«Эффективное взаимодействие с семьёй», как средства интеграции методов эффективного общения для создания условий успешной социально - психологической адаптации учащихся «Группы риска».

Ельшина Ольга Валерьевна

Методическая разработка основана на:

  • Практическом курсе групповых занятий с элементами тренинга по эффективному общению для родителей (лиц их замещающих) детей «группы риска»;
  • Методике упражнений – по организации повседневной жизни, деятельности семьи, позволяющей детям получить опыт правильного поведения, общения. (ТНР – Роберта и Мэри Гулдинг)
  • Множестве, имеющих большое практическое значение методов, приемов и правил, включающих в себя обучение навыкам активного слушания, «Я-высказываний», обсуждение и обмен мнениями (впервые предложенных американским психологом Томасом Гордоном, подтвержденных отечественной практикой).

Все представленные техники и методы давно используются в практике педагогов-психологов. Но у каждого специалиста есть свое видение работы с той или иной методикой, а творческий подход к составлению занятий открывает новые грани в работе школьного педагога-психолога.

 

Цель программы методического цикла:

«Обучение родителей (лиц их замещающих) детей «группы риска» приёмам эффективного общения для расширения осознанности мотивов, позиций воспитания и преодоления трудностей в общении и взаимодействии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Особенности использования модели

«Эффективное взаимодействие с семьёй»,

как средства интеграции методов эффективного общения для создания условий успешной социально - психологической адаптации учащихся «Группы риска».

Номинация: «Воспитание в семье (система воспитания родителей (законных представителей)».

Ельшина Ольга Валерьевна,  педагог – психолог первой категории

МАОУ «Школа №19 г. Нижнего Новгорода,

Email: elshina8170@gmail.com  тел: 89202508170

  1. Контингент МАОУ «Школы №19» постоянно пополняется учащимися, по тем или иным причинам «не ужившимися» в прежних школах. Работая с детьми «группы риска»: дезадаптированными, с отклонениями в соматическом здоровье, с несформированной аффективно-волевой сферой и навыками культурного поведения, школа заполняет определенную педагогическую нишу среди находящихся рядом, элитных школ и гимназий.
  2. В условиях недостаточной поддержки со стороны семьи сложно добиться положительных результатов в воспитании и обучении детей. Школьный опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания показывает причинно-следственную связь между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.
  3. Необходимость координации усилий и воспитательных воздействий со стороны родителей (законных представителей), как равноправных субъектов образовательных отношений, причастных к воспитанию обучающихся с одной стороны и школы, как источника психолого – педагогических знаний, с другой.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла своё отражение в статье 44 «Закона об образовании в Российской Федерации», в которой сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Переосмысливая и корректируя цели и задачи школьного образования и воспитания была представлена модель психолого – педагогического сопровождения родителей (законных представителей) детей «группы риска» (далее – модель), которая обеспечивает:

  • Всестороннее изучение обучающихся с целью выявления детей «группы риска».
  • Создание в МАОУ «Школа №19» специальных условий оказания психолого - педагогической помощи родителям обучающихся в осознании собственных родительских позиций, преодоления трудностей в общении и взаимодействии.
  • Формирование у родителей (законных представителей) потребности в конструктивном, эффективном взаимодействии с педагогическим коллективом школы.
  • Создание условий в семье для развития у детей и родителей навыков социальной компетенции;
  • Создание условий для снижения в детско – подростковой среде количества обучающихся «группы риска» (в том числе риска случаев буллинга, жёсткого обращения, дискриминации и суицидального поведения), восстановления позитивного отношения к миру, актуализации потенциальных ресурсов у детей «группы риска».

Модель предусматривает работу по формированию коммуникативных компетенций родителей и работу с семьями с деструктивным стилем родительских отношений в сочетании с педагогическими ошибками, ограниченностью психолого – педагогических знаний и практических умений и нежеланием задумываться над проблемами воспитания. Для детей из таких семей характерны агрессивность, нарушение социализации, низкая школьная успеваемость, склонность к невротическим реакциям (суицидальное поведение, противоправное поведение, проявления инфантильности, негативное отношение к родителям, неустойчивая и заниженная самооценка, активный поиск психологического лидера и т.д.)

