Социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группу кратковременного пребывания
Материал раскрывает особенности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группу кратковременного пребывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots.-psihol._reabilitatsiya_d.-i._i_detey_s_ovz_poseshchayushchih_gkp.docx | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области
ГКУСО ВО «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями и ранней помощи
Выступление на семинаре
Социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группу кратковременного пребывания.
Подготовила:
педагог-психолог
отделения реабилитации
детей с ограниченными
возможностями
и ранней помощи
Вуколова Е.Н.
Ковров, 2021
Отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями и ранней помощи осуществляет комплексную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их семей с целью обеспечения их максимально полной и своевременной адаптации к жизни в обществе.
Цель деятельности педагога-психолога в условиях отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями и ранней помощи – психологическое сопровождение реабилитационного процесса, заключающееся в содействии эффективной адаптации и социальной интеграции детей и подростков с инвалидностью.
Анализ данных о личностных особенностях детей, посещающих отделение реабилитации показывает наличие у большинства из них заниженной самооценки, повышенного уровня личностной тревожности, недостаточного уровня развития коммуникативных умений и навыков.
В целях содействия повышению уровня социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, расширению сети их социальных контактов в отделении реабилитации организовано ежемесячное функционирование групп кратковременного пребывания.
В течение учебного года (ежемесячно) функционирует группа кратковременного пребывания «Огонек», а в течение летнего периода на базе отделения работает реабилитационная группа кратковременного дневного пребывания «Журавлик».
Задачами психолого-педагогической деятельности в рамках функционирования групп кратковременного пребывания, выступают:
- Развитие навыков личностной рефлексии, осознание уникальности и неповторимости собственной личности, повышение уровня самооценки;
- Приобретение детьми навыка адекватного общения, расширение круга социально-значимых связей, повышение уровня социальной компетентности;
- Содействие интеграции детей-инвалидов в общество, обучение навыкам сотрудничества в коллективе и дружеской взаимопомощи;
- Восполнение дефицита эмоционально-насыщенного общения со сверстниками.
В соответствии с поставленными задачами можно выделить три направления деятельности педагога-психолога в работе с детьми, посещающими группу кратковременного пребывания.
1 направление – диагностическое.
Оно предполагает диагностику и оценку изменений эмоционально-личностной и коммуникативной сферы детей и подростков с ограниченными возможностями, посещающих группу кратковременного пребывания.
2 направление – коррекционно-развивающее.
Это направление предполагает коррекцию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей с особенностями в развитии через обучение навыкам личностной рефлексии, развитие саморегуляции, самоконтроля и навыков релаксации, а также развитие коммуникативных умений и социальных навыков.
Результат социально-психологической работы выражается в повышении уровня личной значимости, самооценки, осознании и коррекции своей социальной позиции, развитии навыков социального поведения детей.
3 направление – аналитическое.
Выявляет эффективность мероприятий по социально-психологической реабилитации, проведенных с детьми, посещающими группу кратковременного пребывания; определяет значимость и эффективность данных мероприятий в решении проблем социальной адаптации и интеграции особенных детей.
В рамках диагностического направления с детьми, посещающими группу кратковременного пребывания, проводится диагностика личностных особенностей, уровня самосознания и уровня развития коммуникативных навыков. По итогам курса реабилитации отслеживается динамика изменений эмоционально-личностной сферы у данных детей и подростков с ограниченными возможностями.
Применяются следующие психодиагностические методики:
- Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна);
- Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой);
- Тест «Дерево с человечками»;
- Тест «Умение слушать»;
- Тест «Умение говорить и слушать» (В.Маклени);
- Опросник коммуникативно-организационных способностей КОС – 1;
На основании результатов диагностики корректируются задачи социально-психологической реабилитации применительно к каждому конкретному ребенку с целью достижения лучших результатов личностного развития детей и их способностей к оптимальному взаимодействию с окружающими.
В рамках коррекционно-развивающего направления помощь детям с особенностями предоставляется в различных формах: это могут быть групповые занятия с элементами тренинга на развитие навыков общения, психологические игры, познавательные занятия, игровые викторины, психогимнастические упражнения, релаксационные методики и многое другое.
