рабочая программа психолога с детьми с ЗПР
все разделы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pedagoga-psihologa_s_detmi_zpr_2019-2020_god.docx | 75.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура программы
№ п.п. | Наименование | Страница | |
I | Раздел I. Целевой | 3 | |
1.1. | Пояснительная записка | 3 | |
1.2. | Цели и задачи реализации Программы | 4 | |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 | |
1.4. | Специальные условия организации образовательного процесса для детей с ОВЗ | 6 | |
1.4.1. | Особенности организации образовательного процесса | 6 | |
1.4.2. | Методы и технологии обучения | 7 | |
1.4.3. | Рекомендуемые виды нагрузок | 8 | |
1.5. | Коррекционно-педагогические требования к демонстрационному и раздаточному материалу | 9 | |
1.6. | Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей | 10 | |
1.7. | Особенности осуществления образовательного процесса | 14 | |
1.8. | Планируемые результаты освоения Программы | 15 | |
1.9. | Мониторинг достижений обучающихся | 17 | |
II | Раздел II. Содержательный | 23 | |
2.1. | Планирование образовательной деятельности. | 23 | |
2.2. | Содержание коррекционной работы | 24 | |
2.3. | Проектная и экспериментальная деятельность | 25 | |
2.4. | Реализация регионального компонента | 26 | |
2.5. | Организация сотрудничества с семьями воспитанников | 26 | |
2.6. | Организация сотрудничества с семьями воспитанников | 21 | |
2.7 | Сетевое взаимодействие (взаимодействие с социумом) | 27 | |
III | Раздел III. Организационный | 28 | |
3.1. | Годовой календарный учебный график | 28 | |
3.2. | Учебный план | 29 | |
3.3. | Расписание занятий (индивидуальных, подгрупповых) | 30 | |
3.4. | Организация традиционных событий, праздников, мероприятий | 32 | |
3.5. | Программно-методическое обеспечение | 33 | |
3.6. | Материально - технические обеспечение | 34 | |
Приложения | |||
Приложение 1 «Перспективный план развития предметно-пространственной среды» | |||
Приложение 2 «Перспективный план взаимодействия с родителями» | |||
Приложение 3 «Перспективный план взаимодействия с социумом» | |||
Приложение 4 «Перспективный план проектной деятельности» | |||
Приложение 5 «Специальные условия организации образовательного процесса для детей с ОВЗ | |||
Приложение 6 «План проведения праздников и развлечений» | |||
Приложение 7 «План коррекционно – развивающих занятий с детьми ЗПР 4- 5лет | |||
Приложение 8 «План индивидуально коррекционно – развивающих занятий с детьми ЗПР 5 - 6 лет» | |||
Приложение 9 «План индивидуально коррекционно – развивающих занятий с детьми ЗПР с особенностями РАС 5 - 6 лет» | |||
Приложение 10 «План индивидуально коррекционно – развивающих занятий с детьми ЗПР 6 – 7 лет» | |||
Приложение 11 План мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников МАДОУ. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Нормативно-правовой основой для разработки рабочей программы являются следующие документы:
Для детей с ЗПР (4-7 лет):
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. «N 126 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 г. №32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014»
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013 г.).
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17)
- Устав МАДОУ д/с «Росинка» (утвержден постановлением администрации Советского района от 25.07. 2014 г. №2741).
- Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития (4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, социально – личностная адаптация в обществе и к обучению в школе.
Задачи:
- создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детейс ОВЗ в соответствии с возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
- создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья;
- обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
- целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
- выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей и способностей;
- взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания;
1.3. Принципы и подходы к формированию программы.
Принцип научности предполагает научный характер знаний.
Принцип связи теории с практикой. Приобретенные знания дети могут использовать как в процессе усвоения новых знаний, так и на практике, за счет чего его деятельность поднимается на новый уровень.
Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия – ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны, ребенок сам активно участвует в процессе обучения и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат.
Принцип доступностипредполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них.
Принцип последовательности и систематичности. Обучение строится от простого к сложному, кроме того, при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутри предметные и межпредметные связи, что позволяет сформировать в сознании ребенка целостную картину мира.
Принцип прочности усвоения знаний. В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу. У детей с ОВЗотмечаются трудности при запоминании наглядной, и особенно словесной информации, если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации практических действий и различных видов деятельности детей. В некоторых случаях возможно обучение детей простейшим мнемотехническим приемам.
Принцип наглядностипредполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств.
Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Образовательная деятельность носит индивидуализированный характер. Индивидуальный подход предполагает создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные особенности ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и формирующегося характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний, умений и навыков, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.).
В работе не менее актуален дифференцированный подход в условиях коллективного образовательного процесса, который обусловлен наличием вариативных индивидуально-типологических особенностей даже в рамках одного варианта задержки развития.
