«Организационно-педагогические условия реализации проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»
Введение к магистерской диссертации по теме «Организационно-педагогические условия реализации проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Введение | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Согласно Национальному проекту «Образование» перед современной школой стоит несколько главных задач, из них: успешность каждого обучающегося, воспитание гражданина и патриота, а также формирование конкурентоспособной личности [33].
В основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - дифференцированный и системно-деятельностный подходы, согласно которым в образовательной организации должны быть созданы условия для развития личности обучающегося, формирования способности к саморазвитию и непрерывному образованию, достижения им личностных, предметных и метапредметных результатов. Ориентируя на необходимость получения обучающимися не только академических знаний, ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет требования к формированию жизненных компетенций обучающихся, необходимых для их дальнейшей успешной социализации [63].
В значительной степени получению академических знаний, формированию жизненных компетенций отвечает технология проектной деятельности [64; 45].
В практике работы образовательных организации проектная деятельность является вариативным компонентом учебного плана в части, формируемой самой образовательной организаций [63].
На протяжении последних десятилетий в педагогической литературе развертываются исследования по изучению условий реализации проектной деятельности в образовательных организациях. Практически все авторы работ отмечают, что эффективность проектной деятельности определяется, главным образом, организационно-педагогическими условиями.
Полат Е. С., Щербакова С. Г., Янушеский В. Н., Сергеев И. С. и др. в своих исследованиях, рассматривающих проектную деятельность как современную педагогическую технологию. Авторы раскрывают основные подходы к определению проектной деятельности, а также характеристики и принципы данной деятельности. Под проектной деятельностью авторы понимают особую, совместную форму организации деятельности педагога и обучающегося, которая строится на основе совместно разрабатываемого и реализуемого плана решения определенной проблемы [41; 53; 68; 71].
В научно-педагогической литературе под организационно-педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных мер, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование педагогической системы [12; 14]. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. определяют организационно-педагогические условия через междисциплинарный подход.
Исследователи отмечают, что проектная деятельность является инновационной технологией. Субъектами проектной деятельности являются педагоги, а также сами обучающиеся, в том числе, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Готовность педагога к использованию данной технологии - одно из организационно-педагогических условий реализации проектной деятельности [14; 68].
Несмотря на широкое применение проектной деятельности в современном образовательном процессе, в научно-педагогической и психолого-педагогической литературе исследований об использовании данной технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья недостаточно. Как правило, представляется опыт работы педагогов - практиков [39].
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: проектная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия реализации модели организации проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования заключается в следующем: реализация проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья будет более эффективна при определении организационно-педагогических условий и создании модели организации проектной деятельности.
Соответственно поставленной цели, объекту, предмету и гипотезе сформированы следующие задачи исследования.
- Изучить теоретико-методологические основы организации проектной деятельности.
- Определить организационно-педагогические условия реализации проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Провести опытно – экспериментальное исследование по разработке модели реализации проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проанализировать результаты исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретические основы проектной технологии обучения (Д. Дьюи, И. Д. Чечель, Е. С. Полат, К. Н. Поливанова, М. А. Ступницкая);
- концепция деятельностного подхода Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина;
- концепция формирования базовых моделей интеграции детей с особыми образовательными потребностями (Н. Н. Малофеев, Л. М. Шипицына).
База и выборка исследования: исследование проводилось Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №30 г. Томска (далее МАОУ СОШ №30 г. Томска). Сроки проведения эксперимента: август 2018 – сентябрь 2019 года. В исследовании приняли участие 14 педагогов школы и 14 обучающихся с ОВЗ 5-х классов.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научных педагогических, психологических источников по проблеме, обобщение теоретических положений и эмпирических данных;
- эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, анкетирование, собеседование, тестирование, анализ процесса деятельности, математическая обработка результатов опытно-поисковой работы);
Методики исследования:
- Анкета «Готовность педагогов к участию в инновационной деятельности» (разработаны и апробированы Катербарг Т. О.).
- «Анкета выявления способностей к саморазвитию», широко используемых в научной педагогической литературе по организации проектной деятельности (разработаны и апробированы Катербарг Т. О.).
- Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности (В. Синявский и Б. А. Федоришин).
- Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Лусканова Н. Г.).
- Анкета «Познавательная самостоятельность обучающихся» (Простакова Н. А.)
- Диагностика «Уровень сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся. Коммуникативная компетентность» (М. Ступницкая) (далее «Диагностика коммуникативной компетенции»).
Научная новизна заключается в следующем:
- определены оргпелорганизации проектной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- выявлены и экспериментально проверены организационно - педагогические условия, способствующие эффективной реализации проектной деятельности в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость. Разработанная модель реализации проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья может быть использована в практике работы образовательных организаций общего и дополнительного образования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Апробация результатов исследования:
1. Башлыкова Е. А. Особенности технологии проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья / Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Образование XXI века. Существующие тенденции и взгляд в будущее» // Преемственность в образовании №22 (06) Москва с. 528-533.
2. Проведение мастер-класса «Особенности составления программы внеурочной деятельности по организации проектной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» для студентов факультета психолого-педагогического и специального образования ТГПУ, 18 октября 2018 г.
3. Выступление на научно-методическом совете МАОУ СОШ №30 г. Томска по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение реализации проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», 29.08.2019 года.