ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Каждое время вносит свои изменения в социум, которые не могут не влиять на семью в целом в том числе на процессы взросления подрастающего поколения. Каковы же эти новые вызовы времени и как правильно реагировать на них родителю, чей ребёнок вступает в самостоятельную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родителю подростка | 17.93 КБ |
problemy_otnosheniy_podrostkov_i_roditeley.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Как Вы думаете, когда дети начинают взрослеть, у кого больше появляется проблем – у родителей или у самих подростков? Разумеется, проблемы есть и у тех, и у других. Ребёнку нужно привыкнуть к своей быстро меняющейся внешности, найти своё место в группе сверстников, научиться воспринимать окружающую жизнь по новому. Родителю необходимо принять неизбежное взросление сына или дочери, перестроив свои отношения с ребёнком , сохранить необходимый баланс свободы и ответственности. Это, так сказать, универсальные задачи. Однако, каждое время вносит свои изменения в социум, которые не могут не влиять на семью в целом, и в том числе на процессы взросления подрастающего поколения. Каковы же эти новые вызовы времени?
1. Информационная среда. Дети имеют возможность более широкого общения со своими сверстниками в социальных сетях. Такое общение открывает новые возможности перед ребёнком, но и приносит определённые риски. Возможности проявляются в том, что ребёнок может найти близких по интересам друзей и в другой школе, и в другом регионе, общаться, обмениваться не только информацией, но и делиться какими-то личными переживаниями. Проблема в том, что ребёнок выходит в открытое пространство интернета, и риск стать жертвой и непорядочных людей, и слишком агрессивной и навязчивой рекламы увеличивается в разы.
В таких условиях – первейшая задача для родителя научить, а для ребёнка научиться отличать «зёрна от плевел», понимать, когда тебе предлагают интересное и безопасное общение, а когда хотят просто использовать.
Вторая важнейшая задача для родителя – обеспечить информационную безопасность своего ребёнка.
Третья задача – это поддерживать открытые, доверительные отношения с подростком. Когда ребёнок уверен в том, что если он поделится с родителями своими чувствами, переживаниями, обидами , и его как минимум внимательно выслушают, не критикуя и не обвиняя, ему нет нужды искать заинтересованных слушателей на стороне.
2. Малодетность наших семей. В семье, где ребёнок не только единственный сын или дочь своих родителей, но и единственный внук или внучка своих бабушек и дедушек, подростку намного сложнее отделиться, или как говорится «отсепарироваться» от своих близких. Потому что его отделение, становление его как взрослого самостоятельного человека подразумевает иногда потерю смысла жизни для нескольких взрослых.
Задача на данном этапе для взрослых людей – ставить перед собой свои собственные цели, не связанные с ребёнком, и успешно их достигать.
3. Культ «успешности». В наше время появился так называемый культ успешности. По мнению многих родителей, для того, чтобы в будущем ребёнок добился высокого социального статуса и материального благополучия , сейчас подросток должен не только хорошо учиться в школе, но и дополнительно заниматься с репетиторами, посещать развивающие занятия , кружки, секции и т.д. Конечно, сами по себе эти намерения очень разумны, и говорят только о том, что родители заботливы и думают о будущем своего ребёнка. Но в погоне за грядущей успешностью, главное не «выплеснуть из корыта» вместе с водой самого ребёнка. Порой дети уже не могут вынести такие запредельные нагрузки, а родители , движимые своими амбициями, просто не хотят этого замечать. В подростковом возрасте такое давление может закончиться полным отказом ребёнка не только от дополнительных занятий, но и от занятий в школе.
Задача родителей на данном этапе – учитывать желания и возможности самого ребёнка. Игнорирование его потребностей, в том числе его интересов и потребностей в общении со сверстниками, приводит как правило либо к демонстративному непослушанию, либо к тому, что ребёнок начинает обманывать родителей и удовлетворять свои потребности тайком, либо к полной несамостоятельности, которая во взрослой жизни будет выражаться в том, что не он сам, а кто-то другой будет определять его ценности, потребности и интересы.