Специальныепринципы
Принцип педагогического гуманизма и оптимизма. На современном этапе развития системы образования важно понимание того, что обучаться могут все дети. При этом под способностью к обучению понимается способность к освоению любых, доступных ребенку, социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию.
Принцип социально-адаптирующей направленности образования. Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения ребенку с ограниченными возможностями самостоятельности и независимости в дальнейшей социальной жизни.
Этиопатогенетический принцип. Для правильного построения коррекционной работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У детей, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие недостатки познавательного и речевого развития различны, соответственно, методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.
Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Для построения коррекционной работы необходимо правильно разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений.
Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Психолого-педагогическая диагностика является важнейшим структурным компонентом педагогического процесса. В ходе комплексного обследования, в котором участвуют различные специалисты ТПМПК (врачи, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели), собираются достоверные сведения о ребенке и формулируется заключение, квалифицирующее состояние ребенка и характер имеющихся недостатков в его развитии.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленностиобразования. Любой момент в образовании ребенка с ОВЗ должен быть направлен на предупреждение и коррекцию нарушений.
Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития.Коррекционная психолого-педагогическая работа с ребенком с ОВЗстроится по принципу «замещающего онтогенеза». При реализации названного принципа следует учитывать положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное развитие происходит в пределах одного периода и касается изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и знаниями. Стадиальное, возрастное развитие заключается в глобальных изменениях детской личности, в перестройке детского сознания, что связано с овладением новым видом деятельности, развитием речи и коммуникации. За счет этого обеспечивается переход на следующий, новый этап развития. Дети с ОВЗнаходятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об окружающем мире. Поэтому программы образовательной и коррекционной работы с одной стороны опираются на возрастные нормативы развития, а с другой - выстраиваются как уровневые программы, ориентирующиеся на исходный уровень развития познавательной деятельности, речи, деятельности детей.
Принцип единства диагностики и коррекции. В процессе диагностической работы с каждым ребенком следует выявить уровень развития по наиболее важным показателям, что позволит определить индивидуальный профиль развития, а также характер и степень выраженности проблем у детей данной дошкольной группы.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости этих типов коррекции приоритетной считается каузальная.
Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение данного принципа не позволяет ограничиваться лишь преодолением актуальных на сегодняшний день трудностей и требует построения ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.
Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании. В рамках ведущей деятельности происходят качественные изменения в психике, которые являются центральными психическими новообразованиями возраста. Предметно-практическая деятельность в системе коррекционно-развивающего воздействия является специфическим средством. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.
Принцип ранней педагогической помощи. Многие сензитивные периоды наиболее благоприятного для формирования определенных психических функций, играющие решающую роль для последующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошкольный возраст. Если в этот период ребенок оказался в условиях эмоциональной и информационной депривации, не получал должных развивающих и стимулирующих воздействий, отставание в психомоторном и речевом развитии может быть весьма значительным. Особенно это касается детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС.
Принцип комплексного применения методов педагогического и психологического воздействия означает использование в процессе коррекционного воспитания и обучения многообразия методов, приемов, средств (методов игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии).
Принцип развития коммуникации, речевой деятельности и языка, как средства, обеспечивающего развитие речи и мышления.
Принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком указывает на признание самоценности личности ребенка, необходимости активного его участия в познавательной и практической деятельности.
Принцип необходимости специального педагогического руководства.Познавательная деятельность ребенка с задержкой психического развития отличается от когнитивной деятельности обычного ребенка, так как имеет качественное своеобразие формирования и протекания, отличается особым содержанием и поэтому нуждается в особой организации и способах ее реализации.
Принцип вариативности коррекционно-развивающего образованияпредполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых его возможностей.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
1.4.Специальные условия организации образовательного процесса для детей с ОВЗ
1.4.1.Особенности организации образовательного процесса
Особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР заключаются в следующем:
- обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО: развитие и целенаправленная коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной, познавательной и двигательной сфер;
- обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума;
- обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности);
- щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок;
- изменение объема и содержания образования, его вариативность; восполнение пробелов в овладении образовательной программой ДОО; вариативность освоения образовательной программы;
- индивидуально-дифференцированный подход в процессе усвоения образовательной программы;
- формирование, расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельности;
- постоянная стимуляция познавательной и речевой активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному окружению;
- разработка и реализация групповых и индивидуальных программ коррекционной работы; организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с учетом индивидуально-типологических особенностей психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний, представлений, умений и навыков и ориентацией на зону ближайшего развития;
- изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей познавательной деятельности (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию, так коррекции и компенсации недостатков в развитии);
- приоритетность целенаправленного педагогического руководства на начальных этапах образовательной и коррекционной работы, формирование предпосылок для постепенного перехода ребенка к самостоятельной деятельности;
- обеспечение планового мониторинга развития ребенка с целью создания оптимальных образовательных условий с целью своевременной интеграции в общеобразовательную среду;
- развитие коммуникативной деятельности, формирование средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми и сверстниками, социально одобряемого поведения;
- целенаправленное развитие предметно-практической, игровой, продуктивной, экспериментальной деятельности и предпосылок к учебной деятельности с ориентацией на формирование их мотивационных, регуляционных, операциональных компонентов;
- обеспечение взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника; грамотное психолого-педагогическое сопровождение и активизация ее ресурсов для формирования социально активной позиции; оказание родителям (законным представителям) консультативной и методической помощи по вопросам обучения и воспитания ребенка с ЗПР.
