Профилактика суицидального поведения подростков
В презентации представлен материал, использованный в качестве превенции в работе с педагогами области, с целью профилактики суицидального поведения подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_suitsidalnogo_povedeniya_nesovershennoletnih.ppt | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них… ..............................у них – нет будущего. Кажется, что мы и они – из разных миров. Но как велика пропасть между нами, ..............................читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, ..............................чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, ..............................но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать
Статистика Россия находится на первом месте по числу суицидов среди молодежи 14-19 лет. (По данным Всемирной организации здравоохранения). Количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. (По данным государственной статистики). Каждый день 17 детей совершают самоубийство. За последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. (По данным статистики).
Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами.
Особенности подросткового возраста
«Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения - лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны». (Анна Фрейд)
Кризис взросления Максимализм, эгоцентричность, неумение прогнозировать свою жизнь Чрезмерная зависимость от другого человека Кризис идентификации Страх, враждебность
Типы суицидального поведения : Демонстративное поведение Истинный суицид Скрытый суицид Аффективное суицидальное поведение
Мотивы и поводы суицидального поведения Дисгармония в семье . Несформированное понимание смерти. Депрессия. Психическое состояние. Потеря смысла жизни. Влияние СМИ. Бесконтрольное использование подростками интернет-ресурсов. Нарушения общения со сверстниками. Подростковая субкультура. Боязнь наказания или позора. Самоосуждение за неблаговидный поступок Роль образовательных учреждений .
Выявление суицидальных намерений (предупреждающие знаки) Сниженное настроение Нарушение сна, режима питания Злоупотребление алкоголем, наркотиками Саморазрушительное поведение Разговоры о смерти Социальное отчуждение Снижение внимания к себе Резкое изменение состояния Резкое изменение поведения Приведение дел в порядок Разговор об отсутствии смысла жизни, о собственной ненужности, о безысходности ситуации
Факторы, увеличивающие риск Суицидальные попытки в прошлом Годовщины утрат Переживание имеющей место сейчас или ожидаемой потери Алкоголизм Смертельные болезни Психическое заболевание
Общая превенция Раннее выявление. Укрепление психического здоровья. Развитие у несовершеннолетних положительной самооценки и самоуважения. Обучение социальным и другим жизненным навыкам . Поощрение искреннего обмена переживаниями со взрослыми. Создание безопасной обстановки для каждого .
Цель превентивной работы - формирование новых установок по отношению к суицидальному поведению . Необходимо включать подростков в активные сферы жизни, где они могут почувствовать свою востребованность, свою значимость.
Чего не надо делать Не впадать в замешательство и не выглядеть шокированным Не пытаться спорить или отговаривать Не пытаться преуменьшить переживаемую боль Не пытаться улучшить и исправить состояние Не предлагать простых ответов на сложные вопросы Не говорить о том, что другим хуже…. Никогда не обещайте держать план суицида в секрете
При выявлении риска самоубийства В первую очередь, следует установить диалог . Первым шагом в превенции самоубийства всегда является доверительное общение. Диалог должен соответствовать ситуации.
Если совершена суицидальная попытка или самоубийство Суицид оказывает очень сильное влияние на окружающих. Должны существовать специальные инструкции относительно информирования о совершении в школе суицидальной попытки или самоубийства. Тактично, но объективно известить о самоубийстве или суицидальной попытке и проработать переживания, вызванные случившимся событием. После попытки самоубийства большинство жертв нуждается в медицинской помощи . Устранив проблемы физического здоровья, следует приступить к психотерапии.
Профилактика • Снижение факторов риска Усиление личностных ресурсов Улучшение психологической адаптации Повышение осведомленности о причинах развития, способах совладания суицидального поведения. Оптимизация межличностных отношений в школе
Формы и методы работы Тренинги Формирование коллектива Нормализация стиля общения педагогов с учащимися Оптимизация учебной деятельности Вовлечение учащихся в социально-значимые виды деятельности Организация школьного самоуправления Формирование установок на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности
КАК ПОМОЧЬ ? ВЫСЛУШИВАЙТЕ ОБСУЖДАЙТЕ БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ
Как понять, что ребенок решился на самоубийство Словесные признаки Поведенческие признаки. Ситуационные признаки.
К «группе риска» по суициду относятся подростки: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; с затяжным депрессивным состоянием; сверхкритичные к себе подростки; страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней; фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; страдающие от болезней или покинутые окружением подростки; из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей; из семей, в которых были случаи суицидов.
Суицид – это процесс, а не событие. Это не проблема, а попытка разрешить проблему.