ОТЧЕТ по учебной практике
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Ленинградской области
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
Факультет психологии
Кафедра педагогики и педагогических технологий
ОТЧЕТ
по производственной практике
(педагогическая практика)
Направление 44.03.01- Педагогическое образование
Профиль: Дошкольное образование
Выполнил:
Ковтун Анна Сергеевна
2 курс/группа: 7851
форма обучения: заочная
______________________
Подпись обучающийся
Научный руководитель:
Сабодаш Ольга Александровна,
старший преподаватель
Санкт-Петербург
2020
Введение
Место прохождения практики: МБДОБУ «Детский сад №8»
Адрес: Ленинградская область, город Гатчина, улица Слепнева, дом 15 А
Телефон: +7(81371)7-21-41, +7(81371)7-40-87
Время прохождения практики: с «02» марта 2020 г. по «16» марта 2020г.
Количество недель: 2 недели
Руководитель практики от организации: Зуева Г.П.
Замечания науч. руководителя от университета (по отчету):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«___»______20___г. __________________ (О.А. Сабодаш)
Перечень работ, выполненных в процессе практики
В процессе практики были выполнены следующие виды работ:
- Проведение беседы с детьми и анализ особенностей речи детей
- Наблюдение и анализ НОД разной направленности
- Подбор и проведение игр, упражнений логико-математической направленности
- Подбор и проведение дидактических упражнений на развитие словаря детей.
- Подбор и чтение детям природоведческой литературы.
Задание № 1. Проведение беседы с детьми 2 младшей группы
«Ранняя весна»
Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, выявление у детей знаний о времени года «Весна»
Задачи:
• Формировать знания детей о весне, о ее приметах (тает снег, проталины, капель)
• Формировать знания детей о птицах, растениях, цветах, животных
• Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе
Заучить стихотворение про весну
Алексей Плещеев
Уж тает снег
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
Ход беседы:
Рассматривание сюжетных картинок о весне
Ребята, посмотрите на эту картину «Ранняя весна». Что вы видите?
Что капает с крыш?
Кто вышел на улицу?
Какое у детей настроение?
Кто прилетает к нам из теплых краев? (рассматривание картины «Птицы прилетели») .
А какие птицы прилетают в наш город?
Ребята, посмотрите на эту картину «Весна». Что изменилось?
Ребята, расскажите мне, что происходит с животными в лесу весной? (беседа сопровождается картиной «Животные в лесу»)
Анализ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Наблюдение НОД.
№ | Дата проведения НОД | Группа | Направление | Тема | Краткий отзыв |
03.03.2020 | старшая | познавательно-речевое развитие | «Наша дружная семья» | Во время НОД воспитатель формировал представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Развивал диалогическую речь посредством беседы | |
04.03.2020 | старшая | формирование элементарных математических представлений | «Путешес- твие в страну чисел» | Во время НОД воспитатель способствовал формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. | |
05.03.2020 | средняя | музыкальное развитие | «Зиму провожаем весну встречаем» | Во время НОД у детей воспитывался интерес к музыкальной культуре, русской классике; любовь к природе, бережное отношение к ней. Так же развивалось чувство ритма, выразительность танцевальных и образных движений | |
06.03.2020 | средняя | художественно-эстетическое развитие | «Весеннее дерево» | Во время НОД воспитатель учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей старшей группы. Цель занятия была выполнена: вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционной техникой рисования. |
Подробный анализ НОД по формирование элементарных математических представлений
№ п/п | Критерий анализа | Анализ НОД |
1 | Дата проведения НОД | 04.03.2020 |
2 | Возрастная группа | старшая |
3 | Количество детей | 20 |
4 | Поставленная цель, задачи | Закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формирование умения радоваться, достигая цели. |
5 | Анализ подготовки к НОД (подбор демонстрационного материала, его рациональное размещение, предварительная работа с детьми – беседа, организация наблюдений, игра чтение художественной литературы или др.) | Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. |
6 | Анализ соблюдения санитарно-гигиенических требований: - удовлетворение двигательной активности детей, - смена видов деятельности детей во время проведения НОД, - соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам | Во время проведения НОД воспитатель не забывала, что игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому детям были предложены следующие игры: «Приветствие» в стихотворной форме», «Я дарю тебе свое ...», «Весёлые фигуры». |
7 | Формы организации работы детей в процессе НОД | Групповая. Дети активно включались в процесс. |
