рабочая программа психолога с детьми с ЗПР

Терехина Ирина Николаевна

все разделы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура программы

№ п.п.

Наименование

Страница

I

Раздел I. Целевой

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи реализации Программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.4.

Специальные условия организации образовательного процесса для детей с ОВЗ

6

1.4.1.

Особенности организации образовательного процесса

6

1.4.2.

Методы и технологии обучения

7

1.4.3.

Рекомендуемые виды нагрузок

8

1.5.

Коррекционно-педагогические требования к демонстрационному и раздаточному материалу

9

1.6.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

10

1.7.

Особенности осуществления образовательного процесса

14

1.8.

Планируемые результаты освоения Программы  

15

1.9.

Мониторинг достижений обучающихся

17

II

Раздел II. Содержательный

23

2.1.

Планирование образовательной деятельности.

23

2.2.

Содержание коррекционной работы

24

2.3.

Проектная и экспериментальная деятельность

25

2.4.

Реализация регионального компонента

26

2.5.

Организация сотрудничества с семьями воспитанников

26

2.6.

Организация сотрудничества с семьями воспитанников

21

2.7

Сетевое взаимодействие (взаимодействие с социумом)

27

III

Раздел III. Организационный

28

3.1.

Годовой календарный учебный график

28

3.2.

Учебный план

29

3.3.

Расписание занятий (индивидуальных, подгрупповых)

30

3.4.

Организация традиционных событий, праздников, мероприятий

32

3.5.

Программно-методическое обеспечение

33

3.6.

Материально - технические обеспечение

34

                   Приложения

Приложение 1 «Перспективный план развития предметно-пространственной среды»

Приложение 2 «Перспективный план взаимодействия с родителями»

Приложение 3 «Перспективный план взаимодействия с социумом»

Приложение 4 «Перспективный план проектной деятельности»

Приложение 5 «Специальные условия организации образовательного процесса для детей с ОВЗ

Приложение   6 «План проведения  праздников и развлечений»

Приложение 7 «План коррекционно – развивающих занятий с детьми ЗПР 4- 5лет

Приложение 8 «План индивидуально  коррекционно – развивающих занятий с детьми ЗПР 5 - 6 лет»

Приложение 9 «План индивидуально  коррекционно – развивающих занятий с детьми ЗПР с особенностями РАС 5 - 6 лет»

Приложение 10 «План индивидуально  коррекционно – развивающих занятий с детьми ЗПР 6 – 7 лет»

Приложение 11 План мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида

  1.         ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Рабочая  программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников МАДОУ. В программе   определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Нормативно-правовой основой для разработки рабочей программы  являются следующие  документы:

Для детей с ЗПР (4-7 лет):

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. «N 126 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30.08.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.10.2013 №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 г. №32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30.08.2013 №1014»
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013 г.).
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17)
  • Устав МАДОУ д/с «Росинка» (утвержден постановлением администрации Советского района от 25.07. 2014 г. №2741).
  • Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития (4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, социально – личностная адаптация в обществе и к обучению в школе.

Задачи:

  • создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детейс ОВЗ в соответствии с возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
  • создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья;
  • обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
  • целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей  с ОВЗ и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
  • выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей и способностей;
  • взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания;

1.3.  Принципы и подходы к формированию программы.

Принцип научности предполагает научный характер знаний.

Принцип связи теории с практикой. Приобретенные знания дети могут использовать как в процессе усвоения новых знаний, так и на практике, за счет чего его деятельность поднимается на новый уровень.

Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия – ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны, ребенок сам активно участвует в процессе обучения и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат.

Принцип доступностипредполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них.

Принцип последовательности и систематичности. Обучение строится от простого к сложному, кроме того, при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутри предметные и межпредметные связи, что позволяет сформировать в сознании ребенка целостную картину мира.

Принцип прочности усвоения знаний. В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу. У детей с ОВЗотмечаются трудности при запоминании наглядной, и особенно словесной информации, если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации практических действий и различных видов деятельности детей. В некоторых случаях возможно обучение детей простейшим мнемотехническим приемам.

Принцип наглядностипредполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств.

Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Образовательная деятельность носит индивидуализированный характер. Индивидуальный подход предполагает создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные особенности ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и формирующегося характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний, умений и навыков, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.).

В работе не менее актуален дифференцированный подход в условиях коллективного образовательного процесса, который обусловлен наличием вариативных индивидуально-типологических особенностей даже в рамках одного варианта задержки развития.

Специальныепринципы

Принцип педагогического гуманизма и оптимизма. На современном этапе развития системы образования важно понимание того, что обучаться могут все дети. При этом под способностью к обучению понимается способность к освоению любых, доступных ребенку, социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию.

