«Организационно-педагогические условия реализации проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»

Введение к магистерской диссертации по теме «Организационно-педагогические условия реализации проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Введение24.01 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Согласно Национальному проекту «Образование» перед современной школой стоит несколько главных задач, из них: успешность каждого обучающегося, воспитание гражданина и патриота,  а также формирование конкурентоспособной личности [33].

В основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья -  дифференцированный и системно-деятельностный подходы, согласно которым в образовательной организации должны быть созданы условия для  развития личности обучающегося,  формирования способности к саморазвитию и непрерывному образованию, достижения им личностных, предметных и метапредметных результатов. Ориентируя на необходимость получения обучающимися не только академических знаний, ФГОС  для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет требования  к  формированию жизненных компетенций обучающихся, необходимых для их дальнейшей успешной социализации [63].  

  В значительной степени получению академических знаний, формированию жизненных компетенций отвечает технология проектной деятельности [64; 45].

 В практике работы образовательных организации проектная деятельность является вариативным компонентом учебного плана в части,  формируемой самой образовательной организаций [63].

На протяжении последних десятилетий в педагогической литературе развертываются исследования по изучению условий реализации проектной деятельности в образовательных организациях. Практически все авторы работ   отмечают, что эффективность проектной деятельности определяется,  главным образом,  организационно-педагогическими условиями.

Полат Е. С., Щербакова С. Г., Янушеский В. Н., Сергеев И. С. и др. в своих исследованиях, рассматривающих проектную деятельность как современную педагогическую технологию. Авторы раскрывают основные подходы к определению проектной деятельности,  а также характеристики и принципы данной деятельности. Под проектной деятельностью авторы понимают особую, совместную форму организации деятельности педагога и обучающегося, которая строится на основе совместно разрабатываемого и реализуемого плана решения определенной проблемы [41; 53; 68; 71].

В научно-педагогической литературе под организационно-педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных мер, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование  педагогической системы  [12; 14].  Володин А. А., Бондаренко Н. Г. определяют  организационно-педагогические условия через междисциплинарный подход.

Исследователи отмечают, что проектная деятельность является инновационной технологией. Субъектами проектной деятельности являются педагоги, а также сами обучающиеся, в  том числе, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Готовность педагога  к  использованию данной технологии - одно из организационно-педагогических условий  реализации проектной деятельности [14; 68].  

Несмотря на широкое применение проектной деятельности в современном образовательном процессе, в научно-педагогической и психолого-педагогической литературе исследований об  использовании данной технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья недостаточно. Как правило, представляется  опыт работы педагогов - практиков [39].    

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: проектная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия реализации модели организации проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза исследования заключается в следующем: реализация проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья будет более эффективна при определении организационно-педагогических условий и создании модели организации проектной деятельности.

        Соответственно поставленной цели, объекту, предмету и гипотезе сформированы следующие задачи исследования.

  1. Изучить теоретико-методологические основы организации проектной деятельности.
  2. Определить организационно-педагогические условия реализации проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Провести опытно – экспериментальное  исследование по разработке модели реализации проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Проанализировать результаты исследования.  

Теоретико-методологическая основа исследования:

  • теоретические основы проектной технологии обучения (Д. Дьюи, И. Д. Чечель, Е. С. Полат, К. Н. Поливанова, М. А. Ступницкая);
  • концепция деятельностного подхода Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина;
  • концепция формирования базовых моделей интеграции детей с особыми образовательными потребностями (Н. Н. Малофеев, Л. М. Шипицына).

База и выборка исследования: исследование проводилось Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №30 г. Томска (далее МАОУ СОШ №30 г. Томска). Сроки проведения эксперимента: август 2018 – сентябрь 2019 года. В исследовании приняли участие 14 педагогов школы и 14 обучающихся с ОВЗ 5-х классов.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ научных педагогических, психологических источников по проблеме, обобщение теоретических положений и эмпирических данных;
  • эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, анкетирование, собеседование, тестирование, анализ процесса деятельности, математическая обработка результатов опытно-поисковой работы);

Методики  исследования:

  1. Анкета «Готовность педагогов к участию в инновационной деятельности» (разработаны и апробированы Катербарг Т. О.).
  2. «Анкета выявления способностей к саморазвитию», широко используемых в научной педагогической литературе по организации проектной деятельности (разработаны и апробированы Катербарг Т. О.).
  3. Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности (В. Синявский и Б. А. Федоришин).
  4. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Лусканова Н. Г.).
  5. Анкета «Познавательная самостоятельность обучающихся» (Простакова Н. А.)
  6. Диагностика «Уровень сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся. Коммуникативная компетентность»  (М. Ступницкая) (далее «Диагностика коммуникативной компетенции»).

Научная новизна заключается в следующем:

  • определены  оргпелорганизации проектной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • выявлены и экспериментально проверены организационно - педагогические условия, способствующие эффективной реализации  проектной деятельности в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость. Разработанная модель реализации проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья может быть использована в практике работы образовательных организаций общего и дополнительного образования.  

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Апробация результатов исследования:

1. Башлыкова Е. А. Особенности технологии проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья / Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Образование XXI века. Существующие тенденции и взгляд в будущее» // Преемственность в образовании №22 (06) Москва с. 528-533.

2. Проведение мастер-класса «Особенности составления программы внеурочной деятельности по организации проектной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» для студентов факультета психолого-педагогического и специального образования ТГПУ, 18 октября 2018 г.

3.  Выступление на научно-методическом совете МАОУ СОШ №30 г. Томска по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение реализации проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», 29.08.2019 года.