Как помочь себе и другу в кризисной ситуации

Цыбулина Татьяна Николаевна

             Практическое занятие с элементами социально-психологического тренинга для обучающихся 10 – 11 классов проводится с целью профилактики. Важно подвести обучающихся к пониманию того, что жизненные невзгоды и кризисы можно и нужно   преодолевать, и находить выход из любой кризисной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_sebe_i_drugu_v_krizisnoy_situatsii.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь себе и другу в кризисной ситуации: практическое занятие с элементами социально-психологического тренинга для обучающихся 10 – 11 классов

Авторы-составители: И.В.Карпочева; Т.Н.Цыбулина, педагог-психолог МБОУ Гимназии №14 им.С.С.Клиповой

Цель:профилактика суицида

Задачи:

  1. подвести обучающихся к пониманию того, что жизненные невзгоды и кризисы можно и нужно преодолевать, и находить выход из любой кризисной ситуации;
  2. методом «мозгового штурма» определить события и обстоятельства, приводящие к кризису; учиться распознавать внешние и внутренние проявления кризиса; находитьспособы преодоления кризиса.

  1. Упражнение «Счет до 10».Работа в парах (цель: создать настрой на работу, тренировать эмпатию). Инструкция: повернитесь друг к другу и начинайте вместе считать: от 1 до 4 вслух, а затем до 10 про себя, при этом не нужно кивать головой или каким-то иным способом сообщать о счете. Важно, вместе произнести «10». Затем поменяйтесь ролями.

Усложним задачу: повернитесь друг к другу спиной и сделайте то же самое.

  1. Упражнение «Зеркало».(Цель: та же, что и в первом упражнении).Инструкция: смотримся в другого человека как в зеркало и повторяем его движения.
  2. Обсуждение упражнений. Вопрос обучающимся: что позволяют понять эти упражнения? (ответы подростков). Выводы: эти упражнения позволяют понять, насколько мы чувствуем другого человека, понимаем и принимаем его, т.е. тренируют нашу эмпатию (вчуствование). (Понятие «эмпатия» записывается на доске).  Это важно, т.к. что бывают такие ситуации в жизни, когда помощь друга или любого другого человека необходима.
  3. Тема сегодняшнего занятия «Как помочь себе и другу в кризисной ситуации».

Вопросы всем участникам:  Что такое кризис? (ответы обучающихся: крах, беспросветная ситуация).

Психолог: кризис – с греческого языка, - перелом,  поворотный пункт, развилка, за которой может последовать либо крах, либо благополучное разрешение.

Никто из нас не застрахован от кризисных ситуаций. Иногда выход из них – неконструктивный – уход из жизни, суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни.

По статистике,  в последние годы число суицидов несовершеннолетних – среди 14 – 18 – летних увеличилось в 80 раз.  20% детей кончают жизнь самоубийством из-за долгов, в том числе и карточных.

  1. Спомощью упражнения «Молекулы» класс объединяется в три подгруппы. Инструкция: «Сейчас вы будете свободно перемещаться по этому пространству. Когда яназову количество атомов в молекуле, например: «Пять», пять человек должны быстро взяться за руки». Упражнение заканчивается, когда в группах получится необходимое для работы количество подростков.
  2. Проводится  «мозговой штурм», каждая группа получает отдельное задание на карточках:

Перваягруппа: определите, какие события могут вызвать у обычного, здорового человека тяжелый кризис. Опишите ситуации и причины.

Втораягруппа: Назовите признаки кризиса, его внешние и внутренние проявления.

Третья группа: Назовите способы принятия решения в кризисной ситуации (конструктивные и деструктивные).

Психолог: распределите роли в группе для более эффективной работы: кто-то пишет, кто-то следит за временем (на работу отводится 5 минут), кто-то готовится представить результаты работы группы, лидер следит за тем, чтобы высказались все, остальные – члены команды. Всю информацию зафиксируйте на листах.

  1. Презентация результатов работы (выступления представителей групп).