Коррекционные задачи:
- создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
- создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР;
- обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
- целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
- выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
- подготовка детей с ЗПР ко второй ступени обучения (начальная школа) с учетом целевых ориентиров ДО и НОО для детей с ЗПР;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР;
- обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта
(Приложение 5 «Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ»)
Нарушение | Программно-методическое обеспечение | Кадровое обеспечение образовательного процесса | Материально-техническое обеспечение | Информационное обеспечение |
Задержка психического развития 4-5 лет | + | + | + | + |
Задержка психического развития 5-6 лет | + | + | + | + |
Задержка психического развития 6 -7 лет | + | + | + | + |
1.4.2. Методы и технологии обучения.
Нарушения | Методы | Технологии |
ЗПР 4-5 лет | Словесные Наглядные Практические Игровые | Игровые технологии Здоровье сберегающие ИКТ технологии |
ЗПР 5- 6 лет | Словесные Наглядные Практические Игровые | Игровые технологии Здоровье сберегающие ИКТ технологии |
ЗПР 6-7 лет | Словесные Наглядные Практические Игровые | Игровые технологии Здоровье сберегающие ИКТ технологии |
4.3. Рекомендуемые виды нагрузок
Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Возраст детей | 4-5лет ЗПР | 5-6 лет ЗПР | 6-7лет ЗПР | Индивидуальные занятия с ребенком 2 раза в неделю Продолжительностью – 15 минут |
Группа | №4 | №4 | №4 | |
Образовательная нагрузка в неделю | 20 минут | 40 минут | 60 | |
Продолжительность непосредственной образовательной деятельности | 10 минут | 20 минут | 30 минут | |
Количество занятий в неделю | 2 | 2 | 2 | |
Количество занятий в год | 55 | 55 | 55 |
1.5.Коррекционно-педагогические требования к демонстрационному и раздаточному материалу:
(для детей ЗПР)
Демонстрационный и раздаточный материал должен соответствовать
- Экологической безопасности.
- Требованиям техники безопасности.
- Дидактическим требованиям.
- Требованиям эстетического оформления.
Коррекционно– педагогические требования:
- Предъявленный материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений на карточках, листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме.
- Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей.
- Во время занятий традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки.
- Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы.
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе.
- Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета).
- Материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.
- Материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у ребенка желание играть и заниматься с ними.
- Материалы и пособия должны быть определенных размеров – более крупные для фронтальных демонстраций и строго дифференцированные для индивидуальных занятий.
1.6. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с ЗПР
Средняя группа(ЗПР, 4-5 лет)
Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. Присутствует низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
неравномерная работоспособность;отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
Нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, структурно нарушенной.
Старшая группа (ЗПР, ЗПР с учетом РАС 5-6 лет)
Недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Дети с ЗПР отличаются пониженной, по сравнению с возрастной нормой, умственной работоспособностью, особенно при усложнении деятельности.
Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма. Двигательные навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений. Недостатки психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухо-моторной координации, произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной организации движений.
Незрелость мыслительных операций. Дети с ЗПР испытывают большие трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, абстрагировании от несущественных признаков, при переключении с одного основания классификации на другой, при обобщении. Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, усваивать обобщающие понятия. При нормальном темпе психического развития старшие дошкольники способны строить простые умозаключения, могут осуществлять мыслительные операции на уровне словесно-логического мышления (его конкретно-понятийных форм). Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) обусловливает бедный запас конкретных знаний, затрудненность процесса обобщения знаний, скудное содержание понятий. У детей с ЗПР часто затруднен анализ и синтез ситуации. Незрелость мыслительных операций, необходимость большего, чем в норме, количества времени для приема и переработки информации, несформированность антиципирующего анализа выражается в неумении предвидеть результаты действий как своих, так и чужих, особенно если при этом задача требует выявления причинно-следственных связей и построения на этой основе программы событий.
Задержанный темп формирования мнестической деятельности, низкая продуктивность и прочность запоминания, особенно на уровне слухоречевой памяти, отрицательно сказывается на усвоении получаемой информации.
Эмоциональная сфера дошкольников с ЗПР подчиняется общим законам развития, имеющим место в раннем онтогенезе. Однако сфера социальных эмоций в условиях стихийного формирования не соответствует потенциальным возрастным возможностям.
