Как помочь себе и другу в кризисной ситуации
Практическое занятие с элементами социально-психологического тренинга для обучающихся 10 – 11 классов проводится с целью профилактики. Важно подвести обучающихся к пониманию того, что жизненные невзгоды и кризисы можно и нужно преодолевать, и находить выход из любой кризисной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_sebe_i_drugu_v_krizisnoy_situatsii.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь себе и другу в кризисной ситуации: практическое занятие с элементами социально-психологического тренинга для обучающихся 10 – 11 классов
Авторы-составители: И.В.Карпочева; Т.Н.Цыбулина, педагог-психолог МБОУ Гимназии №14 им.С.С.Клиповой
Цель:профилактика суицида
Задачи:
- подвести обучающихся к пониманию того, что жизненные невзгоды и кризисы можно и нужно преодолевать, и находить выход из любой кризисной ситуации;
- методом «мозгового штурма» определить события и обстоятельства, приводящие к кризису; учиться распознавать внешние и внутренние проявления кризиса; находитьспособы преодоления кризиса.
- Упражнение «Счет до 10».Работа в парах (цель: создать настрой на работу, тренировать эмпатию). Инструкция: повернитесь друг к другу и начинайте вместе считать: от 1 до 4 вслух, а затем до 10 про себя, при этом не нужно кивать головой или каким-то иным способом сообщать о счете. Важно, вместе произнести «10». Затем поменяйтесь ролями.
Усложним задачу: повернитесь друг к другу спиной и сделайте то же самое.
- Упражнение «Зеркало».(Цель: та же, что и в первом упражнении).Инструкция: смотримся в другого человека как в зеркало и повторяем его движения.
- Обсуждение упражнений. Вопрос обучающимся: что позволяют понять эти упражнения? (ответы подростков). Выводы: эти упражнения позволяют понять, насколько мы чувствуем другого человека, понимаем и принимаем его, т.е. тренируют нашу эмпатию (вчуствование). (Понятие «эмпатия» записывается на доске). Это важно, т.к. что бывают такие ситуации в жизни, когда помощь друга или любого другого человека необходима.
- Тема сегодняшнего занятия «Как помочь себе и другу в кризисной ситуации».
Вопросы всем участникам: Что такое кризис? (ответы обучающихся: крах, беспросветная ситуация).
Психолог: кризис – с греческого языка, - перелом, поворотный пункт, развилка, за которой может последовать либо крах, либо благополучное разрешение.
Никто из нас не застрахован от кризисных ситуаций. Иногда выход из них – неконструктивный – уход из жизни, суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни.
По статистике, в последние годы число суицидов несовершеннолетних – среди 14 – 18 – летних увеличилось в 80 раз. 20% детей кончают жизнь самоубийством из-за долгов, в том числе и карточных.
- Спомощью упражнения «Молекулы» класс объединяется в три подгруппы. Инструкция: «Сейчас вы будете свободно перемещаться по этому пространству. Когда яназову количество атомов в молекуле, например: «Пять», пять человек должны быстро взяться за руки». Упражнение заканчивается, когда в группах получится необходимое для работы количество подростков.
- Проводится «мозговой штурм», каждая группа получает отдельное задание на карточках:
Перваягруппа: определите, какие события могут вызвать у обычного, здорового человека тяжелый кризис. Опишите ситуации и причины.
Втораягруппа: Назовите признаки кризиса, его внешние и внутренние проявления.
Третья группа: Назовите способы принятия решения в кризисной ситуации (конструктивные и деструктивные).
Психолог: распределите роли в группе для более эффективной работы: кто-то пишет, кто-то следит за временем (на работу отводится 5 минут), кто-то готовится представить результаты работы группы, лидер следит за тем, чтобы высказались все, остальные – члены команды. Всю информацию зафиксируйте на листах.
- Презентация результатов работы (выступления представителей групп).
