Психолого-педагогическое сопровождение процессов формирования и развития талантов обучающихся.
В статье рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения процессов формирования и развития талантов обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_soprovozhdenie_talantl.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение процессов формирования и развития талантов обучающихся.
Талант или одарённость - повышенный уровень одной или нескольких способностей, на основе которых ребенок имеет возможность достигать высоких и сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые, тем самым, выделяют его среди сверстников, а одарённые дети - это дети с высоко развитыми способностями. Проявление таланта или одарённости рассматривают в трёх общих сферах деятельности обучающихся интеллектуальной, творческой и спортивной.
Отечественная выделяет шесть типов интеллектуально одаренных людей (М. А. Холодная, 2013):
- с высоким показателем общего интеллекта (IQ);
- с высоким уровнем академической успеваемости;
- с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей – показателей быстроты порождения идей и их оригинальности;
- с высокой степенью успешности в выполнении тех или иных видов деятельности;
- с экстраординарными интеллектуальными достижениями;
- с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.
Одарённые дети часто показывают высокие результаты во многих начинаниях. У них выражена потребность в коллекционировании, классификации. Такие обучающиеся удовольствием принимает сложные и долгосрочные задания, обладают развитой оперативной памятью. У них формируются навыки логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.
Психология рассматривает одарённость как сложный объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая сферы личности.
Формирование и развитие талантов происходит, через освоение культурного наследия (Л.С.Выготский) и включени его в конкретную деятельность (А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов), через дифференцированный подход к развитию личности, учет предрасположенности одарённых детей к той или иной деятельности (В.Н.Левитов), проблемное обучение (А.М.Матюшкин), создание условий для творчества (Д.Б.Богоявленская).
Выявление и развитие талантов и одарённости обучающихся возможно в урочной деятельности и в условиях дополнительного образования. Поэтому психолого-педагогическая работа с талантливыми детьми должна носить системный характер и предполагает деятельность различных специалистов, поскольку это включает в себя несколько задач - выявление, обучение и развитие талантливого ребенка.
Педагогически эти задачи решаются в том числе, через программы, ориентированные на обучение и развитие одаренных детей. Такие программы предусматривают:
- широкие по своему смыслу и направленности темы и проблемы, позволяющие учитывать разнообразие интересов обучающихся;
- междисциплинарный и интегративный подходы, расширяющие и углубляющие знания, стимулирующие к обобщениям, систематизации, классификации;
- решение проблем «открытого типа», позволяющие применять исследовательские методы, приемы логики, использовать разнообразные источников информации.
Также важная составляющая работы с одарёнными обучающимися – психологическое сопровождение, предусматривающее раннее выявление одаренных обучающихся; обеспечение сохранения психического и психологического здоровья детей; мониторинг развития способностей детей; оказание психологической помощи педагогам и родителям обучающихся.
Эти направления работы реализуются путём осуществления диагностики, взаимодействия педагогов и специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, помощи в создании обучающих и развивающих программ, коррекционной работе.
Диагностика позволяет выявлять одаренных детей с помощью разнообразного диагностического инструментария и может осуществляться на трех уровнях: концептуальном, методическом и организационном.
Развивающая и коррекционная работа помогает преодолеть эмоциональные, личностные и иные психологические барьеры, затрудняющие проявление творческой природы талантливых обучающихся, обеспечивает свободу самовыражения, способствует личностному росту талантливых школьников, развивает и укрепляет познавательный интерес и мотивационную сферу.
В психолого-педагогическом сопровождении формирования и развития талантов обучающихся целесообразно использовать схему работы по следующим направлениям:
- Психопрофилактика. Предупреждение возможных трудностей в обучении и развитии одаренных обучающихся, профилактика дезадаптации одаренных школьников на разных ступенях обучения, снятие эмоционального напряжения., связанного с различными ситуациями в обучении, в том числе при подготовке и сдаче экзаменов.
- Диагностика. Выявление одаренных обучающихся для изучения личностных особенностей талантливых детей и выработка стратегии их дальнейшего развития.
- Консультирование родителей обучающихся, педагогов и школьников. Возможно использование как индивидуальной, так и групповой формы работы.
- Развивающая и коррекционная работа с одарёнными обучающимися направлена на раскрытие потенциальных возможностей талантливых детей, формирование навыков эффективных коммуникаций и презентаций, коррекцию и формирование тех качеств личности, которые мешают полному раскрытию потенциальных возможностей одарённых детей.
- Психологическое просвещение и образование, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей.
Талантливым детям свойственно любопытство, желание исследовать окружающий мир, стремление к познанию. Им сложно смириться с ограничениями своим исследованиям, и требуется квалифицированная психолого-педагогическая поддержка на всех этапах обучения. Таким образом, комплексная и постоянная работа по сопровождению процессов формирования и развития талантов обучающихся является важной и неотъемлемой частью в деятельности психолого-педагогической службы образовательных учреждений, в рамках поддержки талантливых детей.