Принцип социально-адаптирующей направленности образования. Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения ребенку с ограниченными возможностями самостоятельности и независимости в дальнейшей социальной жизни.

Этиопатогенетический принцип. Для правильного построения коррекционной работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У детей, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие недостатки познавательного и речевого развития различны, соответственно, методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.

Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Для построения коррекционной работы необходимо правильно разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений.

Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Психолого-педагогическая диагностика является важнейшим структурным компонентом педагогического процесса. В ходе комплексного обследования, в котором участвуют различные специалисты ТПМПК (врачи, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели), собираются достоверные сведения о ребенке и формулируется заключение, квалифицирующее состояние ребенка и характер имеющихся недостатков в его развитии.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленностиобразования. Любой момент в образовании ребенка с ОВЗ должен быть направлен на предупреждение и коррекцию нарушений.

Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития.Коррекционная психолого-педагогическая работа с ребенком с ОВЗстроится по принципу «замещающего онтогенеза». При реализации названного принципа следует учитывать положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное развитие происходит в пределах одного периода и касается изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и знаниями. Стадиальное, возрастное развитие заключается в глобальных изменениях детской личности, в перестройке детского сознания, что связано с овладением новым видом деятельности, развитием речи и коммуникации. За счет этого обеспечивается переход на следующий, новый этап развития. Дети с ОВЗнаходятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об окружающем мире. Поэтому программы образовательной и коррекционной работы с одной стороны опираются на возрастные нормативы развития, а с другой - выстраиваются как уровневые программы, ориентирующиеся на исходный уровень развития познавательной деятельности, речи, деятельности детей.

Принцип единства диагностики и коррекции. В процессе диагностической работы с каждым ребенком следует выявить уровень развития по наиболее важным показателям, что позволит определить индивидуальный профиль развития, а также характер и степень выраженности проблем у детей данной дошкольной группы.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости этих типов коррекции приоритетной считается каузальная.

Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение данного принципа не позволяет ограничиваться лишь преодолением актуальных на сегодняшний день трудностей и требует построения ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.

Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании. В рамках ведущей деятельности происходят качественные изменения в психике, которые являются центральными психическими новообразованиями возраста. Предметно-практическая деятельность в системе коррекционно-развивающего воздействия является специфическим средством. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.

Принцип ранней педагогической помощи. Многие сензитивные периоды наиболее благоприятного для формирования определенных психических функций, играющие решающую роль для последующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошкольный возраст. Если в этот период ребенок оказался в условиях эмоциональной и информационной депривации, не получал должных развивающих и стимулирующих воздействий, отставание в психомоторном и речевом развитии может быть весьма значительным. Особенно это касается детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС.

Принцип комплексного применения методов педагогического и психологического воздействия означает использование в процессе коррекционного воспитания и обучения многообразия методов, приемов, средств (методов игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии).

Принцип развития коммуникации, речевой деятельности и языка, как средства, обеспечивающего развитие речи и мышления.

Принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком указывает на признание самоценности личности ребенка, необходимости активного его участия в познавательной и практической деятельности.

Принцип необходимости специального педагогического руководства.Познавательная деятельность ребенка с задержкой психического развития отличается от когнитивной деятельности обычного ребенка, так как имеет качественное своеобразие формирования и протекания, отличается особым содержанием и поэтому нуждается в особой организации и способах ее реализации.

Принцип вариативности коррекционно-развивающего образованияпредполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых его возможностей.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

1.4.Специальные условия организации образовательного процесса для детей с ОВЗ

1.4.1.Особенности организации образовательного процесса

Особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР заключаются в следующем:

  • обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО: развитие и целенаправленная коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной, познавательной и двигательной сфер;
  • обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
  • осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности);
  • щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок;
  • изменение объема и содержания образования, его вариативность; восполнение пробелов в овладении образовательной программой ДОО; вариативность освоения образовательной программы;
  • индивидуально-дифференцированный подход в процессе усвоения образовательной программы;
  • формирование, расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельности;
  • постоянная стимуляция познавательной и речевой активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному окружению;
  • разработка и реализация групповых и индивидуальных программ коррекционной работы; организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с учетом индивидуально-типологических особенностей психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний, представлений, умений и навыков и ориентацией на зону ближайшего развития;
  • изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей познавательной деятельности (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию, так коррекции и компенсации недостатков в развитии);
  • приоритетность целенаправленного педагогического руководства на начальных этапах образовательной и коррекционной работы, формирование предпосылок для постепенного перехода ребенка к самостоятельной деятельности;
  • обеспечение планового мониторинга развития ребенка с целью создания оптимальных образовательных условий с целью своевременной интеграции в общеобразовательную среду;
  • развитие коммуникативной деятельности, формирование средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми и сверстниками, социально одобряемого поведения;
  • целенаправленное развитие предметно-практической, игровой, продуктивной, экспериментальной деятельности и предпосылок к учебной деятельности с ориентацией на формирование их мотивационных, регуляционных, операциональных компонентов;
  • обеспечение взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника; грамотное психолого-педагогическое сопровождение и активизация ее ресурсов для формирования социально активной позиции; оказание родителям (законным представителям) консультативной и методической помощи по вопросам обучения и воспитания ребенка с ЗПР.