Ежемесячно в течение 2020 года группы кратковременного пребывания посещали 65 детей-инвалидов в возрасте 7-18 лет, в том числе 32 ребенка-инвалида посещали группы кратковременного дневного пребывания в летний период.
Группы функционировали как в онлайн, так и в офлайн режиме. Педагогом-психологом было организовано и проведено 136 занятий, оказано 195 социально-психологических услуг.
Социально-психологическая реабилитационная работа в группе кратковременного пребывания осуществляется в рамках психологического сопровождения групповых реабилитационных программ, реализуемых в отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями и ранней помощи.
В рамках психологического сопровождения социально-реабилитационной программы «Социокультурная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями» с детьми осуществляется работа по двум направлениям:
- проведение занятий по психологической разгрузке и освоению базовых навыков саморегуляции («Отдых на пляже», «Волшебный магазин», «Судно, на котором я плыву», «Сказочный аутотренинг» и др.).
В течение 2020 года было проведено 13 групповых релаксационных занятий с 32 детьми-инвалидами. В результате занятий у детей снизился уровень психоэмоционального напряжения, улучшились навыки саморегуляции, стабилизировалось эмоциональное состояние.
- проведение командных интеллектуально-познавательных викторин с целью реализации интеллектуального и личностного потенциала детей, посещающих группу кратковременного пребывания («Конкурс актерского мастерства», «Сто к одному», «33 Алфавит», «Гиннес-Шоу», «Звездный небосвод» и др.).
Так, в течение 2020 года с 32 детьми проведено 17 занятий-викторин, направленных на развитие общей эрудиции. Занятия способствовали повышению у детей уверенности в себе и в своих возможностях, укреплению чувства собственной значимости.
В рамках психологического сопровождения программы «Права моего ребенка» с детьми летней реабилитационной группы кратковременного дневного пребывания проводятся занятия по направлению «Правовой всеобуч». Занятия направлены на знакомство подростков с правом человека на уверенность в себе, развитие умения ставить цели в общении и добиваться их.
За 2020 год с 32 детьми-инвалидами, посещавшими летнюю реабилитационную группу кратковременного дневного пребывания «Журавлик», в рамках данного направления было проведено 12 занятий на темы «Общая характеристика межличностного общения», «Техники межличностных коммуникаций. Формы представления личностных потребностей: «Просьба», «Требование», «Отказ», «Цели общения, построение моделей коммуникации. Формирование навыков изменения себя, умение ставить цели и добиваться их. Развитие и личностный рост».
В результате занятий у детей повысился уровень сформированности коммуникативных навыков, навыков личностной рефлексии и саморегуляции, знания о своих правах стали более глубокими и конкретными, сформирована уверенность в себе как гражданине России. Дети приобрели и успешно используют в повседневной жизни навыки уверенного поведения: отстаивание своего мнения, уверенный отказ и другие. В ходе занятий спектр прав, о которых дети имеют представление, расширился и качественно изменился, что подтверждается результатами анкетирования, направленного на выявление результативности занятий по направлению «Правовой всеобуч».
Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, доказавшим свою эффективность.
В работе с детьми группы кратковременного пребывания также используются занятия с использованием интерактивных игровых технологий: развивающе-коррекционные комплексов с видеобиоуправлением «Тимокко», программно-дидактических комплексов «Мерсибо плюс», «Волшебная поляна» и «Страна чудес», установленных на интерактивном сенсорном столе.
Благодаря использованию в занятиях игровых компьютерных упражнений:
- активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого ребенка;
- создается ситуация успеха;
- формируются и развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность);
- формируются условия для самообразования и саморазвития личности каждого ребенка.
Применение данных технологий в работе с детьми группы кратковременного пребывания позволяет сделать акцент на организацию взаимодействия детей по достижению общей игровой цели в паре или подгруппе.
