Изучение мотивации младших школьников в условиях дистанционного обучения
Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, когда выполняются многие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная. Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tuboltseva_a.v._ispravlennaya_1.docx | 116.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование мотивации младших школьников после дистанционного обучения, в сравнении с традиционным обучением
Тубольцева Анна Владимировна, педагог-психолог МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа Поныровского района Курской области»,
anna.tuboltseva@mail.ru
Anna VladimirovnaTuboltseva, teacher-psychologist of tche municipal state educational insti-tution «Ponyrisecondati school» , Ponyri, Kurskregion
Аннотация. Проблема мотивации младшего школьного возраста на мой взгляд играет одну из важнейших ролей в обучении. Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, когда выполняются многие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная. Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация. Мотивация - это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.
Исследование проблемы снижения мотивации после дистанционного обучения доказывает поставленную гипотезу, мотивация младших школьников падает в условиях дистанционного обучения.
Ничто не может заменить живого общения и традиционной системы обучения.
Ключевые слова: мотивация; дистанционное обучение; младший школьный возраст; исследование мотивации.
Annotation. In my opinion The problem of primary school age’s motivation plays one of the most important roles in learning. Primary school age is a special period in the child's life, when a lot of activities are developed, but the educational activity is the leading and the main among them. Motivation is an important condition for the formation of educational activities. Motivation is the ability of a person to fulfill their needs through whatever activity.
The research of reducing motivation’s problem after distance learning proves the hypothesis that the motivation of primary school age’s falls in the conditions of distance learning.
Nothing can displace the lifelike communication and the traditional systems of learning systems.
Keywords: motivation; distance learning; primary school age; the research of motivation.
В прошлом году наш мир столкнулся с пандемией короновирусной инфекции. И для образования встал вопрос как же обучать дальше, без посещения школы. Тогда мы и перешли к новой для нас и наших детей форме обучения – дистанционной. Что же это такое? Дистанционное обучение – это форма получения знаний, в том числе образования, на расстоянии, с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных и интернет-технологий.
Дети закончили учебный год, однако мы заметили понижение мотивов обучения, что также отразилось на качестве образования. Мы предположили, а может на это и повлияло обучение в новом формате, ведь мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности [1, с. 43-44]. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности. Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ученик хочет учиться. Причем учится хорошо, отлично. И это мы наблюдаем каждый год, когда дети приходят в первый класс. Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия [7, с. 3-14].
Мотивация учения в младшем школьном возрасте – одна из центральных проблем современной школы. Учитель на протяжении всего урока развивает мотивацию ребёнка к преподаваемому предмету. На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы, в каком случае он не хочет учиться, а где взрослые, не научили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась [9, с. 54]. Для большинства детей, которые учились на отлично дистанционное обучение вызвало стресс. Дети не могли общаться с учителем по средствам компьютера. Не могли записать себя на видео, не успевали сделать задание, когда стояли временные рамки, для детей со слабым типом нервной системы это ещё один источник стрессовой ситуации. Все это не могло не повлиять на снижение мотивации. Ведь когда ребёнок сталкивается с трудностями, интерес к заданиям теряется, работоспособность снижается. На качество знаний и выполнение заданий от учителя, играло немало важную роль отсутствие технического оснащения детей и учителей.
Также наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся, тем более в условиях удаленного обучения. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу или вышел в сеть, то он должен делать все, что рекомендует учитель и успевать за ним. Однако практика показала, что дети часто не присутствовали на удаленном занятии по ряду причин. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания, плохой оценки и т. д. [9, с. 2]. В этих условиях проблема мотивации приобретает особую значимость, ибо мотивация – одно из важнейших условий успешности или неспешности учения ребенка [9, с. 3].
Именно поэтому наше исследование наиболее актуально именно сейчас, когда обстоятельства заставляют нас приспосабливаться к новым технологиям и методом обучения.
Цель работы – изучить уровень школьной мотивации младшего школьного возраста до и после дистанционного обучения.
Объект исследования – мотивация учащихся начальной школы
Предмет исследования – мотивация
Гипотеза – мотивация младших школьников падает в условиях дистанционного обучения.
На этапе исследования мы выбрали анкету «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. Состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Цель методики – определение школьной мотивации.
Дата проведения первого исследования: октябрь 2019г.
Количество человек: учащиеся со 2 по 4 классы (142 человека)
Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Результаты показали: высокий уровень мотивации имеют35 ученика (28%), хороший уровень мотивации имеют 48 учащихся (30%), положительный уровень мотивации имеют 30 учащихся (20%), низкий уровень – 23 (16%), негативный уровень – 6 (6%). Лучше это можно рассмотреть с помощью диаграммы.
Рис. 1
Дата проведения второго исследования: октябрь 2020 г. После того как дети вышли с дистанционного обучения.
Количество человек: учащиеся со 2 по 4 классы (106 человек).
Методика изучения мотивации не менялась, условия проведения исследования те же.
Результаты показали: высокий уровень мотивации имеют 32 ученика (22%),хороший уровень мотивации имеют 23 учащихся (21%), положительный уровень мотивации имеют 11 учащихся (12%), низкий уровень – 26 (24%), негативный уровень -11 (10%). Рассмотрим это на диаграмме приведённой ниже.
Рис. 2
Если мы проведём сравнительный анализ результатов 2019 г. и результатов 2020 г., то наглядно можем увидеть разницу. Существенно упал хороший и положительный уровень мотивации, возросли низкий и негативный уровни. На рисунке мы также наблюдаем, что существенно снизился и высокий уровень мотивации, что доказывает нашу гипотезу.
Рис. 3
Из полученных нами результатов можно увидеть, что наша, гипотеза, мотивация младших школьников падает в условиях дистанционного обучения, подтверждается. К сожалению, мы видим подъём низкой и негативной мотивации в сравнении с предыдущим годам.
В заключение хочется отметить, что живое общение с одноклассниками и учителями, является положительным фактором для повышения школьной мотивации и развития школьных мотивов, а также для повышения качества знаний умений и навыков. Хочется верить, что дистанционное обучение все же не сможет заменить традиционное.
Литература
- Грей Крайг, Дон Бокум. Психология развития - 9-е издание. – СПб., 2006.- 940 с.
- Гамезо М. В. Общая психология. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 287 с.
- Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1999.
- Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов. – СПб.: Питер Пресс, 2008. - 583 с.
- Маркова А. К., Матис Т. Д., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1990. – 192 с.
- Психология: учеб. для пед. вузов / под ред. Б. А. Сосновского. – М.: Юрайт, 2010. – 660 с.
- Маркеева, А. А. Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении / А. А. Маркеева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5177/ (дата обращения:01.04.2021).
- Мне нравится (1)