Характеристика профессиональной деятельности 2021 год
Заочный этап областного конкурса педагогических работников «Воспитать человека - 2021»; Номинация «Педагог-психолог»; «Характеристика профессиональной деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_prof.deyatelnosti_podsekina_o.v_1.doc | 450 КБ |
Предварительный просмотр:
Заочный этап областного конкурса педагогических работников
«Воспитать человека - 2021»
Номинация «Педагог-психолог»
«Характеристика профессиональной деятельности»
Подсекина Ольга Владимировна
педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №75»
ГО «Котлас»
Профессиональная деятельность началась с 2008 года в ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ», г. Котлас, пос. Вычегодский. Первые шаги были непростыми, но очень ответственными, так как это была работа с детьми, имеющими нарушение слуха, детьми-инвалидами, детьми-сиротами, оставшимся без попечения родителей. Здесь каждый ребенок ждал особого внимания и подхода, помощи обрести веру в людей и доверие к миру. Это был колоссальный профессиональный и личностный опыт. С 2017 профессиональная деятельность продолжается в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №75». В 2019 г. присвоена высшая квалификационная категория.
Цель профессиональной деятельности педагога-психолога - создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Реализация цели осуществляется посредством решения основных задач:
- осуществлять психолого-педагогическую помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций по вопросам воспитания, обучения, развития и коррекции нарушений развития детей;
- совершенствовать и развивать эффективные методы, формы, технологии оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям с отклоняющимся поведением с учётом инновационных идей и современных требований;
- повышать эффективность и качество профессиональной деятельности через участие в работе методических объединений, творческих групп, освоение программ повышения квалификации (Приложение 1), самообразование.
- динамика результатов работы.
Приоритетные направления профессиональной деятельности востребованы участниками образовательного отношений, обоснованы целями образовательной организации, требованиями профстандарта педагога-психолога (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования»):
- диагностическая;
- психологическое консультирование;
- коррекционно-развивающая;
- психологическое просвещение и профилактика;
- организационно-методическая работа и экспертная деятельность;
- образовательная деятельность.
1). Диагностическая деятельность. Углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей, в профессиональном самоопределении, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации). Исследования проводятся в режиме как группового, так и индивидуального исследования, прослеживается динамика процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овладении учебной деятельностью, что помогает ориентироваться в трудностях школьной адаптации.
2). Психологическое консультирование субъектов образовательного организации (консультирование родителей (законных представителей), педагогов, обучающихся, специалистов образовательных организаций города по вопросам развития, воспитания, обучения детей, поиску возможных путей коррекции и профилактики). Ежегодное ранжирование обращений позволило выделить наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного отношений:
- трудности усвоения общеобразовательной программы;
- трудности усвоения социальных норм, правил поведения;
- проблемы в детско-родительских отношениях;
- трудности в профессиональном определении, развитии навыка целеполагания.
Наиболее актуальной и востребованной в последние годы становится работа с семьей, воспитывающей детей в возрасте 11-16 лет. Главным запросом родителей является низкая учебная успеваемость, отсутствие мотивации к учебе, интересов, конфликты, склонность к аддиктивному поведению у подростков. Анализ планово-отчетной документации, отзывы о мероприятиях, наблюдения показали, что консультирование обучающихся по различным направлениям, индивидуальные и подгрупповые занятия с элементами тренинга стабильно посещают обучающиеся с 1 по 11 классы:
Подтверждением продуктивности работы являются такие показатели, как:
- положительный рост обращений родителей за информационно-тематическими консультациями для оказания психологической, коррекционной, воспитательной помощи обучающимся;
- систематические выступления на родительских собраниях с целью приобщения родителей к психологической культуре;
- размещение рекомендаций, буклетов на сайте учреждения в разделе «Полезная информация» (http://vsg.edusite.ru/p48aa1.html).
3). Коррекционно-развивающая деятельность. Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Сведения об обучающихся, посещающих занятия педагога-психолога:
Учебный год | 2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 | |
Дети с ОВЗ, из них: | 11 | 27 | 36 | |
- с тяжелыми нарушениями речи | 2 | 1 | 5 | |
- с задержкой психического развития | 9 | 25 | 30 | |
- с нарушением опорно-двигательного аппарата | 0 | 1 | 1 | |
Дети-инвалиды | 5 | 7 | 6 |
Совместно со специалистами ОО разрабатываются и реализуются планы проведения коррекционно - развивающих занятий для детей и обучающихся, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, на снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении; проектируем индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся:
- коррекционно-развивающая программа «Познай себя» для детей с ОВЗ и инвалидностью (программа разработана на основе модели развития личности Г.К. Селевко). Занятия по программе проводятся в индивидуальной форме;
- коррекционно-развивающая программа «Песочные фантазии», направленная на развитие произвольной регуляции деятельности (занятия по программе проводятся в подгрупповой форме для младших школьников с ОВЗ в период адаптации к ОО), программа разработана на основе авторской программы по песочной терапии «Песочные фантазии», автор Ю.М. Кузнецова;
Анализ коррекционно-развивающих программ показывает положительную динамику в развитии эмоционально-личностной сферы обучающихся с ОВЗ, снижение уровня тревожности, агрессивных проявлений:
Использование комплекса современных технологий позволяет целенаправленно работать над повышением качества личностных достижений обучающихся и учебно-воспитательного процесса в целом.