Использование на занятиях интерактивных игр помогает детям с инвалидностью преодолевать трудности в общении, во взаимодействии, в познавательной и двигательной сфере, а также позволяет с воодушевлением и интересом выполнять задание, что делает процесс реабилитации увлекательным и эффективным.
В течение 2020 г. с 39 детьми группы кратковременного пребывания с использованием интерактивных игровых технологий было проведено 100 занятий, в том числе:
- 46 занятий с 19 детьми с использованием комплексов с видеобиоуправлением;
- 54 занятия с 27 детьми с использованием программно-дидактических комплексов, установленных на интерактивном сенсорном столе.
У всех детей прослеживалось повышение мотивации познавательной деятельности, улучшение взаимодействия со сверстниками, развитие навыков сотрудничества при стремлении выполнить игровое задание.
При организации психолого-педагогического процесса игровые информационные технологии используются в работе с учетом принципов здоровьесбережения, недопущения ухудшения состояния здоровья детей.
В период действия ограничительных мер в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19 деятельность летних реабилитационных групп кратковременного пребывания была организована сотрудниками отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями и ранней помощи в форме онлайн-лагеря.
В ходе проведения групповых онлайн-занятий удалось оперативно решить вопросы организации развивающего досуга детей, преодоления социальной изолированности, оказания психологической поддержки и решения актуальных личностных проблем участников онлайн-лагеря.
Несмотря на дистанционный формат занятий, в ходе их проведения удалось организовать тесное сотрудничество ребят, что способствовало освоению новых навыков - навыков онлайн-коммуникации, развитию чувства внутреннего контроля, помогало выразить накопившиеся чувства в социально приемлемой форме.
Также, при содействии Центра реализации проектов «MAX+» образовательной организации ГАУ Владимирской области «Бизнес-инкубатор» с детьми летней реабилитационной группы кратковременного дневного пребывания в июле 2020 года был проведен цикл занятий «Азбука проектной деятельности» по развитию личностного роста, формированию навыков саморегуляции, воспитанию у детей чувств ответственности, самостоятельности и предприимчивости. Занятия помогли детям повысить уровень инициативности, уровень самосознания и ориентации в собственных возможностях.
С первого дня работы онлайн-лагеря к проведению занятий с детьми привлекались студенты из волонтерской группы «Панацея» ГБОУ СПО ВО «Ковровский медицинский колледж им. Е.И. Смирнова». В каждом занятии с элементами тренинга принимали участие по 2-3 волонтера, так как для достижения лучшего ощутимого коррекционного эффекта состав группы для занятий с элементами тренинга должен комплектоваться из детей с различными нарушениями в развитии и обычных детей.
Благодаря участию студентов-волонтеров в занятиях достигался эффект дифференцированности участников группы, гармонизировалась атмосфера занятия, повышался уровень активности детей-с инвалидностью.
Всего, в период действия онлайн-реабилитационных групп было проведено 34 групповых психокоррекционных и развивающих занятия, оказано 45 социально-психологических услуг.
Анализируя результативность социально-психологической реабилитационной работы с детьми группы кратковременного пребывания можно отметить, что:
у 90% детей, с которыми проводились занятия, укрепилось чувство собственной значимости, уникальности и самоценности;
у 80% детей повысился уровень личностной рефлексии;
78% детей приобрели и успешно реализуют в повседневной жизни навыки уверенного поведения;
100% детей получили позитивную поддержку от группы.
Именно в условиях занятий в группе кратковременного пребывания для детей создаются оптимальные условия для социальной адаптации: происходит мягкая коррекция представления о себе, позитивизация «Я-концепции», осознание собственной позиции, возможных социальных ролей и стилей социальной жизни, в результате собственной активности повышается уровень самооценки, улучшается владение коммуникативными навыками, развивается социальная компетентность.
Социальная значимость участия детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания заключается в том, что дети получают возможность оценить свои личностные ресурсы, принять себя такими, какие они есть, и обозначить перспективы своего личностного развития. А это значит, что социально-психологическая реабилитация в условиях группы кратковременного пребывания способствует социальной интеграции и адаптации детей-инвалидов в социуме наиболее эффективно.