Данная методическая разработка основана на:

  • Практическом курсе групповых занятий с элементами тренинга по эффективному общению для родителей (лиц их замещающих) детей «группы риска»;
  • Методике упражнений – по организации повседневной жизни, деятельности семьи, позволяющей детям получить опыт правильного поведения, общения. (ТНР – Роберта и Мэри Гулдинг)
  • Множестве, имеющих большое практическое значение методов, приемов и правил, включающих в себя обучение навыкам активного слушания, «Я-высказываний», обсуждение и обмен мнениями (впервые предложенных американским психологом Томасом Гордоном, подтвержденных отечественной практикой).

Все представленные техники и методы давно используются в практике педагогов-психологов. Но у каждого специалиста есть свое видение работы с той или иной методикой, а творческий подход к составлению занятий открывает новые грани в работе школьного педагога-психолога.

Цель программы методического цикла:

«Обучение родителей (лиц их замещающих) детей «группы риска» приёмам эффективного общения для расширения осознанности мотивов, позиций воспитания и преодоления трудностей в общении и взаимодействии».

Задачи:

  1. Содействовать повышению уверенности в себе родителями детей «группы риска».
  2. Развить определенные социально-психологические знания: коммуникативных взаимодействий, общения, совместно-распределенных действий и др.
  3. Развить навыки адекватного понимания себя и других: различать, осознавать свои чувства, понимать свои переживания, актуализировать приятные и неприятные чувства, реально оценивать себя и свои возможности, справляться со своими негативными эмоциями, находить способы достижения успеха и др.
  4. Сформировать социально-психологические умения и навыки участников: мысленное проигрывание результатов поведения и деятельности в разных ситуациях, подчинение нормам и правилам, самодисциплина, планирование своей деятельности, внутренний план деятельности и т. д.
  5. Обучить индивидуализированным приемам межличностного общения через технику «Я – сообщений».

В результате прохождения тренинга:

  1. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребёнка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации;
  2. Устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье и заботиться об их сохранении;
  3. Родители научатся понимать себя и мотивы своего поведения и видеть новые пути разрешения проблемных ситуаций, выбирать продуктивную стратегию общения осознанно и компетентно;
  4. Родителями будут присвоены различные формы, способы конструктивного диалога;
  5. Родители освоят приёмы эффективного общения («Я – высказывание»);
  6. Родители начнут учитывать при достижении собственных интересов интересы партнёра (ребёнка).

Тренинг предназначен для родителей (7 – 10 человек) младших подростков и рассчитан на 3 встречи продолжительностью 1 час каждая с очередностью 1 раз в неделю.

Проведение занятий предполагает помещение с наличием свободного пространства (кабинет психолога), большой круглый стол, стулья по количеству участников, компьютер, колонки. Для проведения некоторых упражнений понадобятся бумага, цветные карандаши (фломастеры), ручки.

Программа практикума первого занятия (1 час).

Задачи:

  1. сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях;
  2. внушить участникам занятий, что все дети нуждаются в образованных родителях;
  3. доказать родителям, что присутствующие в их общении стереотипы мешают в семейном взаимодействии;
  4. убедить родителей отказаться от действия с позиции силы, показать, что терпение и снисходительность к ребенку - главные средства в воспитании.

Ход занятия:

Время

Тема

Содержание, инструкции

10 мин.

Приветствие, мотивация

Представление участников и высказывания по следующим вопросам:

  • что вас радует в ребенке?
  • что огорчает в нем и его поведении?
  • есть ли у вас проблемы в общении с ребенком, если есть, то какие?

Вывод о схожести проблем, которые возникают у родителей в общении с детьми.

Раздача памяток, где отражены основные принципы общения с ребенком подросткового возраста.

2 мин.

Принятие групповых правил

  1. На занятии может говорить только один человек.
  2. Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом.
  3. Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.
  4. Стараться участвовать во всех упражнениях.
  5. Позаботься о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим, и т.д.

Правила зафиксированы в виде рисунков-символов на плакате.

10 мин.

Тема занятия: «Эффективное общение в семье» (была известна родителям заранее)

Ответы на вопрос: «Зачем необходима для каждого из них данная тема?»

Участники рассказывают коротко o себе, o своих ожиданиях и опасениях, связанных c занятием.

Ведущий анализирует, подводит итог высказываний.

8 мин.

Осознание родительских установок (понятия «психологическая установка» и ее влиянии на восприятие реальности).

Основной тезис: «На наши взаимоотношения c детьми оказывают влияние установки, сформированные еще в детстве нашими родителями, независимо от нашего желания - пока мы не осознаем их. Если же установка осознана - она перестает верховодить нами, мы можем ее изменить».