Детский и семейный психолог Кондратьева Ольга Олеговна
Г. Саратов
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Как Вы думаете, когда дети начинают взрослеть, у кого больше появляется проблем – у родителей или у самих подростков? Разумеется, проблемы есть и у тех, и у других. Ребёнку нужно привыкнуть к своей быстро меняющейся внешности, найти своё место в группе сверстников, научиться воспринимать окружающую жизнь по новому. Родителю необходимо принять неизбежное взросление сына или дочери, перестроив свои отношения с ребёнком , сохранить необходимый баланс свободы и ответственности. Это, так сказать, универсальные задачи. Однако, каждое время вносит свои изменения в социум, которые не могут не влиять на семью в целом, и в том числе на процессы взросления подрастающего поколения. Каковы же эти новые вызовы времени?
1. Информационная среда. Дети имеют возможность более широкого общения со своими сверстниками в социальных сетях. Такое общение открывает новые возможности перед ребёнком, но и приносит определённые риски. Возможности проявляются в том, что ребёнок может найти близких по интересам друзей и в другой школе, и в другом регионе, общаться, обмениваться не только информацией, но и делиться какими-то личными переживаниями. Проблема в том, что ребёнок выходит в открытое пространство интернета, и риск стать жертвой и непорядочных людей, и слишком агрессивной и навязчивой рекламы увеличивается в разы.
В таких условиях – первейшая задача для родителя научить, а для ребёнка научиться отличать «зёрна от плевел», понимать, когда тебе предлагают интересное и безопасное общение, а когда хотят просто использовать.
Вторая важнейшая задача для родителя – обеспечить информационную безопасность своего ребёнка.
Третья задача – это поддерживать открытые, доверительные отношения с подростком. Когда ребёнок уверен в том, что если он поделится с родителями своими чувствами, переживаниями, обидами , и его как минимум внимательно выслушают, не критикуя и не обвиняя, ему нет нужды искать заинтересованных слушателей на стороне.
2. Малодетность наших семей. В семье, где ребёнок не только единственный сын или дочь своих родителей, но и единственный внук или внучка своих бабушек и дедушек, подростку намного сложнее отделиться, или как говорится «отсепарироваться» от своих близких. Потому что его отделение, становление его как взрослого самостоятельного человека подразумевает иногда потерю смысла жизни для нескольких взрослых.
Задача на данном этапе для взрослых людей – ставить перед собой свои собственные цели, не связанные с ребёнком, и успешно их достигать.
3. Культ «успешности». В наше время появился так называемый культ успешности. По мнению многих родителей, для того, чтобы в будущем ребёнок добился высокого социального статуса и материального благополучия , сейчас подросток должен не только хорошо учиться в школе, но и дополнительно заниматься с репетиторами, посещать развивающие занятия , кружки, секции и т.д. Конечно, сами по себе эти намерения очень разумны, и говорят только о том, что родители заботливы и думают о будущем своего ребёнка. Но в погоне за грядущей успешностью, главное не «выплеснуть из корыта» вместе с водой самого ребёнка. Порой дети уже не могут вынести такие запредельные нагрузки, а родители , движимые своими амбициями, просто не хотят этого замечать. В подростковом возрасте такое давление может закончиться полным отказом ребёнка не только от дополнительных занятий, но и от занятий в школе.
Задача родителей на данном этапе – учитывать желания и возможности самого ребёнка. Игнорирование его потребностей, в том числе его интересов и потребностей в общении со сверстниками, приводит как правило либо к демонстративному непослушанию, либо к тому, что ребёнок начинает обманывать родителей и удовлетворять свои потребности тайком, либо к полной несамостоятельности, которая во взрослой жизни будет выражаться в том, что не он сам, а кто-то другой будет определять его ценности, потребности и интересы.
Детский и семейный психолог Кондратьева Ольга Олеговна
Г. Саратов