Важным условием эффективности реализации каждой коррекционно-развивающей программы является оказание комплексной помощи родителям, которые нуждаются в психологической поддержке, консультативной помощи по вопросам развития и воспитания «особого» ребенка. Ценность коррекционной работы в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
Одним из приоритетных направлений в школе является работа с одаренными обучающимися по программе «Одаренные дети». Разрабатываются психологические рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для одаренных обучающихся.
4). Психологическое просвещение субъектов образовательных отношений проводится с разными категориями участников образовательного отношений: обучающимися, педагогами, родителями (законными представителями), специалистами других образовательных организаций. Просветительская деятельность осуществляется в разной форме (лекции, семинары, родительские собрания и др.). Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Наиболее востребованными для педагогов являются темы, связанные с организаций психологически безопасного образовательного пространства:
- «Школьный буллинг. Пути разрешения школьных конфликтов»;
- «Психологический микроклимат в семье», «Погода в доме», «Насилие в
семье»;
- «Адаптация первоклассника», «Готовность к школе», «Психологическая
готовность к ЕГЭ, ГВЭ, ОГЭ обучающихся и их родителей», «Профилактика компьютерной зависимости обучающихся»;
- «Организация безопасной психологической среды в образовательной
организации» и др.
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации реализуется через психологические игры, дни психологии, проектную деятельность, социальные акции, индивидуальные консультации. Психопрофилактическая работа со школьниками способствует ранней профилактике курения и пропаганде здорового образа жизни школьников. В ходе занятий у детей формируются навыки конструктивного общения и умение сказать «нет». Отрабатываются приёмы управления агрессией, гневом. Занятия помогают обучающимся осознать временную перспективу жизни, привлекательность будущего без зависимости, способствуют приобретению социального опыта общения.
Проводимая профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную деятельность на устранение трудностей. Данная работа способствует предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии обучающихся.
Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов, размещение информации для родителей в группах, беседах в социальных сетях. Памятки, рекомендации, буклеты для обучающихся, их родителей и педагогов, мероприятия, акции размещены на сайте https://vsg.edusite.ru/p48aa1.html, а также в группах, беседах классов в социальных сетях.
5). Организационно-методическая работа и экспертная деятельность осуществляется следующим образом:
- планирование и анализ своей деятельности (составление годового, ежемесячного, еженедельного плана работы, годового анализа работы;
- анализ результатов диагностики, написание заключений, ведение текущей
документации;
- подготовка материалов к консультированию, просвещению, коррекции и
т.д. (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария, разработка коррекционно-развивающих программ, подготовка материалов для выступления на психолого-педагогических консилиумах, методических объединениях и педагогических советах педагогов, оформления тематических стендов);
- повышение уровня профессиональной квалификации (обучение на курсах повышения квалификации и посещение конференций и семинаров; участие в конкурсах профессионального мастерства; работа по теме самообразования и обобщение опыта).
6). Образовательная деятельность является одной из ведущих форм работы и осуществляется посредством реализации программы «Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы» по курсу «Психология и выбор профессии» (предпрофильная подготовка обучающихся 10-11 классов).
Оптимальное решение вопроса «Кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому молодому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профориентационная работа.
Основной задачей является формирование готовности обучающихся к обоснованному выбору профессии, карьеры с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Основные формы деятельности, которые используются для сопровождения профориентационной работы:
- диагностика (помогает изучить способности, склонности и профессиональные интересы обучающихся; осуществить мониторинг готовности старшеклассников к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования);
- профориентационные игры, классные часы, которые позволяют в игровой
форме расширить представления обучающихся о профессиях, о собственных предпочтениях.
На занятиях используются диагностические методики на самоопределение:
- определение профессионального типа личности (авторская методика Дж. Холланда). Каждый старшеклассник определяет свой ярко-выраженный профессиональный тип личности;
- дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова;
- карта интересов С.Я. Карпиловская;
- методика для определения у обучающихся типов мышления и уровня креативности по методу Торренса;
- матрица выбора профессии (методика Г. Резапкиной).