Представители первой группы сообщили: к тяжелому кризису могут привести следующие события: семейные обстоятельства (ссора, жестокое обращение, развод родителей); школьные проблемы (оценки, отношения с учителями и одноклассниками); личностные проблемы (неуверенность в себе, потеря цели в жизни); отношения с друзьями (недопонимание, предательство).

Психолог (или другой ведущий)выслушивает членов группы и дополняет ответы:

  • Предал или обидел друг
  • Рассчитывал на симпатию, а столкнулся с насмешкой
  • Ссора с родителями (утрата эмоциональных связей)
  • Жестокость, пьянство, скандалы в семье
  • Подлинные и мнимые недостатки внешности «Синдром Квазимодо»
  • Несчастная любовь
  • Беременность, венерические заболевания
  • Алкогольная и наркотическая зависимость
  • Неудачи в учебе, в частности, во время сдачи ЕГЭ
  • Заниженная самооценка

Это типичные проблемы, которые могут вызвать кризис, но имеют свое конструктивное решение.

Представители второй группы сообщили:внешними признаками кризиса являются: плохое настроение, замкнутость, плаксивость,  чрезмерное потребление пищи или голодание, истеричность, раздражительность, заторможенные реакции; внутренние признаки: печаль, безразличие, самоанализ.

Психолог (или другой ведущий) дополняет ответы:

  • Если твой друг живет в неблагополучной семье
  • Если твой друг страдает от насмешек одноклассников
  • Появление тяги к уединению, отдаление от близких людей
  • Если у твоего друга алкогольная или наркотическая зависимость
  • Преобладают отрицательные эмоции, подавленность и печаль
  • Вспышки беспричинного веселья или гнева
  • Безразличное расставание с ценными вещами или деньгами
  • Утрата интереса к любимым занятиям
  • Стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было
  • Пренебрежение собственным видом, неряшливость
  • Навязчивые мысли об уходе из жизни, шутки, иронические высказывания, либо философские размышления на тему смерти.

Такой человек уязвим для последствий кризиса

Третья группа «Способы принятия решений в кризисной ситуации, как разрешить кризис» предлагает свои наработки: взять себя в руки; посоветоваться с кем-нибудь по поводу данной проблемы; если не удается решить проблему самостоятельно, попросить помощи у других.

Психолог (или другой ведущий) говорит: действительно,  может помочь:

  • Проговаривание, прописывание, проигрывание (излить свою боль, выразить свои переживания)
  • Манифест – эмоциональное выступление с целью привлечь внимание к проблеме
  • Обращение к психологу; телефон доверия,
  • Значимый взрослый, умеющий выслушать
  • «Обесценивание» проблемы,позитивное переосмысление, (предал друг – я узнал, что люди вокруг меня очень разные и расширил свое представление о них)
  • Успех, пусть маленький, но осязаемый в каком-то деле.
  1. Работа в круге «Ради чего стоит жить?» (обучающиеся высказываются, что жить стоит ради друзей, близких и родных людей, ради самой жизни, чтобы совершенствоваться и узнать, что же будет дальше; чтобы многое испытать в жизни и др.)

Психолог сообщает присутствующим следующую  информацию, которая затем будет представлена в уголке класса.

НЕПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ – БЕЗОТВЕСТВЕННОСТЬ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД СОБОЙ. Оно содержит угрозу превратиться уже через 20 – 30 лет в неудачника, человека, угнетенного пессимистическими мыслями, сожалеющего о безвозвратно утраченных возможностях, растерянного, всем недовольного, завистливого, обвиняющего всех и вся, кроме себя. Еще страшнее – потеря смысла жизни, ее перспектив, которые приводят к тяжелым душевным кризисам, а иногда подталкивают к совершению противоестественного – суициду (самоубийству).

