Песочная терапия
В презентации представлен материал для ознакомления педагогов с таким АРТ-терапевтическим направлением, как песочная терапия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya_wecompress.com_.pptx | 544.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти двери ведут в бессознательное и скрытые в нем тайны». «Путь по которому должен следовать поток написан на песке».
« Доминанта ребенка – это не только нечто из далёкого прошлого, но и то, что существует сейчас, то есть, это не рудиментный след, а система функционирующая в настоящем… «Ребёнок» прокладывает путь к будущему преображению личности».
Песочная терапия – это дополнение к другим видам терапии: Визуализации Психодрамы Работы с телом и движением Гипноз и т.д. Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции , где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента.
Песочная терапия – один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов .
«Фантазия – мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» (Карл Густав Юнг) Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».
Тест Мира ( World Test) – проективная методика исследования личности. (Шарлотта Бюлер ) Стимульный материал состоит 232 моделей предметов, распределенных по 15 категориям Маргарет Ловенфельд «Техника построения мира» (1929) Г.Уэллс «Игры на полу» (1911) Дора Калфф – « сэндплэй » - создание свободного и защищённого пространства
«Построение мира на песке высвобождает внутреннее бессознательное содержание психики. Оно выплёскивается на поднос, обретя символическую форму в виде гротов и мостов, холмов и рек, людей, животных, мифических существ, драгоценностей в сундуках и закопанных скелетов. Все построенное, «свой мир», человек может охватить одним сюжетом и тогда становится зримым и доступным осознанию то, что было заблокировано на вербальном уровне. Построение открывает возможность уникального доступа и для клиента, и для терапевта в исследование сознательного и бессознательного мира создателя песчаной картины, возможность «увидеть мир в одной песчинке». ( Дора Калфф )
Использование метода Арт-терапия Гештальт-терапия Когнитивно-поведенческая Семейная Психоанализ
Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов
Свойства песка способствуют тактильной стимуляции и отреагированию эмоций, в том числе выражение травматического психологического материала.
Песочная терапия - Это способ общения с миром и самим собой; - Способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития; - Д ает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Что позволяет найти доступ к его внутреннему миру, стимулируя процесс самопознания, естественным методом способствовать исцелению психики.
Песочная терапия развивает способность к самовыражению и творческому восприятию мира. помогает развивать у детей память, внимание и пространственное воображение. способствует развитию следующих навыков: - формирование коммуникативных навыков; - улучшение памяти, внимания, образного мышления; - развитие мелкой моторики рук; - избавление от тревог и страхов. Создавая свой, неповторимый мир на песке с помощью разнообразных фигурок, малыш передает нам все свои фантазии и переживания.
Проблемы: Различные формы нарушений поведения Сложности во взаимоотношениях Психосоматические заболевания Повышенная тревожность, страхи Сложности, связанные с изменениями в семейной и социальных ситуациях неврозы
Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет человеку изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения, выстроить новые взаимоотношения с самим собой и окружающим миром.
Стадии игры с песком: Хаос – «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него Борьба – бессознательный перенос на песочный лист внутренних конфликтов Разрешение конфликта
Этапы психотерапии: Установление доверительных отношений Диагностика расстройств: Ситуативные проблемы Проблемы в семейной системе Когнитивные и поведенческие проблемы Эмоциональные нарушения Нарушения развития и личностные расстройства Биологические отклонения Постановка и достижение психотерапевтических целей Контроль эффективности
Инструкции психологу: Наблюдать, слушать. НЕ прерывать игру конфронтацией, интерпретациями или ассоциациями. Если ребенок разговаривает во время игры, использовать прием уточнения или активного слушания, перефразируя сказанное. Наблюдать за поведением, а также темами. Наблюдать за изменениями в процессе терапии в сюжетах и выборе игрушек. Внимательно следить за собственными реакциями, ощущениями. По мере готовности ребенка осторожно задавать ему вопросы.
Цель: достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения. Задача: соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
Возможности песочной терапии: Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне. Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения. Изменить отношение к себе, своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе. Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения. Как дополнение к другим методам психотерапевтической работы.
Рекомендуется предлагать песочную терапию: Неспособен объяснить словами то, что чувствует или думает клиент; Ограничен в проявлении своих чувств ; Негативный эмоциональный опыт и перегрузка непроработанными эмоциями; Э кзистенциальный или возрастной кризис ; Дисфункциональные семьи; П сихологические травмы (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие, травматические события); П роблемы в принятии решения; Зависимости.
Противопоказания: Дети с СДВГ Эпилепсия и шизофрения Клиент с очень высоким уровнем тревожности Клиент с неврозом навязчивых состояний Аллергия на пыль и мелкие частицы Легочные заболевания Кожные заболевания и порезы на руках
Список литературы: Гранина И.В. Песочная терапия в психотерапии» Екатеринбург 2002 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии» СПб «Речь» 2002 (2010 ) Дора Кальфф «Песочная терапия» была издана в Германии в 1966, затем в Англии в 1971 Киселёва М.В. « Арт-терапия в работе с детьми» СПб «Речь» 2006 Копытин А.И., Свистовская Е.Е. «Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии » СПб «Речь» 2010 Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста» СПб «Речь» 2011 Маргарет Ловенфельд «Игра в детстве» 1935 Мешавкина Т.Ф. «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками» Екатеринбург 2003 Сакович Н.А. «Технология игры в песок. Игры на мосту» СПб «Речь» 2006 (2008) Скавитина А. «Аналитическая игра в песок ( сэндплэй ) – дверь в королевство детства» Москва 2001 Штейнхард Л. « Юнгианская песочная терапия» СПб «Питер» 2001 Юнг К.Г. «Человек и его символы» Москва «Серебряные нити» 2002 Юнг К.Г. «Практика психотерапии» Минск « Харвест » 1998 Эль Г.Н. «Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия» СПб «Речь» 2010
Спасибо за внимание