Аналитический обзор стилей привязанности и их нарушений в раннем возрасте

Статья посвящена анализу формирования моделей привязанности в рамках теории привязанности. Проанализированы теории ведущих психологов и психоаналитиков о процессе формирования привязанности. Выделены ведущие типы привязанностей, и влияние родителей на их формирование. Проанализирован зарубежный опит исследований поведения детей в детских домах и приютах. Рассмотрены основные фазы формирования привязанности в раннем детстве. Проанализированы этапы эффекта разлучения детей в раннем детстве с опекунами. Приведен анализ влияния эффекта разлучения и депривации на развитие воспитанников детских домов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему

Аналитический обзор стилей привязанности и их нарушений в раннем возрасте

Актуальность. В современной психологической науке привязанность является основным понятием, описывающим отношение ребенка к близкому взрослому. Феномен привязанности матери и ребенка (Дж. Боулби, Е. О. Смирнова, М. Эйнсворт и др.) находится в центре внимания исследователей как фактор становления человеческих взаимоотношений. Привязанность имеет большое значение для формирования эффективного материнского поведения, приспособления ребенка к окружающему миру, гармоничного развития личности.

Целью данной статьи является рассмотрение в рамках теории привязанности стилей привязанности и их нарушений в раннем детстве, а также выявить последствия нарушений привязанностей на становление развития личности ребенка.

Известный английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби предположил, что мы все обладаем биологически заложенной «системой привязанностей» (то есть системой близких эмоциональных связей), которая обеспечивает нам выживание и защиту в младенчестве и сохраняется в течение всей жизни. Это утверждение лежит в основе теории привязанности, основателями которой являются Джон Боулби и Мэри Эйнсворт.

Д. Боулби в своих исследованиях, которые он проводил с детьми в детских домах и больницах, обнаружил, что такие дети страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность установить близкие и продолжительные отношения с окружающими. Благодаря своим наблюдениям ученым был сделан вывод о важности построения отношений «мать – ребенок». Для формирования подобной связи у детей должны сформироваться привязывающие модели поведения - жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к опекунам. Среди привязывающих моделей поведения Д. Боулби выделяет:

• плач

• улыбка

• лепетание

• цепляние

• сосание

• следование

Данные привязывающие модели поведения проявляются у детей на различных возрастных этапах, которые в свою очередь соответствуют формированию привязанности к опекунам у малышей. Д. Боулби выделяет четыре фазы, на протяжении которых у детей формируются отношения привязанности.

Первая фаза, которая длится от рождения до трех месяцев, носит название «неразборчивая реакция на людей». В первые 2-3 месяца жизни малыши реагируют на людей одними и теми же базовыми способами: слушают человеческие голоса и разглядывают человеческие лица. Фактически, примерно до 3-месячного возраста малыши улыбаются любому лицу, даже его картонной модели, изображающей лицо полностью или в фас. Примерно в тот период, когда малыши начинают улыбаться лицам, они также начинают неизбирательно лепетать (ворковать и гулить). Они лепечут в основном при звуке человеческого голоса, и особенно при виде человеческого лица, почти независимо от того, какой человек находится рядом. «Лепет, как и улыбка, является социальным стимулом, который выполняет функцию удержания материнской фигуры рядом с младенцем, обеспечивая социальную интеракцию между ними».

Данная стадия способствует сближению родителя и ребенка также посредством плача малыша. Плач подобен сигналу бедствия: он оповещает, что малышу требуется помощь, он испытывает боль, дискомфорт. При этом малыши позволят почти любому человеку успокоить их, покачав или удовлетворив их потребности.

Вторая фаза длится от трех до шести месяцев и называется «фокусирование внимания на знакомых людях». Начиная с 3 месяцев социальные реакции малыша становятся более избирательными: младенцы постепенно ограничивают направленность своих улыбок знакомым людям, и лепечут только в присутствии знакомых людей. В целом отдают предпочтение двум или трем людям – и одному в особенности. Этим основным объектом привязанности обычно является мать, но бывают и исключения. Им может быть отец или другой опекун. Боулби сделал предположение, что у малышей формируется наиболее сильная привязанность к тому человеку, который с наибольшей готовностью отвечает на их сигналы и участвует в наиболее приятных интеракциях с ними.

Третья фаза, длящаяся от шести месяцев до трех лет, носит название «интенсивная привязанность и активный поиск близости». Начиная примерно с 6-месячного возраста привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной. Младенцы громко плачут, демонстрируя тревогу разлучения, когда мать покидает комнату. При этом они стараются сохранить контакт с родителем, активно следуя за его перемещениями. В это же время возникает боязнь незнакомцев, которая проявляется от легкой настороженности до громкого плача при виде незнакомого человека. К окончанию первого года жизни у ребенка на основе повседневных интеракций начинает формироваться общее представление о доступности и отзывчивости опекуна – появляется общая рабочая модель объекта привязанности.

Четвертая фаза от трех лет и до окончания детства является базой для формирования «партнерского поведения». До 2-3-летнего возраста дети ориентированы только на удовлетворение своих собственных потребностей, они еще не могут принимать в расчет планы или цели опекуна. В дальнейшем же ребенок способен принимать и понимать направленность действий родителя, что позволяет ему действовать больше как партнер в отношениях. В дальнейшем нормальное протекание данной фазы способствует во взрослой жизни формированию устойчивых партнерских отношений, гармоничному формированию привязанности к значимым лицам.