Коррекционные задачи:

  • создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
  • создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР;
  • обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
  • целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
  • выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
  • подготовка детей с ЗПР ко второй ступени обучения (начальная школа) с учетом целевых ориентиров ДО и НОО для детей с ЗПР;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР;
  • обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта

(Приложение 5 «Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ»)

Нарушение

Программно-методическое обеспечение

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение

Информационное обеспечение

Задержка психического развития 4-5 лет

+

+

+

+

Задержка психического развития 5-6 лет

+

+

+

+

Задержка психического развития 6 -7 лет

+

+

+

+

1.4.2. Методы и технологии обучения.

Нарушения

Методы

Технологии

ЗПР 4-5 лет

Словесные

Наглядные

Практические

Игровые

Игровые технологии

Здоровье сберегающие

ИКТ технологии

ЗПР 5- 6 лет

Словесные

Наглядные

Практические

Игровые

Игровые технологии

Здоровье сберегающие

ИКТ технологии

ЗПР 6-7 лет

Словесные

Наглядные

Практические

Игровые

Игровые технологии

Здоровье сберегающие

ИКТ технологии

4.3. Рекомендуемые виды нагрузок

Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Возраст детей

4-5лет

ЗПР

5-6 лет

ЗПР

6-7лет

ЗПР

Индивидуальные занятия с ребенком 2 раза в неделю

Продолжительностью – 15 минут

Группа

№4

№4

№4

Образовательная нагрузка в неделю

20 минут

40 минут

60

Продолжительность непосредственной образовательной деятельности

10 минут

20 минут

30 минут

Количество занятий в неделю

2

2

2

Количество занятий  в год

55

55

55

1.5.Коррекционно-педагогические  требования к демонстрационному и раздаточному материалу:

(для детей ЗПР)

Демонстрационный и раздаточный материал должен соответствовать

  1. Экологической безопасности.
  2. Требованиям техники безопасности.
  3. Дидактическим требованиям.
  4. Требованиям эстетического оформления.

Коррекционно– педагогические требования:

  • Предъявленный материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений на карточках, листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме.
  • Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей.
  • Во время занятий традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки.
  • Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы.
  • Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе.
  • Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета).
  • Материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.
  • Материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у ребенка желание играть и заниматься с ними.
  • Материалы и пособия должны быть определенных размеров – более крупные для фронтальных демонстраций и строго дифференцированные для индивидуальных занятий.

1.6. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с ЗПР

Средняя группа(ЗПР, 4-5 лет)

Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца.  Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. Присутствует низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;

неравномерная работоспособность;отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;

выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.

Нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.

Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, структурно нарушенной.

Старшая группа (ЗПР, ЗПР с учетом РАС 5-6 лет)

Недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Дети с ЗПР отличаются пониженной, по сравнению с возрастной нормой, умственной работоспособностью, особенно при усложнении деятельности.

Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма. Двигательные навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений. Недостатки психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухо-моторной координации, произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной организации движений.

Незрелость мыслительных операций. Дети с ЗПР испытывают большие трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, абстрагировании от несущественных признаков, при переключении с одного основания классификации на другой, при обобщении. Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, усваивать обобщающие понятия. При нормальном темпе психического развития старшие дошкольники способны строить простые умозаключения, могут осуществлять мыслительные операции на уровне словесно-логического мышления (его конкретно-понятийных форм). Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) обусловливает бедный запас конкретных знаний, затрудненность процесса обобщения знаний, скудное содержание понятий. У детей с ЗПР часто затруднен анализ и синтез ситуации. Незрелость мыслительных операций, необходимость большего, чем в норме, количества времени для приема и переработки информации, несформированность антиципирующего анализа выражается в неумении предвидеть результаты действий как своих, так и чужих, особенно если при этом задача требует выявления причинно-следственных связей и построения на этой основе программы событий.

Задержанный темп формирования мнестической деятельности, низкая продуктивность и прочность запоминания, особенно на уровне слухоречевой памяти, отрицательно сказывается на усвоении получаемой информации.

