Роль игры в формировании личности ребёнка
В презентации представлен материал, использованный при освещении данной темы на курсах повышения квалификации педагогических работников ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_formirovanii_lichnosti_rebyonka_wecompress.com_.pptx | 496.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новорожденность синтез психосоматического единства (3 нед . - 3,5 мес.) Становление эмоционально-психологической общности взрослого и новорожденного Кризис новорожденности - становление адресного поведения (3,5 мес. - 7 мес.)
Младенчество синтез чувственно-практической достоверности себя в мире (6 мес. - 12 мес.) Становление практического взаимодействия ребенка и взрослого Кризис младенчества - обретение субъектности в действии (11 мес. - 18 мес.)
Раннее детство синтез самости (1 год 3 мес. - 3,0 года) Coорганизованная жизнедеятельность взрослого и ребенка Кризис раннего детства - становление самодействующего субъекта (2,5 года - 3,5 года) Феноменология кризиса трех лет
Дошкольное детство синтез субъекта собственных действий (3,0 года - 6,5 лет) Игра как основа построения новой формы событийности Кризис детства - становление личного поведения (5,5 лет - 7,5 лет) Феноменология кризиса детства
«Нам следует, искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции» (1953,; стр. 173-174)
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
игры исторически возникли как необходимость передачи детям знаний и опыта взрослых, т.е. обучением детей, подготовкой их к самостоятельной жизни. Игровая деятельность оказывает стимулирующее влияние на развитие всех психических процессов – выполняя различные роли, ребенок начинает мыслить представлениями и образами, видеть предмет с разных сторон. В игре развивается творческое воображение ребенка, ставя себя на место других персонажей, он учится вырабатывать собственную линию поведения.
социальное назначение игры: средство передачи «культурных приобретений» подготавливает детей к труду социальна и по своему содержанию овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности
Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Развиваясь, она поднимает ребенка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений.
Этапы развития игры в онтогенезе: отобразительная (до 1 – 1,6 лет): - ознакомительный - отобразительный сюжетно-отобразительная (2 – 3 года) сюжетно-ролевая – высший этап игры дошкольников
Роль игры в воспитании Роль игры в воспитании и её развивающий потенциал поистине огромны. Функции игры: развивающая обучающая воспитательная
Функции игры: 1. эмоционально развивающая функция ; 2. диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты; 3. релаксационная функция - снижается излишнее напряжение; 4. компенсаторная функция - дает человеку то, что ему не хватает; 5. коммуникативная функция - является великолепным средством для общения; 6. функция самореализации - служит средством для достижения желаний и реализации возможностей; 7. социокультурная функция - в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения; 8. терапевтическая функция - может служить средством лечения психических расстройств человека.
Классификация детских игр А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию детских игр: Игры с правилами Творческие игры
Согласно этой классификации игр игры имеют: Готовое содержание Заранее установленную последовательность действий. Цель игр: Решение поставленной задачи Четкое выполнение правил игры.
Активность в творческих играх направлена на выполнение замысла, развитие сюжета игры. Особенность игры: Дети сами выбирают тему игры. Развивают сюжет. Распределяют роли. Подбирают нужные игрушки и атрибуты. Роль взрослого в игре: Побуждает к игре. Тактически руководит игрой. Развивает фантазию детей. Сохраняет самодеятельность детей.
Руководство игрой - совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями Основная цель педагога – последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры каждого ребенка и играющего коллектива в целом.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии, направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, наглядно-действенного и логического мышления . С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к обучению в школе.
Игровая терапия - психотерапевтический - метод, основанный на использовании ролевой игры - как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности Происходит от греч. theraрeia лечение. Форма коммуникационной психотерапии.
В начале 20 - х гг. Я. Морено - предложил осуществлять драматические инсценировки для лечения болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека и назвал новый метод психодрамой . Процедура игровой психотерапии включает в себя выполнение группой специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации - , разыгрывание различных ситуаций. В этом процессе происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность …
Игровая терапия — метод лечебно педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др. В основе различных методик И.т. лежит признание игры влиятельным фактором развития личности.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.