Тренинг «Формирование внутренних ресурсов противостояния стрессовым ситуациям» 9-11 класс
Аннотация
Тренинг «Формирование внутренних ресурсов противостояния стрессовым ситуациям» реализуется педагогом-психологом Олейниковой Е.Н. в рамках Программы психолого-педагогического сопровождения подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации (учащиеся 9, 11 классов), по запросу родителей и учащихся в 8, 10 – х классах, в рамках профилактики суицидального поведения.
Актуальность. Количество стрессогенных факторов в современном мире стремительно увеличивается, что сказывается абсолютно на всех сферах жизни современного человека вне зависимости от его пола и возраста. Воздействие неблагоприятных факторов ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). Таким образом, формирование внутренних ресурсов противодействия стрессовым ситуациям является важных инструментом развития стрессоустойчивости и профилактики психологических нарушений.
Цель тренинга: повысить стрессоустойчивость и жизнестойкость подростков.
Задачи:
- повышение уровня стрессоустойчивости;
- поиск внутренних ресурсов личности для противостояния стрессовым ситуациям.
Вид тренинга: тренинг личностного развития, обучающий тренинг.
Тренинг проводится в классе или в кабинете педагога - психолога с хорошим освещением, достаточным количеством посадочных мест. Необходимо наличие доски, мела, шариковых ручек или карандашей (по количеству участников), листов бумаги формата А4 (из расчета 3 листа на 1 участника).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no_6_mr_trening_s_obuchayushchimisya.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждения Новосибирского района Новосибирской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» (МКОУ «ЦДиК»)
Тренинг
«Формирование внутренних ресурсов противостояния стрессовым ситуациям»
Автор: Олейникова Евгения Николаевна,
педагог-психолог
Новосибирский район
2020г.
Аннотация
Тренинг «Формирование внутренних ресурсов противостояния стрессовым ситуациям» реализуется педагогом-психологом Олейниковой Е.Н. в рамках Программы психолого-педагогического сопровождения подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации (учащиеся 9, 11 классов), по запросу родителей и учащихся в 8, 10 – х классах, в рамках профилактики суицидального поведения.
Актуальность. Количество стрессогенных факторов в современном мире стремительно увеличивается, что сказывается абсолютно на всех сферах жизни современного человека вне зависимости от его пола и возраста. Воздействие неблагоприятных факторов ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). Таким образом, формирование внутренних ресурсов противодействия стрессовым ситуациям является важных инструментом развития стрессоустойчивости и профилактики психологических нарушений.
Цель тренинга: повысить стрессоустойчивость и жизнестойкость подростков.
Задачи:
- повышение уровня стрессоустойчивости;
- поиск внутренних ресурсов личности для противостояния стрессовым ситуациям.
Вид тренинга: тренинг личностного развития, обучающий тренинг.
Тренинг проводится в классе или в кабинете педагога - психолога с хорошим освещением, достаточным количеством посадочных мест. Необходимо наличие доски, мела, шариковых ручек или карандашей (по количеству участников), листов бумаги формата А4 (из расчета 3 листа на 1 участника).
Психолог представляется участникам, знакомит с темой тренинга, правилами работы в группе, режимом работы.
Упражнение 1. Знакомство.
Цель. Знакомство участников друг с другом, развитие партнерских взаимоотношений.
Содержание. Участники группы садятся в круг, поочередно называют свое имя и пару личностных качеств, которые считают своими сильными сторонами.
Психолог.Сегодня мы поговорим с вами о таком важном навыке, как навык стрессоустойчивости, т.е. устойчивость к стрессу.
Давайте поразмышляем, что такое стресс (участники тренинга поочерёдно высказывают свою точку зрения). Психолог записывает ответы на доске. После того, как все участники высказали свое мнения, группа переходит к обсуждению.
Психолог резюмирует сказанное. Стресс — это реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную деятельность. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который стимулирует организм к активным действиям. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.
Надо отметить, что сильные стрессы влияют не только на качество жизни, но и на здоровье. Постоянный стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний. Поэтому необходимо уметь справляться со стрессом.
Наша повседневная жизнь полна различных событий, одни вызываю у нас радость, другие переживания, волнения, третьи заставляют задуматься, некоторые из них выбивают нас из колеи, заводят в тупик.
Психическими стрессами могут быть сильные как отрицательные, так и положительные эмоции.