Представители первой группы сообщили: к тяжелому кризису могут привести следующие события: семейные обстоятельства (ссора, жестокое обращение, развод родителей); школьные проблемы (оценки, отношения с учителями и одноклассниками); личностные проблемы (неуверенность в себе, потеря цели в жизни); отношения с друзьями (недопонимание, предательство).
Психолог (или другой ведущий)выслушивает членов группы и дополняет ответы:
- Предал или обидел друг
- Рассчитывал на симпатию, а столкнулся с насмешкой
- Ссора с родителями (утрата эмоциональных связей)
- Жестокость, пьянство, скандалы в семье
- Подлинные и мнимые недостатки внешности «Синдром Квазимодо»
- Несчастная любовь
- Беременность, венерические заболевания
- Алкогольная и наркотическая зависимость
- Неудачи в учебе, в частности, во время сдачи ЕГЭ
- Заниженная самооценка
Это типичные проблемы, которые могут вызвать кризис, но имеют свое конструктивное решение.
Представители второй группы сообщили:внешними признаками кризиса являются: плохое настроение, замкнутость, плаксивость, чрезмерное потребление пищи или голодание, истеричность, раздражительность, заторможенные реакции; внутренние признаки: печаль, безразличие, самоанализ.
Психолог (или другой ведущий) дополняет ответы:
- Если твой друг живет в неблагополучной семье
- Если твой друг страдает от насмешек одноклассников
- Появление тяги к уединению, отдаление от близких людей
- Если у твоего друга алкогольная или наркотическая зависимость
- Преобладают отрицательные эмоции, подавленность и печаль
- Вспышки беспричинного веселья или гнева
- Безразличное расставание с ценными вещами или деньгами
- Утрата интереса к любимым занятиям
- Стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было
- Пренебрежение собственным видом, неряшливость
- Навязчивые мысли об уходе из жизни, шутки, иронические высказывания, либо философские размышления на тему смерти.
Такой человек уязвим для последствий кризиса
Третья группа «Способы принятия решений в кризисной ситуации, как разрешить кризис» предлагает свои наработки: взять себя в руки; посоветоваться с кем-нибудь по поводу данной проблемы; если не удается решить проблему самостоятельно, попросить помощи у других.
Психолог (или другой ведущий) говорит: действительно, может помочь:
- Проговаривание, прописывание, проигрывание (излить свою боль, выразить свои переживания)
- Манифест – эмоциональное выступление с целью привлечь внимание к проблеме
- Обращение к психологу; телефон доверия,
- Значимый взрослый, умеющий выслушать
- «Обесценивание» проблемы,позитивное переосмысление, (предал друг – я узнал, что люди вокруг меня очень разные и расширил свое представление о них)
- Успех, пусть маленький, но осязаемый в каком-то деле.
- Работа в круге «Ради чего стоит жить?» (обучающиеся высказываются, что жить стоит ради друзей, близких и родных людей, ради самой жизни, чтобы совершенствоваться и узнать, что же будет дальше; чтобы многое испытать в жизни и др.)
Психолог сообщает присутствующим следующую информацию, которая затем будет представлена в уголке класса.
НЕПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ – БЕЗОТВЕСТВЕННОСТЬ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД СОБОЙ. Оно содержит угрозу превратиться уже через 20 – 30 лет в неудачника, человека, угнетенного пессимистическими мыслями, сожалеющего о безвозвратно утраченных возможностях, растерянного, всем недовольного, завистливого, обвиняющего всех и вся, кроме себя. Еще страшнее – потеря смысла жизни, ее перспектив, которые приводят к тяжелым душевным кризисам, а иногда подталкивают к совершению противоестественного – суициду (самоубийству).
