семьи, принявших ребенка/детей на воспитание» под редакцией О.И. Байдаровой и С.В. Комаровой. Г. Москва, 2016 г. |
Профилактике вторичного сиротства способствует проведение плановых тренингов с замещающими родителями по предотвращению их эмоционального выгорания. ролик «Шкатулка радости» |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ реализации программы сопровождения ЗС в кризисной ситуации определяется по следующим критериям: 1. Положительная динамика развития ребенка в замещающей семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития). 2. Удовлетворенность ребенка и замещающей семьи. 3. Уменьшение возвратов детей из приемных семей. |
Эффективность работы деятельности Службы г. Бобров. Представляем вашему вниманию анализ проблем, с которыми сталкиваются замещающие семьи. В опросе приняли участие 55 семей. Большая часть замещающих родителей (45) признают, что они недостаточно компетентны в вопросах педагогики и психологии. Следующей трудностью по частоте выборов является социальная адаптация детей, так ответили 35 Замещающих родителей. Эмоционально-поведенческие проблемы отметили 11семей. Одинаковое количество выборов посвящено проблемам здоровья, речевым проблемам и трудностям социализации детей. 4 семьи отметили проблемы межличностных отношений. И 3 замещающие семьи пожаловались на проблемы психологического здоровья ребенка. Практика показывает, что кризисные ситуации чаще всего возникают в семьях из-за незнания психологических особенностей возраста приемных детей и незнания или нежелания проявлять компетентный подход в родительско-детских отношениях. Что может привести к повторным отказам от приемного ребенка |
Эффективность работы специалистов Службы с кризисными ситуациями в замещающих семьях свидетельствует - отсутствие возвратов приемных детей из замещающих семей. На диаграмме показано количество кризисных ситуаций в 2019, 2020, 2021 годах. О положительной динамике развития ребенка в замещающей семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития) свидетельствует ноль отказов в 2019-2020 году, а в 2021 году мы отметили 1 случай, с этой семьей на данный момент проводится работа. |
РЕФЛЕКСИЯ Комплексное взаимодействие специалистов Службы по устройству детей в семью и мобильной службы с участием органов опеки позволяет нам осуществлять эффективно работу по решению и профилактике кризисных ситуаций в замещающих семьях. |