Результаты профдиагностики предоставляются обучающимся, классным руководителям в виде сводных таблиц, что позволяет эффективно спланировать дальнейшую профориентационную работу в классе с детьми, используется эта информация и на родительских собраниях. Во время проведения плановых диагностик параллельно осуществляется просветительская и консультационная деятельность. Обучающиеся получают информацию по результатам диагностики, рекомендации, могут получить ответы на интересующие их вопросы. Многие ребята принимают участие в открытых онлайн - уроках на портале «ПроеКТОриЯ», в мастер-классах на «Большой перемене». Обучающимся предоставляется возможность посещать различные интересные сайты, ресурсы в сети Интернет:
- проект Skills Map о новых профессиях;
- проект Smartia о профессиях, навыках и личных историях;
- портал «Моё образование» и подбор специальностей по экзаменам ЕГЭ;
- алгоритм по выбору специальности, который можно скачать к себе на компьютер (от проектов «Образ жизни» и Smart Course);
- Профилум — интерактивный каталог профессий с уровнем зарплат и требованиями;
- портал об образовании и карьере Учёба.ру;
- путеводители по сферам деятельности и компаниями (ENG);
- книги «Странные профессии», «Как выбрать профессию в 17 лет».
Различные сайты, где старшеклассники могут самостоятельно пройти интересные тесты, которые расскажут им о своих склонностях, интересах в различных направлениях:
- тест от Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»;
- тесты на портале Учеба.ру; тесты по профориентации в различных сферах
- Карьерный компас;
У обучающихся есть возможность принимать участие в деловых играх, которые позволяют примерить на себя новую реальность и новую роль, дают много пищи для самоанализа:
- Деловая игра от Школы тренинга НИУ ВШЭ;
- Бизнес-игры от PROекта PRO;
- Кейс-чемпионаты от проекта Changellenge;
- Тренинговый центр КОТ.
Также есть возможность использовать полезные материалы: Smart Course;
КИД.Travel; Курс Профи.
Мониторинг эффективности профориентационной работы представлен в следующих графиках:
1) «Положительные результаты поступления обучающихся 11 класса в ВУЗы»
2) «Положительные результаты поступления обучающихся 9-х классов в СПО»
Результаты поступлений обучающихся свидетельствуют о качестве проводимой профориентационной работы, о сформированности профессиональной мотивации.
В работе педагога-психолога активно использую различные методы и приемы, технологию педагогической поддержки, игровые технологии, технологию самосовершенствования личности:
- информационно-коммуникационные технологии служат для реализации
всех достоинств использования ИКТ, создания собственных компьютерных презентации в программе POWER POINT, все компоненты которых адекватны целям обучения. Создана презентация «Представление психолого-педагогической технологии» (https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/korrekcionnaja-rabota-s-detmi/282488-predstavlenie-psihologo-pedagogicheskoj-tehno.html);
- в коррекционно – развивающей деятельности используется метод песочной терапии, который уникален и одинаково эффективен как для взрослых, так и для детей. Песок, как мы знаем, заземляет негативную энергию. Это направление содержит в себе мощнейший коррекционный ресурс. В песочнице раскрывается внутренний мир ребенка, где он может выплеснуть свой гнев, переживания, травмы см. Сенсорная комната (edusite.ru);
- использование мультимедийных технологий и интерактивное оборудование
в сенсорной комнате ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» с 2009-2018 уч. годы: (https://nsportal.ru/albom/2017/07/09/podsekina-olga-vladimirovna/sensornaya-komnata).
О продуктивности деятельности, внедрение наработок в практику говорит следующее:
- наличие публикаций в следующих изданиях:
- публикация в сборнике «Актуальные вопросы современного образования» в рамках XXII Ломоносовских чтений «Песочная терапия - инновационная технология психотерапевтической работы с детьми с нарушением слуха», г. Котлас, 2017г.
- публикации методических материалов на Всероссийском образовательном портале «Продленка. орг»: «Программа профилактической работы с обучающимися группы риска», 2017г.
- публикация в сборнике методических разработок «Методика и опыт» г. Москва, Образ-центр, статья «Эффективность применения инновационных технологий в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья», 2018г.
- публикация в сборнике «Качество образовательного процесса в структуре качества образования» в рамках XXIII Ломоносовских чтений «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога», г. Котлас, 2019г.
- публикации в сети Интернет: Продленка.орг Презентация для педагогов «Буллинг в школе», май 2019г.; буклет «Как узнать, употребляет ли ребенок наркотики», март 2019г.
- публикации с обобщением опыта работы по профориентации, 2019-2020 уч. год.