Незрелость эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности отрицательно влияет на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР. Дети не всегда соблюдают дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, или, наоборот, отказываются от контакта и сотрудничества. Трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают дружеские отношения со своими сверстниками. Задерживается переход от одной формы общения к другой, более сложной. Отмечается меньшая предрасположенность этих детей к включению в свой опыт социокультурных образцов поведения, тенденция избегать обращения к сложным формам поведения. У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной ЗПР наблюдаются нарушения поведения, проявляющиеся в повышенной аффектации, снижении самоконтроля, наличии патохарактерологических поведенческих реакций.
Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности. У дошкольников с ЗПР недостаточно развиты все структурные компоненты игровой деятельности: снижена игровая мотивация, с трудом формируется игровой замысел, сюжеты игр бедные, примитивные, ролевое поведение неустойчивое, возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом. Содержательная сторона игры обеднена из-за недостаточности знаний и представлений об окружающем мире. Игра не развита как совместная деятельность, дети не умеют строить коллективную игру, почти не пользуются ролевой речью. Они реже используют предметы-заместители, почти не проявляют творчества, чаще предпочитают подвижные игры, свойственные младшему возрасту, при этом затрудняются в соблюдении правил. Отсутствие полноценной игровой деятельности затрудняет формирование внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения, т. о. своевременно не складываются предпосылки для перехода к более сложной - учебной деятельности.
Недоразвитие речи носит системный характер. Особенности речевогоразвития детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в следующем:
- отставание в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка;
- низкая речевая активность;
- бедность, недифференцированность словаря;
- выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования, словоизменения, синтаксической системы языка;
- слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного отчета;
- задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых высказываний;
- недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности в осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения;
- недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой;
- недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста [6; 39].
Для дошкольников с ЗПР характерна неоднородность нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности, что становится особенно заметным к концу дошкольного возраста. В отсутствии своевременной коррекционно-педагогической помощи к моменту поступления в школу дети с ЗПР не достигают необходимого уровня психологической готовности за счет незрелости мыслительных операций и снижения таких характеристик деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль и саморегуляция.
Подготовительная к школе группа (ЗПР, 6-7 лет)
У детей с задержкой психического развития, как правило, нет грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. Основные недостатки общей моторики: низкое качество выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность), замедленность темпа и неритмичность движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы, плохая координация движений частей тела и др. сохраняются. Потребность в двигательной активности проявляют все, а стремление к ее удовлетворению большинство. У большинства детей, посещающих дошкольное отделение, после 5 лет преобладают ситуативно-деловая и ситуативно-познавательная формы общения. К 7-8 годам у многих детей с задержкой психического развития и у отдельных с легкой умственной отсталостью появляется внеситуативно-познавательная форма общения. С 6 лет у всех дошкольников существенно возрастает адекватность эмоциональных реакций и по силе, и по способам выражения. Появляется элементарная способность управлять собственным эмоциональным состоянием. При сохранении индивидуальных различий снижается частота полярных эмоциональных проявлений у детей. Дети начинают проявлять стремление заниматься более продолжительное время чем-то определенным, например, играть с любимыми игрушками, рисовать, конструировать и др. Новая обстановка, новые игрушки начинают вызывать эмоциональные реакции и пробуждают активность. На шестом году жизни при условии воспитания в компенсирующей группе у части детей появляется способность к волевому усилию: при поддержке взрослого они способны проявить терпение и приложить усилие для преодоления трудностей и доведения дела до конца. Существенно обогащаются представления: дети знают относительно большое количество предметов, их функциональное назначения, владеют способами действий с ними и стремятся их познавать и использовать. Несмотря на незначительные нарушения мелкой моторики, дети владеют элементарными навыками рисования карандашом, фломастером. Относительно самостоятельны в элементарном самообслуживании и в быту, владеют элементарными культурно-гигиеническими навыками. К 5 годам, если дети получали коррекционную помощь, достаточно успешно с помощью взрослого решают простые задачи на уровне наглядно-действенного мышления и владеют некоторыми предпосылками наглядно-образного мышления. С помощью взрослого или самостоятельно осознают наличие проблемной ситуации, осуществляют поиск ее решения, способны использовать вспомогательные средства, проявляют интерес, как к результату, так и к процессу решения задачи. Помощь взрослого всегда повышает качество выполнения задачи. К 5 годам дети способны также овладеть элементарным конструированием по подражанию и образцу. К 7 годам в условиях обучения способны конструировать по представлению, хотя выполняют постройки хорошо отработанные на занятиях. Созданные постройки самостоятельно обыгрывают в одиночку или с участием сверстников. После 5 лет в процессе обучения дети начинают активно овладевать рисованием, сначала предметным, декоративным и сюжетным. У них появляется интерес к рисованию и его эмоциональное сопровождение. Дети сами проявляют желание заниматься рисованием. В изобразительной и других видах деятельности ярко проявляется недостаточность зрительно - двигательной координации и сенсомоторной интеграции - невысокое качество выполняемых действий и их результатов
1.7. Особенности осуществления образовательного процесса.
