Тренинг для учащихся 9-11 классов "Экзамен без стресса. Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ"
Тренинг для учащихся 9-11 классов, который поможет участникам разобраться в своём эмоциональном состоянии в процессе подготовки к экзаменам, снять тревожное состояние и создать позитивный настрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_oge_ege.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагоги-психологи ГБУ ГППЦ ДОгМ
ТО Переделкино
Гришакова Светлана Александровна
Дедова Светлана Михайловна
Тренинг для учащихся 9-11 классов
"Экзамен без стресса. Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ"
Что такое ЕГЭ?
На этот вопрос очень хорошо ответили ребята из «Уральских пельменей». О том, как воспринимают родители выпускников ЕГЭ этот ролик (просмотр в/ф «ЕГЭ по рассказам школьников»).
Конечно же, это шутка. Однако в каждой шутке есть доля истины. А с чем ассоциируется у вас это понятие? Предлагаю вам для ответа приём «Ассоциация». (Этот прием поможет учащимся настроиться на обсуждаемую тему). Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Необходимо написать слово «ЕГЭ» и написать любую ассоциацию на это слово. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову.
Задание:
- ЕГЭ- … (напишите 10 ассоциаций).
Далее записываются на доске все ответы учащихся:
Например: ЕГЭ- это
- проверка знаний
- испытание
- страх
- волнение и т.д.
- Знаками «+» или «-« обозначьте ваше отношение ко всем ассоциациям, которые вы написали в списке, какие эмоции они у вас вызывают, например, «страх»- это «минус», «боюсь»- «минус» и т.д.
- Подсчитайте количество «+» и «-«. Сделайте вывод, какие эмоции вызывает у вас предстоящий экзамен.
Вывод: У многих учащихся слово «ЕГЭ» вызывает отрицательные эмоции, так как «минусов» больше, чем плюсов. Чаще всего ЕГЭ вызывает негативные эмоции учащихся и их родителей. С ЕГЭ ассоциируется тревога, страх и гнев. Дети говорят о том, что ЕГЭ сдать невозможно, родители – переживают за психологическое состояние детей и результатах, которые неизменно повлияют на поступление в вузы. Наличие негативного эмоционального фона осложняет подготовку к экзамену для всех участников образовательного процесса.
Как можно изменить негативное отношение к ЕГЭ?
- Техника «Расшифровка»: На чистых листах учащиеся пишут на одной строке с большими пробелами 3 буквы «Е», «Г», «Э». Детям предлагается следующее задание: «Перед вами три буквы. Они могут иметь хорошо известную нам расшифровку – единый государственный экзамен, а могут обозначать что-то совсем другое. Давайте попробуем расшифровать каждую букву по-своему, но чтобы обязательно получилось словосочетание из начальных букв «е», «г», «э», пусть даже смешное, злое или бессмысленное.
Условия:
- нельзя использовать слова однокоренные следующим словам, как «единый», «государственный», «экзамен».
- Разрешается ругаться.
- Обязательно составить 10 словосочетаний.
Е | Г | Э |
естественный | громкий | эксперимент |
ель | голубая | эндемичная |
едкий | гнусный | экскремент |
евнух | грабил | Эдуарда |
ехали | гости | электропоездом |
Записываются все предлагаемые учащимися словосочетания.
Задание:
- По желанию зачитайте полученные словосочетания (несколько для примера)
- Распределите все 10 словосочетаний по эмоциям: плюс - фраза вызывает положительные эмоции, минус - фраза несет негативные эмоции, ноль - фраза нейтральная.
- Подсчитайте количество плюсов, минусов, нулей. Выясните, каких эмоций у вас больше?
- Определите, кем вы являетесь в большей степени:
- «оптимист» (больше плюсов),
- «пессимист» (минусы)
- «пофигист» (больше нулей),
- «реалист» (если есть все эти знаки).
Обратите внимание, что количество плюсов стало больше, чем при выполнении первого задания. Смысл этого упражнения состоит в том, чтобы отрицательные эмоции, связанные с ЕГЭ постепенно схлынули и плавно перешли на положительную волну. Это поможет посмотреть на ЕГЭ с другой стороны.
3. Упражнение «Откровенно говоря». Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии. Материал: карточки с написанными на них незаконченными предложениями. Инструкция: «На карточке написано начало предложения, прочитайте его и закончите, как считаете нужным». Примерное содержание карточек:
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…
Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой…
Откровенно говоря, когда у меня свободное время…
Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями…
Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах…
Обсуждение: «Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?»
4. Упражнение. «Эксперимент». Цель: смоделировать ситуацию, научить самообладанию в стрессовых ситуациях. Инструкция: «Каждый из вас получит карточку с заданием. Вам надо прочитать текст и записать его в тетрадь. Время выполнения задания 2 минуты. Обратите внимание на свои мысли и чувства во время выполнения задания. Это задание-модель экзамена, мини-стресс, т.к. время ограничено».
Содержание задания: «ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО; наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног»
Обсуждение: «Какие мысли и чувства удалось отследить перед заданием и во время работы? Какую стратегию выполнения задания вы выбрали: сразу начали писать или сначала прочитали текст? Уложились ли в отведенное время?»
- Что вы знаете о правилах и процедуре проведения ЕГЭ?
Учащимся предлагается распечатка теста, в которой содержатся тесты с выбором ответов на знание правил и процедуре экзамена. Каждый ученик выполняет индивидуально. Далее идет проверка теста по предложенным учителем ответам.
О правилах и процедуре проведения ЕГЭ.
А 1. Чем нельзя пользоваться на экзамене?