Эмоциональная сфера дошкольников с ЗПР подчиняется общим законам развития, имеющим место в раннем онтогенезе. Однако сфера социальных эмоций в условиях стихийного формирования не соответствует потенциальным возрастным возможностям.

Незрелость эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности отрицательно влияет на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР. Дети не всегда соблюдают дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, или, наоборот, отказываются от контакта и сотрудничества. Трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают дружеские отношения со своими сверстниками. Задерживается переход от одной формы общения к другой, более сложной. Отмечается меньшая предрасположенность этих детей к включению в свой опыт социокультурных образцов поведения, тенденция избегать обращения к сложным формам поведения. У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной ЗПР наблюдаются нарушения поведения, проявляющиеся в повышенной аффектации, снижении самоконтроля, наличии патохарактерологических поведенческих реакций.

Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности. У дошкольников с ЗПР недостаточно развиты все структурные компоненты игровой деятельности: снижена игровая мотивация, с трудом формируется игровой замысел, сюжеты игр бедные, примитивные, ролевое поведение неустойчивое, возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом. Содержательная сторона игры обеднена из-за недостаточности знаний и представлений об окружающем мире. Игра не развита как совместная деятельность, дети не умеют строить коллективную игру, почти не пользуются ролевой речью. Они реже используют предметы-заместители, почти не проявляют творчества, чаще предпочитают подвижные игры, свойственные младшему возрасту, при этом затрудняются в соблюдении правил. Отсутствие полноценной игровой деятельности затрудняет формирование внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения, т. о. своевременно не складываются предпосылки для перехода к более сложной - учебной деятельности.

Недоразвитие речи носит системный характер. Особенности речевогоразвития детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в следующем:

  • отставание в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка;
  • низкая речевая активность;
  • бедность, недифференцированность словаря;
  • выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования, словоизменения, синтаксической системы языка;
  • слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного отчета;
  • задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых высказываний;
  • недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности в осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения;
  • недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой;
  • недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста [6; 39].

Для дошкольников с ЗПР характерна неоднородность нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности, что становится особенно заметным к концу дошкольного возраста. В отсутствии своевременной коррекционно-педагогической помощи к моменту поступления в школу дети с ЗПР не достигают необходимого уровня психологической готовности за счет незрелости мыслительных операций и снижения таких характеристик деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль и саморегуляция.

Подготовительная к школе группа (ЗПР, 6-7 лет)

У детей с задержкой психического развития, как правило, нет грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. Основные недостатки общей моторики: низкое качество выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность), замедленность темпа и неритмичность движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы, плохая координация движений частей тела и др. сохраняются. Потребность в двигательной активности проявляют все, а стремление к ее удовлетворению большинство. У большинства детей, посещающих дошкольное отделение, после 5 лет преобладают ситуативно-деловая и ситуативно-познавательная формы общения. К 7-8 годам у многих детей с задержкой психического развития и у отдельных с легкой умственной отсталостью появляется внеситуативно-познавательная форма общения. С 6 лет у всех дошкольников существенно возрастает адекватность эмоциональных реакций и по силе, и по способам выражения. Появляется элементарная способность управлять собственным эмоциональным состоянием. При сохранении индивидуальных различий снижается частота полярных эмоциональных проявлений у детей. Дети начинают проявлять стремление заниматься более продолжительное время чем-то определенным, например, играть с любимыми игрушками, рисовать, конструировать и др. Новая обстановка, новые игрушки начинают вызывать эмоциональные реакции и пробуждают активность. На шестом году жизни при условии воспитания в компенсирующей группе у части детей появляется способность к волевому усилию: при поддержке взрослого они способны проявить терпение и приложить усилие для преодоления трудностей и доведения дела до конца. Существенно обогащаются представления: дети знают относительно большое количество предметов, их функциональное назначения, владеют способами действий с ними и стремятся их познавать и использовать. Несмотря на незначительные нарушения мелкой моторики, дети владеют элементарными навыками рисования карандашом, фломастером. Относительно самостоятельны в элементарном самообслуживании и в быту, владеют элементарными культурно-гигиеническими навыками. К 5 годам, если дети получали коррекционную помощь, достаточно успешно с помощью взрослого решают простые задачи на уровне наглядно-действенного мышления и владеют некоторыми предпосылками наглядно-образного мышления. С помощью взрослого или самостоятельно осознают наличие проблемной ситуации, осуществляют поиск ее решения, способны использовать вспомогательные средства, проявляют интерес, как к результату, так и к процессу решения задачи. Помощь взрослого всегда повышает качество выполнения задачи. К 5 годам дети способны также овладеть элементарным конструированием по подражанию и образцу. К 7 годам в условиях обучения способны конструировать по представлению, хотя выполняют постройки хорошо отработанные на занятиях. Созданные постройки самостоятельно обыгрывают в одиночку или с участием сверстников. После 5 лет в процессе обучения дети начинают активно овладевать рисованием, сначала предметным, декоративным и сюжетным. У них появляется интерес к рисованию и его эмоциональное сопровождение. Дети сами проявляют желание заниматься рисованием. В изобразительной и других видах деятельности ярко проявляется недостаточность зрительно - двигательной координации и сенсомоторной интеграции - невысокое качество выполняемых действий и их результатов

1.7. Особенности осуществления образовательного процесса.