Нарушение | Задача | Результат |
ЗПР 4-5 лет | 1.Обучение детей работе по вербальному и зрительному образцу 2.Развитие наглядно – образного мышления. 3.Развитие координации движений, содействие пониманию принципа балансировки и установление равновесия. 4.Развитие памяти: аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной, долговременной и ассоциативной. 5. Развитие зрительно-пространственной ориентации. 6.Развитие мелкой моторики руки. 7. Развитие концентрации и распределения внимания. | Сформированность компонента когнитивной сферы |
ЗПР 5-6 лет | 1.Снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы. 2.Формирование произвольной регуляции поведения, коммуникации, развитие социальных компетенций и представлений, межличностных отношений. | Сформированность эмоционально - волевой сферы . |
ЗПР 6-7 лет | 1.Обучение детей работе по вербальному и зрительному образцу 2.Развитие наглядно – образного мышления. 3.Развитие координации движений, содействие пониманию принципа балансировки и установление равновесия. 4.Развитие памяти: аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной, долговременной и ассоциативной. 5. Развитие зрительно-пространственной ориентации. 6.Развитие мелкой моторики руки. 7. Развитие концентрации и распределения внимания | Сформированность компонента когнитивной сферы |
1.8. Планируемые результаты освоения Программы
Задержка психического развития
- Сформировано представление о самом себе, овладевают элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе.
- сформировано адекватное восприятие окружающих предметов и явлений.
- овладевают единым процессом познания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно – действенного, наглядно – образного и словесно логического.
- усваивают количественные и качественные отношения между предметами. Сопоставляют предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству.
- развита мелкая моторика, сформировано хватание, выделение каждого пальца, выработана согласованность действий обеих рук, определена ведущая рука.
- дети интересуются игрушками, могут выполнять предметно- игровые действия, играть со сверстниками.
- Мониторинг достижений обучающихся.
Наименование | Периодичность | Сроки проведения | Форма проведения. |
Задержка психического развития 4-5 лет | 3 раз | Входящая Промежуточная итоговая Сентябрь-январь - май | Дидактическая игра Вопрос - ответ |
Задержка психического развития 5- 6 лет | 3 раза | Входящая Промежуточная итоговая Сентябрь-январь - май | Дидактическая игра Вопрос - ответ |
Задержка психического развития 6-7 лет | 3 раза | Входящая Промежуточная итоговая Сентябрь-январь - май | Дидактическая игра Вопрос - ответ |
Используемый диагностический инструментарий для детей ЗПР
4-5 лет, 5 - 6 лет, 6 -7 лет.
Направленность | Использование методик | Автор | Форма проведения. |
Средняя группа 4-5 лет | |||
Восприятие. | «Коробка форм» | А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская. | Индивидуально |
Выявления общей осведомленности ребенка | «Покажи и назови» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Восприятие, моторика | «Матрешка» «Разрезные картинки» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Исследование объема образной памяти. | «8 предметов» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Внимание | «Лабиринты», Найди такую же картинку» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Мышление | «Найди домик для картинки» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Воображение | «На что похоже» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Старшая группа 5-6 лет | |||
Самооценка. | «Лесенка» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Мышления | «Нелепицы» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Вявление уровня сформированности представлений о временах года. | «Времена года» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Внимание | «Найди такую же картинку» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Память | «10 предметов», 10слов Лурия» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Выявления уровня наглядно – образного мышления. | «Найди семью» - | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Рзвитие наглядно – образного мышления | « Рыбка», «Последовательные картинки» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Выявление сформированностиобразных пространственных представлений у ребенка. | «Рисунок человека» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Подгрупповая, |
Выявление уровня развития восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета. | «Разрезные картинки» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Выявление уровня развития воображения | «На что это похоже» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Мелкая моторика | Домик | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально Подгрупповая, |
Подготовительная к школе группа 6-7 лет | |||
Выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук | «Вырежи круг» | О.А. Орехова | Индивидуально Подгрупповая, |
Самооценка ребенка | «Лесенка» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Внимание | «Домик» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | |
Оценка развития слуховой кратковременной памяти | «10 слов» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Словесно – логическое мышление | «Закончи предложения» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка | « 4-й лишний» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно – следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщение. | «Последовательные картинки» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор | «Найди недостающий» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях | «Рисунок человека | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Выявление сформированности наглядно- образных представлений, способности к воссозданию целого на ёоснове зрительного соотнесения частей. | «Разрезные картинки» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления | « На что это похоже» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Психологическая готовность детей к школе | |||
Психологическая готовность ребенка к школе. | 1. Оценка умения вычленять причинно следственные связи в предложении. 2.Кратковременная зрительная память 3. Интуитивный речевой анализ-синтез 4. Речевые аналоги 5. Произвольное владение речью 6. Интуитивный визуальный анализ-синтез. 7. Визуальные аналоги 8. Абстрактное мышление | Ясюкова Л.А | Индивидуально |