- мобильным телефоном
- гелевой черной ручкой
- тестовым материалом (КИМ)
А 2. На экзамен необходимо принести:
- учебник
- паспорт
- персональный компьютер
А 3. При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся:
- встает в угол
- удаляется с экзамена
- платит штраф
А 4. Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться:
- к организатору
- к президенту РФ
- к другу
А5. Во избежание ошибок ответ лучше сначала записать номера ответов:
- на ладони
- на полях бланка
- на черновике
А6. Если в задании группы «В» вместо одного слова нужно написать другое, то старое зачеркивается:
- одной чертой
- двумя чертами
- тремя чертами
А7. После выполнения задания группы «А» необходимо выбрать номер правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа:
- галочку
- звездочку
- крестик
А8. При заполнении бланков ответов группы «С» нужно отступать от рамки:
- 2-3 мм
- 4-5 мм
- 10 мм
А9. Если при заполнении бланков у учащегося возникнет какое - либо сомнение, то надо:
- хлопнуть в ладоши
- топнуть ногой
- поднять руку
А10. Для подачи апелляции о нарушениях процедуры проведения ЕГЭ необходимо обратиться:
- к ответственному организатору
- к дежурному по этажу
- к министру образования РФ
Спасибо за ответы.
Далее идет проверка теста
1. Проверьте ответы.
2. Подсчитайте количество баллов и поставьте себе отметку.
отметка «3»- 5-6 баллов
отметка «4» - 7-8 баллов
отметка «5» - 9-10 баллов
Ответы: 1, 2, 2, 1, 3, 2, 3, 1, 3, 1
Информирование.
Ганс Селье выделил три фазы реагирования организма на стресс:
1.Реакция тревоги. В начале стрессовой ситуации происходит мобилизация необходимых сил. Об этом свидетельствуют: учащенный пульс, участившиеся головные боли, жалобы на боли в желудке, учащенное дыхание и сердцебиение, повышенное потоотделение, кроме того, снижение усидчивости, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, гнева, беспокойство, смятение, отсутствие уверенности в себе, страх.
2 Фаза сопротивления. Делается попытка преодолеть возникшие трудности. На этой стадии организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Наиболее эффективная помощь в этот период- укрепление уверенности ребенка в себе.
3. Реакция истощения. После длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность.
Какие обстоятельства или события чаще всего вызывают у них стресс?
При обсуждении ответов обратить внимание на недостаток времени как стрессовый фактор. Ведущий напоминает, что очень часто в жизни школьника возникают такие ситуации, когда одно дело еще не закончено, а необходимо уже браться за другое, когда при всем желании не успеваешь сделать уроки, выполнить какие-то обязанности по дому, мало времени на подготовку к экзамену.
Ведущий предлагает участникам вспомнить подобные ситуации, которые происходили с ними. Следует обсудить чувства человека, оказавшегося в цейтноте (недостаток времени).
Подводя итог обсуждения, ведущий говорит, что, когда человек попадает в цейтнот, он сначала все-таки пытается успеть сделать все (иногда за счет сна и отдыха), а потом наступает момент, когда он чувствует бессилие, наступает апатия, все валится из рук и ничего не хочется делать. О чем говорят такие эмоции и состояния? Исследования показали, что нехватка времени является одной из основных причин стресса у школьников.
Предлагается участникам подумать, можно ли совершенно исключить из жизни ситуации цейтнота. В высказываниях участников подчеркивается, что невозможно их полностью избежать, однако можно попытаться свести к минимуму. Необходимо обсудить, какие способы придуманы людьми для этого. Ведущий должен подвести участников к мысли о том, что наличие плана, расписания или графика предстоящей работы помогает предотвратить цейтнот и связанный с ним стресс. Участникам предлагается подумать, чем располагает школа, чтобы помочь ребятам избежать цейтнота.
В высказываниях подчеркнуть: режим дня школы, расписание уроков, план работы на четверть (неделю, год), график дежурств и т.п (запись на доске).
Можно обсудить:
- Чем вызвана необходимость режима дня в школе?
- Как связан режим дня школы с режимом дня каждого участника?
- Удобно ли иметь расписание уроков на предстоящий день (неделю), расписание экзаменов, почему?
- Можно ли также распланировать свои внешкольные дела (предложить высказаться тем, кто посещает какие-либо внешкольные учреждения; выяснить, кто из них выполняет некоторые уроки заранее с учетом своей дополнительной нагрузки, удобно ли это)?
Участникам раздаются бланки «Моя рабочая неделя».
утро | день | вечер | ночь | |
Понедельник | ||||
Вторник | ||||
Среда | ||||
четверг | ||||
Пятница | ||||
Суббота |
На этих бланках участники закрашивают дни недели и время суток цветными карандашами (фломастерами): красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым — со средней нагрузкой, зеленым — с отдыхом и развлечениями (эта работа начинается на занятии, а завершается дома). Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня. По окончании работы желающие демонстрируют свои бланки. Группа обсуждает, в какое время для данного участника может возникнуть опасность стресса, связанного с цейтнотом (там, где много красного цвета) и предлагает, как можно этого избежать. Ведущий подчеркивает такие варианты
предотвращения цейтнота, как:
— планировать предстоящие дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент;
— делать уроки заранее, чтобы разгрузить те дни, когда у участника есть внешкольные занятия;
— не браться за несколько дел одновременно.
Особо следует подчеркнуть, что, планируя, свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.
Заключительная часть
Участникам предлагается поделиться собственным опытом предотвращения цейтнота при помощи предварительного планирования или других способов.
Ведущий обращает внимание на то, что, если все-таки возникает ситуация цейтнота, человеку необходимо в короткий срок мобилизовать все свои силы. Существуют методы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил.