Нейропсихологический подход в изучении речевых нарушений
Нейропсихологический подход в изучении речевых нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marasina_e_v_neyropsikhologicheskiy_podkhod_v_izuchenii_rechevykh_narusheniy.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологический подход в изучении речевых нарушений
Количество детей с нарушениями в развитии возрастает, в связи с этим появляются трудности в освоении школьного материала вследствие недоразвития головного мозга и особенностей его развития. Для решения этой проблемы в логопедической работе применяются нейропсихологические методики, направленные на компенсацию поврежденных функций головного мозга.
Нейропсихологический подход дополняет коррекционную программу и вместе с ней реализуется. Нейропсихология позволяет выстроить грамотную стратегию сопровождения, выявить причину нарушения, и оказать помощь в формировании базовых функций для дальнейшего обучения ребенка.
Нейропсихологическая работа включает этапы:
диагностику с обязательным обследованием ребенка и выявлением особенностей его развития;
установку для сотрудничества и мотивации;
коррекцию с правом изменения сроков, объема и содержания программы;
оценку с фиксацией результатов после контрольного нейропсихологического обследования.
Коррекция идет по трем направлениям:
становление базовых высших психических функций;
развитие связей межполушарного взаимодействия и их коррекция; стимулирование развития познавательных функций.
Основным методом в этой работе является метод замещающего онтогенеза. Благодаря этому методу происходит воздействие на сенсомоторный уровень и как следствие – активизация и развитие высших психических функций. Метод способствует полноценному развитию ребенка и имеет стабильный результат. Чтобы развить интеллектуальный уровень вводят кинезиологические упражнения, активизирующие межполушарное взаимодействие и обеспечивающие работу полушарий мозга.
Нейропсихологические методы и приемы дают возможность преодолеть имеющиеся нарушения и способствуют их коррекции. Преодолеваются и корректируются интеллектуальные, речевые, двигательные, поведенческие расстройства, создается база для преодоления психоречевых нарушений и возможность качественной работы логопедов. Недоразвитие речи относится к полиэтиологическому дефекту, который может быть как самостоятельной патологией и как следствие более сложных дефектов, среди которых алалия, дизартрия, ринолалия и др. К чистому дефекту речи относится несформированное звукопроизношение и фонематическое восприятие, ограниченный словарный запас и несовершенный грамматический строй языка. Причинами общего недоразвития речи могут быть: отсутствие правильных условий формирования речи ребенка в семье – дефицит общения, глухие родители, няня-иностранка, плохо владеющая русским языком; речевое недоразвитие детей, воспитывающихся в детских домах; использование разных языков в семье и в детском дошкольном учреждении; неблагоприятные социальные условия. Причины общего недоразвития речи носят биологический и социальный характер. Среди биологических факторов может быть интоксикация матери во время беременности, групповая несовместимость крови матери и плода, патология натального периода, травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др. Стойким вариантом общего недоразвития речи является недоразвитие по причине раннего органического поражениея мозга, к тому же это наиболее сложное поражение. Таким образом, причины, вызывающие речевые нарушения достаточно сложны и многообразны. Типичные проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии и дизартрии. При ринолалии и заикании проявления недоразвития речи встречаются реже.
Специалисты выделяют несколько уровней речевого развития.
Первый уровень речевого развития ограничен речевыми средствами общения. В активном словаре ребенка отмечается небольшое количество слов, причем нечетко произносимых. Есть звукоподражания и звуковые комплексы. Для обозначения предметов ребенок использует один и тот же комплекс, а разницу между ними обозначает интонацией и жестом. Отсутствует дифференцированное обозначение действий и предметов. По сравнению с активным словарем, пассивный несколько шире. Для звуковой стороны речи характерной будет фонетическая неопределенность и нестойкое фонетическое оформление, много дефектных звуков в произношении. Фонематическое развитие имеет зачаточное состояние. Дети с первым уровнем имеют отличительную черту речевого развития – это ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слов. Второй уровень речевого развития ребенка характеризуется большей речевой активностью. Запас общеупотребительных слов пока всё ещё ограничен и искажен. На этом уровне ребенок может использовать местоимения, союзы, простые предлоги. Поскольку во всех компонентах появляется речевая недостаточность, дети используют простые предложения из 2-3 и очень редко 4-х слов. Словарный запас низкий и отстает от возрастной нормы, многие слова ребенок этого уровня не знает – названия одежды, мебели, профессий и др. Не знает названия цвета, форму, размеры предмета и заменяет слова, близкими по смыслу. Довольно большие трудности испытываются при пользовании предложными конструкциями – предлоги могут вообще не употребляться, возможна замена предлога, а союзы и частицы употребляются довольно редко.
На втором уровне существует различение некоторых грамматических форм, за счет которых развивается понимание обращенной речи. Ребенок ориентируется на морфологические элементы, приобретающие смыслоразличительное значение. Часто происходит нарушение звуконаполняемости – переставляются слоги, звуки, например, ромашка, произносится как «морашка», клубника – «кукика» и др.
Ребенок с третьим уровнем речевого развития имеет развернутую фразовую речь, есть элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Для этого уровня характерно недифференцированное произнесение звуков – один звук может одновременно заменять два звука или больше. В разных слогах звук может произноситься по-разному. Трех-четырех-сложные слова ребенок правильно повторяет за логопедом, а в речи может их искажать, сократив количество слогов – например, дети слепили снеговика, будет звучать «дети сипили новика». Преобладающими в активном словаре ребенка этого уровня существительные и глаголы. Ребенок не умеет пользоваться способами словообразования и это создает трудности в использовании вариантов слов. Не всегда ребенок может подобрать однокоренные слова, с помощью суффиксов и приставок образовывать новые слова. Часто название части предмета заменяется названием всего предмета. В свободной речи ребенок использует простые распространенные предложения, без употребления сложных конструкций. На этом уровне у ребенка в значительной степени развивается и приближается к норме понимание обращенной речи.
Всё это говорит о том, что специальная логопедическая работа при использовании приемов нейропсихологии по устранению недостатков звуковой и слоговой структуры слова с разной речевой патологией является актуальной и необходимой.
Нейропсихология с позиций мозговой организации функциональных систем открывает перспективы изучения речевых нарушений. Мозг ребенка имеет те же блоки и зоны, что и взрослый человек, только включаются они постепенно. Активация этих зон мозга произойдет быстрее, если стимулов из внешней среды ребенок будет получать больше. Многие участки головного мозга включаются в функционирование только в детском возрасте. Поскольку мозг ребенка пластичен, поэтому при нарушениях коррекция компенсирует дефекты психического развития, включая речь ребенка.