Боулби и другие исследователи (Дубровина И.В., Прихожан А. М. Толстых Н. Н.) отметили, что воспитанники детских домов, лишенные достаточного внимания и заботы со стороны родителей и опекунов, испытывают задержки в эмоциональном и интеллектуальном развитии, сталкиваются со сложностями в формировании близких доверительных отношений. Д. Боулби называл этих индивидуумов «личностями, лишенными любви»; такие индивидуумы используют людей только в собственных интересах и кажутся неспособными завязать с другим человеком любящие, продолжительные отношения. Поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода, во взрослой жизни их отношения остаются поверхностными.

Условия в детских домах во многом являются неблагоприятными для формирования близких человеческих связей. Зачастую о малышах заботятся несколько нянь, которые часто сменяют друг друга, и ребенок не успевает установить достаточно глубокие доверительные связи. Персонал детских домов удовлетворяет физические потребности детей, но при этом мало времени уделяет на непосредственное общение с ними. Часто рядом нет никого, кто мог бы откликнуться на плач малышей, улыбнуться им в ответ, поговорить с ними, когда они лепечут, или взять их на руки, когда они этого хотят. Поэтому малышу трудно установить прочную связь с каким-то определенным человеком, т. к. он столкнулся с опытом разлучения с близкими опекунами. Как полагает М. Эйнсворт, разлучение, скорее всего, будет наиболее болезненным в возрасте между 6 месяцами и 3–4  годами. В это время у ребенка интенсивно формируются привязанности и отсутствуют независимость и когнитивные способности, позволяющие справиться с разлучением в адаптивной манере.

Благодаря исследованиям Боулби и Робертсона были выделены следующие этапы эффекта разлучения:

• протест – длится от нескольких часов до недели или больше. В этот период малыш переживает острое горе из-за разлуки с матерью и стремится вернуть ее громким плачем, может трясти свою кроватку, бросаться из стороны в строну. При этом может отвергать всех, кто ухаживает за ним.

• отчаяние – ребенок затихает, уходит в себя, становится пассивными и, по-видимому, находится в состоянии глубокой печали.

• отчужденность – ребенок более оживлен и может принять заботу медсестер и других людей, вступает в общение с окружающими. При этом, когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается с безразличным видом и, кажется, что потерял к ней всякий интерес.

Большинство детей восстанавливают свою связь с матерью спустя какое-то время, но если разлучение было продолжительным, и ребенок лишился других опекунов (например, медсестер), он может утратить доверие ко всем людям. Результатом в этом случае также становится «личность, лишенная любви». Такой ребенок будет больше сосредотачиваться на себе и вместо того, чтобы направлять свои желания и чувства на других людей, чаще станет стремиться к конкретным благам: получению сладостей, игрушек или еды.

Недостаток сформированности здоровой привязанности в раннем детстве приводит в дальнейшем к формированию «синдрома эмоционального холода», что проявляется в избегании (отсутствии) эмоций, чувств. Такой человек живет за внешними фасадами, которые могут выглядеть, либо как псевдонезависимость, самодостаточность, отсутствие потребности в теплых отношениях, прагматичность в эмоциональных и сексуальных отношениях, либо, наоборот, как зависимость от другого человека, его теплого отношения, потребность в экстремальных, «зашкаливающих» эмоциях, любовь, сметающая все препятствия, жертвенность в любви и дружбе и т.п. Но и в том и в другом случае за фасадами спрятано неверие людям, неверие в себя, ощущение собственной ненужности, недостойности и т.п.

М. Эйнсворт в исследовании «Незнакомая ситуация» выделяет три паттерна привязанности, которые формируются при опыте раннего взаимодействия малыша с матерью:

1) Младенцы с надежной привязанностью – реализуют здоровый паттерн привязанности. Они относятся к матери, как к опоре, защитнику в незнакомой ситуации, испытывают сильную потребность в близости к ней, в присутствии матери испытывают смелость для активного исследования окружающей обстановки. Их матери, как правило, проявляют сенситивность и быстро реагируют на плач и другие сигналы своих малышей.

2) Младенцы с избегающей привязанностью опасаются, что не смогут найти у своей матери поддержки и поэтому склонны реагировать в оборонительном ключе. Избирают безразличную, сдержанную манеру поведения, как бы отрицая какие-либо чувства к матери, чтобы себя защитить. Матери таких детей, в свою очередь, реагируют на поведение младенцев относительно несенситивно, склонны вмешиваться и отвергать своих детей.

3) Младенцы с амбивалентной привязанностью проявляют амбивалентные чувства по отношению к матери: то стремительно тянутся к ней и сильно волнуются в ее отсутствие, то сердито отталкивают. Как правило, эти матери обращались со своими малышами в непоследовательной манере: иногда они проявляют ласку и отзывчивость, а иногда отстраненность и равнодушие.

Таким образом, младенец социален с рождения и нуждается в контакте и эмоциональном взаимодействии. Поведение привязанности – это любые формы поведения, направленные на удержание и взаимодействие с объектом привязанности, т. к. именно особенности взаимодействия ребенка с родителями в раннем детстве являются ведущими в процессе формирования здоровой привязанности. По сути, отношение взрослого является не средством, а сущностью и содержанием самосознания ребенка.