Школьная мотивация | Беседа о школе | Т. Нежнова | Индивидуально |
Определение готовности ребенка к обучению в школе. | Тест Д.Векслера детский вариант | Ю.И. Филимоненко В.И. Тимофеев | Индивидуально |
Диагностики социального развития ребенкака | |||
Диагностика психологического здоровья ребенка | Стимульный материал. Рисунки для девочек, мальчиков. | Тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен. | Индивидуально |
Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» | Опросник | А.М. Щетинина | Индивидуально |
Изучение характера эмпатии | Проективная методика «Неоконченные рассказы» | Т.П. Гаврилова | Индивидуально |
Изучение уровня и характера оценки, сформированности образа «Я» степени осознания своих особенностей | Беседа «Расскажи о себе» | А.М. Щетинина | Индивидуально |
Изучение отношения ребенка к себе и другим, особенностей его самопринятия и принятия других | Методика «Два дома» | Индивидуально | |
Диагностика уровня самооценки, особенностей ее идентификации и оценки детьми других людей. | Методика «Лесенка Щур» | Индивидуально | |
Карта проявлений активности | Карта наблюдения | А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова. | Индивидуально |
Диагностика развития личности ребенка- незащищенность, тревожность, недоверие к себе и тд. | Тест дом, дерево, человек. | Дж. Бак | Индивидуально |
Исследование личностных качеств ребенка | Тест «Несуществующее животное» | Дж. Бак | Индивидуально |
Оценка сформированности социальных форм поведения ребенка | Карта наблюдений. | А.М. Щетинина, Л.В. Кирс. | Индивидуально |
Выявление темперамента у ребенка | Карта наблюдения за темпераментом ребенка (2-3 года) | А.М. Щетинина, Л.В. Кирс. | Индивидуально |
Поведение ребенка | Схема наблюдения за поведение ребенка | А.М. Щетинина, Л.В. Кирс. | Индивидуально |
Изучение особенностей межличностных отношений | Методика особенностей межличностных отношений ребенка | Р.Жиль | Индивидуально |
Диагностика психофизических процессов 4-5 лет для детейзадержкой психического развития. | |||
Внимание | Запомни предметы на картинках | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Внимание Устойчивость | Тест «Переплетенные линии» | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Внимание Концентрация | Нахождение в рисунках контура | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Восприятие Слуховое | Дифференциация звучащих игрушек | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Восприятие зрительное | Покажи цвет, который я назову. Подбери предмет такого же цвета | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Зрительное восприятие | Покажи форму, которую я назову. | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Восприятие времени | Соотнесение события со временем его происшествия. | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Память зрительная | Рассмотри картинки, запомни их расположение | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Память слуховая | Запомни слова | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Мышление Анализ | «Четвертый лишний» | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Мышление Синтез | «Разрезная картинка» | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Мышление Обобщение | Назови одним словом | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Диагностика психофизических процессов 5-6, 6-7 лет для детейзадержкой психического развития | |||
Внимания Объём | Рассмотри игрушки | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Внимания Устойчивость | Тест «Переплетенные линии | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Внимания Концентрация | Нахождение в рисунке контура | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Восприятие слуха | Дифференциация звучащих игрушек | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Зрительное восприятие | Покажи цвет, который я назову. Подбери предмет такого же цвета. Покажи форму которую я назову. | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Восприятие времени | Соотнеси события со временем | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Зрительная память | Запомни | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Слуховая память | Запомни слова | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Мышление Обобщение | Назови, одним словом | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Мышление Сравнение | Каждому узору найди пару | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Мышление Сериация | «Какого цвета» | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Мышление Систематизация | «Выбери» | О.А Романович Е.П.Кольцова | Индивидуально |
Раздел II. Содержательный
- Планирование образовательной деятельности.
Наименование | Период проведение занятий | Форма проведения |
Задержка психического развития 4-5 лет | Октябрь - апрель | Индивидуально |
Задержка психического развития 5-6 лет | Октябрь - апрель | Индивидуально |
Задержка психического развития 6-7 лет | Октябрь - апрель | Индивидуально |
- Содержание коррекционной работы.
Коррекционно - развивающие занятие | Коррекция | ||
Задержка психического развития 4-5, 5-6, 6-7 лет. | Водная | Настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение. | |
Основная | Представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса. | ||
Завершающая | Направлена на снижение мышечного напряжения, укрепления сплоченности группы, закрепление положительных эмоций от работы на занятии. |
2.3. Проектная и экспериментальная деятельность.
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования. Выпускник современного детского сада должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.
Проектной деятельности в ДОУ заключается в такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера.
Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:
- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;
- способ взаимодействия с окружающей средой.
Проектная деятельность
Срок | Проект | Вид проекта участники |
01.11.19 -01.04.20 | «Песочная страна- страна чудес» | Долгосрочный |
Приложение 4
- .Реализация регионального компонента
Реализация регионального компонента осуществляется по средствам интеграции познавательной области, организацию коррекционно – развивающих занятий, вдидактических игр, развивающие игры.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края.