8 | Анализ использования педагогом различных приемов работы с детьми (игровых, привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения эмоциональности, активизации самостоятельного мышления детей и др.) | Показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, игровая ситуация, музыкальное сопровождение, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми. |
9 | Анализ деятельности детей (активность, проявление инициативы, сохранение интереса на протяжении НОД, активность слухового внимание, сосредоточенность при выполнении задания и др.) | Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья была организована динамическая пауза «Веселые прыжки», гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательное упражнение, я постоянно следила за посадкой детей. В процессе ООД дети были активны, внимательны, сохранялся интерес. |
10 | Анализ усвоения детьми программного содержания | Заявленная тема полностью соответствовала содержанию НОД поставленные цели и задачи образовательной деятельности были выполнены. |
11 | Оценка деятельности педагога: знание материала, дидактические и другие способности, стиль общения; педагогический такт, творческий подход у организации и проведению НОД | Воспитатель знает материал в полном объёме. Стиль общения; педагогический такт, творческий подход у организации и проведению НОД соответствовал требованиям. |
12 | Общее впечатление выводы | Занятие было познавательным. Поставленные цели и задачи выполнены. |
Задание №3 Проведение игр, упражнений логико-математической направленности.
«Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.
Анализ: Игра «Найди предмет» развивает образное мышление, умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность, находчивость; учить детей описывать предмет, не называя его; воспитывать выдержку.
Геометрическое лото
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).
Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию В. подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
Анализ: «Геометрическое лото» развивает внимания, умения сравнивать, точно определять и подбирать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, а также развивает умение ориентироваться на плоскости
«Широкое - узкое»
Цель: формировать представление «широкое - узкое».
Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.
Анализ: применение развивающих и дидактических игр математического содержания повышало эффективность педагогического процесса и способствовало развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Дети с удовольствием играли во все игры.
Задание №4 Проведение дидактических упражнений на развитие словаря детей.
«Назови игрушку»
Цель игры: формировать у ребёнка умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Материал: игрушки: зайчик, котик, лиса, белочка (или другие игрушки, главное обратить внимание ребёнка на характерные признаки и действия рассматриваемого предмета).
Ход игры: покажите ребёнку 3—4 игрушки, предложите ему назвать их. «Это… (заяц, лиса, утёнок)». Расскажите о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она белая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично опишите другие игрушки, а ребёнок назовёт их.
Анализ: игра «Назови игрушку» формирует у детей умение составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушке, отвечать на вопросы взрослого, а также называть характерные и отличительные черты той или иной игрушки (предмета)
«Накроем стол к чаю»
- Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.
- Связная речь. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды.
- Обобщение. Дать обобщающее понятие «посуда».
Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки
Анализ: игра «Накроем стол к чаю» способствует обогащению словарного запаса детей; формирует умения правильной сервировки стола; развивает культурно-гигиенические навыки.
«Чудесная коробка» транспорт (но можно использовать и другие темы)
- Активизация словаря. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).
- Учить составлять целое из частей.
- Развивать наблюдательность, учить устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать самостоятельные выводы.
Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.
Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей. Для дальнейшего закрепления знаний, предлагается отгадывание загадок о транспорте.
Анализ: игра «Чудесная коробка» способствует обогащению словарного запаса детей; помощью её можно развивать мелкую моторику, совершенствовать тактильные ощущения и восприятия, закреплять различные знания, умения и навыки.
Задание №5 Подбор и чтение природоведческой литературы
- В. Бианки «Лесная газета» - Амфора, 2013
- Сутеев В. В. Цыплёнок и Утёнок. - Малыш, 2017
- Чарушин Е.И. Что за зверь. – Акварель, 2013.
- С.В. Сахарнов Кто в море живет - Мелик-Пашаев, 2012.
- Н. Сладков. Веселый крапивник – Адонис 2016.
- Толстой Л.Н. Лев и собачка. – Стрекоза, 2017.