Нарушение

Задача

Результат

ЗПР 4-5 лет

1.Обучение детей работе по вербальному и зрительному образцу

2.Развитие наглядно – образного мышления.

3.Развитие координации движений, содействие пониманию принципа балансировки и установление равновесия.

4.Развитие памяти: аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной, долговременной и ассоциативной.

5. Развитие зрительно-пространственной ориентации.

6.Развитие мелкой моторики руки.

7. Развитие концентрации и распределения внимания.

Сформированность компонента когнитивной сферы

ЗПР 5-6 лет

1.Снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

2.Формирование произвольной регуляции поведения, коммуникации, развитие социальных компетенций и представлений, межличностных отношений.

Сформированность эмоционально - волевой сферы .

ЗПР 6-7 лет

1.Обучение детей работе по вербальному и зрительному образцу

2.Развитие наглядно – образного мышления.

3.Развитие координации движений, содействие пониманию принципа балансировки и установление равновесия.

4.Развитие памяти: аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной, долговременной и ассоциативной.

5. Развитие зрительно-пространственной ориентации.

6.Развитие мелкой моторики руки.

7. Развитие концентрации и распределения внимания

Сформированность компонента когнитивной сферы

1.8. Планируемые результаты освоения Программы

Задержка психического развития

- Сформировано представление о самом себе, овладевают элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе.

- сформировано адекватное восприятие окружающих предметов и явлений.

- овладевают единым процессом познания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно – действенного, наглядно – образного и словесно логического.

- усваивают количественные и качественные отношения между предметами. Сопоставляют предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству.

- развита мелкая моторика, сформировано хватание, выделение каждого пальца, выработана согласованность действий обеих рук, определена ведущая рука.

- дети интересуются игрушками, могут выполнять предметно- игровые действия, играть со сверстниками.

  1. Мониторинг достижений обучающихся.

Наименование

Периодичность

Сроки проведения

Форма проведения.

Задержка  психического развития 4-5 лет

3 раз

Входящая

Промежуточная итоговая

Сентябрь-январь - май

Дидактическая  игра

Вопрос - ответ

Задержка  психического развития 5- 6 лет

3 раза

Входящая

Промежуточная итоговая

Сентябрь-январь - май

Дидактическая  игра

Вопрос - ответ

Задержка  психического развития 6-7 лет

3 раза

Входящая

Промежуточная итоговая

Сентябрь-январь - май

Дидактическая  игра

Вопрос - ответ

Используемый диагностический инструментарий для детей  ЗПР  

4-5 лет, 5 - 6 лет,  6 -7 лет.

Направленность

Использование методик

Автор

Форма проведения.

Средняя группа 4-5 лет

Восприятие.

 «Коробка форм»

А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская.

Индивидуально

Выявления общей осведомленности ребенка

«Покажи и назови»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Восприятие, моторика

«Матрешка» «Разрезные картинки»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Исследование объема образной памяти.

«8 предметов»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Внимание

«Лабиринты», Найди такую же картинку»  

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Мышление

«Найди домик для картинки»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Воображение

«На что похоже»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Старшая группа  5-6 лет

Самооценка.

«Лесенка»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Мышления

«Нелепицы»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Вявление уровня сформированности представлений о временах года.

«Времена года»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Внимание

«Найди такую же картинку»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Память

«10 предметов», 10слов Лурия»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Выявления уровня наглядно – образного мышления.

«Найди семью» -

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Рзвитие наглядно – образного мышления

« Рыбка», «Последовательные картинки»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Выявление сформированностиобразных пространственных представлений у ребенка.

«Рисунок человека»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Подгрупповая,

Выявление уровня развития восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета.

«Разрезные картинки»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Выявление уровня развития воображения

«На что это похоже»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Мелкая моторика

Домик

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Подгрупповая,

Подготовительная к школе группа 6-7 лет

Выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук

 «Вырежи круг»

О.А. Орехова

Индивидуально

Подгрупповая,

Самооценка ребенка

«Лесенка»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Внимание

«Домик»  

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Оценка развития слуховой кратковременной памяти

«10 слов»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Словесно – логическое мышление

«Закончи предложения»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка

« 4-й лишний»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно – следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщение.