Воспитание патриотических, духовно-нравственых, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми родного края. Дошкольный возраст-наиолее оптимальный период становления личности,где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение,нацинальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, коорые проявляются на уровне идеалов-любви к малой родине.
Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознананные гуманные чувства к представителям живой и неживой природы, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему занятий, игр, упражнений.
2.5 Организация сотрудничества с семьями воспитанников (законных представителей)
Формы индивидуальные | Взаимодействия подгрупповые |
Повышение психологического компонента (законных представителей) | |
Беседа Консультация | Семинар – практикум Консультация |
Информационно – наглядная | |
Памятка Сайт Анкетирование | Папки – передвижки Оформления уголка психолога Сайт |
Вовлечение. | |
Индивидуальная диагностика | Тренинг Деловая игра Семинар Круглый стол |
2.6. Сетевое взаимодействие (взаимодействие с социумом)
На 2019 – 2020 учебный год планируется взаимодействие:
№ п.п. | Наименование | Формы взаимодействия | Социальный партнер |
1 | ТПМПК | Мониторинг развития изучение, анализ документации | специалисты |
2 | Кондиционный совет | Анализ документации | Учителя |
3. | Районное методическое объединение | Обмен опыта | Педагоги-психологи других детских садов |
4. | СОШ | Изучение документации | Педагоги – психологи средней образовательной школы. |
Поликлиника | Изучение личных медицинских карт. | Медсестра |
Раздел III .Организационный
3.1.Годовой календарный учебный график на 2019 – 2020 год
Период | Даты | Кол-во дней |
Учебный период | с 01.09.2019 г. по 31.05.2020 г. | 182 |
Праздничные дни | 04.11. 2019 г. 01.01. - 07.01.2020 г. 23.02. - 24.02.2020 г. 08.03. – 09.03. 2020 г. 01.05. - 04.05.2020 г. 09.05.-12.05.2020 г. | 13 |
Летний оздоровительный период | 01.06.2020 – 31.08.2020 | 65 |
Продолжительность учебного года (недель/учебных дней) | 36 недель и 2 дня/182 дня |
3.2 Учебный план
Группа | Всего количество занятий | ||||||||
Коррекционно – развивающие занятия | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Итого за год | |
Разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР | 4 - 5 лет | 8 | 8 | 6 | 8 | 8 | 8 | 9 | 55 |
4 - 5 лет | 8 | 8 | 6 | 8 | 8 | 8 | 9 | 55 | |
5 - 6 лет | 8 | 8 | 6 | 8 | 8 | 8 | 9 | 55 | |
5 - 6 лет | 8 | 8 | 6 | 8 | 8 | 8 | 9 | 55 | |
6 - 7 лет | 8 | 8 | 6 | 8 | 8 | 8 | 9 | 55 | |
275 |
3.3. Расписание занятий индивидуальных, подгрупповых
Разновозрастная группа компенсирующей направленности №2 «Речесветик»
Разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей ЗПР № 4 «Бусинки».
в 2019 - 2020 уч. г
День недели | Время занятия | Фамилия, имя ребенка. |
Понедельник | 08.15 – 08.35 гр. №4 08.45 – 09.00 гр. №4 | |
Вторник | 08.15 – 08.35 гр.№4 08.45 – 09.00 гр.№4 10.05 – 10.35 гр.№4 | |
Среда | 08.15 – 08.30 гр.№4 08.35 – 08.50 гр.№4 09.45 – 10.05 гр.№2 10.10 – 10.30 гр.№4 10.30 – 11.00 гр №4 | |
Четверг | 08.15 – 08.35 гр. №4 08.45 – 09.00 гр. №4 | |
Пятница | 08.15 – 08.30 гр.№4 08.35 – 08.50 гр.№4 09.45 – 10.05 гр.№2 10.10 – 10.30 гр.№4 |
3.4. Организация традиционных событий праздников мероприятий.
