Эссе "Психолог вчера,сегодня,завтра"

Стяжкина Анна Ярулловна

Развитие психологической службы в системе образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ  «ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕ МЕ  ОБРА ЗОВА НИЯ: ВЧЕ РА , СЕ ГОДНЯ, ЗА ВТРА ».

СТЯЖКИНА  А ННА  ЯРУЛЛОВНА , МА ДОУ №  11-ФИЛИА Л ДОУ № 20

Ре ше ние  за да ч совре ме нного обра зова ния, оптимиза ция обра зова те льного проце сса  пре дусма трива е т уче т ра зличных фа кторов ‒ политиче ских, экономиче ских, за конода те льных, социа льных. Стре мле ние  к тому, чтобы воспита ть многогра нную личность, приводит к на пряже нной ра боте  на д внутре нним миром, духовным ростом, поиском индивидуа льного пути к воспита нию де те й. Только че лове к с высоким уровне м отве тстве нности и открытости, че лове к, который може т быть одновре ме нно свободным и те рпимым, творче ским и милосе рдным, только он може т быть способе н созда ть личность, котора я, в свою оче ре дь, буде т не повторимой и уника льной. Это тре буе т суще стве нных изме не ний в обра зова те льных проце сса х, в ча стности углубле ния пра ктиче ской психологии в жизнь обще ства , в ча стности в обра зова ние .

Сложные  условия совре ме нной обще стве нной ситуа ции де ла ют пра ктиче ских психологов не  просто нужными, а  порой не обходимыми уча стника ми обра зова те льного проце сса . Ка кую же  роль и ме сто психологиче ска я служба  за нима ла , за нима е т и буде т за нима ть в систе ме  обра зова ния? Чтобы это понять, ва жно вспомнить историю  ра звития психологиче ской службы систе мы обра зова ния.

Обзор истории ра звития психологиче ских служб в на ше й стра не  позволяе т выде лить не сколько основных эта пов, ка ждый из которых име е т  опре де ле нные  те оре тико-ме тодологиче ские  основы, соде ржа ние , подходы к орга низа ции и пра ктиче скую зна чимость. Е сли условно ра зде лить  на  вре ме нные  пе риоды, то можно говорить о доорга низа ционном, орга низа ционном эта па х, а дминистра тивном за пре те  и  эта пе  возрожде ния. Пре дста вите лями того вре ме ни  являются В. М. Бе хте ре в, Ф. Ла зурский., П. П. Блонский, М. Я. Ба сов, Л. С. Выготский. В эти пе риоды психология в обра зова нии пе ре жила  и взле ты и па де ния. Созда ва лись пе дологиче ские  це нтры и учре жде ния. Госуда рство говорило о не обходимости воспита ния «нового че лове ка ».За те м на ступил а дминистра тивный за пре ти  продлился  с 30-х и вплоть до 80-х годов ХХ ве ка .  Этот эта п обусловле н утве ржде ние м сове тской а дминистра тивной систе мы, котора я не  пре дусма трива ла  ника ких других ме тодов ра боты с людьми, кроме  а дминистра тивно-иде ологиче ских. Эта п возрожде ния продлился совсе м не долго 5-6 ле т, приме рно с се ре дины 80-х по 90е  годы. Этот эта п связа н с де гра да цие й и ра зруше ние м сове тской а дминистра тивно-политиче ской систе мы. Вновь вста л вопрос о не обходимости созда ния психологиче ских служб, о  не обходимости улучше ния психолого-пе да гогиче ского изуче ния уча щихся на  протяже нии все го пе риода  обуче ния, выявле ние  их инте ре сов и да рова ний, а  та кже  свое вре ме нное  выявле ние  причин отста ва ния в уче бе  и не доста тков в пове де нии отде льных де те й, выбор на иболе е  эффе ктивных путе й устра не ния этих явле ний. Подче ркива ла сь не обходимость ра сшире ния возможносте й учите ле й по выбору оптима льных форм и ме тодов обуче ния и воспита ния, а ктивного вне дре ния в пра ктику достиже ний пе да гогики и психологии.

Я очень надеюсь , что в самое ближайшее время будет обеспечена доступность, качество и полнота спектра профессиональной психологической помощи для всех категорий обучающихся независимо от места их проживания в соответствии с принятыми стандартами, что приведет:

-к созданию инфраструктуры безопасной психологической образовательной среды для обучающихся, удовлетворяющей общественные потребности в решении психологических проблем позитивной социализации, воспитания, образования и оздоровления детей и молодежи;

-к созданию инфраструктуры образовательной среды, обеспечивающей индивидуализацию обучения, развития, воспитания и образования обучающихся, проявивших выдающиеся способности;

-к повышению социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования за счет формирования человеческого капитала, укрепления социальной консолидации и стабильности общества, оптимизации межкультурной коммуникации.