«Последовательные картинки»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор

«Найди недостающий»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях

«Рисунок человека

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Выявление сформированности наглядно- образных представлений, способности к воссозданию целого на ёоснове зрительного соотнесения частей.

«Разрезные картинки»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления

« На что это похоже»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Психологическая готовность детей к школе

Психологическая готовность ребенка к школе.

1. Оценка умения вычленять причинно следственные связи в предложении.

2.Кратковременная зрительная память

3. Интуитивный речевой анализ-синтез

4. Речевые аналоги

5. Произвольное владение речью

6. Интуитивный визуальный анализ-синтез.

7. Визуальные аналоги

8. Абстрактное мышление

Ясюкова Л.А

Индивидуально

Школьная мотивация

Беседа о школе

Т. Нежнова

Индивидуально

Определение готовности ребенка к обучению в школе.

Тест Д.Векслера детский вариант

Ю.И. Филимоненко

В.И. Тимофеев

Индивидуально

Диагностики социального развития ребенкака

Диагностика психологического здоровья ребенка

Стимульный материал. Рисунки для девочек, мальчиков.

Тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.

Индивидуально

Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей»

Опросник

А.М. Щетинина

Индивидуально

Изучение характера эмпатии

Проективная методика «Неоконченные рассказы»

Т.П. Гаврилова

Индивидуально

Изучение уровня и характера оценки, сформированности образа «Я» степени осознания своих особенностей

Беседа «Расскажи о себе»

А.М. Щетинина

Индивидуально

Изучение отношения ребенка к себе и другим, особенностей его самопринятия и принятия других

Методика «Два дома»

Индивидуально

Диагностика уровня самооценки, особенностей ее идентификации и оценки детьми других людей.

Методика «Лесенка Щур»

Индивидуально

Карта проявлений активности

Карта наблюдения

А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова.

Индивидуально

Диагностика развития личности ребенка- незащищенность, тревожность, недоверие к себе и тд.

Тест дом, дерево, человек.

Дж. Бак

Индивидуально

Исследование личностных качеств ребенка

Тест «Несуществующее животное»

Дж. Бак

Индивидуально

Оценка сформированности социальных форм поведения ребенка

Карта наблюдений.

А.М. Щетинина, Л.В. Кирс.

Индивидуально

Выявление темперамента у ребенка

Карта наблюдения за темпераментом ребенка (2-3 года)

А.М. Щетинина, Л.В. Кирс.

Индивидуально

Поведение ребенка

Схема наблюдения за поведение ребенка

А.М. Щетинина, Л.В. Кирс.

Индивидуально

Изучение особенностей межличностных отношений

Методика особенностей межличностных отношений ребенка

Р.Жиль

Индивидуально

Диагностика психофизических процессов 4-5 лет для детейзадержкой психического развития.

Внимание

Запомни предметы на картинках

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Внимание

Устойчивость

Тест «Переплетенные линии»

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Внимание

Концентрация

Нахождение в рисунках контура

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Восприятие

Слуховое

Дифференциация звучащих игрушек

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Восприятие зрительное

Покажи цвет, который я назову. Подбери предмет такого же цвета

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Зрительное восприятие

Покажи форму, которую я назову.

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Восприятие времени

Соотнесение события со временем его происшествия.

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Память зрительная

Рассмотри картинки, запомни их расположение

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Память слуховая

Запомни слова

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление

Анализ

«Четвертый лишний»

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление

Синтез

«Разрезная картинка»

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление

Обобщение

Назови одним словом

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Диагностика психофизических процессов 5-6, 6-7 лет для детейзадержкой психического развития

Внимания

Объём

Рассмотри игрушки

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Внимания

Устойчивость

Тест «Переплетенные линии

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Внимания

Концентрация

Нахождение в рисунке контура

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Восприятие слуха

Дифференциация звучащих игрушек

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Зрительное восприятие

Покажи цвет, который я назову. Подбери предмет такого же цвета. Покажи форму которую я назову.

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Восприятие времени

Соотнеси события со временем

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Зрительная память

Запомни

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Слуховая память

Запомни слова

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление Обобщение

Назови, одним словом

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление Сравнение

Каждому узору найди пару

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление Сериация

«Какого цвета»

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление Систематизация

«Выбери»

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Раздел II. Содержательный

  1. Планирование образовательной деятельности.

Наименование

Период проведение занятий

Форма проведения

Задержка психического развития 4-5 лет

Октябрь - апрель

Индивидуально

Задержка психического развития 5-6 лет

Октябрь - апрель

Индивидуально

Задержка психического развития 6-7 лет

Октябрь - апрель

Индивидуально

  1. Содержание коррекционной работы.