10 мин.

Упражнение «Родительские установки».

Участники, прикрыв глаза, на фоне расслабленного состояния вспоминают свою семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения:

«Дети плохо себя ведут, потому что...», «Непослушный ребенок - это...», «Родители должны...»?

Затем участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок и дифференцируют актуальные установки на «помогающие», то есть рациональные, эффективные - и «мешающие», то есть нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.

Основной тезис: «Установки, узкий кругозор приводит к стереотипности мышления, а широкий кругозор позволяет овладевать разными моделями мышления»

Раздаточный материал: Высказывания значимых людей о стереотипности мышления» (приложение 2)

10 мин.

Упражнение «Наличие родительских стереотипов».

Прочтите всё, что написано ниже и поставьте себе по одному баллу за каждый пункт, с которым вы согласны:

  • Только школа может дать знания для успешной сдачи экзаменов, поступления в вуз и так далее.
  • Воспитывать детей должна школа.
  • Если ученик хорошо учится, то он способный, честный и добросовестный, а если учится плохо, то он «двоечник», бесталанный или несобранный лентяй.
  • Ученики должны безукоризненно слушаться и выполнять все задания учителя. Учитель всегда прав.
  • В школе нужно учить все предметы. Никогда не знаешь, где и когда тебе это пригодится.
  • Учитель лучше знает, какую и кто заслуживает оценку.

1-2 балла — вам есть о чём задуматься, а если больше четырёх, то срочно пора избавляться от шаблонного восприятия работы.

Типы стереотипов и их «вторичная выгода»

Стереотип запугивания;

Стереотип запретов;

Гендерные стереотипы;

Стереотип сравнения;

Если давать ребенку то, что он хочет, он рано или поздно сядет на шею и свесит ножки.

Участники отвечают на вопрос: «Зачем они используют эти запреты?»

10 мин.

Завершение занятия:

Итоги, выводы.

Участникам рекомендуется дома вспомнить и записать, какими стереотипами, шаблонами воспитания они часто пользуются в общении с ребёнком.

Вопросы к участникам:

  • Что Вам запомнилось из сегодняшнего занятия?
  • Что для Вас было особенно трудно понять/выполнить?

Программа практикума второго занятия (1 час). 

Задачи:

  1. В помощь родителям дать правила, приемы, которые сравнительно легко применить в практике воспитания, не вдаваясь в тонкости психологии;
  2. Обучить навыкам поддержки, закрепление навыков активного слушания;
  3. Помочь овладеть навыками использования «Я-высказываний» для решения проблем, непосредственно касающихся жизни родителя.

Ход занятия:

Время

Тема

Содержание, инструкции

10 мин.

Приветствие, мотивация

Приветствие ведущего, актуализация важных для участников моментов прошлого занятия, проговоры домашних достижений

2 мин.

10 правил эффективного общения.

1. Спокойная обстановка. Готовность к диалогу c обеих сторон.

2. Не заниматься попутно каким-либо другим делом.

3. Заранее подготовить высказывание.

4. Исключить из него оценки («плохо себя ведешь, «лентяй») и обобщения («никогда», «всегда», «вечно»).

5. Говорить o конкретных действиях.

6. Говорить o своих чувствах, мыслях, желаниях, чаще используя «я», чем «ты».

7. Заверить ребенка в своем дружеском участии в его делах.

8. Не превращать все в нудную, долгую нотацию.

9. Следить за реакцией ребенка.

10. Завершить дружеским физическим контактом (обнять, поцеловать, похлопать по плечу и т.п.).

Правила зафиксированы на плакате.

8 мин.

Знакомство с техникой

"Я – высказывание" (Я-сообщение)

Основной тезис: «Как разрешать противоречия так, чтобы выигрывали все?

  • «Я-высказывание» (Я-сообщение) используется чтобы собеседник правильно услышал и понял. Это эффективный приём в общении, смягчающий эмоциональное напряжение и предупреждающий возникновение конфликтных ситуаций.
  • Знакомство с 5 -и шаговой структурой «Я-высказывания». (приложение 3)

Построение конструкции «Я — сообщение» зависит от ситуации.

10 мин.

Технология

"Я-высказывания" (по 5 шагам)

5-ти шаговая схема «Я – высказывания»:

 1 шаг. Факты.

Называются только факты, произошедшие в реальности, т.е. то, что произошло по факту.

2 шаг. Чувства.