В зависимости от результата в психологии различают следующие виды стресса:
-Эустрессы («полезные» стрессы). Для успешного существования каждому из нас необходима небольшая доза стресса. Именно она является движущей силой нашего развития. Это состояние можно назвать «реакцией пробуждения». Оно сродни пробуждению ото сна. Чтобы утром пойти в школу, на тренировку необходимо встать с кровати и проснуться. Для достижения рабочей активности нужен толчок, небольшая порция адреналина. Эту роль и выполняют эустрессы.
- Дистрессы (вредные стрессы), возникающие при критическом напряжении, волнении, раздражении. Именно это состояние и отвечает всем представлениям о стрессе.
Думаю, что каждый из нас испытывал на себе пагубное влияние дистересса, кому-то из нас удалось с достоинством выйти из стрессогенной ситуации, а у кого-то возможно и сейчас есть ситуации, выход из которых затруднен.
Упражнение 2.
Цель: Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям. Предоставление участникам возможности получить обратную связь по поводу своей проблемы, обменяться опытом.
Оборудование: ручка, лист бумаги.
Инструкция. Перед вами лист бумаги и ручка, опишите жизненную ситуацию, которая являлась или является для вас стрессогенной.
Сложите бумагу вчетверо или сомните ее, положите в коробку.
Содержание.Участники тренинга по кругу вытаскивают записки из коробки, зачитывают написанное и так же поочередно высказывают свое мнение по поводу выхода из описанной ситуации.
На обсуждение каждой проблемы отводится 10 минут. Если кто-то из участников подгруппы догадался, чья эта проблема, он не должен делиться своей информацией или догадками с участниками. Обсуждение проводится методом мозгового штурма, то есть задача участников — найти как можно больше вариантов решений заявленной в записке проблемы. Для повышения эффективности этой процедуры можно записывать возможные варианты решений.
Упражнение 2. «Волшебный эликсир»
Цель: поиск внутренних ресурсов личности.
Оборудование: ручка, лист бумаги.
Инструкция. Все мы помним мультфильмы о приключениях отважных галлов Астерикса и Обеликса, пользующихся волшебным эликсиром, сваренным друидом Панорамиксом, в борьбе с римлянами.
Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни мечтал воспользоваться подобным эликсиром. Рецепт зелья был утерян, но средство для восстановления сил, поднятия жизненного тонуса, улучшения качества жизни существует.
Подумайте и запишите минимум 10 способов, как вы можете восстановить свои силы, или какие способы восстановления сил используете уже сейчас. Способы должны быть реальны и осуществимы. По окончанию работы проведите вертикальную линию.
Перечитайте еще раз способы восстановления сил и рядом со своими примерами запишите цвет, с которым у вас ассоциируется каждый пункт, затем проведите еще одну вертикальную линию и проранжируйте цвета по степени привлекательности для вас. Присвойте самому привлекательному для вас цвету значение 1, менее привлекательному - 2, еще менее привлекательному – 3 и так далее.
Посмотрите на последний столбик, где у вас находятся числа-оценки привлекательности цветов. Давайте составим ТОП-3 самых эффективных силовосстановителей для вас.
Подчеркните горизонтальной линией способы восстановления рядом с цифрой 1, 2 и 3 – эти идеи организации досуга помогут вам не только получить удовольствие и заряд положительных эмоций, но и эффективно восстановить силы.
Примечание. Часто учащиеся отмечают такие занятия как: «посидеть в телефоне», «поиграть в компьютерную игру» и т.п. Важно обсудить с учениками, что именно привлекает их в выбранном занятии. Зачастую «посидеть в телефоне» и «поиграть в компьютерную игру» - это пообщаться с друзьями-единомышленниками на интересующие темы (чаты по интересам, сетевые интернет-игры). После более детальной беседы можно сделать акцент на других способах подобного общения, поиска единомышленников за приделами интернет сети, привлечь подростка к кружковой или проектной деятельности.
Подведение итогов.
Цель. Обобщение знаний, умений и эмоций, полученных в ходе тренинга.
Содержание. Каждому участнику тренинга предоставляется слово, они делятся впечатлениями, отмечают, что нового (полезного, важного) узнали в ходе работы.
Список используемой литературы:
1. Аболин Л. М. О факторах устойчивости к стрессу // Психический стресс в спорте: Материалы Всесоюзного симпозиума. - Пермь, 1973. - С. 67-69.
2. Андреева А. Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1994.
3. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.
4. Никифоров Г.С., Филимоненко Ю.И., Польшин А.К. Психологические аспекты саморегуляции состояния. – Л., 1986
5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1960.