Виды мероприятия | Название | Сроки | Ответственный |
Интеллектуальная игра | «Умники и умницы» | Февраль | Педагог - психолог |
Интеллектуальная игра | «Своя игра» | Ноябрь | Педагог - психолог |
Неделя психологии | «Давайте жить дружно» | Апрель | Педагог - психолог |
Психологическое шоу – викторина | «Звездный час» | Январь | Педагог - психолог |
3.5. Программно – методическое обеспечение
№ п/п | Программы, педагогические технологии | Издательство, год издания |
Коррекционно – развивающая работа | ||
В.Л. Шарохина Коррекционно-развивающие занятия: Младшая средняя группы. – | М.:ООО «Национальный книжный цент» | |
Н.П. Локалова., Д.ПЛокалова. готовимся к школе занятия по психологическому развитию старших дошкольников. | Методическое пособие. – М.: Генезис, 2015. – 152 с, | |
Л.И. Катаева Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. | –М.: Книголюб, 2004. 64 с.. | |
Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей. 3- 4 лет: конспекты практичеких занятий. | Центр Владос, 2014.- 160 с | |
Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей. 4- 5 лет: конспекты практичеких занятий. | Центр Владос, 2014.- 160 | |
Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей. 5- 6 лет: конспекты практичеких занятий. | Центр Владос, 2014.- 160 | |
Н.Ю. Куражева. Программа психолого- педагогических занятий для дошкольников. Цветик – семицветик» | ||
Диагностическая работа | ||
2.1 | Н.Я. Семаго, М.М Семаго Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. | М.:АРКТИ,2017. 66с. |
2.2 | Н.Н. Павлова, Л.г. Руденко Экспресс – диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов – психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Для всех возрастных групп. | М.:Генезис, 2016. |
2.3 | А.А. Карелина психологические тесты. | Центр Владос ,2005 г |
2.4 | Е.А. Стребелева, Г.А.Мишина. Пихолого – педагогическая диагностика развития детей раннего возраста. | М.:Просвещение |
Адаптация детей к доу | ||
3.1 | И.В. ЛапинаАдаптация детей при поступлении в детский сад: программа психолого –педагогическое сопровождение, комплексные занятия.. | Волгоград: Учитель 2013 |
3.2 | Л.В. Белкина Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ | Воронеж «Учитель»,2006 г |
3.6 Материально – техническое обеспечение.
Оборудование для организации образовательного процесса
№ п.п. | Наименование | Количество, шт. |
Стол на колесиках | 1 | |
Стул компьютерный | 1 | |
Стул детский | 7 | |
Доска учебная | 1 | |
Компьютер | 1 | |
Принтер | 1 | |
Компьютерный стол | 1 | |
Шкаф книжный | 2 | |
Мягкий уголок | 1 | |
Полка для игрушек | 1 | |
Зеркало | 1 | |
Палас | 1 | |
Часы | 1 | |
Подушка | 13 | |
Полочки по игрушки | 4 |
Социально-коммуникативное развитие
№ п.п. | Наименование | Количество |
Кукла дидактическая (большая) | 1 | |
Пирамида «Радуга» (13 колец) | 1 | |
Пирамида «Радуга» (9 колец) | 1 | |
Пирамида «Заяц» (5 колец) | 1 | |
Пирамида « Радуга» (12 маленьких колец) | 1 | |
Дидактическая игрушка «Матрешка» (4 элем) | 1 | |
Настольная игра « Развиваем память» | 1 | |
Лото «Наряды и аксессуары для девочек» | 1 | |
Настольная игра «Дикие животные» | 1 | |
Развивающая игра «Мозаика» | 1 | |
Настольная игр «Любимые игрушки» | 1 | |
Настольная игр «Любимые сказки» | 1 | |
Развивающая игра «Найди четвертый лишний» | 1 | |
Развивающая игра «История в картинках» | 1 | |
Развивающая игра «Вкладыши» | 5 | |
Кубики «Мякиши» (6 элемент) | 1 | |
Развивающая игра «Кубики» (12 элементов) | 2 | |
Развивающая игра «Разрезные картинки» | 1 | |
Настольная игра «Геометрия для малышей» | 1 | |
Настольная развивающая игра «Что за чем?» | 1 | |
Настольная развивающая игра «Цепочки» | 1 | |
Развивающая игра «Геометрические вкладыши» | 1 | |
Развивающая игра «мисочки» (8 элементов) | 1 | |
Развивающая игра «мисочки» (11 элементов) | 1 | |
Развивающая игра «мисочки» (7 элементов) | 1 | |
Набор геометрический | 1 | |
Музыкальный инструмент «Бубен» | 1 | |
Музыкальный инструмент «Погремушка» | 1 | |
Настольная игра «Рыболов» (15 элементов) | 1 | |
Настольная игра «Рыболов» ( 20 элементов) | 1 | |
Набор резиновый «Утята» | 1 | |
Мягкая игрушка «Мышонок» | 1 | |
Мягкая игрушка «Медведь» | 1 | |
Развивающая игра «Коробка Форм» | 1 | |
Набор «Фрукты» | 1 | |
Набор «Овощи» | 1 | |
Набор «Кондитерский» | 1 | |
Набор «Хлебобулочные изделия» | 1 | |
Набор «Продукты» | 1 | |
Набор «Доктор» | 1 | |
Набор «Карандаши цветные» (24 шт) | 4 | |
Набор Фломастеров (24 шт) | 2 | |
Набор «Пластилин» | 3 | |
Набор Бархатная бумага | 1 | |
Набор Цветная самоклеящаяся бумага | 1 | |
Набор Цветная бумага с волшебным глянцем | 1 | |
Учебно - игровое пособие(логические блоки Дьенеша | 3 | |
Учебно – игровые пособие (Логико – Малыш) | 3 |