Выражение чувств, касающихся этого факта. (Можно рассказать и о телесных ощущениях —смотрите по ситуации)

3 шаг. Мысли, объясняющие чувства (Если на этом шаге захлестывают чувства, возвращайтесь ко шагу 2).

4 шаг. Желания, просьба. Этот шаг помогает в установлении отношений.

5 шаг. Намерения. Высказывание того, что собираешься делать и как, в связи с произошедшим фактом (применяется не всегда, а в зависимости от ситуации).

Нельзя пропускать никакой из 4-х шагов или менять их местами.

Схема зафиксирована на плакате.

20 мин.

Упражнение на развитие навыков межличностного общения в парах.

Участники по схеме формулируют "Я – высказывание" вместо "Ты – высказывания" в следующих ситуациях:

Предложения примеров от участников или из методического материала (приложение4)

10 мин.

Завершение занятия:

Итоги, выводы.

Участникам рекомендуется дома попробовать в некоторых сложных семейных ситуациях общаться по данной технологии.

Вопросы к участникам:

  • Что Вам запомнилось из сегодняшнего занятия?
  • Что для Вас было особенно трудно понять/выполнить?

Программа практикума третьего занятия. 

Задачи:

  1. Освоить метод воспитания упражнения в организации повседневной жизни;
  2. Достичь высоких результатов в упражнениях.

Ход занятия:

Время

Тема

Содержание, инструкции

10 мин.

Приветствие, мотивация

Приветствие ведущего, актуализация важных для участников моментов прошлого занятия, проговоры домашних достижений.

5 мин.

Знакомство с понятием «воспитательное упражнение»

Основной тезис: «метод воспитания упражнение– это способ достижения цели воспитания, он обеспечивает привлечение детей к систематической, специально организованной общественно-полезной деятельности, способствующей развитию привычек, навыков культурного поведения, коллективного общения, усидчивости. Это не только механическая тренировка, но получение опыта в процессе преодоления проблем, решение разнообразных задач».

30 мин

Упражнение на развитие навыков межличностного общения в парах.

Участники по схеме формулируют "Я – высказывание" вместо "Ты – высказывания" в следующих ситуациях:

  • «Вечно ты опаздываешь».
  • «Ты опять ходишь по дому в грязной обуви. Тебя совершенно не волнует, что я помыла пол».
  • «Ты всегда грубишь матери».
  • «Ты опять не был в школе. Ты бездельник и прогульщик».
  • «Вставай, а то опоздаешь!»
  • «Прекрати реветь!»
  • «Ешь до конца, чтобы тарелка была чистая»
  • «Ты должен заниматься, чтобы сдать ЕГЭ, иначе не поступишь в вуз»

Предложения примеров от участников или из методического материала (приложение4)

15 мин.

Завершение занятия:

Итоги, выводы.

Участникам рекомендуется дома попробовать в некоторых сложных семейных ситуациях общаться по данной технологии.

Вопросы к участникам:

  • Что Вам запомнилось из сегодняшнего занятия?
  • Что для Вас было особенно трудно понять/выполнить?
  • Чему была посвящена ваша работа.
  • Какие проблемы вам пока не удалось решить?
  • Поставьте себе задачи на будущее.

Диагностика:

—       Свидетельства о заинтересованности (участники просят чаще проводить такие занятия, приносят много своих примеров общения, продолжают обсуждать упражнения после занятия.

—       Продукты творческой деятельности родителей (придуманные ими коммуникативные ситуации соответствуют теме и носят самостоятельный характер).

Библиографический список и ссылки:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться c ребенком. Как?» - М.: ЧеРо, 1998.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б., «Большая книга общения с ребенком» – ООО «Издательство АСТ», 2016.
  3. Живот X. «Родители и подросток» - P/на-Д.: Феникс, 1995.
  4. Минухин С., Фишман Ч. «Техники семейной терапии» - М.: Класс, 1998.
  5. Скиннер Р., Клииз Д. «Семья и как в ней уцелеть» - М.: Класс, 1995.
  6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис B. B. «Психология и психотерапия семьи» - СПб.: Питер, 1999.
  7. Гордон. «Тренинг эффективного родителя» (Parent Effective Training - PET) http://www.koob.ru
  8. Подласый И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. – Москва: Юрайт, 2013. – 696 с.
  9. Шейнов В.П. — «Сила влияния. Воздействия явные и скрытые» https://mindmachine.ru/;

Приложение 1.