2) выступления на методических объединениях, ГПО педагогов-психологов школ и детских садов, транслирование опыта практических результатов педагогической деятельности на ресурсах сети Интернет:
- выступления на ГПО педагогов-психологов школ и детских садов г. Котласа: 2018г. «Патологические привычки: причины проявления и рекомендации по их устранению»; «Раскрытие теоретических и практических аспектов реализации инклюзивной практики»;
- выступление на круглом столе ГБУ АО для детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей «Котласский детский дом» по теме: «Мотивация учения - основное условие успешного обучения», 2018г.;
- участник межмуниципального семинара-практикума «Комплексное сопровождение детей-инвалидов в условиях внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ», ГБОУ АО «СКОШ №14», представление опыта работы по сопровождению детей с нарушением слуха, 2018г.;
- участник круглого стола педагогов-психологов школ г. Котласа с выступлением: «Взаимодействие, методы и формы психологической службы с трудными семьями», сертификат ГБСУ АО «Котласский СРЦН Маяк», 2019г.;
- участник муниципальных семинаров для классных руководителей, молодых педагогов школ города Котласа, открытые уроки, 2020г.;
- Сертификат от ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» за стендовый доклад «Использование инновационных технологий в процессе развития и коррекции психофизического развития и эмоционально-волевой сферы обучающихся с нарушением слуха» в рамках межрайонного фестиваля педагогических идей.
- Открытый мастер-класс для студентов КПК «Путешествие в волшебную
комнату» в рамках Дней открытых дверей в ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ», 2017г.
- Сертификат за выступление на педагогическом совете «Песочная терапия - инновационная технология психотерапевтической работы с детьми», 2017г.
- Сайт ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» (https://vsg.edusite.ru/p48aa1.html)
- Сайт МОУ «СОШ №75» (http://shkola75.ru/roditelyam.html)
- Мини-сайт Социальной сети работников образования (https://nsportal.ru/podsekina-olga-vladimirovna)
- Образовательный портал «Продленка. орг» (https://www.prodlenka.org/profile/97468/publications.html)
- Учительский сайт «Инфоурок» (https://infourok.ru/user/podsekina-olga-vladimirovna/material)
3) Участие в профессиональных конкурсах:
- победитель муниципального, лауреат областного конкурсов педагогического мастерства «Воспитать человека-2017» в номинации «Педагог-психолог»/ «Путь в гармонию» (2015, 2017гг.) (Приложение 2.).
Подводя итог, можно констатировать, что за период работы в образовательных учреждениях с 2008-2020 гг. в должности педагога-психолога проделан большой путь становления и развития в профессии, путь саморазвития, самопознания, самоутверждения. Использование различных форм работы с обучающимися, применение их в образовательном процессе говорит об эффективных результатах работы. В дальнейшем планируется продолжить работу по совершенствованию и развитию эффективных методов, форм, технологий оказания психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Приложение 1.
Курсы повышения квалификации педагога-психолога
Наиболее значимыми за период 2017-2020 г. г. стали:
- Курсы повышения квалификации «Профилактика компьютерной зависимости» 32 часа, АО ИОО г. Архангельск, 2017г.;
- Курсы повышения квалификации «Модели и технологии системы работы с одаренными детьми из числа детей-инвалидов», 72 часа, Институт социальных технологий г. Краснодар, 2017г.;
- Курсы повышения квалификации «ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ: требования к педагогу», 72 часа, «Актион МЦФЭР» г. Москва, 2018г.;
- Курсы повышения квалификации «Теоретический и практические основы применения песочной анимации в работе с детьми», 16 часов, АО ИОО г. Архангельск, 2018г.;
- Курсы повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного образования в контексте стандартизации», 40 часов, АО ИОО г. Архангельск, 2019г.;
- Курсы повышения квалификации «Обучение и воспитание детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного и специального образования», 24 часа, АО ИОО г. Архангельск, 2019г.;
- Курсы повышения квалификации «Учебный план как механизм реализации основной образовательной программы», 16 часов, АО ИОО, г. Коряжма, 2019г.;
- Образовательный курс «ИКТ - технологии в образовании: продвинутый уровень в реализации концепции дистанционного обучения», 20 часов, г. Екатеринбург, 2020г.;
- Программа дополнительного образования «Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей», 16 часов, Санкт-Петербург, 2020 г.
Приложение 2.
Награды:
1. Почетная грамота Министерства образования и науки Архангельской области (2018г.);
2. Победитель муниципального конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2015» в номинации «Педагог-психолог года», 2015г., г. Котлас;
3. Диплом лауреата областного конкурса работников образовательных организаций «Воспитать человека-2017» в номинации «Путь в гармонию», г. Архангельск;
4. Победитель школьного конкурса педагогического мастерства в номинации «Дебют» по итогам 2018-2019 учебного года.
5. Диплом III степени муниципального конкурса-соревнования «Безопасное колесо-2019» в творческом командном конкурсе «Дети - за безопасность на дорогах», г. Котлас.
6. Диплом участника Всероссийского Конкурса «ЗАВУЧ ГОДА 2019», 12.03-01.09.2019г.
7. Дипломы победителя Всероссийских творческих конкурсов 2019-2020 гг. в сети Интернет.
В 2019 г. присвоена высшая квалификационная категория.