Коррекционно  - развивающие занятие

Коррекция

Задержка психического развития 4-5, 5-6,  6-7 лет.

Водная  

Настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.

Основная

Представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса.

Завершающая

Направлена на снижение мышечного напряжения, укрепления сплоченности группы, закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

2.3. Проектная и экспериментальная деятельность.

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования.  Выпускник современного детского сада должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.

Проектной деятельности в ДОУ заключается в такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера.

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой.

Проектная деятельность

Срок    

Проект

    Вид проекта участники

01.11.19 -01.04.20

«Песочная страна- страна чудес»

Долгосрочный

Приложение 4

  1. .Реализация регионального компонента  

Реализация регионального компонента осуществляется по средствам интеграции познавательной области,   организацию   коррекционно – развивающих занятий, вдидактических игр, развивающие игры.

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края.

Воспитание патриотических, духовно-нравственых, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми родного края. Дошкольный возраст-наиолее оптимальный период становления личности,где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение,нацинальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, коорые проявляются на уровне идеалов-любви к малой родине.

Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознананные гуманные чувства к представителям живой и неживой природы, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему занятий, игр, упражнений.

2.5 Организация сотрудничества с семьями воспитанников (законных представителей)

Формы  индивидуальные

 Взаимодействия     подгрупповые

Повышение психологического компонента (законных представителей)

Беседа

Консультация

Семинар – практикум

Консультация

Информационно – наглядная

Памятка

Сайт

Анкетирование

Папки – передвижки

Оформления уголка психолога

Сайт

Вовлечение.

Индивидуальная диагностика

Тренинг

Деловая игра

Семинар

Круглый стол

2.6.  Сетевое взаимодействие (взаимодействие с социумом)

На 2019 – 2020 учебный год планируется взаимодействие:

№ п.п.

Наименование

Формы взаимодействия

Социальный партнер

1

ТПМПК

Мониторинг развития изучение, анализ документации

специалисты

2

Кондиционный совет

Анализ документации

Учителя

3.

Районное методическое объединение

Обмен опыта

Педагоги-психологи других детских садов

4.

СОШ

Изучение документации

Педагоги – психологи средней образовательной школы.

Поликлиника

Изучение личных медицинских карт.

Медсестра

Раздел III .Организационный

3.1.Годовой календарный учебный график на 2019 – 2020 год

Период

Даты

Кол-во дней

Учебный период

с   01.09.2019 г. по 31.05.2020 г.

182

Праздничные дни

04.11. 2019 г.

01.01. - 07.01.2020 г.

23.02. - 24.02.2020 г.

08.03. – 09.03. 2020 г.

01.05. - 04.05.2020 г.

09.05.-12.05.2020 г.

13

Летний оздоровительный период

01.06.2020 – 31.08.2020

65

Продолжительность учебного года (недель/учебных дней)

36 недель и 2 дня/182 дня

3.2 Учебный план

Группа

Всего количество занятий

Коррекционно – развивающие занятия

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Итого за год

Разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

4 - 5 лет

8

8

6

8

8

8

9

55

4 - 5 лет

8

8

6

8

8

8

9

55

5 - 6 лет

8

8

6

8

8

8

9

55

5 - 6 лет

8

8

6

8

8

8

9

55

6 - 7 лет

8

8

6

8

8

8

9

55

275

3.3. Расписание занятий индивидуальных, подгрупповых

Разновозрастная группа компенсирующей направленности №2 «Речесветик»

Разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей ЗПР № 4 «Бусинки».  

в 2019 - 2020 уч. г

День недели

Время занятия

Фамилия, имя ребенка.

Понедельник

08.15 – 08.35 гр. №4

08.45 – 09.00 гр. №4

Вторник

08.15 – 08.35 гр.№4

08.45 – 09.00 гр.№4

10.05 – 10.35 гр.№4

Среда

08.15 – 08.30 гр.№4

08.35 – 08.50 гр.№4

09.45 – 10.05 гр.№2

10.10 – 10.30 гр.№4

10.30 – 11.00 гр №4

Четверг

08.15 – 08.35 гр. №4

08.45 – 09.00 гр. №4

Пятница

08.15 – 08.30 гр.№4

08.35 – 08.50 гр.№4

09.45 – 10.05 гр.№2

10.10 – 10.30 гр.№4

3.4. Организация традиционных событий праздников мероприятий.