Смысл жизни любого человека, кем бы он ни был, связан с неуклонным выполнением обычных, по существу, дел. Это следование цивилизованным принципам жизни, заслуживающим полного общественного признания, уважения и личного удовлетворения:
- Жить оптимистично, использовать время и возможности жизни ответственно, разумно, цивилизованно
- Настойчиво стремиться полностью реализовать себя в жизни
- Обладать высоким уровнем духовности и личными качествами, достойными уважения
- Жить честно, поступать порядочно, морально, неуклонно следовать духовным ценностям и укреплять их в своем окружении
- Уважать права, свободы, личное достоинство, интересы других людей, не создавать им проблем своим поведением, жить в мире и согласии
- Стремиться к материальному благополучию и полному удовлетворению своих потребностей, ни под каким предлогом не отступая при этом от правовых и моральных норм
- Быть в жизни не потребителем, а созидателем, реализовать себя в делах и их результатах, нужных не только себе, но и другим и получающих их признание
- Добиваться всего своей инициативой и активностью, личными достоинствами и трудом, настойчиво и терпеливо, проявлять стойкость к жизненным трудностям и неудачам, не теряя надежд и уверенности в успехе
- Родить и воспитать детей как продолжателей своего дела, способных сделать в своей жизни больше и лучше, чем родители
- Обеспечить старость своих родителей и уважать их
- Быть достойным гражданином России, делать все возможное для благополучия ее и народа
- Беречь свое здоровье и жизнь, отчетливо понимать, что курение, непомерное употребление алкоголя, токсикомания, наркомания и т.п. – это преднамеренное ухудшение здоровья, это, по сути, самоубийство, только растянутое во времени
- Жить по совести, не совершать дел, которые вызовут рано или поздно угрызения совести и которых придется стыдиться
- Упражнение «Ищем сородича».Каждый участник получает карточку с названием животного: (тигр, собака, кошка). Инструкция: не сообщайте, что у вас написано на карточке, закройте глаза, издавая звук этого животного, найдите друг друга.
- Вывод ведущего: Наши крики похожи на наше общение, в котором трудно услышать друг друга. Но знайте, что даже в толпе люди встречаются и находят друг друга, несмотря на трудности. Рядом всегда есть «сородич», близкая душа, способная помочь или протянуть руку помощи.
- Рефлексия. Что запомнилось? Что понравилось? Что было полезного?
Список литературы для подростков и юношества
- ДиСнайдер Курс выживания для подростков.
- Леви В.Л. Искусство быть другим. – М.: Торобоан, 2010.- 384 с.: ил.
- Леви В.Л. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника. – М.: Торобоан, 2010.- 384 с.: ил.
- Леви В.Л. Куда жить. - М.: Торобоан, 2008.- 384 с.: ил.
- Леви В.Л. Не только депрессия: охота за настроением. – М.: Торобоан, 2007. – 352 с.: ил.
Список литературы для родителей
- Бердяев Н.О. О самоубийстве. – М., 1992.
- Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М., 2002.
- Медведева И.Я. Книга для трудных родителей. – М., 1994.
- Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая// Воспитание школьника. – 2002. - №3.
Список литературы для педагогов
- Акопян К.З. Самоубийство: проблемы мотивации. Психологический журнал. – 1996. – № 2. – С. 16 – 23.
- Конспект родительского собрания по теме: «Подростковый суицид»//http://do.gendocs.ru/docs/index-352531.html
- Александрова В. Петля на тонкой шее. Самоубийства среди подростков//Российская газета. – 2001. – С. 31.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1998.
- Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Психологические проблемы отношения к смерти у старшеклассников: теоретические и практические аспекты // Журнал практического психолога. – 2000. – №3 – 4. - С.182 – 200.
- Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Осознание смысла жизни как средство профилактики суицидального поведения подростков.//Журнал практического психолога. – 2000. - №10 – 11.
- Вроно Е.М. За гранью отчаяния//Школьный психолог. – 2000. –№17. С.12 – 13.
- Конончук Н.В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. - 1989. - №5.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феликс, 1997.
- Рамазанова Э.Р. Профилактика суицида среди детей и подростков в МОУСОШ №31 (г.Оренбурга)//http://orenschool31.ucoz.ru/index/profilaktika_suicida_sredi_detej_i_podrostkov/0-84
- Мне нравится (1)