Смысл жизни любого человека, кем бы он ни был, связан с неуклонным выполнением обычных, по существу, дел. Это следование цивилизованным принципам жизни, заслуживающим полного общественного признания, уважения и личного удовлетворения:

  • Жить оптимистично, использовать время и возможности жизни ответственно, разумно, цивилизованно
  • Настойчиво стремиться полностью реализовать себя в жизни
  • Обладать высоким уровнем духовности и личными качествами, достойными уважения
  • Жить честно, поступать порядочно, морально, неуклонно следовать духовным ценностям и укреплять их в своем окружении
  • Уважать права, свободы, личное достоинство, интересы других людей, не создавать им проблем своим поведением, жить в мире и согласии
  • Стремиться к материальному благополучию и полному удовлетворению своих потребностей, ни под каким предлогом не отступая при этом от правовых и моральных норм
  • Быть в жизни не потребителем, а созидателем, реализовать себя в делах и их результатах, нужных не только себе, но и другим и получающих их признание
  • Добиваться всего своей инициативой и активностью, личными достоинствами и трудом, настойчиво и терпеливо, проявлять стойкость к жизненным трудностям и неудачам, не теряя надежд и уверенности в успехе
  • Родить и воспитать детей как продолжателей своего дела, способных сделать в своей жизни больше и лучше, чем родители
  • Обеспечить старость своих родителей и уважать их
  • Быть достойным гражданином России, делать все возможное для благополучия ее и народа
  • Беречь свое здоровье и жизнь, отчетливо понимать, что курение, непомерное употребление алкоголя, токсикомания, наркомания и т.п. – это преднамеренное ухудшение здоровья, это, по сути, самоубийство, только растянутое во времени
  1. Жить по совести, не совершать дел, которые вызовут рано или поздно угрызения совести и которых придется стыдиться
  2. Упражнение «Ищем сородича».Каждый участник получает карточку с названием животного: (тигр, собака, кошка). Инструкция: не сообщайте, что у вас написано на карточке, закройте глаза, издавая звук этого животного, найдите друг друга.
  3. Вывод ведущего: Наши крики похожи на наше общение, в котором трудно услышать друг друга. Но знайте, что даже в толпе люди встречаются и находят друг друга, несмотря на трудности. Рядом всегда есть «сородич», близкая душа, способная помочь или протянуть руку помощи.
  4. Рефлексия. Что запомнилось? Что понравилось? Что было полезного?

Список литературы для подростков и юношества

  1. ДиСнайдер Курс выживания для подростков.
  2. Леви В.Л. Искусство быть другим. – М.: Торобоан, 2010.- 384 с.: ил.
  3. Леви В.Л. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника. – М.: Торобоан, 2010.- 384 с.: ил.
  4. Леви В.Л. Куда жить. - М.: Торобоан, 2008.- 384 с.: ил.
  5. Леви В.Л. Не только депрессия: охота за настроением. – М.: Торобоан, 2007. – 352 с.: ил.

Список литературы для родителей

  1. Бердяев Н.О. О самоубийстве. – М., 1992. 
  2. Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М., 2002. 
  3. Медведева И.Я. Книга для трудных родителей. – М., 1994. 
  4. Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая// Воспитание школьника. – 2002. - №3.  

Список литературы для педагогов

  1. Акопян К.З. Самоубийство: проблемы мотивации. Психологический журнал. – 1996. – № 2. – С. 16 – 23.
  2. Конспект родительского собрания по теме: «Подростковый суицид»//http://do.gendocs.ru/docs/index-352531.html
  3. Александрова В. Петля на тонкой шее. Самоубийства среди подростков//Российская газета. – 2001. – С. 31.
  4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1998.
  5. Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Психологические проблемы отношения к смерти у старшеклассников: теоретические и практические аспекты // Журнал практического психолога. – 2000. – №3 – 4. - С.182 – 200.
  6. Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Осознание смысла жизни как средство профилактики суицидального поведения подростков.//Журнал практического психолога. – 2000. - №10 – 11.
  7. Вроно Е.М. За гранью отчаяния//Школьный психолог. – 2000. –№17. С.12 – 13.
  8. Конончук Н.В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. - 1989. - №5.
  9. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феликс, 1997.
  10. Рамазанова Э.Р. Профилактика суицида среди детей и подростков в МОУСОШ №31 (г.Оренбурга)//http://orenschool31.ucoz.ru/index/profilaktika_suicida_sredi_detej_i_podrostkov/0-84