Консультация для семьи с ребенком ОВЗ

Авраменко Полина Васильевна

Психологические особенности воспитания детей с отклонениями в развитии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.semi_s_rebenkom_ovz_avramenkopv.pptx79.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

технологии психологического консультирования семьи ребенка с овз Выполнил студент группы 17-ПО-ППО(б / з)-ПП-1 Авраменко Полина Васильевна

Слайд 2

Психологические особенности воспитания детей с отклонениями в развитии Особенности семейного воспитания детей с отклонениями в развитии: Особенности воспитания детей с интеллектуальными нарушениями Особенности воспитания детей с речевыми нарушениями Особенности воспитания детей с сенсорными нарушениями Особенности воспитания детей с эмоционально-волевыми нарушениями Особенности воспитания детей с опорно-двигательными нарушениями Особенности воспитания детей со сложными нарушениями

Слайд 3

Виды консультирования семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ Консультирование семей с проблемными детьми может осуществляться в следующих направлениях: Психолого-педагогическое консультирование; С емейное консультирование; Профориентированное консультирование. Психолого-педагогическому консультированию должна предшествовать медико-генетическая консультация, которая осуществляется в рамках оказания медицинской помощи семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии. Главной задачей медико-генетической консультации является определение причин нарушенного психофизического развития ребенка и установление возможностей семьи для дальнейшего рождения здоровых и полноценных детей. Психолого-педагогическое консультирование и семейное консультирование чаще осуществляются в рамках единой консультативной процедуры.

Слайд 4

Особое значение в профессиональном становлении молодого человека играет семья, ее позиция по отношению к ребенку-инвалиду, понимание перспектив его профессионального будущего. В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают: О риентация родителей в основных целях профессиональной реабилитации их ребенка; Ф ормирование адекватных ожиданий относительно прогноза профессиональных перспектив ребенка; Ф ормирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку по профориентации и планированию будущей карьеры; П овышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей; Ознакомление с результатами профориентационного психодиагностического изучения молодого инвалида. Виды консультирования семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Слайд 5

Этапы организаций консультирования Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму. Первый этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Первая фраза, выразительная мимика, улыбка – невербальные средства, используемые психологом для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи и ребёнка с ОВЗ. Необходимо помнить, что для семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, это ещё одно испытание. Поэтому создание атмосферы радости встречи – необходимое условие для установления контакта.

Слайд 6

Этапы организаций консультирования Второй этап: определение проблем семьи со слов родителей. Психолог беседует со всеми членами семьи, выясняя волнующие их проблемы. Затем беседа продолжается без ребёнка отдельно с каждым взрослым. Выделяются группы проблем, с которыми родители детей с ОВЗ обычно обращаются за помощью к психологу: Трудности, возникающие в процессе обучения ребёнка; Проблемы, связанные с воспитанием ребёнка; Проблемы взаимоотношений со сверстниками (здоровые дети стесняются больных брата или сестру, подвергают их насмешкам; здоровые дети оказывают на больного ребёнка пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки; сверстники обижают больного ребёнка, не хотят с ним дружить и др.);

Слайд 7

Этапы организаций консультирования Межличностные контакты больного ребёнка с близкими, их отношение к нему (жалость, гиперопека ; со стороны больного ребёнка может проявляться грубость и агрессия по отношению к близким); Заниженная оценка возможностей ребёнка специалистами образовательной организации (родители жалуются, что преподаватель недооценивает возможности их ребёнка, в домашних условиях ребёнок показывает лучшие результаты успеваемости); Нарушения супружеских отношений между матерью и отцом больного ребёнка, возникшие из-за дефекта ребёнка; Эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребёнка с ОВЗ, а в крайних случаях даже отказ от его материального обеспечения; Сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребёнку с ОВЗ и к нормальным детям (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессивности). На этом этапе у психолога формируется первичное обобщённое представление о проблемах ребёнка и его семьи.

Слайд 8

Этапы организаций консультирования Третий этап: психолого-педагогическая особенностей развития ребёнка. На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребёнок. Психолог проводит диагностику интеллектуальных, личностных особенностей ребёнка, прогнозирует его возможности к обучению по определённой программе.

Слайд 9

Четвёртый этап: определение модели воспитания, используемой родителями, диагностика их личностных характеристик. Важным этапом консультирования является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребёнком. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются психологическим типом самих родителей. Этапы организаций консультирования

Слайд 10

Пятый этап: оценка диагностики результатов и формулирование психологам реальных проблем . Этот этап посвящён обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребёнка и его семьи. Психолог уточняет проблему, а при необходимости и переформулирует её. Задача психолога заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существующие проблемы. Этапы организаций консультирования

Слайд 11

Шестой этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены. Основные проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ, решаются в результате осуществления следующих мер: Выбор для ребёнка подходящих программ обучения и вида специальной (коррекционной) образовательной организации; Организация коррекционной работы в домашних условиях; Выбор адекватной модели воспитания и обучения родителей ребёнка практическим воспитательным приёмам; Формирование у ребёнка адекватных отношений с членами семьи и другими значимыми взрослыми; Изменение мнения родителей о «бесперспективности» развития ребёнка. Этапы организаций консультирования

Слайд 12

Седьмой этап: подведение итогов, резюмирование , закрепление понимания проблем в формулировке психолога. Завершая консультирование, психолог заново формулирует проблемы семьи, предлагает свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения. Этапы организаций консультирования

Слайд 13

Тактика психолога в процессе консультирования При проведении психологического исследования семьи и ее консультирования важную роль играет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, тактика психолога во время общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами : установлением контакта на уровне «обратной связи»; коррекцией понимания родителями проблем ребенка; коррекцией межличностных (родитель - ребенок и ребенок - родитель) и внутрисемейных (мать ребенка - отец ребенка) отношений.

Слайд 14

Список используемой литературы Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии / И. И. Мамайчук . – СПб.: Речь, 2001. – 220 с. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова , Е. В. Зырянова / под ред. Е. Г. Силяевой . – М.: Академия, 2002. – 192 с. Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я  дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева.  М.: Гном и Д, 2000.  160 с . Ткачёва, В.В. Семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 152 с.