пример индивидуального образовательного маршрута
Предварительный просмотр:
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
- компенсирующей группы;
I. Общие сведения
Дата поступления в образовательную организацию:
Дошкольная группа:
- старшая группа;
Режим пребывания:
- группа полного дня;
Сопровождение тьютора:
- нет;
Заключение и рекомендации ПМПК | Рекомендации для реализации права на образование:
Образовательная программа:
Конкретизация категории ОВЗ:
|
Психолого-педагогическая характеристика |
|
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП для детей с ТНР |
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой, речемыслительной, познавательной, коммуникативной, двигательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы и компенсации нарушений в развитии. |
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)
Материально-технические условия:
- В групповых и других помещениях должно быть достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. В группе должно быть оборудование, инвентарь и материалы для развития общей моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития тонкой моторики.
- Для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.
Архитектурная среда и учебное пространство
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;
- погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);
- музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
- реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).
- компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
Специальное оборудование
Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.
- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
- Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ |
|
Соматическое состояние |
|
Рекомендации специалистов медицинского профиля |
|
Противопоказания |
|
Взаимодействие специалистов ОУ |
|
III. Индивидуальная образовательная программа
Модуль 3.1 Комплексирование программ
3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:
- ПрАООП для детей с ТНР
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : програм.-метод. рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - 2-е изд., стер. - М. : Дрофа , 2010.
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под ред. Чиркиной Г.В. М. (2011).
Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ:
1.2.1. Использование интерактивных программ:
- Игродром для маленького гения (прикладная программа): упражнения на развитие речи, мышления, внимания, памяти.
3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей
Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо
3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Ребенок адаптируется в условиях группы. | адаптация | 2 | 3 | 4 |
Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. | да | 3 | 3 | 3 |
Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми. | частично | 2 | 3 | 4 |
Сам вступает в общение, использует вербальные средства. | да | 3 | 3 | 4 |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. | да | 3 | 3 | 4 |
Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки. | часто нарушает правила поведения в группе и в процессе игры | 1 | 3 | 3 |
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. | частично | 3 | 3 | 3 |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы. | да | 3 | 4 | 4 |
Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. | да | 3 | 4 | 4 |
Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого. | да | 3 | 4 | 4 |
3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. | да | 3 | 4 | 4 |
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. | частично | 2 | 3 | 4 |
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. | да | 3 | 3 | 4 |
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. | да | 3 | 3 | 4 |
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. | да | 3 | 3 | 4 |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. | частично | 2 | 3 | 3 |
Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей. | частично | 2 | 3 | 3 |
Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности. | частично | 2 | 3 | 4 |
Повторяет двустишья и простые потешки. Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого). | да | 2 | 3 | 4 |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. | да | 3 | 3 | 4 |
Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры. | да | 3 | 3 | 3 |
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы. | частично | 2 | 3 | 3 |
Демонстрирует навыки фонематического восприятия (осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам). | частично | 2 | 3 | 3 |
Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой. | да | 3 | 3 | 3 |
3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут. | да | 3 | 4 | 4 |
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя». | иногда путает | 2 | 3 | 4 |
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. | да | 3 | 4 | 4 |
Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд. | да | 3 | 4 | 4 |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры. | да | 3 | 4 | 4 |
Учится считать до 20 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. | да | 3 | 3 | 4 |
Моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств. | да | 3 | 3 | 4 |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер. | да | 3 | 4 | 4 |
Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). | да | 3 | 4 | 5 |
Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования. | частично | 2 | 3 | 4 |
Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. | частично | 2 | 3 | 4 |
3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. | да | 3 | 4 | 5 |
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. | да | 3 | 3 | 4 |
Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. | да | 3 | 3 | 4 |
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. | да | 3 | 4 | 5 |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. | да | 3 | 3 | 4 |
Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. | частично | 2 | 3 | 4 |
Владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах художественно-эстетической деятельности. | частично | 2 | 3 | 4 |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). | да | 3 | 4 | 4 |
С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. | да | 3 | 4 | 4 |
Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством и т.д. | частично | 2 | 3 | 4 |
3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). | да | 3 | 4 | 4 |
Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. | да | 3 | 4 | 4 |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Практически ориентируется и перемещается в пространстве. | да | 3 | 4 | 5 |
Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта. | да | 3 | 4 | 4 |
Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения. | да | 3 | 4 | 4 |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Развита способность к пространственной организации движений. Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений. | частично | 2 | 3 | 4 |
Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | да | 3 | 4 | 4 |
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях старшей дошкольной группы.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» |
|
|
Быстрая истощаемость | Все образовательные области |
|
|
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» |
|
|
Нарушения памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
|
|
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления | ОО «Познавательное развитие» |
|
|
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
|
|
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь |
|
|
| Воспитатели: |
Психологическая помощь |
|
|
| Психолог: |
Логопедическая помощь |
|
|
| Логопед: |
Музыкальные занятия |
|
|
| Музыкальный руководитель: |
Физкультурные занятия |
|
|
| Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК: |
IV. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми |
| В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников |
| В течение года Педагог-психолог, методист |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми |
| В течение года Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе |
| В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля |
V. Мониторинг индивидуального развития
5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» | 3 | 3.6 | |
ОО «Познавательное развитие» | 3 | 3.5 | |
ОО «Речевое развитие» | 3 | 3 | |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | 3 | 3.2 | |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | 3 | 3.4 | |
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования |
Обоснование динамики:
положительная динамика на основе мониторинга индивидуального развития ребёнка.
5.2. Итоговый контроль
"Согласовано"
Методист _________________________ ФИО
Воспитатели: ___________________
Педагог-психолог: ___________________
Специалист коррекционного профиля (логопед): ___________________
С результатами работы за год ознакомлен
Родитель: ___________________