- Бианки В. В. Снежная книга. – Рипол Классик, 2018
Формы заполнения заданий
Во время прохождения практики я придерживалась индивидуальной формы работы. Она заключалась в:
- Поэтапном ознакомлении с заданием
- Проведение беседы с детьми
- Посещение, наблюдение и анализ НОД
- Проведение игр, упражнений логико-математической направленности
- Проведение дидактических упражнений на развитие словаря детей
- Подбор и чтение детям природоведческой литературы
- Составлении отчета по практике.
- Предоставлении отчета на кафедру.
- В ходе практики мне удалось достичь поставленной цели и решить многие задачи.
Описание практических задач, реализованных во время практики. Должностные инструкции
Цель производственной практики: приобретение педагогического опыта в решении ряда профессиональных задач.
Задачи практики:
- Формировать у будущих специалистов представление о сущности педагогической деятельности преподавателя как непрерывного исследовательского поиска и научно –творческого самовыражения.
- Совершенствовать у обучающихся систему научно-методических знаний и понятийного аппарата в области педагогических дисциплин и частных методик.
- Развивать педагогическое мышление, уметь выделять, анализировать, описывать и прогнозировать психолого-педагогические явления, факты, закономерности на основе понимания сущности педагогических теорий.
- Актуализировать ценностные ориентации в области педагогической науки и практики.
- Формировать навыки коммуникативной культуры и педагогической рефлексии.
Должностные инструкции | Что делали на практике |
Осуществляет воспитательно – образовательную деятельность воспитанников обеспечивая выполнение образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и годовым плановым ДОУ | Наблюдала за НОД, в группе проводила дидактические игры логико- математической направленности и игры на развитие словаря детей |
Планирует и организует разнообразную игровую деятельность, самостоятельная и совместную деятельность детей и взрослых, направленную на освоение основной общеобразовательной программы в соответствии со спецификой дошкольного образования и внутренним регламентом жизнедеятельности группы | Организовывала подбор и чтения детям природоведческой литературы |
Воспитатель должен владеть знанием методик, санитарией и гигиеной, психологию, возрастную физиологию и анатомию, индивидуальные особенности развития личности детей | Посещение занятий коллег, анализирование занятий, помощь при проведении занятий, если такая потребуется. |
Выводы
За время прохождения производственно – педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении мне удалось вникнуть и намного лучше понять специфику общения с детьми дошкольного возраста. Со стороны воспитателей мне оказывалась любая помощь, о какой я бы их не попросила. В процессе прохождения психолого – педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении мне удалось закрепить свои знания, полученные в теории, на практике. Прохождение практики стало для меня полезным и необходимым этапом обучения. Производственно – педагогическая практика показала, что мой выбор профессии оказался правильным.
ХАРАКТЕРИСТИКА
на обучающегося ______курса факультета психологии
ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина»
Ковтун Анна Сергеевна проходил(а) практику в МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» в период с __ по ___ «________» 20__ года.
За время прохождения данного вида практики Ковтун Анна Сергеевна в качестве практиканта были:
- осуществлены разные виды образовательной деятельности в соответствии с ФГОС, а также разнообразные дидактические упражнения с детьми в течение дня.
- получены знания путём организации методической работы с детьми на основе подборов разнообразного интересного материала для образовательной деятельности, изучения воспитательной программы, методической литературы.
- реализованы следующие компетенции:
коммуникативная (взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители, коллеги) осуществлялось на высоком уровне; регулятивная (показала высокий уровень самоконтроля); интеллектуально-педагогическая (применила на практике полученные знания, умения и навыки в реализации образовательной деятельности с детьми).
Следует отметить, Ковтун Анна Сергеевна что в процессе общения с педагогическим коллективом и воспитанниками проявила себя, как ответственный, целеустремленный, наблюдательный, дисциплинированный,
Отличительными чертами Ковтун Анна Сергеевна являются тактичность, организованность, пунктуальность, коммуникабельность, творческая личность.
В целом, считаем, что цели и задачи практики достигнуты, задания выполнены в полном объёме
Руководитель практики от
МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» _______________________ (ФИО)
Дата ____________________