Виды мероприятия

Название

Сроки

Ответственный

Интеллектуальная игра

«Умники и умницы»

Февраль

Педагог - психолог

Интеллектуальная игра

«Своя игра»

Ноябрь

Педагог - психолог

Неделя психологии

«Давайте жить дружно»

Апрель

Педагог - психолог

Психологическое шоу – викторина

«Звездный час»

Январь

Педагог - психолог

3.5. Программно – методическое обеспечение

№ п/п

Программы, педагогические технологии

Издательство, год издания

Коррекционно – развивающая работа

В.Л. Шарохина  Коррекционно-развивающие занятия: Младшая средняя группы. –

М.:ООО «Национальный книжный цент»

Н.П. Локалова., Д.ПЛокалова. готовимся к школе занятия по психологическому развитию старших дошкольников.

Методическое пособие. – М.: Генезис, 2015. – 152 с,

Л.И. Катаева Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий.

–М.: Книголюб, 2004. 64 с..

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей. 3- 4 лет: конспекты практичеких занятий.

Центр Владос, 2014.- 160 с

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей. 4- 5 лет: конспекты практичеких занятий.

Центр Владос, 2014.- 160

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей. 5- 6 лет: конспекты практичеких занятий.

Центр Владос, 2014.- 160

Н.Ю. Куражева. Программа психолого- педагогических занятий для дошкольников. Цветик – семицветик»

Диагностическая работа

2.1

Н.Я. Семаго, М.М Семаго Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности.

М.:АРКТИ,2017. 66с.

2.2

Н.Н. Павлова, Л.г. Руденко Экспресс – диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов – психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Для всех возрастных групп.

М.:Генезис, 2016.

2.3

А.А. Карелина психологические тесты.

Центр Владос ,2005 г

2.4

Е.А. Стребелева, Г.А.Мишина. Пихолого – педагогическая диагностика развития детей раннего возраста.

М.:Просвещение

Адаптация детей к доу

3.1

И.В. ЛапинаАдаптация детей при поступлении в детский сад: программа психолого –педагогическое сопровождение, комплексные занятия..

Волгоград: Учитель 2013

3.2

Л.В. Белкина Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Воронеж «Учитель»,2006 г

3.6 Материально – техническое обеспечение.

Оборудование для организации образовательного процесса

№ п.п.

Наименование

Количество, шт.

Стол на колесиках

1

Стул компьютерный

1

Стул детский

7

Доска учебная

1

Компьютер

1

Принтер

1

Компьютерный стол

1

Шкаф книжный

2

Мягкий уголок

1

Полка для игрушек

1

Зеркало

1

Палас

1

Часы

1

Подушка

13

Полочки по игрушки

4

Социально-коммуникативное развитие

№ п.п.

Наименование

Количество

Кукла дидактическая (большая)

1

Пирамида «Радуга» (13 колец)

1

Пирамида «Радуга» (9 колец)

1

Пирамида «Заяц» (5 колец)

1

Пирамида « Радуга» (12 маленьких колец)

1

Дидактическая игрушка «Матрешка» (4 элем)

1

Настольная игра « Развиваем память»

1

Лото «Наряды и аксессуары для девочек»

1

Настольная игра «Дикие животные»

1

Развивающая игра «Мозаика»

1

Настольная игр «Любимые игрушки»

1

Настольная игр «Любимые сказки»

1

Развивающая игра «Найди четвертый лишний»

1

Развивающая игра «История в картинках»

1

Развивающая игра «Вкладыши»

5

Кубики «Мякиши» (6 элемент)

1

Развивающая игра «Кубики» (12 элементов)

2

Развивающая игра «Разрезные картинки»

1

Настольная игра «Геометрия для малышей»

1

Настольная развивающая игра «Что за чем?»

1

Настольная развивающая игра «Цепочки»

1

Развивающая игра «Геометрические вкладыши»

1

Развивающая игра «мисочки» (8 элементов)

1

Развивающая игра «мисочки» (11 элементов)

1

Развивающая игра «мисочки» (7 элементов)

1

Набор геометрический

1

Музыкальный инструмент «Бубен»

1

Музыкальный инструмент «Погремушка»

1

Настольная игра «Рыболов» (15 элементов)

1

Настольная игра «Рыболов» ( 20 элементов)

1

Набор резиновый «Утята»

1

Мягкая игрушка «Мышонок»

1

Мягкая игрушка «Медведь»

1

Развивающая игра «Коробка Форм»

1

Набор  «Фрукты»

1

Набор  «Овощи»

1

Набор «Кондитерский»

1

Набор «Хлебобулочные изделия»

1

Набор «Продукты»

1

Набор «Доктор»

1

Набор «Карандаши цветные» (24 шт)

4

Набор Фломастеров  (24 шт)

2

Набор «Пластилин»  

3

Набор Бархатная бумага

1

Набор Цветная самоклеящаяся  бумага

1

Набор Цветная бумага с волшебным глянцем

1

Учебно - игровое пособие(логические блоки Дьенеша

3

Учебно – игровые пособие (Логико – Малыш)

3