Основы психосоматики

Козырева Анна Михайловна

Лекция представляет собой краткий  обзор проблемы, раскрывающий суть понятия, механизм развития психосоматических расстройств, основные теории и имена, а также факторы риска и некоторые направления профилактической и психотерапевтической работы с пациентами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  То, что человек – единая система и всё в нём взаимосвязано, известно с древних времён. Даже в Библии мы встречаем упоминания о том, что «унылый дух сушит кости», а «весёлое сердце благотворно, как врачевство».

В начале 19 века немецкий врач Хайнрот ввёл понятие «психосоматический», и немецкий же психиатр М. Якоби - «соматопсихический».

Термин «соматопсихический» относят к психологическим состояниям, основанием для которых послужил физический недуг. Например, раздражительность при утомлении и ОРВИ, тревога при нарушениях работы щитовидной железы и множество других специфических изменений эмоций, настроения и даже личности, которые являются вторичными по отношению к соматическим заболеваниям, повреждениям и состояниям.

Термин же «психосоматический» отражает процесс, при котором психологические проблемы являются пусковым фактором для различных заболеваний и нарушений.

Изначально исследования психосоматических расстройств проводилось в русле психоаналитической медицины с изучения конверсионной (истерической) симптоматики.

Ф. Александер внёс большой вклад в развитие психосоматической медицины. Он открыл несколько психосоматических клиник.

Сифнеос в 1973г. ввёл понятие «алекситимия», что значит «нет слов для чувств», полагая, что невозможность различать собственные чувства и состояния и выражать их словами могут привести к соматизации этих эмоций.

Так же существуют теории в рамках поведенческого подхода и т.д.

В России исследованиями психосоматических соотношений занимался Павлов в рамках «экспериментального невроза» и рефлекторной теории. Любопытна в практическом применении книга М. Зощенко «Повесть о Разуме».

К психосоматическим расстройствам можно отнести также соматизированные депрессии и тревожные состояния.

Существуют разные классификации психосоматических расстройств. Но все они так или иначе выделяют три группы:

Конверсионные симптомы. 

Конверсионные (истерические) симптомы являются выражением невротического конфликта через тело.  Симптомы таким образом имеют символический характер. Чаще всего это невозможность произвольно управлять конечностями, или временная утрата функций органов чувств без каких-либо изменений на органическом уровне, без учёта иногда анатомических и физиологических особенностей организма. К ним относят истерические параличи и парестезии, слепоту, глухоту, болевые симптомы и т.д.

От симуляции конверсионные симптомы отличаются уверенностью человека в существовании симптома, субъективно проживаемым ощущением боли и т.д.

Например, женщина, читающая телеграмму о смерти мужа временно «слепнет».

Психосоматические реакции и функциональные синдромы. 

Психосоматические реакции – это кратковременные реакции тела на острое эмоциональное состояние: страх, гнев, радость… Они возникают непосредственно вслед за переживанием неприятных, чрезмерно сильных, или опасных обстоятельств. К ним можно отнести головные боли, энурез, энкопрез и т.д.

Функциональные психосоматические нарушения более продолжительны, но не сопровождаются повреждениями структур органов и систем. Их проявления разнообразны. Это могут быть расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта (желудочные спазмы, поносы, запоры), сердечно-сосудистой системы (кардиалгия, сердечная дизритмия (тахикардия, экстрасистолия), артериальная гипер- или гипотония, обмороки), органов дыхания (гипервентиляция лёгких, «невротический» кашель») и т.

Александер описал эти телесные проявления как сопровождающие признаки эмоционального напряжения без характерных черт и обозначил их органными неврозами.

Психосоматические заболевания и Психосоматозы 

Психосоматические заболевания с органической манифестацией проявляются, например, в форме эндокринных заболеваний психогенного происхождения (Исаев). Сейчас к ним могут отнести и частые простудные заболевания, если они связаны со снижением иммунитета в ответ на стрессовую ситуацию.

Специфические психосоматозы (психосоматические болезни) характеризуются не только структурными нарушениями соответствующих органов и систем, но течением, свойственным эти болезням.

Раньше к ним относили 12 заболеваний: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, коронарная болезнь сердца, гипертоническая болезнь, колит, бронхиальная астма, нейродермит, и др.

Позже этот список расширился – к психосоматическим расстройствам относят рак, инфекционные и другие заболевания (Малкина-Пых).

Если не вдаваться в подробности, а перейти к уже синтезированным и обобщённым современным представлениям, для возникновения того или иного стрессзависимого заболевания, или реакции, должны быть несколько факторов.

1 Непосредственно психологический стресс.

 Психологический стресс действует на организм подобно тому, как и физиологический.

В ответ на неблагоприятные изменения внешней среды организм вырабатывает ответную реакцию.