Правила эффективного общения взрослого и ребенка.

Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Научитесь сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.

Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.

Снизьте контроль. Контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность, планирование способа действия.

Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно, как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо, а поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.

Имейте мужество. Если какой-то подход окажется не удачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки — и ребенка, и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

Проявляйте терпимость: не прерывайте ребёнка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача– помочь ребёнку в, высказывании своих проблем;

Не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте – это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал.

Не обвиняйте – не говорите, что всё произошло из-за недостатков ребёнка, и не обвиняйте кого-то ещё в том, что случилось;

Не придумывайте – не говорите ребёнку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;

Не защищайтесь – сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребёнок;

Не характеризуйте – не описывайте личность ребёнка, тем более говоря "ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т.п., старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;

Не обобщайте – избегайте использования слов "всегда", "никогда" в описании поведения ребёнка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребёнком хорошо помните.

Приложение 2.

Стереотип (шаблон)– это устойчивый, упрощённый шаблон, образ чего – то, имеющий мало общего с реальной действительностью, складывающийся в условиях дефицита информации. Некоторые стереотипы лишь забавляют, иные оставляют равнодушными или напротив ранят. Поэтому некоторые стереотипы можно и следует разрушать.

Вот что говорят об этом великие умы:

Как бы то ни было, все мы живем во власти стереотипов. И тем интереснее, когда жизнь дает нам возможность их разрушить...

Стефани Майер.

Человека без стереотипов не бывает… Но в то же время стереотипы сковывают наши мысли и поступки. Они ограничивают нашу свободу, рушат шкалу приоритетов, а порой и деформируют логику.

Харуки Мураками.

У людей существует много прописных истин и ходячих мнений, которые они принимают готовыми и никогда не потрудятся их проверить.

Александр Иванович Куприн.

Мы слишком привыкли к тому, что мы делаем и что делают другие вокруг нас, нас это не поражает; привычка — великое дело, это самая толстая цепь на людских ногах; она сильнее убеждений, таланта, характера, страстей, ума. 

Герцен.

Стереотип запугивания. (зачем он нам нужен?)

Суть которого, направлена на подавление активности ребенка. С одной стороны, суть этих стереотипов понятна, ведь родители хотят защитить ребенка и создать безопасность. Но если этих стереотипов становится много, то активность и инициативность ребенка подавляются и формируются апатичные, запуганные и тревожные дети.

Стереотипы запретов. (зачем он нам нужен?)

От детей, родители часто пытаются требовать выполнение различных необоснованных запретов. Задают для его поведения жесткие рамки, которым заставляют следовать. «Кошку не гладь, на траве не лежи, не плачь, не шуми» и т.д. То есть, вместо того, чтобы «включить голову» и создать безопасную среду или место для игры детей, они начинают «закручивать им гайки». Ужесточая свои правила и запреты к ним.

Гендерные стереотипы. (зачем он нам нужен?)

Самые распространённые «Мальчики не плачут у нас, а девочки должны быть послушными».

Если девочку учили быть послушной, заботливой, ласковой, кроткой, то она в своих отношениях будет со всем соглашаться, с установкой всё терпеть и ни на кого не злиться итд. Вырастая с хроническим чувством вины, с отсутствием ощущения своих границ и заниженной самооценки.

А мальчиков учат давить свои чувства, заранее выращивая из них психосоматиков. И когда он вырастает мужчиной, то становится жёстким, чёрствым, а свои переживания запивает алкоголем (ведь плакать у нас не принято в обществе, а выпивать общество всегда одобряет), заедает или закуривает, в общем, делает всё что угодно, лишь бы не дать себе чувствовать.

 Стереотип сравнения. (зачем он нам нужен?)

Наверное, нет в мире ребёнка, которого бы родители не сравнивали с его друзьями или подругами. Если вспомнить свое детство, то так обидно это было, особенно когда сравнивают не в пользу тебя. "Вот ты четвёрку получил, а твой друг Вовка, пятёрку, вот он молодец, а ты нет, бери с него пример".

Здесь налицо формируется, занижение самооценки, самоуважения и доверия к себе и другим.

 «Вот мы сынок, с папой врачи и тебе надо обязательно в мед поступать» (моя бабушка мне так и говорила).  При этом, способности, интересы наклонности ребенка, практически не принимаются, судьба его уже предрешена. Или наоборот, вот дочка мама не стала твоя балериной, а ты у меня поедешь по гастролям».

