Психологическая профилактика эмоционального благополучия учеников
Система работы психолога, диагностика и этапы скрининга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_shumilinoy_19.02.21.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранняя профилактика эмоционального неблагополучия учащихся.
Это направление работы педагога-психолога требует взаимодействия с классными руководителями, социальными педагогами. Диагностический этап состоит из педагогической и психологической диагностики.
Педагогическая диагностика в 1-4 классах
- Карта наблюдения родителей за состоянием ребенка (декабрь)
Эта карта заполняется родителями. Она позволяет выявить отклонения в психофизиологическом состоянии ребенка и определить «пограничные» нарушения здоровья по поведенческим реакциям. Перед тем как дать карту для заполнения родителям, необходимо объяснить им, что карта заполняется по результатам наблюдения за ребенком в течение недели. Заполненные бланки классный руководитель передает педагогу-психологу.
- Карта наблюдения учителя за поведением ребенка в школе (октябрь, апрель)
Эта карта заполняется учителем. Она позволяет выявить отклонения в состоянии учащегося, свидетельствующие о недостаточной его адаптации к школе и значительном напряжении.
- Методика САН (самочувствие, активность, настроение) (ноябрь, апрель)
Методика САН используется во 2- 4 классах с целью оценки самочувствия, активности, настроения учащихся. Заполненные бланки классный руководитель передает педагогу-психологу.
- Методика «Календарь эмоций» (октябрь, март)
Методика «Календарь эмоций» используется в 1-3 классах. Методика проводится ежедневно, включая выходные дни, на протяжении 10 дней с целью изучения эмоционального состояния каждого ребенка. На всем протяжении диагностики бланки находятся у учителя. «Календарь эмоций» заполняется только в школе. Заполненные бланки классный руководитель передает педагогу-психологу.
Результаты педагогической диагностики.
Педагог-психолог выступает экспертом при оценивании результатов педагогической диагностики. Обрабатывает бланки ответов. Данные диагностики отражаются в сводной таблице результатов всего класса.
Психологическая диагностика в 1-4 классах
Проективная методика «Рисунок семьи» выполняется детьми 1-4 классов только в школе. Оценивается наличие признаков неблагополучия в семье. При необходимости проводятся дополнительные обследования детей группы риска.
Педагог-психолог делает вывод о наличии или отсутствии эмоционального неблагополучия детей по нескольким параметрам . Даются рекомендации учителю, приглашаются родители для консультации. При выявлении проблемной ситуации в семье подключается социальный педагог, обследует семейную обстановку.
Педагогическая диагностика в 5-11 классах
- Опросник для классного руководителя «Наличие факторов кризисной ситуации»
(1 четверть)
Таблица заполняется классным руководителем 1 раз в год, и сдается педагогу-психологу. Данные анализируются педагогом-психологом, составляется первичный список группы риска. В случае изменений, произошедших с учащимися в течение года, классный руководитель корректирует информацию и предоставляет педагогу-психологу.
- Опросник для родителей «Оценка психоэмоционального благополучия подростка» (2 четверть)
Опросник заполняется родителями. Он позволяет выявить кризисное состояние у подростка по ряду представленных признаков. Перед тем, как дать опросник для заполнения родителям, необходимо объяснить, что опросник заполняется по результатам наблюдения за ребенком в течение последних двух недель.
Заполненные анкеты классный руководитель передает педагогу-психологу.
- Методика САН (самочувствие, активность, настроение) ( март)
Методика САН используется в 5-11 классах.
Цель: оценка самочувствия, активности, настроения учащихся.
Заполненные анкеты классный руководитель передает педагогу-психологу.
Психологическая диагностика в 5-11 классах
В 5-6 классах проводится методика Филлипса «Уровень тревожности» или Г.В. Резапкиной «Определение уровня тревожности».
В 7-11 классах методика ШСНС Цунга или Спилберга-Ханина « Ситуационная и личностная тревожность».
Выявляются дети с высокими показателями тревожности, субдепрессии. Педагог-психолог оценивает результаты педагогической диагностики, сравнивает с показателями тревожности. Даются рекомендации учителю по работе с группой риска, приглашаются родители для консультации. Социальный педагог проводит профилактические беседы с детьми и родителями. При согласии родителей психолог проводит индивидуальные коррекционные занятия с детьми. Проводится углубленная диагностика с учениками группы риска.
Комплексный подход к профилактике эмоционального неблагополучия детей, взаимодействие педагогов, психологов и социальных педагогов может принести положительные результаты .
Педагог-психолог 1 квалификационной категории Е.Е.Шумилина