Можно выделить несколько стадий:

- стадия тревоги, когда организму плохо, он страдает и одновременно мобилизует все свои резервные возможности для восстановления равновесия между организмом и средой.

-резистентности, когда организм может относительно нормально функционировать в неблагоприятных условиях.

-истощения. Если условия так и не улучшаются, резервные силы истощаются и организм начинает разрушаться.

 «Селье описывал эустресс — синдром, способствующий сохранению здоровья, и дистресс — вредоносный или неприятный синдром. Последний рассматривается как болезнь адаптации, возникающая в связи с нарушением гомеостаза, т. е. постоянства внутренней среды организма. По мнению Селье, адаптационный синдром осуществляется эндокринной системой посредством мобилизации кортиколиберина, АКТГ, соматотропного гормона, кортикостероидов, адреналина и тиреоидных гормонов».

Психологические стрессы чаще всего имеют социальное происхождение. Во многих случаясь определяющим фактором является не сама внешняя ситуация, а способ её переработки, наличие или отсутствие приспособительной реакции.

Общая схема соматизации

Информация из внешнего мира или сигналы от внутренних процессов организма, проходя через анализаторы обрабатывается корковыми структурами второго блока. Если ситуация оценивается человеком, как как угроза (физическая или социальная), или как невозможность удовлетворения потребностей, через корково-подкорковые связи возбуждение проходит в «эмоциональный центр» - лимбическую систему. Через гипоталамус, миндалину и связь лимбической системы с энергетическим блоком мозга – ретикулярной формацией возникает быстрая ответная физиологическая реакция, сопровождаемая отрицательной эмоцией.

На сознательном уровне блок программирования, регуляции и контроля вырабатывает и запускает план по устранению ситуации.  Если результат не соответствует ожиданию и нет «плана В» или иной приспособительной реакции, нарастает эмоциональное напряжение. Оно усиливается благодаря связи фронтальной коры с префрнотальными отделами мозга и кругом Пейпса лимбической системы, в котором эмоциональное возбуждение циркулирует. В свою очередь это эмоциональное напряжение снова оказывает влияние на эндокринную и вегетативную систему, провоцирую физиологические изменения в организме.

Так как миндалевидное тело является частью лимбической системы, усиливающееся эмоциональное напряжение нарушает цикл сон-бодрствование, появляются нарушение влечений, раздражительность, снижается память и внимание.

Через ретикулярную формацию, с которой, как и большими полушариями мозга, особенно с медиобазальной областью, у лимбической системы двусторонние связи, эмоциональный импульс влияет на состояние энергетического тонуса мозга и всего организма.

Далее развитие процесса повреждения того или иного органа зависит от того, по какому пути пойдёт возбуждение, что в свою очередь зависит от наследственной предрасположенности и приобретённых особенностей организма, а также от того, были ли такие ситуации в прошлом и от состояния организма в момент стрессового воздействия.

В разном возрасте на психологическое неблагополучие человек реагирует по-разному.

Наиболее уязвимым возрастом в плане возникновения и закрепления психосоматических реакций, что создаёт базу для соматизации психического напряжения в дальнейшем, является младенческий и ранний возрасты.

 В младенческом возрасте психические и физиологические процессы так прочно переплетены, что организм на любое неблагополучие реагирует генерализованно на всех уровнях.  Это – психофизиологический уровень.

 Дошкольники реагируют поведенчески, школьники – аффективно.

Симптомы соматизированной депрессии у младенцев и детей младшего возраста: регургитация, колики, экзема, потеря массы тела, нарушение сна, энурез, энкопрез.

У дошкольников: расстройства пищевого поведения, кишечные колики, диссомнии, потеря массы тела, энурез, энкопрез, головные боли, тики, нарушение развития.

2 Слабость того или иного органа.

Психологический стресс вызывает неспецифическую реакцию, которая наиболее разрушительно влияет на наиболее слабый орган.

«Биологические процессы, происходящие в период действия эмоционального стресса и имеющие патогенное значение, возникают тем легче, чем более выражена наследственная предрасположенность к соматическим расстройствам. Особенная чувствительность некоторых людей к эмоциональным стрессам ранее объяснялась некой общей наследственно-конституциональной слабостью, типом высшей нервной деятельности или особенностью вегетативного реагирования.

Некоторые авторы конкретизировали механизм ранимости организма. Они указывали не только на тип высшей нервной деятельности или тип личности, но и на повышение активности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, нарушение трансформации монопротеидов крови, повышение атерогенных фракций при ишемической болезни сердца. В возникновении гипертонической болезни существенную роль также играют тип высшей нервной деятельности, экстравертированность и, наряду с этим, преобладание симпатического тонуса, активация симпатико-адреналовой системы, увеличение продукции антидиуретического гормона.» (Исаев)

3 Особенности личности.