Этот стереотип вызывает серьезное обесценивание детей и что ещё хуже обесценивание ими своей жизни.

Если давать ребенку то, что он хочет, он рано или поздно сядет на шею и свесит ножки.

Чтобы развенчать этот миф, надо сконцентрироваться именно на слове «хочет». На самом деле, больше всего на свете ребенок хочет, чтобы его родители его любили, видели и слышали. И в этом смысле слишком много дать ребенку невозможно. Утолив голод привязанности, ребенок вряд ли будет просить “добавки” – у него же столько важных дел!

Если жалеть ребенка из-за каждой ерунды, он вырастет плаксой.

И снова стоит задуматься над тем, что значит «жалеть». Я бы сказала, что, если человек чем-то огорчен, ему стоит посочувствовать. А чем ребенок не человек-то? Сочувствовать – то есть разделить с ним его чувства, не отвергая. Не оставляя наедине с ними. Но не тревожиться больше, чем он сам. Вот сами скажите, по-честному, вас когда-нибудь утешало в моменты уныния это позитивное и ободряющее: “Ну что ты паришься из-за ерунды?! А ну, прекращай!”.

Без наказаний воспитание невозможно.

Это утверждение работает в условиях, когда родители не чувствуют того, что происходит внутри ребенка, не понимают, что им движет. Тогда, безусловно, никаких инструментов, кроме манипуляций, угроз и, соответственно, наказаний (чтобы угрозы не стали пустым звуком), им и не остается. Но если попытаться быть ребенку помощником, а не контролером, призвать на помощь своего внутреннего ребенка, чтобы он подсказал, что может ребенок чувствовать в той или иной ситуации, наказания вряд ли понадобятся. Правда, есть важный момент – со своим внутренним ребенком прежде надо хорошенько разобраться, чтобы он не мстил за свое детство. Так бывает, когда наши реакции на какие-то действия ребенка импульсивны, когда мы сначала наказываем, а потом объясняем себе: “я делаю это ради его же блага”.

"Ужасный ребенок" Ребенок воспринимается взрослыми как источник проблем, забот, поэтому преднамеренно совершает негативные поступки или является их инициатором.

"Забитый ребенок". Как правило, в результате жестокого психического (унижение) или физического (побои) наказания. В.

"Путающийся под ногами". Воспитание в гипоопеке, родители не принимают ребенка безусловно, он всем мешает, родители и родственники постоянно на него натыкаются. Последствия от всех трех ролей могут быть следующими: у ребенка формируется жажда мщения, хитрость. "Роль Золушки" Ребенок обслуживает других членов семьи, ухаживает за младшими или за бабушкой, дедушкой и т.д. Последствия: неуверенность, завистливость, несамостоятельность.

Приложение 3.

Структура «Я-высказывания» включает в себя четыре основных составляющих (1-4) и одну дополнительную (5):

Шаг в ситуации общения

Содержание общения

Примеры общения

Описание факта. 

Изначально описывается безоценочно фактическая сторона события, то есть то, что происходило, как можно точнее и конкретнее.

- Вижу, что посуда не вымыта…

Описание ощущений, чувств. 

Говорящий называет собеседнику свои чувства и эмоции, которые он испытал в связи с произошедшим фактом, желательно называть чувство, испытываемое в данный момент и именно такой интенсивности (желательно, в первую очередь, прислушиваться к себе и к своим чувствам).

- Я злюсь…

- Меня раздражает…

- Мне стало больно и обидно…

Разъяснение, почему именно эти эмоции. 

Говорящий называет и объясняет причины, в связи с которыми возникло данное чувство. 

- потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть,

- потому что я не знаю причину твоего опоздания,

- потому что у меня остается мало времени на общение с тобой

- я сильно замерзла

- подумала что ты не дорожишь мной, раз не спешишь ко мне

Сообщение, пожелание, просьба.

Говорящий предлагает желаемый вариант развития ситуации: «я прошу…».

- Мне хотелось бы порядка в доме…

- Я хочу встречаться вовремя…

- Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя

Намерения. 

Высказывание говорящего о том, что он собирается делать и как, если просьба не будет выполнена.

- и тогда мы сможем найти общий язык.

- и тогда наши отношения будут теплее.

Приложение 4

«Ты - высказывание» 

«Я - высказывание»

Ты никогда меня не слушаешь!

Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю

Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? 

Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

Вечно ты хамишь!

Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда ужасно себя ведешь!

В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! 

Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.