  Не специфичны для конкретного заболевания. В целом: инфантильная личностная структура, невротическая жизненная позиция. У детей: замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, сенситивность, склонность к легкому возникновению фрустраций, преобладание отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью (гиперсоциальностью) и установкой на достижение высоких результатов.

Несмотря на отсутствие специфических черт личности, характерных для больных конкретными психосоматическими болезнями, экспериментально были изучены состояния и эмоции, приводившие к конкретным заболеваниям.

Так, на развитие язвы желудка и 12-и перстной кишки оказывают сильное влияние эмоции, связанные с ощущением беспомощности, неконтролируемости и непредсказуемости ситуации. (опыты с обезьянами)

На развитие эссенциальной гипертензии, а за ней и стенокардии, инфаркта миокарда, напротив, влияет гнев, направленный на преодоление проблемы и враждебность.

Алекситимия

Термин ввёл Питер Сифнеос, греко-американский врач-психиатр. Он означает дословно: «нет слов для чувств».

Он первым заметил среди соматических пациентов особую группу людей, для которых были характерны такие черты как:

 1 сложности в определении и описании собственных чувств,

2 трудности в определении различий между соматическими ощущениями и чувствами,

3 снижение способности к символизации,

4 фокусированием прежде всего на внешних событиях, а не на внутренних переживаниях.

4 Социальное окружение

Социальное окружение влияет на соматизацию следующим образом:

1 Непосредственно являясь стрессовым фактором

2 Закрепляя психосоматические проявления своей ответной реакцией

3 Передавая культурные стереотипы интерпретации внешнего мира, отношения к внутреннему миру и поведения.

Стрессогенные социальные факторы:

Наблюдение за детьми, оставшимися без попечения родителей сразу после рождения, или в раннем детстве; детьми, длительное время находящимися в больницах, а также опыты с животными позволили уверенно говорить о том, что сенсорная, социальная и эмоциональная депривация являются причиной нарушения личности, задержки психического (эмоционального и интеллектуального) тонуса и развития, социального интеллекта, снижения массы тела, нарушения внутренней «схемы тела», скорости роста. А также повышения склонности к соматическим заболеваниям.

Чрезмерный поток раздражителей может быть в ситуации чрезвычайных происшествий, или слишком высоких интеллектуальных нагрузках, слишком активной вовлечённости ребёнка в организованный досуг.

Противоречивое воспитание, или «двойные послания» создают порой неразрешимый когнитивный конфликт, что ведёт устойчивому эмоциональному перенапряжению.

Дети, растущие в семье, чутко реагируют на эмоциональный фон отношений в семье.  Ребенок является «симптомом неблагополучной семьи», а болезненные проявления у него могут быть единственным выражением семейной дезорганизации.

В некоторых случаях ребёнок бессознательно берёт на себя роль «спасителя» семьи, через заболевание отвлекая родителей с конфликтной ситуации на себя. В таком случае симптомы будут возвращаться каждый раз, когда возникает конфликт.

В других случаях нарушения возникают как реакция на хронический стресс, как результат снижения иммунитета, или как соматизация депрессии.

Для взрослых так же характерны реакции на невозможность удовлетворения социальных потребностей, на социальные запреты и ограничения, на высокие требования, страх неодобрения и т.д

5 Наличие или отсутствие инструментов, помогающих справиться с эмоциональным стрессом.

Неосознаваемые защитные механизмы психики.

Копинг-стратегии. Адаптивные, дезадаптивные.

На протекание и прогноз психосоматических заболеваний так же влияют

 - Внутренняя картина болезни, типы реагирования на болезнь

- Наличие ВТОРИЧНОЙ ВЫГОДЫ

- Поведение врача. (игры, ятрогении)

- Наличие желания быть здоровым и смысла жизни

Если внимательно изучить этиологию и патогенез психосоматических расстройств, то варианты коррекции и профилактики не сложно понять, но очень сложно реализовать.

1 Изменение условий жизни, понимание и нахождение способов удовлетворения своих потребностей.

2 Работа с социальным окружением (прежде всего – с семьёй)

3 Выражение эмоций через тело.

4 осознание и оречевление, или символическое выражение чувств.

5 Работа с сознанием.

-  расширение спектра возможностей реагирования на разные ситуации.

- выработка копинг-стратегий.

- смыслообразование

6 Правильная дистанция и поведение в отношениях специалист-пациент

И т.д

Только психиатр или клинический психолог самостоятельно может поставить психологический или психиатрический диагноз.

  Список Литературы :

1 Б. Д. Карвасарский «Клиническая психология»

2 И. Малкина-Пых «Психосоматика»

3 Д.Н. Исаев «Детская клиническая психология»

4 Л. М. Шипицына «Психология детей-сирот»

5 Е.Д Хомская «Нейропсихология»

6 Э. Берн «Игры, в которые играют люди»

7 Ж. Годфруа «Что такое Психология»